ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4307/17 от 09.11.2017 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2А-4307/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2017 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Вербицкой Т.А.,

при секретаре Репине А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Токарчука О. А. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании земельного участка, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Токарчук О.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании земельного участка, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что Токарчук О.А., желая оформить право собственности на земельный участок, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, на что получил отказ, в связи с тем, что данный земельный участок расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Красные линии утверждены в составе проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск. Проект внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск утвержден постановлением администрации города Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ. Размещение индивидуального гаража, принадлежащего истцу, не соответствует данному утверждённому проекту. Токарчук О.А. считает отказ неправомерным, просит признать незаконным отказ департамента от ДД.ММ.ГГГГ № Т-10339 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязать административного ответчика издать распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В судебном заседании административный истец Токарчук О.А. заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям, просил требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, надлежаще и своевременно извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания по делу не просил. В материалы дела представлены письменные возражения представителя административного ответчика, согласно которым департамент считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого индивидуальным гаражом, расположенным по адресу: <адрес>. Из представленного заявления следует, что испрашиваемый земельный участок предварительно согласовывается для дальнейшего предоставления в собственность. Согласно сведениям ИСОГД департамента градостроительства администрации города образуемый земельный участок, расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Красные линии утверждены в составе проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск. Проект внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск утвержден Постановлением администрации города Красноярска от 28.04.2017 года № 278. Размещение индивидуального гаража, расположенного по адресу: <адрес>, не соответствует данному утвержденному проекту внесения изменений в проект планировки. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Полагают, что департамент законно и обоснованно отказал административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Просят отказать в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Учитывая надлежащее извещение административного ответчика о времени и месте рассмотрения иска, суд с учетом мнения административного истца, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон в силу ст. 150 КАС РФ.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

На основании ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, согласно которой предоставление земельного участка в собственность осуществляется в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно п.3 ч.1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ и утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ч. 1 ст. 11.10 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 ЗК РФ;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 ст. 39.16 ЗК РФ.

В силу пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п. 2 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 9.1 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи I, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Токарчуку О.А. на праве собственности принадлежит гараж, назначение: нежилое здание, общая площадь 46, 8 кв.м., количество этажей: 1, а также подземных: 1, адрес (местонахождение) объекта: Россия, <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с решением Исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, для проведения проектно-изыскательских работ тресту «Крайремстройбыт» было предварительно согласовано место расположения 30 боксов-гаражей размером 3,2 х 6,0 м по осям каждый на земельном участке площадью до 0, 08 га по <адрес> западнее территории подстанции «Пролетарская» в <адрес>.

Решением Исполнительного комитета железнодорожного районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, в целях более организованного и качественного строительства гаражей-стоянок для индивидуальных владельцев за счет собственных средств общества и согласно решения исполкома городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельного участка в районе по <адрес>» исполком районного Совета народных депутатов решил утвердить правление общества «Оптимист», устав общества.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной председателем ГНП «Оптимист» Ковалевым А.А., Токарчуку О.А. на праве собственности принадлежит одноэтажный кирпичный гараж-бокс с техкомнатой и кирпичным подвалом, расположенный на земельном участке комплекса гаражей по адресу: <адрес> ранее адрес общества: <адрес>, общество «Оптимист».

Под строительство данного гаража-бокса решением исполнительного комитета <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении земельного участка под строительство индивидуального гаража» за бывшим собственником Сорокиным Н.А. (Сорокиной Г.Т.) был закреплен земельный участок по <адрес> в обществе «Оптимист».

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес> на основании решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Сорокина Г.Т. является собственником гаражного бокса <адрес>, общей площадью 46, 80 кв.м., расположенного по адресу: Россия, <адрес>, кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГТокарчук О.А. обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого гаражным боксом, расположенным по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска отказал заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании подпункта 2 пункта 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, подпункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок не соответствует проекту внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 28.04.2017 года № 278.

В соответствии со сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> находится в зоне городской рекреации.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ), утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии со ст. 38 Решения Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 года № В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов", основные виды разрешенного использования зоны городской рекреации (Р-3): земельные участки (территории) общего пользования (код - 12.0); развлечения (код - 4.8), в части размещения объектов капитального строительства, предназначенных для размещения: аттракционов и игровых площадок; спорт (код - 5.1), в части устройства площадок для занятия спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения); коммунальное обслуживание (код - 3.1); обслуживание автотранспорта (код - 4.9), в части размещения стоянок (парковок); обеспечение внутреннего правопорядка (код - 8.3), в части размещения объектов капитального строительства, необходимых для подготовки и поддержания в готовности спасательных служб, в которых существует военизированная служба; гидротехнические сооружения (код - 11.3).

Условно разрешенные виды использования: объекты гаражного назначения (код - 2.7.1), в части размещения подземных гаражей; общественное питание (код - 4.6); культурное развитие (код - 3.6), в части размещения зданий и сооружений для размещения зверинцев, зоопарков, океанариумов; связь (код - 6.8), за исключением антенных полей; религиозное использование (код - 3.7), в части размещения объектов капитального строительства, предназначенных для отправления религиозных обрядов (церкви, соборы, храмы, часовни).

Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельный размер земельного участка с видами разрешенного использования: коммунальное обслуживание (код - 3.1), связь (код - 6.8) - устанавливается согласно пункту 4 статьи 5 настоящих Правил; с иными видами разрешенного использования: минимальный - 0,03 га, максимальный - 117 га; предельные параметры разрешенного строительства, указанные в подпунктах 2 - 4 пункта 1 статьи 5 настоящих Правил, не подлежат установлению; отступ от красной линии до зданий, строений, сооружений при осуществлении строительства - не менее 6 м.

В силу ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Таким образом, в настоящее время на спорном земельном участке находится принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение (гараж), следовательно, земельный участок, расположенный непосредственно под указанным нежилым сооружением, не является и не может являться землями общего пользования. Решение об изъятии либо резервировании данного земельного участка для государственных либо муниципальных нужд на момент рассмотрения дела не принято.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления на основании предложений, в том числе и физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

В силу ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Поскольку Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденные решением Красноярского городского совета от 07.07.2015 года № В-122, приняты и вступили в силу после создания указанного выше сооружения, суд приходит к выводу, что в силу ст. 34 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон, в которых расположены нежилые сооружения, принадлежащие истцу при утверждении правил землепользования и застройки должны были определяться органами местного самоуправления с учетом наличия в указанных зонах объектов недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, и наличия у истца предоставленного ему законом исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого данным объектом.

По смыслу ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право истца на предоставление в собственность земельного участка занимаемого сооружением не может быть ограничено в результате утверждения органами местного самоуправления правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск с нарушением требований ст. 34 Градостроительного кодекса РФ без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Каких-либо доказательств того, что спорный земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также в составе земель с особыми условиями, связанными с охраной объектов культурного наследия, изъяты из оборота или ограничены в обороте, имеется договор застройки на указанные земельные участки, либо спорный земельный участок предназначен для федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, суду не представлено.

Каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, доказательств обратного административным ответчиком не представлено, там расположен только гаражный бокс, который находится в собственности истца. При этом площадь и границы земельного участка определены с учетом расположения на нем указанного объекта недвижимости.

Исходя из содержания частей 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, спорный земельный участок не относятся к земельным участкам, изъятым из оборота либо ограниченным в обороте.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств нахождения на спорном земельном участке объектов, которые свидетельствовали бы об отнесении данного участка к земельным участкам общего пользования, а также то обстоятельство, что данный земельный участок не изъят из оборота, и не зарезервирован в установленном законном порядке, учитывая, что право собственности на нежилое помещение возникло до утверждения проекта планировки улично-дорожной сети территории общественного пользования городского округа город Красноярск, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для отказа административному истцу Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в согласовании предоставления земельного участка и признает указанный отказ незаконным.

Учитывая, что единственным основанием для отказа Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предварительном согласовании предоставления в собственность истцу земельного участка по адресу: <адрес>, указано, что размещение объекта недвижимости (гаражного бокса) не соответствует проекту внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, суд, устраняя допущенное нарушение права в соответствии с ч. 2, 3 ст. 227 КАС РФ, считает возможным возложить на административного ответчика обязанность предварительно согласовать Токарчуку О.А. предоставление земельного участка, общей площадью 23, 0 кв.м., занимаемого гаражным боксом , расположенным по адресу: <адрес> утвердив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд считает возможным установить срок исполнения решения суда – в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, поскольку административный ответчик не представил доказательства, подтверждающие необходимость дополнительного временного срока для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 – 178, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Токарчука О. А. удовлетворить.

Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска предварительно согласовать Токарчуку О. А. предоставление земельного участка, общей площадью 23, 0 кв.м., занимаемого гаражным боксом , расположенным по адресу: <адрес> утвердив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца после изготовления его в окончательной форме, с 13.11.2017 года.

Судья Т.А. Вербицкая