ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4317/19 от 05.08.2019 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

№ 2а-4317/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Санкт-Петербург 05 августа 2019 года

Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Есениной Т.В.,

с участием старшего помощника прокурора

Кировского района г. Санкт-Петербурга Ивановой А.А.,

с участием административного истца ФИО1,

с участием представителей административного ответчика ФИО2, ФИО3,

с участием представителя заинтересованного лица ФИО4,

при секретаре Гончаровой О.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Нарвский округ о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата,

установил:

Административный истец ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Нарвский округ (далее – ИКМО Нарвский округ) о признании незаконным и отмене решения ИКМО Нарвский округ от 19.07.2019 № 9-1 о регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Нарвский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 ФИО5, а также взыскать, понесенные судебные расходы в размере 1285 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Нарвский округ (далее – МС ВМО СПб МО Нарвский округ) от 19.06.2019 № 15 на 08.09.2019 назначены выборы депутатов МС ВМО СПб МО Нарвский округ шестого созыва. Административный истец является зарегистрированным кандидатом в депутаты МС ВМО СПб МО Нарвский округ шестого созыва по избирательному округу №2. Административный истец считает оспариваемое решение ИКМО Нарвский округ от 19.07.2019 № 9-1 о регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Нарвский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 ФИО5 незаконным по тем основаниям, что среди документов, представленных заинтересованным лицом, в ИКМО Нарвский округ для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имеются документы, оформленные с нарушением требований Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), а именно кандидат ФИО5 в заявлении о согласии баллотироваться не указал реквизиты документа об образовании (неверно указан регистрационный номер диплома, отсутствует дата выдачи диплома); в разделе гражданство указано «гражданин РФ» вместо Российская Федерация; не указан ИНН кандидата, информация по имуществу кандидата представлено по состоянию на 01.06.2018, не на 01.06.2019. В первом финансовом отчете не отражены расходы на оформление 04.07.2019 (в иске на 09.07.2019) доверенности на уполномоченного финансового представителя по финансовым вопросам ФИО4 в размере 1 800 рублей, а также не указано, чьими средствами являются данные денежные средства (кандидата, партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», добровольными пожертвованиями граждан). В финансовом отчете не отражены расходы на оплату работ (услуг) информационного и консультативного характера, оплату других работ (услуг), выполненных ФИО6, не представлены документы, подтверждающие возмездный или безвозмездный характер оказания данных услуг ФИО4 десяти кандидатам и в частности, ФИО5 В заголовке финансового отчета не указан субъект – Санкт-Петербург. При этом, кандидат подал документы на выдвижение кандидата в нерабочее время избирательной комиссии 04.07.2019 в 09:45, готовил документы «Сведения о доходах…» 04.07.2019 в 09:36 с использованием помещений, оргтехники и информационных услуг, используемых органами местного самоуправления. Таким образом, ФИО5 неоднократно использованы преимущества и не соблюдены ограничения, связанные с должностным или служебным положением. ФИО5 использованы при финансировании своей избирательной компании, помимо средств собственного избирательного фонда иные денежные средства, составляющие более 5 % от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда, Предвыборная агитация (3 фрагмента публикаций в СМИ) не оплачена через избирательный фонд, но распространяется с 19.06.2019 по настоящее время, то есть в период избирательной компании, в муниципальном здании муниципального совета муниципального округа Нарвский округ, о чем составлены акты № б\н от 10.07.2019, 11.07.2019, 12.07.2019. К предвыборной агитации относятся публикации в газете «Нарвский округ» фотографий кандидата; отчет о проделанной работе депутата ФИО5, статья кандидата и др. Учредителем газеты «Нарвский округ» является муниципальный совет муниципального образования Нарвский округ. Газета «Нарвская застава издается при поддержке администрации Кировского района г. Санкт-Петербурга.

Муниципальный служащий начальник юридического отдела муниципального образования Нарвский округ ФИО4 является уполномоченным представителем по финансовым вопросам десяти кандидатов в депутаты в избирательной комиссии, которая подконтрольна ему, как начальнику юридического отдела муниципального образования Нарвский округ. При этом, поощрения муниципального служащего ФИО4 устанавливаются нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления, которые принимаются на муниципальном совете. Указанный кандидат использует в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, муниципальное имущество (помещения, средства связи, оргтехнику и информационные услуги, обеспечивающие функционирование органов местного самоуправления, служебный автотранспорт), так все документы о выдвижении кандидата разрабатывались в рабочее время с использованием муниципальной оргтехники. Муниципальный служащий ФИО4 осуществлял изготовление документов, способствующих выдвижению кандидата, с использованием служебного помещения, оргтехники и информационных услуг, а также предоставление данных документов в ИКМО Нарвский округ в свое рабочее время. Представитель кандидата допускает в судебном процессе публичные высказывания, суждения и оценки относительно деятельности ИКМО, если это не входит в его должностные обязанности. Кандидат использует преимущества должностного положения для предвыборной агитации в пользу кандидатов от партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и использует свое положение в интересах данной политической партии. ФИО1 полагает, что регистрация кандидата ФИО5, не выполнившего все требования закона нарушает принцип равенства кандидатов и создает для него преимущественные условия для участия в избирательной компании.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание явился, на удовлетворении административного искового заявления с учетом уточнений оснований принятых 05.08.2019 (л.д.62-70) настаивал, неоднократно конкретизировал фактические основания иска.

Представители ИКМО Нарвский округ – председатель ИКМО Нарвский округ ФИО2 и, действующий на основании доверенности диплома о высшем юридическом образовании, ФИО7 (л.д.45,45,75) в судебное заседание явились, против удовлетворения исковых требований возражали, просили в иске отказать, в связи с их незаконностью и необоснованностью, представили письменный отзыв (л.д. 50-53).

Заинтересованное лицо ФИО5 надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы представителю по доверенности ФИО4

Представитель заинтересованного лица ФИО4 в судебное заседание явился (доверенность, диплом л.д.43,44), против удовлетворения исковых требований ФИО1 возражал, представил письменный отзыв (л.д.47-49).

Старший помощник прокурора Кировского района города Санкт-Петербурга Иванова А.А., полагала административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, в связи с отсутствием законных оснований.

Суд в силу ст. 14 КАС РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам, возможность на реализацию их прав, исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства, выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора, приходит к следующему.

Статья 46 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод, право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, не предусматривает возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых в отношении отдельных видов судопроизводства и категорий дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

В целях обеспечения реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 26.05.2014 №303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга № 303-46).

Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии со ст. 240 ч. 4 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела, решение ИКМО Нарвский округ о регистрации ФИО5 в качестве кандидата в депутаты принято 19.07.2019, с административным исковым заявлением истец обратился 23.07.2019, то есть в установленный законом 10-дневный срок.

Порядок и условия выдвижения кандидата содержаться в статье 33 Федерального закона 67-ФЗ и ст. 22 Закона Санкт-Петербурга № 303-46.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.

Статьей 33 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Пунктом 3 статьи 33 указанного Федерального закона определено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

Аналогичные положения содержатся в статье 22 Закона Санкт-Петербурга №303-46.

Судом установлено, что Решением МС ВМО СПб МО Нарвский округ от 19.06.2019 № 15 назначены выборы депутатов муниципального совета шестого созыва на 08 сентября 2019 года (решение л.д.15).

Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата от 04.07.2019, ФИО5 было подано заявление о согласии баллотироваться и иные документы.

Комиссией была проведена проверка представленных ФИО5 документов, в ходе которой не было выявлено существенных недостатков, указывающих на нарушение ст.22 Закона № 303-46, а также на несоблюдение требований к оформлению документов, предоставление которых предусмотрено действующим законодательством.

Необходимо отметить, что зарегистрированный кандидат в депутаты МС ВМО СПб МО Нарвский округ ФИО1, является членом комиссии по проверке документов кандидатов в депутаты.

19 июля 2019 года ответчиком вынесено оспариваемое решение № 9-1 о регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты МС ВМО СПб МО Нарвский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2.

Как следует из доводов ФИО1, кандидат ФИО5 не представил все документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, а представленные документы на выдвижение и регистрацию оформлены с нарушением требований закона п.п. в), в.1) п.24 ст.38 ФЗ № 67.

В заявлении о согласии баллотироваться в разделе о полученном образовании, не указаны реквизиты документа об образовании (регистрационный номер дипломов и даты его выдачи). Вместо этого приводятся лишь номера бланков, на котором напечатаны дипломы. Истец указывает, что каждому бланку диплома присвоены серия (номер), но бланк может быть погашен (испорчен) или ему присваивается номер и дата, за которым он вносится в список (реестр) выданных дипломов. Таким образом, по мнению административного истца, реквизитами диплома считаются а) его регистрационный номер, указываемый в нижней части левой стороны бланка диплома и б) дата выдачи диплома (п.7.5 «Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков документов», утвержденной Приказом Минобразования РФ от 13.01.1999 № 46, Постановление Госкомвуза РФ от 30.11.1994г. № 9).

Кроме того, административный истец указал, что в разделе гражданство указано «гражданин РФ» вместо Российская Федерация, не указан ИНН кандидата.

Суд проверил доводы административного истца, относительно вышеуказанных недочетов, содержащихся в заявлении ФИО5 от 03.07.2019 о согласии баллотироваться, считает, что из представленных суду документов, в их совокупности и взаимосвязи, усматривается, что вышеуказанные документы административным истцом были представлены.

В ходе сравнительного анализа представленных копий документов отражающих сведения, указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться судом было установлено, что «..ФИО5 дает согласие баллотироваться кандидатом в депутаты МС ВМО СПб МО Нарвский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу №2 избирательному объединению Санкт-Петербургскому региональному отделению Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (л.д.78).

В заявлении о согласии баллотироваться в части указания сведений о себе ФИО5 указал:

ИНН – <***>,

гражданство - РФ,

профессиональном образовании – Среднее полное ГБОУ СОШ №608 в 2014 году, аттестат 07814000005904.

В соответствии с п.п.1,3,4 статьи 22 Закона № 303-46 окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в окружную избирательную комиссию в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, представляются:

а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом. Паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в окружную избирательную комиссию;

б) заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;

в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ в заявлении о согласии баллотироваться также указываются сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.

Таким образом, кандидат в депутаты указал ИНН, гражданство РФ, подтвердил наличие образования (профессионального образования не имеет), указав название учебного учреждения, год окончания, реквизиты документа об образовании (в части номера бланка диплома).

Доводы административного истца об отсутствии ИНН кандидата в заявлении не подтвердились.

Указание в заявлен и гражданства кандидата – РФ, вместо Российская Федерация, не противоречит нормам действующего законодательства, не является ошибкой, т.к. сокращение «Российской Федерации» как «РФ» является общепризнанной аббревиатурой, используемой в официальных документах, СМИ. Аббревиатура отражает естественную тенденцию языка к краткости, ёмкости содержания, экономии выразительных средств. При разумном употреблении аббревиатуры экономят печатную площадь, время читателя, повышают смысловую интенсивность речи. Кроме того, к заявлению представлен паспорт гражданина Российской Федерации ФИО5, из которого четко усматривается гражданство кандидата. Принадлежности кандидата к иному гражданству не установлено, административным истцом не представлено (л.д.79-80).

Как установлено судом, ФИО5 не имеет профессионального образования, имеет только диплом (аттестат) о среднем общем образовании, полученном в 2004 году, затем служба в армии, работа в настоящее время в ИП ФИО8 Учитывая, что кандидат заполнил заявление по форме, предложенной ИКМО Нарвский округ, сам наименование граф не менял, то указание единственного образования в «графе профессиональное образование» в отсутствие ответа «Нет\ не имею» нельзя расценивать как нарушение, влекущее отмену к регистрации кандидата, учитывая, что судом наличие профессионального образования установлено не было. а также специальность. Предоставление же копии самого аттестата о среднем общем образовании, полученном в 2014 году, в котором указаны все выходные данные, в т.ч. единственного номера , дата выдачи 19.06.2014, иных данных не содержит. Таким образом, реквизиты аттестата были указаны в полном объеме. Указанные данные ФИО5, в заявлении в части образования (номер и год окончания), совпадают с данными в аттестате, т.е. являются также достоверными.

В данном случае, указание не регистрационного номера диплома, а номера бланка диплома, указание специальности вместо квалификации, не является безусловным основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.

Судом в ходе судебного разбирательства были исследованы вещественные доказательства, а именно:

- носитель информации флэш-карта с документами в машиночитаемом виде, файл "Заявление кандидата от партии" файл dос 48 КБ, дата создания 03.07.2019, время 17 часов 51 минут;

- файл "Сведения о доходах" файл dос 21 КБ, дата создания файла 17.07.2019, время 10 часов 47 минут.

Заявление о согласии баллотироваться в печатном виде подписано 03.07.2019

Заявление о согласии баллотироваться ФИО5 подал в ИКМО Нарвский округ 04.07.2019 в 09 часов 45 минут (л.д.76-77).

Учитывая, что комиссией 16.07.2019 при просмотре документов ФИО5 были установлены недочеты в части указания в справке о доходах, имуществе кандидата даты (л.д.110), а именно представлена информация по состоянию на 01.06.2018, а не на 01.06.2019, что было расценено как техническая ошибка, то ему было сообщено об устранении недочетов 16.07.2019, срок исправления до 19.07.2019, в связи с чем на 17.07.2019 ФИО5 был устранен выявленный недочет и представлен уточненный файл на электронном носителе от 17.07.2019 (л.д.86-88).

Таким образом, ФИО5 сформировал документы в электронном виде до подачи документов в ИКМО Нарвский округ, что соответствует нормам действующего законодательства, в последующем внес коррективы по сведениям об имуществе и доходах, в связи с выявленными недочетами комиссии при проверке документов кандидата. Подписание заявление в печатном виде 03.07.2019, а подача заявления 04.07.2019 не противоречит нормам действующего законодательства, т.к. впоследствии оно было скопировано на флеш-карту. Датирование заявления от 03.07.2019, а его подача 04.07.2019, указывает лишь на дату формирования документа.

Все сведения о доходах указаны в рублях, как это указано в наименовании граф справки. Сведений о том, сто суммы дохода кандидатом указаны в иной валюте судом не установлено.

Как следует из доводов административного истца, согласно доверенности ФИО5 от 04.07.2019 на ФИО4 об уполномочивании представлять интересы кандидата по финансовым вопросам, заявления гражданина о согласии быть уполномоченным по финансовым вопросам согласия от 09.07.2019 и заявления ФИО9 в ИКМО Нарвский округ (вх. № 46 от 09.07.2019), что кандидат ФИО5 назначил уполномоченного представителя по финансовым вопросам - ФИО4, начальника юридического отдела администрации МО Нарвский округ, расположенного в том же здании, где и Муниципальный совет, в Санкт-Петербурге, по ул. Оборонной, д.18. Согласно доверенности ФИО4 доверено: открывать и закрывать специальный избирательный счет; заключать договор специального избирательного счета; представлять первый и итоговый финансовый отчет; право заключения и расторжения договоров, связанных с финансированием избирательной компании; право предоставления интересов кандидата в ИКМО, судах, других государственных органах и организациях; право подписи на платежных (расчетных), первичных учетных документах; иные полномочия, связанные с финансированием избирательной компании кандидата. ФИО4 исполняет полномочия уполномоченного представителя по финансовым вопросам 10 кандидатов от партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ": ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО5, ФИО17, ФИО18 (л.д.107-109).

По мнению административного истца 11.07.2019 уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата ФИО5 открыт специальный избирательный счет и 12.07.2019г. в 17 часов 50 минут представлены в ИКМО Нарвский округ требующиеся по закону документы на регистрацию и внешний носитель информации флэш-карта с документом в машиночитаемом виде, файл "Первый финотчет Ковешникова", дата создания 12.07.2019, время 14 часов 23 минут. Не отражены расходы (шифры 10-300) на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной компании, а именно оформление доверенности кандидатом ФИО5 за 1800 рублей на уполномоченного представителя по финансовым вопросам ФИО4 Не указано, чьими средствами являются указанные 1800 рублей за оплату доверенности (кандидата, партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", добровольными пожертвованиями граждан или юридических лиц; на какие цели они израсходованы (оплата работ /услуг/ информационного и консультативного характера; оплата других работ /услуг/, выполненных (оказанных) гражданами; покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной компании и др.). Не представлены документы, подтверждающие возмездный или безвозмездный характер оказания услуг уполномоченным ФИО4 десяти кандидатам в депутаты от партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и в частности ФИО5 в заголовке документа не указан субъект - город Санкт-Петербург.

Судом были исследованы доводы административного иска в данной части, где установлено следующее.

04.07.2019 ФИО5 на ФИО4 выдана доверенность об уполномочивании представлять интересы кандидата по финансовым вопросам и др. (л.д.109).

09.07.2019 ФИО4 подал в ИКМО Нарвский округ (вх. № 46 от 09.07.2019) заявление о согласии быть уполномоченным по финансовым вопросам ФИО5 при проведении выборов депутатов МС ВМО СПб МО Нарвский округ шестого созыва, назначенных на 08.09.2019 (л.д.108).

09.07.2019 ФИО5 подал заявление в ИКМО Нарвский округ о назначении уполномоченным представителем по финансовым вопросам ФИО4 (л.д.107).

11.07.2019 уполномоченным представителем по финансовым вопросам

открыт специальный избирательный счет (л.д.93). На счете 0,00 руб. (л.д.97).

11.07.2019 на внешний носитель информации СД-ДИСК размещен документ в машиночитаемом виде, файл "Первый финансовый отчет ", дата первичного создания 11.07.2019, время 21 часов 42 минут (файл создан за пределами рабочего времени). Судом в присутствии сторон был открыт и исследован данный внешний носитель.

12.07.2019 уполномоченный представитель по финансовым вопросам ФИО4 в 17 часов 50 минут (л.д.92) представил в ИКМО Нарвский округ требующиеся по закону документы на регистрацию документы (данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее предоставляемых в ИКМО Нарвский округ, первый финансовый отчет, справку об открытии специального избирательного счета, выписку из лицевого счета, внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде).

Таким образом, не подтвердился довод истца, что первый финансовый отчет был сформирован 12.07.2019 в рабочее время ФИО5, в помещениях ИКМО Нарвский округ или муниципального образования.

Кроме того, необходимо указать, что ФИО5 не является депутатом или выборным должностным лицом местного самоуправления.

Как следует из позиции представителя заинтересованного лица ФИО5 – ФИО4, не указание в первом финансовом отчете сведений о расходах на доверенность в размере 1 800 рублей, не является нарушением, т.к. эти денежные средства не могли пройти через специальный избирательный счет, поскольку законом предусмотрена выдача доверенности финансовому уполномоченному для открытия данного счета, где должны аккумулироваться средства избирательного фонда. Это означает, что доверенность на финансового уполномоченного может быть оплачена из личных денежных средств кандидата. Доверенность была выдана 04.07.2019, счет открыт 11.07.2019. Все остальные движения денежных средств по счету отражены в финансовом отчете. Однако, никаких движений по счету не было. Выписка по счету получалась в нерабочее время. Все услуги финансовым представителем оказываются на безвозмездной основе, обязательного заключения договора безвозмездного оказания услуг в данном случае не требуется. В данном случае ФИО4 выполняет общественную нагрузку, по собственному волеизъявлению. Указанной деятельностью представитель заинтересованного лица занимается во вне рабочее время.

Суд соглашается с доводами представителя заинтересованного лица, т.к. не запрещено кандидату в депутаты открывать специальный избирательный счет лично либо через представителя, а кроме того, уполномочивание иного лица быть представителем по финансовым вопросам может быть финансировано за счет личных денежных средств, запрета в данной части судом не установлено.

Отсутствие наименования субъекта в Первом финансовом отчете ошибкой не является, поскольку наименование субъекта присутствует в наименовании муниципального образования (л.д.92).

Доказательств того, что представитель заинтересованного лица выполняет свои обязанности на возмездной основе, в свое рабочее время, судом не установлено, доказательств обратному не представлено.

Административный истец просил не рассматривать суд довод о том, что кандидат в депутаты ФИО5 использовал при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иные денежные средства, составляющие более 5 % от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда (п.п. з п.24 ст.38 ФЗ № 67), а именно 6,52 % на финансирование СМИ, т.к. после ознакомления с материалами, поданными ФИО5 в ИКМО Нарвский округ на регистрацию, исходя из доводов сторон, таких обстоятельств не установлено. Таким образом, судом было установлено, что газета «Нарвский округ» за счет средств ФИО5 не финансировалась, доказательств обратному суду не представлено.

Также административный истец обратил внимание суда, что кандидатом ФИО5 неоднократно использованы преимущества и не соблюдены ограничения, связанные с должностным или служебным положением (п.п. л п.24 ст.38 ФЗ № 67).

Кандидаты, замещающие выборные муниципальные должности, проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (п.1 ст.40 ФЗ № 67).

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается (п.5 ст.40 ФЗ № 67):

а) привлечение муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов;

б) использование помещений, занимаемых органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям, не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;

е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным СМИ в целях ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с ФЗ №67;

з) обнародование в период избирательной кампании, в СМИ, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Перечень, установленный в комментируемом пункте, является для кандидатов и иных лиц, указанных в нем, исчерпывающим для определения признаков нарушений, допущенных с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Санкции за эти нарушения в виде отказа или отмены регистрации, привлечения к административной ответственности предусмотрены пунктами 24 и 25 статьи 38, статьей 76 ФЗ № 67, а также КоАП РФ.

Пункт 7 ст.48 ФЗ № 67 запрещает проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.

Пункт 8 ст.54 ФЗ № 67 предписывает, что размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Административный истец указывает, что к предвыборной агитации он относит 3 фрагмента газет в отношении кандидата ФИО5, которая не оплачена через избирательный фонд, распространялись с 19.06.2019 по настоящее время (т.е. в период избирательной кампании) в муниципальном (государственном) здании по адресу: <...>, и выявлен в 3 выпусках муниципальных СМИ. В подтверждение своих доводов истец представил акт о фиксации данного обстоятельства от 10.07.2019, 11.07.2019, 12.07.2019 (л.д.19, 20,21).

Судом были исследованы данные обстоятельства, и установлено, что:

- в газете «Нарвский округ» № 08 (107) июнь 2019 год, учредитель Муниципальный совет МО Нарвский округ, отпечатано 24.06.2019, заказ № ТД-3516, 10 000 экземпляров, на странице 2 (житель округа ФИО5 в статье «Баррикады на пл. Стачек» повествует о сохранении культурно-исторических памятников, несовместимости их нахождения с уличными базарами) (л.д.31 оборот).

- в газете «Нарвский округ» № 04 (103) март 2019 год, учредитель Муниципальный совет МО Нарвский округ, отпечатано 01.04.2019, заказ № ТД-1841, 10 000 экземпляров - данная газета суду представлена не была, факт на наличие или отсутствие агитации не исследовался в данной части.

- в газете «Нарвский округ» №07 (106) май 2019 год, учредитель Муниципальный совет МО Нарвский округ, отпечатано 27.05.2019, заказ № ТД-3021, 10 000 экземпляров, на странице 2 (фотография №1 на переднем плане член молодежного совета ФИО5 в День Победы за руку с ребенком идет по улице) (л.д.29 оборот).

Представитель ответчика ИКМО Нарвский округ представил, в свою очередь, акты от 15.07.2019, 29.07,2019 (л.д.124-125), из которых следует, что в ходе проведения проверки по акту ФИО1 от 10.07.2019, 11.07.2019, 12.07.2017 установлено, что все печатные здания, указанные в акте, были изданы до начала проведения избирательной кампании, а также не содержат признаков предвыборной агитации, в связи с чем, на основании ст. 2 ФЗ №67, указанные в актах печатные издания агитационным материалом не являются.

Газета «Нарвский округ» является официальным муниципальным средством массовой информации, учрежденным с целью информирования населения муниципального образования о деятельности органов местного самоуправления, общественной и культурной жизни муниципального образования. Указанная газета издается силами Муниципального казенного учреждения «Информационный центр «Нарвский» и распространяется в день выхода в свет. Остатки тиражей газеты «Нарвский округ» упомянутые административным истцом в исковом заявлении и хранящиеся в помещении Муниципального совета изданы и распространены до начала избирательной кампании и не содержат агитационных материалов.

Согласно ст. 2. ФЗ№67 под агитационными материалами понимают - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума;

агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума;

агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

С учетом положений ст. 2 ФЗ №67, информации содержащейся в газете, даты регистрации ФИО5 в качестве кандидата в депутаты 19.07.2019, даты выпуска и распространения газет, суд не усматривает, что статьи в газете «Нарвский округ» являются предвыборной агитацией, имеют своей целью в период избирательной кампании побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Следует отметить, что в соответствии с п. 6 ст. 31 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 соблюдение ограничений связанных с использованием преимуществ должностного или служебного положения не должно препятствовать осуществлению депутатами своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями. Кроме того в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, ФИО5 к таким должностным лицам не относится.

Также судом не установлено, а доказательств обратному не представлено, что ФИО5 и/или ее уполномоченный представитель по финансовым вопросам, использовали и используют в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, муниципальное имущество (помещения, средства связи, оргтехнику и информационные услуги, обеспечивающие функционирование органов местного самоуправления, служебный автотранспорт), допускают в судебном процессе публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности ИКМО, используют преимущества должностного положения для предвыборной агитации в пользу кандидатов от партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", используют свое должностное положение в интересах политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Таким образом, с учетом установленных судом обстоятельств (учитывая, что ФИО1 участвовал в рабочей группе при приеме документов и их проверке, с правом совещательного голоса, не заявил о недочетах, указанных в иске при обсуждении на рабочей комиссии, для последующего сообщения кандидату, а вынес данные недочеты в административный иск, как основания для отмены решения ИКМО Нарвский округ о регистрации кандидата, что в данном случае можно расценить как злоупотребление своими правами, нарушение истцом принципа равенства избирательных прав, использование преимущественного положения для исправления своих недочетов случае их установления), указание ФИО1 на наличие выявленных недостатков и заявленных в иске, не являются безусловными основаниями для удовлетворения административного иска истца, все сведения в заявлении о согласии баллотироваться подтверждены представленными совместно с заявлением документами, основаниями для отказа кандидату в регистрации на 19.07.2019 не являлись, а все разночтения были восполнены представленными к заявлению документами. Оснований для признания незаконным и отмене решения ИКМО Нарвский округ от 19.07.2019 № 9-1 о регистрации кандидата в депутаты МС ВМО СПб МО Нарвский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 ФИО5, в рассматриваемом случае, судом не установлено.

Учитывая, что судом не удовлетворено основное требование административного иска, то не подлежит удовлетворению производное требование о возмещении судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-177, 241-244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Нарвский округ о признании незаконным и отмене решения ИКМО Нарвский округ от 19.07.2019 № 9-1 о регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Нарвский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 ФИО5, взыскании судебных расходов в размере 1285 рублей – ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней путем подачи апелляционной жалобы через гражданскую канцелярию Кировский районный суд Санкт-Петербурга.

Резолютивная часть решения оглашена 05.08.2019

Мотивированное решение изготовлено 07.08.2019

Председательствующий судья: Есенина Т.В.