ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-430/18 от 28.06.2018 Калачинского городского суда (Омская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2018 года г. Калачинск

Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В., при секретаре Саволайнен Л.И., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 2а – 430/2018 по административному исковому заявлению Калачинского межрайонного прокурора в интересах Баёвой ФИО7 к Министерству труда и социального развития Омской области об обязании включить в сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, суд

УСТАНОВИЛ:

В Калачинский городской суд обратился с вышеназванным административным исковым заявлением Калачинский межрайонный прокурор в интересах вдовы ветерана ВОВ, труженика тыла Баевой ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. к Министерству труда и социального развития Омской области, в котором указал, что в прокуратуру обратилась вдова ветерана Великой Отечественной войны, труженик тыла Баёва ФИО9 с жалобой об отказе Министерства труда и социального развития Омской области во включении в сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, Баёва Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировала брак с Баёвым Н.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., принимавшим участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны в период с июля 1944 года по май 1945 года в составе 1101 стрелкового полка, входившего в состав действующей армии, Баёв Н.И. имел право на льготы и преимущества, установленные для участников Великой Отечественной войны, ДД.ММ.ГГГГ года Баёв Н.И. умер, его вдова Баёва Н.Г. является получателем льгот и преимуществ, установленных для жен погибших (умерших) военнослужащих, с 31.01.2006 по настоящее время Баёва Н.Г. зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 25, 2 кв.м., которая принадлежит ее сыну Баёву Н.Н., согласно акта обследования от 17.05.2018 Госжилинспекции Омской области квартира признана непригодной для проживания, постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области от 29.11.2017 № 183-п Баёва Н.Г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с 15.11.2017 года, постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области от 15.12.2017 № 202-п Баёва Н.Г. включена в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», претендующих на получение единовременной денежной выплаты на покупку жилого помещения, из ответа Министерства труда и социального развития Омской области от 05.02.2018 № ИСХ-18/МТСР-1680 следует, что Баёвой Н.Г. отказано во включении в указанный сводный список, полагали отказ противоречащим закону, решение о включении претендующих лиц в указанный список относится к компетенции органов местного самоуправления, просили признать незаконным отказ Министерства труда и социального развития Омской области по включению в сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в отношении вдовы участника Великой Отечественной войны Баёвой ФИО10 и обязать Министерство труда и социального развития Омской области включить вдову участника Великой Отечественной войны Баёву ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку с. <адрес>, в сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны с 15.12.2017 года.

Определением от 18.06.2018 года в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства и жилищно – коммунального комплекса по Омской области.

В судебном заседании прокурор Гришаева А.В. уточнила требования административного искового заявления, пояснила, что факт невключения Баевой Н.Г. в Сводный список подтверждается письмом Министерства труда и социального развития Омской области, направленным 05.02.2018 года в адрес первого заместителя главы Калачинского муниципального района Омской области, действующее региональное законодательство не предусматривает принятие Министерством труда и социального развития Омской области решения о включении либо об отказе во включении в Сводный список граждан, фактически такой документ административным ответчиком не выносился, при этом до настоящего времени Баева Н.Г. не включена в сводный список, просила обязать Министерство труда и социального развития Омской области включить вдову участника Великой Отечественной войны Баёву ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес>, в сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны с 15.11.2017 года

Административный истец Баева Н.Г., представитель заинтересованного лица Министерство строительства и жилищно – коммунального комплекса по Омской области, в судебное заседание не явились, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения административного дела, не просили об отложении рассмотрения, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц и представителей.

Представитель административного ответчика Министерства труда и социального развития Омской области Никонова А.С, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что обеспечение членов семей участников Великой Отечественной войны осуществляется один раз в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору, решения о включении либо об отказе во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат принимаются органами местного самоуправления, Минтруд ежегодно формирует сводный список граждан и представляет их в Минстрой, который формирует отдельно список граждан, претендующих на получение выплаты в текущем финансовом году, необходимым условием реализации права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями (социальную выплату) является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, в сводный список включаются граждане, претендующие на получение выплат, если указанные лица имеют основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, по мнению ответчика при принятии Баёву Н.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении органом местного самоуправления не учтены требования части 2 статьи 51 ЖК РФ, о чем указано в письме от 5 февраля 2018 года № ИСХ-18/МТСР-1680, решение об отказе во включении в сводный список административным ответчиком не принималось, просила отказать Баёвой Н.Г. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Администрации Калачинского муниципального района Прошивалко Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, суду пояснил, что не оспаривая обстоятельства на которые ссылался прокурор как на основания своих требований, указал, что постановлением № 202-п от 15.12.2017 года Баёва Н.Г. была включена в список ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О ветеранах», претендующих на получение единовременной денежной выплаты на покупку жилого помещения и поставлена на учет 15.11.2017 года, в собственности жилья у Баёвой Н.Г. нет, её сын Баёв Н.Н. проживает отдельно, членом семьи не является, вместе они не проживали, постановление главы никем не оспаривалось, незаконным не признавалось.

Выслушав участников судебного рассмотрения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в Прокуратуру Омской области обратилась вдова ветерана Великой Отечественной войны, труженик тыла Баёва ФИО13 с жалобой об отказе Министерства труда и социального развития Омской области во включении в сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (л.д.6).

Баёва ФИО14 родилась ДД.ММ.ГГГГ в с. <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года вступила в зарегистрированный брак с Баёвым ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.14 оборот).

Согласно информации военного комиссариата г. Калачинск, Калачинского, Кормиловского и Оконешниковского районов Омской области Баёв ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ г.р., принимал участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны в период с июля 1944 года по май 1945 года в составе 1101 стрелкового полка, входившего в состав действующей армии (л.д.22).

В соответствии с удостоверением серии Г № 706503 Баёв Н.И. имел право на льготы и преимущества, установленные для участников Великой Отечественной войны ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.21).

ДД.ММ.ГГГГ года Баёв Н.И. умер, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.14).

Баёва ФИО17 в соответствии с удостоверением серии В № 289593 является получателем льгот и преимуществ, установленных для жен погибших военнослужащих, на основании удостоверения серия ВВ № 3719872 Баёва Н.Г. имеет право на льготы, установленные ст. 20 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.15).

С 31.01.2006 по настоящее время Баёва Н.Г. зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью 25, 2 кв.м. Данная квартира была приобретена Баевой Н.Г. на основании договора купли - продажи 12.12.2005 года, 28.10.2012 Баёва Н.Г. совершила дарение квартиры сыну Баёву ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ г.р., который 15.02.2013 был зарегистрирован в данной квартире по месту проживания (л.д.12-13).

Визуальным обследованием данной квартиры, проведенным 17.05.2018 года главным специалистом Госжилинспекции Омской области, согласно акта № 01-03-04/115, установлено, что квартира расположена в одноэтажном двухквартирном доме, 1968 года постройки, состоит из одной комнаты, кухни и подсобных помещений, в квартире отсутствует водоснабжение и водоотведение, строительные конструкции дома имеют значительный физический износ и не соответствуют требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (л.д.25).

В соответствии с постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области от 17.03.2016 № 60-п учетная норма площади жилого помещения на территории Калачинского муниципального района Омской области установлена в размере 15 кв.м. на одного проживающего члена семьи.

Постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области от 29.11.2017 N 183-п «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Баёва Н.Г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с 15.11.2017 (л.д.18).

На основании постановления главы Калачинского муниципального района Омской области от 15.12.2017 № 202-п» Баёва Н.Г. включена в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», претендующих на получение единовременной денежной выплаты на покупку жилого помещения (л.д.16).

На основании ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем обеспечения государственной поддержки пожилых граждан.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны установлена мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 5-ФЗ независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Как указано в ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По смыслу норм Федерального закона № 5-Ф3, единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки членов семьи умершего участника Великой Отечественной войны, направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.

Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона № 5-Ф3 установлено, что меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-Ф3 «О ветеранах».

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 3 3акона Омской области от 28.12.2005 № 722-03 «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» к полномочиям Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится определение порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами «О ветеранах».

Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов утвержден постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п.

Согласно подпункту 2 пункта 2 Порядка право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14,. 15, 17 - 19 и 2l Федерального закона «О ветеранах».

Пунктом 7 Порядка определен перечень документов, предоставляемых гражданами для включения в списки граждан, претендующих на получение выплат.

В соответствии с пунктом 8 Порядка органы местного самоуправления Омской области рассматривают документы, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, и по результатам рассмотрения принимают решение о включении либо об отказе во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат. Пунктом 9 Порядка установлено, что основаниями для отказа во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат, являются:

1) представление документов лицом, не имеющим права на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком;

2) представление заявителем неполного перечня документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка (за исключением документов, указанных в абзаце втором подпункта 4, подпункте 6 пункта 7 настоящего Порядка), либо наличие в данных документах недостоверных сведений.

Также п. 9 Порядка установлено, что сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области.

На основании п. 10 Порядка Минтруд Омской области ежегодно формирует сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", по муниципальным образованиям Омской области и представляет их в Минстрой Омской области.

Таким образом, обязанность оценки, предоставленных гражданами документов, и принятия решения о включении либо об отказе во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

Кроме того ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, к исключительной компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из материалов дела Баёва Н.Г. признана органом местного самоуправления лицом, нуждающейся в улучшении жилищных условий, и внесена органом местного самоуправления в список граждан, претендующих на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения.

Названное выше постановление главы Калачинского муниципального района не отменялось, недействительным не признавалось, что делает доводы стороны административного ответчика об отсутствии права у Баёвой Н.Г. на рассматриваемую меры социальной поддержки необоснованными.

Исходя из положений действующего нормативного регулирования формирование сводных списков из списков, представляемых органами местного самоуправления Омской области является обязанностью Министерства труда и социального развития Омской области, а длительное непринятие мер к включению в сводный список Баёвой Н.Г., обладающий правом на социальную поддержку данной категории, с учетом ее 88- летнего возраста, ограничивает ее права, что противоречит конституционным принципам обеспечения государственной поддержки пожилых граждан.

Обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением Калачинского межрайонного прокурора обусловлено необходимостью защиты интересов вдовы участника Великой Отечественной войны, которая в силу возраста и отсутствия специальных познаний в области юриспруденции нуждается в участие прокурора в административном судопроизводстве для защиты ее прав.

При указанных обстоятельствах, требования Калачинского межрайонного прокурора в интересах Баёвой ФИО19 об обязании включить в сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Калачинского межрайонного прокурора в интересах Баёвой ФИО20 к Министерству труда и социального развития Омской области об обязании включить в сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны удовлетворить.

Обязать Министерство труда и социального развития Омской области включить вдову участника Великой Отечественной войны Баёву ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ.р., уроженку <адрес>, в сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны с 15 ноября 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Калачинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Е.В.Иванова

Мотивированное решение изготовлено 29.06.2018 года.