ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-430/17 от 10.04.2017 Великоустюгского районного суда (Вологодская область)

??? 2а-430/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Великий Устюг 10 апреля 2017 года

Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Нагаевой Н.Н.,

при секретаре Подосеновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Великоустюгского муниципального района об оспаривании отказа администрации Великоустюгского муниципального района в выдаче разрешения на строительство жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Великоустюгского муниципального района об оспаривании отказа администрации Великоустюгского муниципального района в выдаче разрешения на строительство жилого дома.

В обоснование иска указала, что на основании договора купли-продажи от 15 сентября 2015 года ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 900 кв.метров, расположенный по адресу: .... Указанный земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости, и согласно сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости, относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Каких-либо ограничений (обременении) права собственности на данный земельный участок не зарегистрировано. Данный земельный участок изначально приобретался с целью построить жилой дом для проживания их семьи. В декабре 2016 года она обратилась в администрацию Великоустюгского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке. Письмом администрации Великоустюгского муниципального района № 01-121/4278/16 от 30.12.2016 г. она была извещена об отказе в выдаче разрешения на строительство по мотиву того, что земельный участок расположен в зоне возможного подтопления паводковыми водами (1% обеспеченности согласно Генеральному плану сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района). Полагает, что отказ в выдаче разрешения на строительство противоречит по указанному мотиву нормам действующего законодательства. В данном случае нет никаких данных о том, что принадлежащий ей земельный участок находится в зоне возможного катастрофического затопления, кроме того в 2016 году проводились мероприятия по углублению русла рек Сухона и Малая Северная Двина в районе г.Великий Устюг. Со своей стороны она готова принять все необходимые меры при строительстве своего дома для предотвращения негативного воздействия паводковых вод. Просит признать незаконным отказ администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области в выдаче ей разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером площадью 900 кв.метров, относящемся к землям населенных пунктов, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном по адресу: ...

Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в иске.

Представитель административного ответчика администрации Великоустюгского муниципального района ФИО2 считает заявленные исковые требования необоснованными, отказ в выдаче разрешения на строительство правомерным. Пояснила, что земельный участок, расположенный по адресу: ... с кадастровым номером площадью 900 кв.метров расположен в зоне, подверженной затоплению 1% паводком согласно генеральному плану сельского поселения Юдинское. Кроме того, согласно протоколу от 24 мая 2016 года рабочего совещания Губернатора ФИО3 с оперативной группой Правительства Вологодской области и администрацией Великоустюгского муниципального района Главам муниципальных образований области запрещено выдавать разрешение на строительство в затопляемых территориях и поймах рек. Строительство индивидуального жилого дома на данном участке запрещено истцу в целях предотвращения последствий возможного паводка, несмотря на проведенные защитные мероприятия в виде дноуглубительных работ. Полагает, что данным отказом права истца не нарушены, она может использовать участок для ведения личного подсобного хозяйства. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Изучив материалы дела, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебном заседании установлено, что основании договора купли-продажи от 15 сентября 2015 года ФИО1 приобрела в собственность земельный участок с кадастровым номером площадью 900 кв.метров, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18 сентября 2015 года.

26 декабря 2016 года ФИО1 обратилась в администрацию Великоустюгского муниципального района с заявлением о выдаче ей разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.

Письмом главы администрации Великоустюгского муниципального района № 01-121/4278/16 от 30 декабря 2016 года ФИО1. было отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома, так как земельный участок с кадастровым номером , расположен в зоне возможного подтопления паводковыми водами (1% обеспеченности согласно Генеральному плану сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района).

В соответствии с ч.1 ст.67.1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.2 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации следует, что размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

Исходя из буквального толкование части 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, в ней не содержится безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых в силу части 5 указанной нормы возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществившее строительство жилого дома.

Согласно ч.4 ст.67.1 Водного кодекса РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления, в соответствии с пунктом 3 которых границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве».

В соответствии с п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» (вместе с «Правилами определения границ зон затопления, подтопления») зоны затопления определяются в отношении территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет), территорий, прилегающих к естественным водоемам, затапливаемых при уровнях воды однопроцентной обеспеченности.

В силу пункта 5 данных Правил определения границ зон затопления зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. Кроме того, определение границ зон затопления, подтопления оформляется путем проставления отметки об утверждении карты (плана), которая заверяется печатью и подписью уполномоченного должностного лица Федерального агентства водных ресурсов.

Согласно п. 2.1.4 Постановления Правительства Вологодской области от 12 мая 2009 г. № 750 «Об утверждении Схемы территориального планирования Вологодской области» (с изменениями и дополнениями), предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий определяется в соответствии с федеральным законом РФ от 21 октября 2013 года № 282-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ», основные сооружения и мероприятия инженерной защиты от подтопления и затопления определяются в соответствии с СП 116.13330.2012 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения - Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003».

Согласно п.9.3 Строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78, не допускается размещение зданий и сооружений в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин или дамб (зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий).

Таким образом, запрет на строительство зданий и сооружений установлен в отношении земельных участков, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления, в отношении иных территорий подтопления возможность строительства связана с проведением специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.

Такие мероприятия, связанные с углублением русла реки Сухона и Малая Серная Двина, в районе г.В-Устюг в 2016 году проводились. Помимо этого, и самим застройщиком, заинтересованным в сохранности своего имущества, возможно проведением мероприятий, связанных с возведением фундамента здания, защищенного от негативного воздействия вод, и высотой цоколя здания выше уровня возможного подтопления.

Помимо этого, материалы по определению границ зон затопления, подтопления по Великоустюгскому муниципальному району Вологодской области уполномоченным органом – Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области в Федеральное агентство водных ресурсов и территориальный орган – Двинско-Печорское бассейновое водное управление не представлялись, данные границы Федеральным агентством водных ресурсов не определялись, сведения о границах данных зон в государственный кадастр недвижимости не вносились, а потому границы данной зоны в г.Великий Устюг и Великоустюгском районе не могут считаться определенными.

Земельный участок с кадастровым номером , категории земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 900 кв. м., расположенный по адресу: ..., принадлежащего ФИО1 на праве собственности, в зоне возможного катастрофического затопления не находится.

Следовательно, отказ администрации Великоустюгского муниципального района от 30 декабря 2016 года в выдаче ФИО1 разрешения на строительство жилого дома на вышеуказанном земельном участке является незаконным.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Великоустюгского муниципального района об оспаривании отказа администрации Великоустюгского муниципального района от 30 декабря 2016 года в выдаче разрешения на строительство жилого дома удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Великоустюгского муниципального района от 30 декабря 2016 в выдаче ФИО1 разрешения на строительство жилого дома на земельном участке категории земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 900 кв. метра, по адресу: ..., с кадастровым номером .

Обязать администрацию Великоустюгского муниципального района Вологодской области устранить препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов ФИО1 в течение месяца со дня вступления данного решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в месячный срок с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья: Н.Н.Нагаева

С П Р А В К А

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 09 июня 2017 года абзац третий резолютивной части решения Великоустюгского районного суда Вологодской области от 10.04.2017 года изложен в следующей редакции:

«Обязать администрацию Великоустюгского муниципального района Вологодской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов ФИО1 путем повторного рассмотрения ее заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу в течение 10 дней с момента его исполнения».

В остальной части решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 10.04.2017 года оставлено без изменения, и вступило в законную силу 09 июня 2017 года.

Секретарь суда – С.Н.Коморникова