Дело №2а-430/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 августа 2020 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Антипиной Н.Н.,
при секретаре: Седлецкой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административное исковое заявление Политыченко (Лиминчук) Е.Л., Политыченко М.П. к администрации Шуйского сельского поселения, главе Шуйского сельского поселения Соколовой А.В. о признании решения, не соответствующему законодательству, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Лиминчук Е.Л., Политыченко М.П. обратились в суд с иском к административным ответчикам о признании решения главы Шуйского сельского поселения Соколовой А.В. по заявлению Политыченко М.П. и Лиминчук Е.Л. о выдаче разрешения на снос зеленых насаждений, не соответствующим Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», административному регламенту «Выдача разрешений на снос зеленых насаждений, расположенных на территории Шуйского сельского поселения», и нарушающим права истцов; о возложении обязанности на административных ответчиков рассмотреть заявление Политыченко М.П. и Лиминчук Е.Л. в порядке и сроки, установленные административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос зеленых насаждений, расположенных на территории Шуйского сельского поселения», утвержденным постановлением администрации Шуйского сельского поселения от хх.хх.хх г.№.
Административный иск мотивирован тем, что истцам на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами № и №, расположенные в территориальной зоне Ж-1: зона застройки индивидуальными жилыми домами. Для обустройства подъезда к своим участкам они обратились с заявлением в администрацию Шуйского сельского поселения о выдаче разрешения на снос зеленых насаждений, на который получили отказ, мотивированный отсутствием полномочий для выдачи разрешения, в связи с тем, что испрашиваются к сносу зеленые насаждения, расположенные на земельном участке, находящимся в собственности Республики Карелия.
Административные истцы в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены.
Представитель административных истцов Лиминчук Т.М., действующая на основании ордера, в судебном заседании административный иск поддержала, пояснив, что такое основание, как отсутствие полномочий на выдачу разрешения на снос зеленых насаждений, не поименовано в административном регламенте, соответственно, данное решение является незаконным. Вопросы благоустройства населенных пунктов находятся в компетенции администрации поселения.
Представители административного ответчика администрации Шуйского сельского А., действующая по доверенности, Соколова А.В., являющаяся главой Шуйского сельского поселения и самостоятельным административным ответчиком, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании иск не признали и пояснили, что в административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос зеленых насаждений, расположенных на территории Шуйского сельского поселения» по протесту прокурора хх.хх.хх г. были внесены изменения. В настоящее время выдача разрешений на снос зеленых насаждений не может предоставляться для земель, находящихся в собственности Республики Карелия.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Б., действующая по доверенности, в судебном заседании пояснила, что Министерство только предоставляет земельные участки, находящиеся в собственности Республики Карелия, расположенные на территории Шуйского сельского поселения. Разрешения на снос зеленых насаждений должны выдаваться администрацией поселения, в компетенцию Министерства выдача таких разрешений не входит.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч.1 и ч.2 ст.46).
Частью 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.2 ч.2 ст.1, пп.1 и 2 ч.9, ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.
Пунктами 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом и следует из материалов дела, М.П. Политыченко и Е.Л.Политыченко (фамилия с Лиминчук изменена в связи с вступлением в брак) являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами № и №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальные жилые дома. Территориальная зона Ж-1: зона застройки индивидуальными жилыми домами, местоположение: Российская Федерация, Республика Карелия, Прионежский муниципальный район, ....
хх.хх.хх г. административные истцы обратились к главе Шуйского сельского поселения с заявлением на снос зеленых насаждений на участке с кадастровым номером №, указав, что через данный участок планируют проложить дорогу к своим участкам.
Письмом от хх.хх.хх г.№ административным истцам указано на невозможность выдачи разрешения на снос зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером №, поскольку он находится в собственности субъекта Российской Федерации – Республики Карелия, а в соответствии с п. 1.1 административного регламента администрацией поселения разрешения на снос зеленых насаждений осуществляется на земельные участки в границах населенных пунктов Шуйского сельского поселения, за исключением принадлежащих на праве собственности юридическим и физическим лицам, субъекту Российской Федерации – Республике Карелия и находящихся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с положениями ст. 261 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает права других лиц.
Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает право органа местного самоуправления каким-либо образом ограничивать права собственника земельного участка.
II Сессией IV Созыва Шуйского сельского поселения от хх.хх.хх г. принято решение № «Об утверждении Правил благоустройства территории Шуйского сельского поселения» в соответствии с которым: все зеленые насаждения, расположенные на территории Шуйского сельского поселения, за исключением земель лесного фонда, составляют неприкосновенный зеленый фонд поселения и являются его муниципальной собственностью, если иное не установлено Федеральным законодательством. Зеленые насаждения, высаженные самостоятельно собственником земельного участка после получения права собственности на данный земельный участок, являются собственностью соответствующего юридического или физического лица – собственника участка (пункт 4.1). Обязанность по обеспечению содержания и сохранности зеленых насаждений возлагается: на территориях общего пользования (парки, скверы, бульвары и т.п.), на территориях незастроенной части сельского поселения (рекреационные зоны, территории специального назначения) – на администрацию поселения (пункт 4.2). При производстве строительных работ в целях недопущения повреждения зеленых насаждений следует ограждать их, при необходимости брать в короба (пункт 4.3). Снос зеленых насаждений разрешается только в случае невозможности их сохранения. Юридические и физические лица производят снос зеленых насаждений только после получения разрешения. Разрешение выдается по заявкам юридических и физических лиц в случаях: при вырубке аварийно-опасных деревьев, сухостойных деревьев и кустарников – в соответствии с актом оценки состояния зеленых насаждений на основании решения уполномоченного органа (должностного лица) местного самоуправления; при осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций – на основании решения уполномоченного органа (должностного лица) местного самоуправления; при невозможности пересадки деревьев и сохранения кустарниковой и травянистой растительности при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории, занятой зелеными насаждениями, – в соответствии с актом оценки состояния зеленых насаждений на основании решения уполномоченного органа (должностного лица) местного самоуправления; в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством (пункт 4.4). Разрешение на вырубку зеленых насаждений выдается при условии компенсационной высадки зеленых насаждений или компенсации в установленном порядке стоимости подлежащих сносу зеленых насаждений. Компенсационная высадка производится из расчета посадки не менее трех зеленых насаждений взамен каждого подлежащего сносу, и производства уходных работ за ними сроком до трех лет, либо до полной приживаемости (пункт 4.5). Разрешение на снос зеленых насаждений на территориях общего пользования в границах населенных пунктов поселения выдается администрацией Шуйского сельского поселения. В случае сноса лесозащитных зеленых насаждений, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения, землях лесного фонда и др. разрешение выдается соответствующим органом (пункт 4.6).
Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос зеленых насаждений, расположенных на территории Шуйского сельского поселения» был принят в соответствии с положением Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Так, в соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к компетенции органов местного самоуправления поселений отнесены: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 часть 1); утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (пункт 19 часть 1).
Пунктом 1.1 административного регламента установлено, что данный административный регламент разработан в целях повышения качества предоставления и доступности результатов оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений на снос зеленых насаждений, расположенных на земельных участках на территории Шуйского сельского поселения, за исключением принадлежащих на праве собственности юридическим и физическим лицам, субъекту Российской Федерации – Республике Карелия и находящихся в федеральной собственности, создания комфортных условий для получателей муниципальной услуги и определяет порядок, сроки и последовательность действий при предоставлении муниципальной услуги.
Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд находит, что оспариваемый административными истцами ответ главы администрации Шуйского сельского поселения о невозможности предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на снос зеленых насаждений, поскольку действия вышеназванного административного регламента не распространяются на земельные участки, находящиеся в собственности Республики Карелия, соответствует вышеназванным положениям действующего законодательства, является законным и обоснованным, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
административный иск Политыченко (Лиминчук) Е.Л., Политыченко М.П. к администрации Шуйского сельского поселения, главе Шуйского сельского поселения Соколовой А.В. о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений, оформленного письмом от хх.хх.хх г.№, не соответствующему законодательству; возложении обязанности совершить определенные действия, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Н.Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 17 августа 2020 года.