ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4312/2021 от 12.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Адм. дело № 2а- 4312/2021

УИД 21RS0023-01-2021-005901-35

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2021 года г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Филипповой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Тимофеевой Д.Н.,

с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО3,

представителей административного ответчика ФИО6, ФИО8, ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО23 к Главе Чувашской Республики – Председателю Кабинета Министров Чувашской Республики ФИО11 ФИО24 о признании незаконными действия (бездействия), выраженных в не привлечении Министра труда и социальной защиты Чувашской Республики и ее заместителя к дисциплинарной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Главе Чувашской Республики – Председателю Кабинета Министров Чувашской Республики ФИО11 ФИО25 о признании незаконными действия (бездействия), выраженных в не привлечении Министра труда и социальной защиты Чувашской Республики и ее заместителя к дисциплинарной ответственности.

Административные исковые требования мотивированы тем, что административный ответчик, в лице начальника управления государственной гражданской службы, кадровой политики и государственных наград ФИО16, направил в адрес административного истца письмо от датаг. за ----- об отсутствии противоправных действий должностных лиц Минтруда Чувашии по рассмотрению обращений административного истца и об отсутствии оснований для привлечения указанных должностных лиц к административной ответственности. В письме имеется ссылка на не вступившее в законную силу решение Московского районного суда г. Чебоксары от 13 апреля 2021г.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 23 июня 2021г. отменено решение Московского районного суда гор. Чебоксары от 13 апреля 2021г. и вынесено новое решение, которым признаны незаконными решения Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, изложенные в ответах ----- от дата, ----- от дата, ----- от датаг. На основании данных писем административному истцу было отказано в выдаче Свидетельства о праве на получение ЕДВ на приобретение, строительство жилья. Все вышеуказанные письма были подписаны заместителем министра труда и социальной защиты Чувашской Республики ФИО5

Административный ответчик - Глава Чувашской Республики - Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики ФИО11 был обязан принять меры дисциплинарного воздействия к членам Кабинета Министров, допустившим нарушения прав административного истца.

С дата. органы местного самоуправления отказывали административному истцу в постановке на учет, как члена семьи ------дата годов, нуждающегося в улучшении жилищных условий. А после постановки на учет, с дата Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики в лице Министра ФИО4 и заместителя министра ФИО5 незаконно отказывают административному истцу в выдаче Свидетельства о праве на ЕДВ на приобретение, строительство жилого помещения. Основанием отказа в выдаче Свидетельства указанные должностные лица указали на то, что административный истец должен быть получателем пенсии по случаю потери кормильца, однако это действующим законодательством не предусмотрено, что также подтверждено Апелляционным определением Верховного Суда ЧР от 23 июня 2021г.

Нормы статьи 21 ФЗ № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливают меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки в виде права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-227 КАС РФ, ст.ст. 6,41 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст. 17, 45, 46 Конституции РФ, административный истец просит суд признать незаконными действия (бездействия) Главы Чувашской Республики - Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики ФИО11 ФИО26, выраженных в не привлечении Министра труда и социальной защиты Чувашской Республики ФИО27 и ее заместителя ФИО28 к дисциплинарной ответственности;

обязать Главу Чувашской Республики - Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики ФИО11 ФИО29 привлечь Министра труда и социальной защиты Чувашской Республики ФИО4 и ее заместителя ФИО5 к дисциплинарной ответственности.

Административный истец в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя ФИО3, который в ходе судебного заседания поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, и вновь привел их суду.

Административный ответчик Глава Чувашской Республики ФИО11 в судебное заседание не явился, обеспечил явку своих представителей.

Представители административного ответчика Главы Чувашской Республики ФИО11 - ФИО6, ФИО8, ФИО9 не признали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в письменных возражениях на заявленный иск. Суду пояснили, что заявленные административные исковые требования являются необоснованными и заявлены они некорректно. В письменных ответах первого заместителя министра труда и социальной защиты Чувашской Республики ФИО5 от дата-----, от дата-----, от дата----- даны ответы на обращения ФИО10 по вопросу выдачи свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Должность первого заместителя министра труда и социальной защиты Чувашской Республики, которую занимает ФИО5, в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от дата----- «О Реестре должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики» является должностью государственной гражданской службы Чувашской Республики. Представителем нанимателя первого заместителя ФИО2 труда и социальной защиты Чувашской Республики ФИО5 является Минтруд. Вопрос о применении дисциплинарного воздействия находится в исключительной компетенции представителя нанимателя первого заместителя министра труда и социальной защиты Чувашской Республики ФИО5 - министра труда и социальной защиты Чувашской Республики, а не в компетенции Главы ЧР. Также отметили, что наложение на работника дисциплинарного взыскания является исключительной компетенцией работодателя. Применение к гражданскому служащему мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью представителя нанимателя. Частью 5 статьи 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка. В связи с истечением указанного срока привлечения к дисциплинарной ответственности правовых оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности должностного лица, подписавшего ответы от дата-----, от дата-----, от дата-----, не имеется.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст. 218 ч.1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 64 ч.1 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Судом установлено, что 13 апреля 2021г. Московским районным судом г.Чебоксары вынесено решение по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО30 к первому заместителю министра Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики ФИО7 о признании незаконными письменных ответов от дата-----, от дата-----, от дата-----. Указанным решением суда ФИО1 было отказано в удовлетворении заявленных административных исковых требований. На основании вышеуказанных писем ФИО1 было отказано в удовлетворении его требования в выдаче Свидетельства о праве на единовременную денежную выплату на приобретение, строительство жилого помещения в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах».

Апелляционным определением Верховного Суда Чувашской Республики от 23 июня 2021г. вышеуказанное решение Московского районного суда г.Чебоксары от 13 апреля 2021г. отменено и по делу вынесено новое решение, на основании которого признаны незаконными решения Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, изложенные в ответах, адресованных ФИО1, от дата-----, от дата-----, от дата-----; на Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики возложена обязанность повторно рассмотреть заявления ФИО1 ФИО31 и его представителя ФИО3 ФИО32 от датаг., от датаг. и от датаг.

Как установлено судом и как следует из материалов дела, заявлением от дата. ФИО1 инициировано обращение к Главе Чувашской Республики ФИО11 В данном письме он изложил несогласие с письмами первого заместителя министра Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики ФИО5 от дата-----, от дата-----, от дата-----, на основании которых ему было отказано в выдаче Свидетельства о праве на единовременную денежную выплату на приобретение, строительство жилого помещения в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах», также ФИО1 просил Главу Республики привлечь Министра труда и социальной защиты Чувашской Республики ФИО4 и ее заместителя ФИО5 к дисциплинарной ответственности за невыдачу ему Свидетельства о праве на единовременную денежную выплату на приобретение, строительство жилого помещения.

На данное обращение ФИО10 начальником Управления государственной гражданской службы, кадровой политики и государственных наград Администрации Главы Чувашской Республики ФИО33. дата. был дан ответ за № ----- следующего содержания:

«Управление государственной гражданской службы, кадровой политики и государственных наград Администрации Главы Чувашской Республики рассмотрело Ваше заявление от дата о привлечении к дисциплинарной ответственности министра труда и социальной защиты Чувашской Республики ФИО20 и первого заместителя министра труда и социальной защиты Чувашской Республики ФИО34., поступившее на имя Главы Чувашской Республики, и сообщает следующее.

Данное обращение связано с Вашим несогласием с ответами Минтруда Чувашии от дата-----, от дата-----, от датаг. ----- на Ваши обращения о предоставлении единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Вместе с тем вопрос о незаконности писем Минтруда Чувашии явился предметом рассмотрения Московским районным судом г. Чебоксары, решением которого от 13 апреля 2021г. Вам отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконными вышеназванных письменных ответов в связи с отсутствием на то оснований, а также разъяснен порядок обжалования данного судебного решения.

С учетом изложенного, в отсутствие противоправности в действиях должностных лиц Минтруда Чувашии по рассмотрению Ваших заявлений, оснований для привлечения их к дисциплинарной ответственности не имеется».

Суд не усматривает незаконность вышеуказанного письма Администрации Главы Чувашской Республики. В данном письме изложен результат рассмотрения Московским районным судом г.Чебоксары 13 апреля 2021г. административного иска ФИО1 к первому заместителю министра Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики ФИО35 о признании незаконными письменных ответов от дата-----, от дата-----, от дата-----. На момент составления данного письма Верховным Судом ЧР не было еще вынесено апелляционное определение №33а-2635/2021 от 23 июня 2021г., на основании которого решение Московского районного суда г.Чебоксары от 13 апреля 2021г. отменено.

Согласно статьи 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Суды осуществляют судебную власть самостоятельно.

Приоритет судебной формы защиты права выражается в том, что при рассмотрении несколькими органами, в число которых входит суд, спора о праве окончательное решение принимается судом, в связи с чем вопрос, являющийся предметом судебного разбирательства, не может быть рассмотрен в административном порядке.

Таким образом, Глава Республики до разрешения вышеуказанного спора в судебном порядке не был вправе применить меры дисциплинарного взыскания в отношении должностных лиц Минтруда Чувашии.

Должность первого заместителя министра труда и социальной защиты Чувашской Республики, которую занимает ФИО5, в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от дата----- «О Реестре должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики» является должностью государственной гражданской службы Чувашской Республики.

Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что служебный контракт – это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представителем нанимателя является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Частью 1 статьи 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить перечисленные в указанной норме меры дисциплинарного взыскания.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» наложение на работника дисциплинарного взыскания является компетенцией работодателя, что свидетельствует о том, что применение к гражданскому служащему мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью представителя нанимателя. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности работодатель должен иметь доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и учитывать тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, так как суд не праве обязать административного ответчика применить к должностным лицам Минтруда ЧР меры дисциплинарного взыскания, потому что применение мер дисциплинарного взыскания к работнику является исключительной прерогативой работодателя.

Соответственно, право привлечения должностных лиц Минтруда Чувашии к дисциплинарной ответственности является исключительной компетенцией Главы Чувашской Республики.

Действующее законодательство исключает возможность на основании решения суда обязать работодателя привлечь кого-либо из работников к дисциплинарной ответственности.

При рассмотрении настоящего дела судом не установлены незаконность действия (бездействия) Главы Чувашской Республики, выраженные в не привлечении Министра труда и социальной защиты Чувашской Республики ФИО4 и ее заместителя ФИО5 к дисциплинарной ответственности.

Судом не установлены нарушения прав, интересов, свобод административного истца Главой Чувашской Республики.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Кроме того, как установлено в ходе судебного заседания, на день рассмотрения настоящего дела в суде административному истцу Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики выдано Свидетельство о праве на единовременную денежную выплату на приобретение, строительство жилого помещения в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Административным истцом реализовано право на получение указанного Свидетельства.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении требований административного искового заявления ФИО1 ФИО36 к Главе Чувашской Республики - Председателю Кабинета Министров Чувашской Республики ФИО11 ФИО37 о признании не законными действия (бездействия), выраженных в не привлечении Министра труда и социальной защиты Чувашской Республики ФИО44 и ее заместителя ФИО39 к дисциплинарной ответственности,

об обязании Главы Чувашской Республики - Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики ФИО11 ФИО40 привлечь Министра труда и социальной защиты Чувашской Республики ФИО42 и ее заместителя ФИО43 к дисциплинарной ответственности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 20 октября 2021г.

Судья Н.И. Филиппова