ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-430/2016 от 11.02.2016 Елецкого городского суда (Липецкая область)

Дело № 2а-430/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2016 года город Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего АНПИЛОВОЙ Г.Л.

при секретаре РОДИОНОВЕ Е.И.

с участием представителя административного истца Ивановой О.П., представителя административного ответчика Романовой Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» к Прокуратуре города Ельца о признании незаконным представления,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» (далее ОАО «ЛЭСК») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Прокуратуре N... о признании недействительным и отмене представления от ДД.ММ.ГГГГ, которым на административного истца возложена обязанность прекратить начисления жителям многоквартирных домов г.Ельца и взимание с последних платы за услугу электроснабжения на общедомовые нужды. Считает, что обязанности, указанные в представлении, на ОАО «ЛЭСК» возложены неправомерно и связаны с неверным толкованием норм права административным ответчиком.

Просит признать недействительным и отменить полностью представление №***-ж от ДД.ММ.ГГГГ.

Явившаяся в судебное заседание представитель административного истца ОАО «ЛЭСК» Иванова О.П., действующая на основании доверенности и имеющая диплом о получении высшего юридического образования, уточнила заявленные требования, просила представление прокурора г. Ельца от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным в полном объеме, ссылаясь на доводы, указанные в административном исковом заявлении. Дополнительно объяснила, что ОАО «ЛЭСК» в силу закона имеет право начислять платежи за потребленную электроэнергию, в том числе и за ОДН, жителям многоквартирных домов, если управляющей организацией не заключен договор энергоснабжения с ОАО «ЛЭСК». По многоквартирным домам, управляющие организации которых не заключили договор энергоснабжения с ОАО «ЛЭСК», начисление производится ресурсоснабжающей организацией ОАО «ЛЭСК» напрямую гражданам, с учетом потребленной электроэнергии в жилом помещении и в местах общего пользования. Показания общедомового прибора учета ежемесячно снимает контролер МРСК совместно с представителем управляющей организации, о чем составляется акт, который ими подписывается и направляется в ОАО «ЛЭСК».

Явившийся в судебное заседание представитель административного ответчика помощник прокурора Романова Ю.А. иск не признала, пояснила, что доводы, изложенные в административном исковом заявлении основаны на неправильно толковании закона. В силу положений Жилищного Кодекса и Правил предоставления коммунальных услуг у ресурсоснабжающей организации отсутствует право начисления собственникам и пользователям помещений многоквартирных жилых домов, если данные дома находятся в управлении управляющих организаций. ОАО «ЛЭСК» вправе начислять платежи собственникам и пользователям помещений многоквартирных жилых домов, если в доме не избран способ управления, если дом находится в непосредственном управлении, если это частный дом и если общим собранием собственников помещений многоквартирного дома принято решение о проведении оплаты платежей за пользование электроэнергией, в том числе и в местах общего пользования, напрямую в ресурсоснабжающую организацию. Согласно ответа ОАО «ЛЭСК» на запрос прокурора г. Ельца, в ОАО «ЛЭСК» отсутствуют протоколы общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, на которых собственниками принято решение об оплате платежей за пользование электроэнергией, в том числе и в местах общего пользования, напрямую в ресурсоснабжающую организацию, то есть ОАО «ЛЭСК». Считает представление прокурора г. Ельца от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным. Поводом для направления представления явились многочисленные обращения граждан.

Выслушав объяснения представителя административного истца и представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Ельца вынесено представление на имя генерального директора ОАО «ЛЭСК» ФИО6, согласно которого прокуратура г.Ельца требует прекратить действия по начислению и взиманию платы с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов г.Ельца (за исключением находящихся в непосредственном управлении) за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

Генеральным директором ОАО «ЛЭСК» с ДД.ММ.ГГГГ является ФИО6

Согласно, Уставу ОАО «ЛЭСК» руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом – Генеральным директором, к компетенции которого относятся все вопросы руководства текущей деятельности Общества. Генеральный директор Общества без доверенности действует от имени общества. Основной целью Общества является получение прибыли. Для получения прибыли общество вправе осуществлять любые виды деятельности, в том числе: реализация (продажа) электрической энергии (мощности) и тепловой энергии на оптовом и розничных рынках электрической и тепловой энергии потребителям (в том числе гражданам); предоставление коммунальных услуг населению; оказание услуг третьим лицам, в том числе по сбору платежей за отпускаемые товары и услуги.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя административного истца, письменными доказательствами, исследованным в судебном заседании: копией представления об устранении нарушений жилищного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ№***, копией приказа ОАО «ЛЭСК» от ДД.ММ.ГГГГ№***-№***, копией устава ОАО «ЛЭСК», не опровергаются представителем административного ответчика.

Согласно ч.4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Частью 7 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что поводом для вынесения прокурором оспариваемого представления явились многочисленные обращения граждан в прокуратуру г.Ельца, с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, так как ОАО "ЛЭСК" (ресурсоснабжающая организация) выставляет им, гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах г. Ельца, находящихся в управлении различных управляющих организациях, квитанции на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды. ОАО «ЛЭСК» на обращения граждан не реагирует, что подтверждается объяснениями помощника прокурора Романовой Ю.А., которая в судебном заседании оглашала обращения граждан и в ОАО «ЛЭСК» и в прокуратуру г. Ельца.

Доводы представителя административного истца, о том, что в ОАО «ЛЭСК» не поступали обращения граждан было опровергнуто объяснениями помощника прокурора Романовой Ю.А., которая в судебном заседании оглашала ответ ОАО «ЛЭСК» на обращения граждан.

В судебном заседании установлено, что ОАО «ЛЭСК» производит начисления и взимает плату непосредственно с нанимателей и собственников жилых помещений многоквартирных домов г.Ельца в случаях если:

- дом находится в непосредственном управлении;

- в многоквартирном доме не избран способ управления домом;

- многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, договор энергоснабжения между ОАО «ЛЭСК» и данной организацией не заключен;

- общим собранием собственников помещений многоквартирных домов №*** по N... и №*** А по N... в N... принято решение об оплате за электроэнергию непосредственно в ресурсоснабжающую организацию ОАО «ЛЭСК», в том числе и за места общего пользования.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, действующей на момент рассмотрения дела, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Согласно пп. «а» п. 32 и пп. «и» п.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней). Потребитель обязан: своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Пункт 17 указанных выше Правил, предусматривает, что по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги только в случаях:

- при непосредственном управлении многоквартирным домом;

- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;

- в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, в силу пунктов 8, 9 данных Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг;

Принимая во внимание приведенные выше обстоятельства суд пришел к выводу, что ОАО «ЛЭСК» правильно производит начисления и взимает плату непосредственно с нанимателей и собственников жилых помещений многоквартирных домов г.Ельца, дома которых находятся в непосредственном управлении; в многоквартирных домах не избран способ управления домом; и с собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов №*** по N... и №*** А по N... в N..., в которых общим собранием собственников помещений принято решение об оплате за электроэнергию непосредственно в ресурсоснабжающую организацию ОАО «ЛЭСК», в том числе и за места общего пользования.

Что же касается нанимателей и собственников жилых помещений многоквартирных домов, которые находятся в управлении управляющих организаций, то ОАО «ЛЭСК» не вправе производить начисления и взимать плату непосредственно с нанимателей и с собственников жилых помещений указанных многоквартирных домов г.Ельца, да же если договор энергоснабжения между ОАО «ЛЭСК» и управляющей организацией не заключен.

В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

Частью 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Согласно положениям частей 2.2 и 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями

Таким образом, действующее законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (за исключением домов находящихся в непосредственном управлении и многоквартирных домов, в которых не избран способ управления домом).

Доводы представителя административного истца, о наличии у ОАО «ЛЭСК» полномочий производить начисления и взимания платы непосредственно с нанимателей и собственников жилых помещений многоквартирных домов г.Ельца, которые находятся в управлении управляющих организаций, если договор энергоснабжения между ОАО «ЛЭСК» и данной управляющей организацией не заключен, правового значения не имеют.

Таким образом, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе, ресурсоснабжающей организации на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации. Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом.

Из оспариваемого представления следует, что проведенная прокуратурой проверка показала, что у ОАО «ЛЭСК» имеются договорные отношения с 52-мя исполнителями коммунальных услуг в виде управляющих компаний ТСЖ, ЖСК и некоммерческого партнерства, которым ОАО «ЛЭСК» производит начисления одной суммой, а они сами распределяют начисленную сумму между собственниками и нанимателями помещений в доме. Данные обстоятельства подтверждаются как представителем административного ответчика, так и представителем административного истца, а так же списком с указанием номера договора и наименования потребителя, копия которого приобщена к материалам дела.

В судебном заседании установлено, что собственники помещений многоквартирных домов №*** по N... и №*** А по N... в N..., на общем собрании собственников помещений приняли решение об оплате за электроэнергию непосредственно в ресурсоснабжающую организацию ОАО «ЛЭСК», в том числе и за места общего пользования. Данные решения были приняты после вынесения оспариваемого представления, что подтверждается как представителем административного истца, так и протоколами общего собрания собственников, копии которых приобщены к материалам дела, и не оспаривается представителем административного ответчика.

Остальная часть многоквартирных домов расположенных на территории городского округа г.Елец находится в управлении управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов. Другими словами, собственниками жилья реализовано право выбора способа управления домом, принято решение о заключении договора управления с управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК, выступающих в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг, в том числе, в части выполнения работ по техническому содержанию внутридомовых электрических сетей. Иных случаев, кроме установленных в судебном заседании, принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирных домов решений о внесении платы за коммунальную услугу "электроснабжение" непосредственно ресурсоснабжающей организации - ОАО "ЛЭСК" не выявлено, также как и фактов принятия собственниками помещений многоквартирных домов на общих собраниях решений о распределении "сверхнормативного" объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.

Таким образом, ОАО "ЛЭСК" в отсутствие правовых оснований производит расчет, требует от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды.

Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, ОАО "ЛЭСК" не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими организациями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

Принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, суд пришел к выводу о законности представления прокурора N... об устранении нарушений жилищного законодательства вынесенного в адрес генерального директора ОАО «ЛЭСК» ФИО8, и об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Вместе с тем суд считает необходимым указать в решении суда, о том, что требования Представления Прокурора N... от ДД.ММ.ГГГГ№*** не распространяются на нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов №*** по N... и №*** А по N... в N....

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» к Прокуратуре города Ельца о признании Представления от ДД.ММ.ГГГГ№*** незаконным – ОТКАЗАТЬ.

Требования Представления Прокурора города Ельца от ДД.ММ.ГГГГ№*** не распространяются на нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов №*** по N... и №*** А по N... в N....

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Г.Л. АНПИЛОВА

Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2016 года.