Дело № 2а-430/2021
УИД 26RS0010-01-2021-000029-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 апреля 2021 года г.Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Курбановой Ю.В.,
при секретаре Палатовой Е.С.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю, ФСИН России, должностному лицу - заместителю главного бухгалтера ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю ФИО3 о признании действий, выразившихся в удержании пенсионных денежных средств с лицевого счета, признании бездействия, выразившегося в не рассмотрении жалобы начальником исправительного учреждения, - незаконными, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений путем возврата денежных средств, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, главному бухгалтеру ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю ФИО4 о признании их действий, выразившихся в удержании пенсионных денежных средств с лицевого счета, а также о признании бездействия, выразившегося в не рассмотрении жалобы начальником исправительного учреждения, - незаконными, с возложением обязанности по устранению допущенных нарушений путем возврата денежных средств, взыскании судебных расходов.
Определением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 04.02.2021 произведена замена ненадлежащего ответчика (должностного лица ФКУ ИК-4 ФИО4) надлежащим, а именно – заместителем главного бухгалтера ФИО3, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление ФСИН России по Ставропольскому краю и ФСИН России, определением того же суда от 14.01.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми.
В обоснование требований административный истец указал, что 31.08.2020 при его освобождении из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю бухгалтерией с его лицевого счета было незаконно списано 4486, 21 рулей, являющихся его пенсией, и как ему сообщила главный бухгалтер, решение о списании денег принято ею в счет выдачи ему в другом исправительном учреждении вещевого имущества.
09.10.2020 он направил жалобу на решение и действие главного бухгалтера в связи с вышеизложенной ситуацией на имя начальника ФКУ ИК-4, однако ответ за его подписью ему дан не был, а жалоба передана на рассмотрение непосредственно должностному лицу, чьи действия обжалуются. Из ответа главного бухгалтера ФИО4 следовало, что удержание пенсии было произведено в бесспорном порядке на основании Приказа ГУИН МЮ РФ от 20.02.2002 № 41, в то время как его применение в данном случае неуместно, кроме того, этот приказ утратил свою силу, и в настоящее время действует иной приказ Министерства юстиции РФ - от 08.12.2006 N 356 "Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказания", который также не содержит правовых оснований, обосновывающих незаконные действия должностного лица по списанию денег (пенсии) с его лицевого счета.
У него производится ежемесячное удержание алиментов, а денежные средства, поступающие на его счет, являются пенсией в размере 25%, которая остается у него после всех удержаний, и из данного остатка денежных средств удержания, в силу ст. 99, 107 УИК РФ, а также с учетом положений ФЗ № 229 от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», производиться не могут.
Таким образом, нарушено его право на минимально гарантированное получение 25% от начисляемой на его лицевой счет пенсии, а также нарушены законные интересы, выражающиеся в поддержании минимума материального уровня жизни, гарантированного нормами действующего законодательства.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал доводы своей жалобы, просил ее удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, поскольку должностное лицо ФКУ ИК-4 лишило его права на «несгораемую» сумму денег, которая, в силу закона, должна оставаться в его распоряжении на его личном лицевом счете. Ему не было предложено добровольно написать заявление на погашение какой-либо задолженности за вещевое имущество, а по освобождению лишь дали расписаться в личной карточке лицевого счета, где он видел остаток своей пенсии в оспариваемом размере, и поставил свою подпись, полагая, что ему сейчас ее выдадут, в связи с чем, по просьбе сотрудников администрации колонии, указал об отсутствии претензий, но когда ему не вернули данные деньги, он стал выяснять причину этому. Окончательно о своем нарушенном праве узнал из полученного после 22.09.2020 ответа главного бухгалтера о наличии оснований для произведенного удержания денежных средств, а с административным иском обратился в суд 21 декабря 2020 года, то есть без пропуска срока на его подачу.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю ФИО2 возражал против удовлетворения требований административного истца по основаниям, изложенным в письменных возражений, приобщенным к материалам дела.
В судебное заседание, будучи надлежаще о нем извещенными, не явились привлеченные к участию в деле административные ответчики, а также представитель заинтересованного лица ФКУ ИК-49 Республики Коми, представили письменные возражения (за исключением должностного лица – заместителя главного бухгалтера), которые также приобщены к материалам дела.
Суд, с учетом явившихся лиц, счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, изучив представленные возражения, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом, и не оспаривается сторонами, ФИО1 осужден приговором Верховного Суда Республики Ингушетия от 30.06.2010 по ст. 317, ч. 1 ст. 222, с учетом положений ч. 3 ст. 69 УК РФ к 15 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
С 29.01.2019 по 31.08.2020 он отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, куда прибыл для отбывания наказания из ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми.
Постановлением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 21 августа 2020, вступившим в законную силу 31.08.2020, неотбытая часть наказания по вышеуказанному приговору заменена принудительными работами сроком на 03 года 08 месяцев 26 дней с удержанием 10% заработка в доход государства.
В настоящее время наказание в виде принудительных работ отбывается ФИО1 в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Ставропольскому краю.
ФИО1 является получателем пенсии в размере 30525,29 рублей ежемесячно, из которой производятся ежемесячные алиментные обязательства, после чего на лицевой счет осужденного ФИО1 зачисляется остаток пенсии в размере 7631,33 рублей, что составляет 25% от начисленной суммы пенсии.
Наличие у ФИО1 алиментных обязательств сторонами не оспаривается.
При поступлении административного истца для отбывания наказания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю из ИК-49 респ. Коми, за ним, согласно попутной ведомости, числилась задолженность за вещевое имущество в размере 8821,37 рублей.
29.01.2019 ему выдано также вещевое имущество на сумму 3022,92 рублей, 07.05.2020 – на 980 рублей в ФКУ ИК-4.
11.03.2020 по заявлению ФИО1 с его лицевого счета списано 3022,90 рублей за вещевое имущество за март 2020 года.
28.07.2020 на лицевой счет ФИО1 зачислена пенсия, с учетом всех произведенных удержаний (25%) в размере 7631,33 рублей.
На 31.08.2020 на лицевом счете ФИО1 имелось 4486,41 рублей, которые списаны исправительным учреждением в полном объеме за вещевое имущество, выданное в ФКУ ИК-49.
Между тем, пунктом 2 статьи 107 УИК РФ определено, что возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Таким образом, на осужденных распространяется общий порядок исполнения исполнительных документов, установленный вышеназванным Законом.
Согласно Приказа Минюста РФ от 08.12.2006 N 356 "Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2006 N 8610), для учета личных денег бухгалтерией учреждения открывается лицевой счет (приложение 1) с вкладышем (приложение 2). Лицевому счету присваивается номер, состоящий из начальной буквы фамилии осужденного и номера личного дела, который регистрируется в оборотной ведомости движения личных денег (приложение 3).
Зачисление денег на лицевой счет производится на основании:
- приходных кассовых ордеров; извещений о переводах; расчетных ведомостей на сумму причитающегося заработка; платежных поручений.
Личные деньги осужденных хранятся на лицевых счетах по учету средств, поступающих во временное распоряжение учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 Инструкции).
В соответствии с п.п. 12,14 данной Инструкции, при переводе осужденного, подозреваемого или обвиняемого в другое учреждение специальный отдел (группа) учреждения не менее чем за 24 часа до выбытия осужденного, подозреваемого или обвиняемого представляет в бухгалтерию список лиц, подлежащих переводу, с указанием пункта выбытия каждого осужденного, подозреваемого или обвиняемого. На основании списка составляется финансовая справка в трех экземплярах (приложение 6), первый экземпляр которой выдается осужденному, подозреваемому или обвиняемому, второй - вкладывается в личное дело, третий - остается в учреждении при лицевом счете.
В финансовую справку записывается сумма остатка денежных средств осужденного с указанием, в том числе суммы, заработанной в этом учреждении, и данные об израсходованном лимите через магазин на день перевода.
Указанные в справке данные о наличии денег, исполнительных листов подтверждаются подписью убывающего лица и заверяются начальником учреждения, главным бухгалтером и скрепляются печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, после чего передаются в специальный отдел учреждения для приобщения к личному делу убывающих.
При переводе осужденного на льготные условия отбывания наказания (при условии проживания за пределами исправительной колонии) в колонию-поселение, а также при освобождении осужденного, подозреваемого или обвиняемого бухгалтерия производит окончательный расчет и выписывает расходный кассовый ордер (ведомость) на получение личных денег из кассы в установленные сроки.
В судебное заседание административными ответчиками не представлено сведений о том, что при убытии ФИО1 для дальнейшего отбывания наказания в ИЦ-1 составлялась какая-либо финансовая справка, один из экземпляров которой подлежал вручению осужденному, а имеющийся в материалах дела вкладыш к лицевому счету ФИО1 не содержит подписи главного бухгалтера, начальника учреждения, а также печати.
Иного документа, отвечающего требованиям Инструкции, в ходе рассмотрения дела не представлено.
Кроме того, данная Инструкция не предъявляет требования к осужденному указывать при освобождении о наличии либо отсутствии претензий по лицевому счету.
Согласно части 3 статьи 107 УИК РФ в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 100 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.
В соответствии с ч. 4 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Согласно ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.
На лицевой счет осужденных зачисляется, независимо от всех удержаний, не менее 25% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов (ч. 3 ст. 107 УИК РФ).
Таким образом, положения ч. 3 ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавливают гарантированный минимум денежных средств, который должен оставаться в распоряжении осужденного независимо от всех удержаний. В исправительных учреждениях такой минимум составляет 25% от начисленных осужденному заработной платы, пенсии или иных доходов.
Системное толкование указанных норм законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что денежные средства, хранящиеся на личном счете осужденного, являются его личной собственностью, соответственно, распоряжаться этими денежными средствами может только сам осужденный.
Списание денежных средств с личного счета осужденного, по общему правилу, возможно лишь с его согласия или на основании исполнительного документа.
Сведений о том, что ФИО1 уклонялся от работы, суду не представлено, и административными ответчиками об этом не заявлялось.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием) (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При этом, обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела установлена.
Доказательств того, что ФИО1 был согласен при своем освобождении на списание денежных средств с его личного счета именно за вещевое имущество, административными ответчиками суду не представлено, а его указание в карточке лицевого счета об «отсутствии претензий» об этом не свидетельствует, поскольку из буквально произведенной записи не представляется возможным сделать безусловный вывод о том, в отношении чего конкретно не имеет претензий ФИО1 в отсутствие выраженного им согласия на списание вышеуказанных денежных средств за вещевое имущество, а фактическое отсутствие такого заявления представитель ответчика ФКУ ИК-4 в суде не отрицал.
Таким образом, указанное обстоятельство исключает право ИК-4 на списание денежных средств с его лицевого счета.
Более того, при удержании денежных средств, в таком случае, на лицевом счете осужденного должно сохраняться не менее 25 % от полученного дохода.
Отсутствие письменного согласия осужденного на списание образовавшейся задолженности с его лицевого счета исключало такую возможность для ответчика. Взыскание образовавшейся задолженности должно производиться в установленном законом порядке (на основании судебного постановления).
Доводы ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд отклоняются, как не основанные на законе, поскольку о своем нарушенном праве ФИО1 действительно узнал лишь из полученного письменного разъяснения главного бухгалтера исправительного учреждения, которое направлено по месту его отбывания наказания в виде принудительных работ лишь 22.09.2020, а с настоящим иском в суд он, согласно почтового конверта, обратился 21.12.2020, то есть в установленный законом трехмесячный срок.
31.08.2020 с его лицевого счета были удержаны денежные средства, однако основания для произведения такого удержания, со ссылкой на нормы действующего законодательства, в указанный день ему известны не были, и лишь после получения ответа ФКУ ИК-4, осужденный стал полагать, что его законные права и интересы необоснованно нарушены.
Разрешая требования ФИО1 в частипризнании бездействия, выразившегося в не рассмотрении жалобы начальником исправительного учреждения, - незаконными, суд приходит к выводу о необходимости отказа в них, поскольку учитывая установленные по делу обстоятельства, рассмотрение заявления ФИО1, адресованное на имя начальника исправительного учреждения, иным должностным лицом, непосредственно осуществляющим бухгалтерский учет, - главным бухгалтером ФИО4, прав административного истца не нарушает, требованиям закона не противоречит. Жалоба рассмотрена уполномоченным должностным лицом, в установленные законом сроки, при этом по существу поставленных вопросов дан соответствующий письменный ответ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что права и законные интересы административного истца, выразившиеся в удержании пенсионных денежных средств с его лицевого счета, безусловно, были нарушены, в связи с чем имеются основания для удовлетворения настоящего административного искового заявления в указанной части, с возложением обязанности на административных ответчиков в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по устранению допущенных нарушенных прав административного истца путем возврата указанных денежных средств в размере 4486, 41 рублей ФИО1.
В остальной части административного иска надлежит отказать по основаниям, приведенным судом выше.
Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
При таком положении, поскольку нарушение прав истца было допущено сотрудником учреждения, подведомственного ФСИН России, обязанность по возмещению уплаченной ФИО1 государственной пошлины в размере 300 рублей должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице главного распорядителя бюджетных средств - ФСИН России.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ФИО1 к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю, ФСИН России, должностному лицу - заместителю главного бухгалтера ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю ФИО3 о признании действий, выразившихся в удержании пенсионных денежных средств с лицевого счета, не рассмотрении жалобы начальником исправительного учреждения, - незаконными, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений путем возврата денежных средств, взыскании судебных расходов, - удовлетворить частично.
Признать действия ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю, ФСИН России, должностного лица - заместителя главного бухгалтера ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю ФИО3 по удержанию пенсионных денежных средств в размере 4486, 41 рублей с лицевого счета ФИО1, - незаконными, обязав устранить допущенные нарушения прав административного истца путем возврата указанных денежных средств в размере 4486, 41 рублей ФИО1.
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю, ФСИН России о признании бездействия, выразившегося в не рассмотрении жалобы начальником исправительного учреждения, незаконным, - отказать.
Взыскать с ФСИН России в пользу ФИО1 расходы, понесенные на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.
(Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2021 года)
Судья Ю.В.Курбанова