ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4313/20 от 10.11.2020 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-4313/2020

22RS0068-01-2020-005800-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2020 года г.Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе

судьи Ваншейд А.К.,

при секретаре Строковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Трубниковой А.В. , Овчинниковой И.О. , Ивановой О.О. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю Мартыновой З.П., руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю Калашникову Юрию Викторовичу о признании решений незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

административные истцы обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее – Управление Росреестра по Алтайскому краю), указав, что являются собственниками (по 1/3 доли) жилого помещения, общей площадью 26,2 кв.м., расположенного по адресу .... на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о бесплатной передаче указанного жилого помещения в собственность. ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлениями о государственной регистрации права собственности и государственном кадастровом учете на квартиру, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение заявлений было приостановлено в связи с непредоставлением оригинала приказа ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ. После предоставления заверенной копии приказа ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ и заверенной копии договора от ДД.ММ.ГГГГ о безвозмездной передачи жилья в частную собственность Управлением Росреестра по Алтайскому краю в их адрес направлены решения (уведомления) от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии оснований для государственной регистрации права общедолевой собственности на квартиру в связи с непредоставлением оригиналов запрашиваемых документов. Полагают, что отказ административного ответчика является незаконным, лишает их возможности оформить права на данную квартиру, переданную им на законных основаниях в собственность.

На основании изложенного, с учетом уточнения, просили признать незаконными решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, , об отказе в государственной регистрации права общедолевой собственности и государственном кадастровом учете в отношении объекта недвижимости (квартиру), общей площадью 26,2 кв.м., расположенного по адресу ...., принадлежащего истцам на праве собственности (по 1/3 доли); обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права общедолевой собственности и государственный кадастровый учет в отношении объекта недвижимости (квартиру), общей площадью 26,2 кв.м., расположенного по адресу ...., принадлежащего истцам на праве собственности (по 1/3 доли).

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены государственный регистратор Управления Росреестра по Алтайскому краю Мартынова З.П., руководитель Управления Росреестра по Алтайскому краю Калашников Ю.В.

В судебное заседание административные истцы не явились, извещены надлежаще, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель истца Трубниковой А.В. на удовлетворении требований настаивала, полагает, что заверенные копии правоустанавливающих документов подтверждают право собственности истцов на объект недвижимости, возможность получить оригиналы документов у административных истцов отсутствует в связи с их утерей. Считает отказ в государственной регистрации права и государственном кадастровом учете незаконным. Уточнила площадь объекта недвижимости – 26,4 кв.м.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Алтайскому краю Жаравина Г.Е. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала по доводам письменного отзыва. Пояснила, что государственным регистратором правомерно отказано в регистрации права собственности на спорный объект в связи с непредоставлением оригинала договора бесплатной передачи жилья в собственность, регистрационное удостоверение не является правоустанавливающим документом. Кроме того, указала, что ДД.ММ.ГГГГ квартира была поставлена на кадастровый учет на основании технических документов, переданных из органов БТИ в кадастровую палату, правоустанавливающие документы, позволяющие произвести государственную регистрацию права, переданы не были.

Административные ответчики государственный регистратор Управления Росреестра по Алтайскому краю Мартынова З.П., руководитель Управления Росреестра по Алтайскому краю Калашников Ю.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. Мартыновой З.П. представлены письменные пояснения, содержащие доводы, аналогичные доводам Управления Росреестра по Алтайскому краю.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу п.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом проверен срок обращения административных истцов в суд с административным иском, который не является пропущенным, поскольку оспариваемые решения приняты ДД.ММ.ГГГГ, а административное исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона № 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административные истцы через МФЦ обратились в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлениями, в которых просили осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права общей долевой собственности (по 1/3 доли каждому) в отношении объекта недвижимости: квартиры , жилой площадью 26,2 кв.м., расположенной по адресу: ..... С заявлениями были представлены следующие документы: дубликат регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, выданный МУП БТИ г.Барнаула, справка БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, архивные справки об отсутствии на хранении документов по основной деятельности ТОО «Мельница».

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ приостановлена государственная регистрация и государственный кадастровый учет на жилое помещение по адресу: ..... В качестве основания приостановления указан п.5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Для устранения препятствий для регистрации предложено представить правоустанавливающие документы на квартиру в соответствии с ч.2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ либо вступившее в законную силу решение суда. При этом указано, что представленные регистрационное удостоверение и справка БТИ не относятся к перечню документов, являющихся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 предоставлены дополнительные документы: копии приказа ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ и копии договора о безвозмездной передачи жилья в частную собственность от ДД.ММ.ГГГГ в отношении спорного жилого помещения.

В этот же день государственным регистратором в адрес административных истцов направлено уведомление о невозможности возобновления действий по государственной регистрации и государственному кадастровому учету в связи с несоблюдением требований ч.3 ст.21 Федерального закона № 218-ФЗ (непредоставление оригиналов документов); предложено представить оригиналы правоустанавливающих документов не менее чем в двух экземплярах.

Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ, , отказано как в государственной регистрации права общедолевой собственности, так и в государственном кадастровом учете в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации.

Оценивая законность решений об отказе в государственной регистрации права и государственном кадастровом учете, суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5).

Согласно положениям статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения.

Согласно положениям статьи 7 Закона РФ от 04.07.1991 N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.

Таким образом, документом, являющимся основанием для регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное в порядке приватизации в соответствии с указанным выше Законом РФ, является договор безвозмездной передачи жилья в собственность граждан.

В части 3 статьи 21 содержатся требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам. Согласно указанной норме необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются: 1) не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме; 2) не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"».

По смыслу приведенной нормы для осуществления государственной регистрации прав административных истцов в отношении спорного объекта недвижимости, возникших до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", необходимо соблюдения требований части 3 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ, то есть предоставление оригинала правоустанавливающего документа: договора о безвозмездной передачи жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем указанное требование закона административными истцами не было выполнено, что послужило основанием для принятия обоснованных решений о приостановлении, а затем об отказе в государственной регистрации права общедолевой собственности на квартиру , расположенную в жилом доме по адресу: .....

Представленное истцами регистрационное удостоверение не является правоустанавливающим документом, выражающим содержание сделки, являющейся основанием возникновения права собственности на квартиру, и.

Ввиду отсутствия у Управления Росреестра по Алтайскому краю оснований для регистрации за заявителями ранее возникшего права лишь на основании копии представленных документов, истцы, ссылающиеся на утрату оригиналов правоустанавливающих документов, не лишены возможности защитить нарушенное право в порядке, установленном гражданским законодательством, обратившись с иском о признании права собственности (пункт 59 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

Также суд учитывает, что ДД.ММ.ГГГГ спорный объект недвижимости - квартира в доме по адресу: .... поставлена на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый . Кадастровый учет произведен в соответствии с положениями ст.69 Федерального закона № 218-ФЗ на основании технической документации, переданной в кадастровую палату органами БТИ, а именно технического паспорта на весь жилой дом.

Таким образом, в части осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости оспариваемые решения не нарушают прав административных истцов на момент рассмотрения данного спора.

Что касается государственной регистрации прав административных истцов, то оснований для внесения сведений о правообладателях данного объекта при его постановке на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ у регистрационного органа также не имелось ввиду отсутствия оригинала либо надлежащим образом заверенной копии правоустанавливающего документа, а также расхождения в площади объекта в технической документации и регистрационном удостоверении.

С учетом изложенного суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

На основании ст.111 Кодекса административного судопроизводства РФ в связи с оставлением требований административного иска без удовлетворения судебные расходы по оплате государственной пошлины возмещению административному истцу Трубниковой А.В. не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Трубниковой А.В. , Овчинниковой И.О. , Ивановой О.О. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.К.Ваншейд