ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-431/2017 от 15.03.2017 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

Дело а-431/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2017 года г. Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Милошенко Н.В.,

при секретаре Реент Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконными действий,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления кадастрового учета по заявлению кадастрового инженера ФИО2 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Просила обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя произвести государственный кадастровый учет объекта недвижимости, как жилого дома блокированной застройки, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>. В обоснование исковых требований административный истец указала, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного 5-ой Севастопольской государственной нотариальной конторой государственным нотариусом ФИО3 истцу на праве собственности принадлежит 11/25 долей в праве собственности на жилой дом с надворными постройками площадью 70,7 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>. Истец обратилась в Балаклавский районный суд города Севастополя с исковым заявлением о прекращении права общей долевой собственности на вышеуказанный жилой дом. ДД.ММ.ГГГГ решением Балаклавского районного суда города Севастополя в собственность ФИО1 переданы помещения жилого <адрес> г. Севастополя и надворные строения, а именно: лит. А коридора 2-1 площадью 3,5 кв.м; лит. А кухню 2-2 площадью 7,5 кв.м; лит. А жилую комнату 2-3 площадью 16,9 кв.м.; лит. А жилую комнату 2-4 площадью 13,4 кв.м., общей площадью 41,3 кв.м; а также надворные строения и сооружения лит. Б гараж, лит. Д; ? часть сарая, лит. Ж уборную. Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности ФИО1 на обособленный объект недвижимого имущества. Однако при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости – здания, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, представлении технического плана, осуществление кадастрового учета объекта недвижимости Управлением Севреестра было приостановлено со ссылкой на ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре. В техническом паспорте на вышеуказанный жилой дом, составленного ГКП Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ указано, что фактически жилой дом представляет собой два капитальных жилых здания, разделенных капитальной стеной без проемов и состоит из двух обособленных домовладений и , имеющих индивидуальное отопление, подвод газа, подвод воды, электричества и имеющих индивидуальные счетчики. Фундаменты под жилыми помещениями и выполняет опорную функцию строго под стены помещений соответствующих домовладений, крыша аналогично обеспечивает перекрытие площади каждого домовладения. На плане строения технического паспорта видно, что выход из каждого домовладения возможен только на земельный участок, примыкающий к обособленной части жилого дома, также исходя из технического паспорта домовладения видно, что помещения общего пользования отсутствуют, каждый блок имеет надворные и подсобные помещения. Выход на территорию общего пользования, то есть на улицу, с каждого участка индивидуальный. На каждом земельном участке обособленных частей жилого дома располагаются свои вспомогательные надворные строения и сооружения (кухни, сараи, туалет), исходя и характеристик данный жилой дом представляет собой дом блокированной застройки, что соответствует определению п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, под «жилыми домами блокированной застройки» понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. В решении Балаклавского районного суда город Севастополя отсутствует определение типа домовладения, которое полностью по своим характеристикам соответствует, жилому дому блокированной застройки. Согласно ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. При этом, законодатель в ЖК РФ не дал четкого определения части жилого дома, многоквартирного дома, жилого дома блокированного типа. Принадлежащая истцу обособленная часть жилого дома ни по одному из критериев, приведенных в п. 3 ч. 3 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, ст. 16 ЖК РФ и в п. 1 ст. 36 ЖК РФ, не соответствуют характеристикам многоквартирного жилого дома из-за отсутствия подъездов, элементов общей собственности и как не имеющие выход на общий земельный участок, и в то же время не могут называться квартирами, входящими в состав многоквартирного дома по причине отсутствия помещений общего пользования, выход в которые предполагается из квартиры. Административный истец полагала, что приостановление в осуществлении государственного кадастрового учета в дальнейшем создает истцу препятствия в регистрации права собственности, в связи с чем вынуждена обратиться в суд с настоящим административным иском.

В судебное заседание истец не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя ФИО4

Представитель административного истца ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с выездом из города Севастополя.

Представитель административного ответчика ФИО5 в судебном заедании возражал против удовлетворения административного иска, пояснил, что в данном случае в представленном истцом техническом плане отсутствует информация о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого оно расположено. Исходя из сведений, указанных в текстовой части, предполагается преобразование существующего здания, расположенного в г. Севастополе, <адрес> путем осуществления выдела объекта недвижимости (помещения) из преобразуемого (здания, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости). В связи с указанными противоречиями технически невозможно поставить на кадастровый учет фактически иной объект недвижимости

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося истца, представителя административного истца.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ кадастровый инженер ФИО2 обратился в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости – здания, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, представив технический план.

Согласно материалам дела истцу на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного 5-ой Севастопольской государственной нотариальной конторой государственным нотариусом ФИО3 на праве собственности принадлежит 11/25 долей в праве собственности на жилой дом с надворными постройками площадью 70,7 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в собственность ФИО1 переданы помещения жилого <адрес> г. Севастополя и надворные строения, а именно: лит. А коридора 2-1 площадью 3,5 кв.м; лит. А кухню 2-2 площадью 7,5 кв.м; лит. А жилую комнату 2-3 площадью 16,9 кв.м.; лит. А жилую комнату 2-4 площадью 13,4 кв.м., общей площадью 41,3 кв.м; а также надворные строения и сооружения лит. Б гараж, лит. Д; ? часть сарая, лит. Ж уборную.

Административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.

Для устранения указанных обстоятельств, рекомендовано:

внести информацию о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого расположено здание;

в случае образования часта рассматриваемого объекта недвижимости, представить технический план соответствующей части, выполненный в соответствии с нормами, установленными для образования таких объектов. При повторном обращении с заявлением о государственном кадастровом учете рекомендовано указать регистрационный номер ранее поданного заявления, по которому принято настоящее решение. Также указано, что при повторном представлении с новым заявлением о государственном кадастровом учете технического плана в форме электронного документа, заверенного усиленной квалификационной подписью кадастрового инженера, изменить глобальный уникальный идентификатор пакета «GUID».

Согласно частям 3, 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).

Согласно пункту 20 приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном здании, сооружении, объекте незавершенного строительства или помещении, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, принимается на основании:

имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета сведений, содержащихся в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации;

документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет ранее учтенного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета;

заявления заинтересованного лица, к которому прилагаются правоустанавливающие документы на ранее учтенный объект недвижимости.

Статья 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», определяющая состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, предусматривает, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с этим законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Для проведения кадастрового учета здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства заявителем представляются необходимые для этого документы, в том числе, технический план и другие, указанные в статье 22 Закона о кадастре документы.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.

Из указанных норм Закона о кадастре следует, что проведение кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется в отношении здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства.

Пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии с частями 3, 4 указанной статьи орган кадастрового учета при принятии в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и тому подобным).

Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета. Если такое решение принято на основании пункта 5 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требовании о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из анализа вышеуказанных положений следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

При этом в соответствии с частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушения оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи (законности вынесенного решения), - на орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - ФЗ РФ N 221-ФЗ), кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

По смыслу ч. 2 ст. 16 Закона постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 221-ФЗ, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом является, в числе прочего, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства).

В данном случае решением от ДД.ММ.ГГГГ осуществление кадастрового учета приостановлено на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре в связи с несоответствием поданных документов по форме либо содержанию требованиям закона.

Заявителю рекомендовано изменить глобальный уникальный идентификатор пакета «GUID» при повторном представлении технического плана в форме электронного документа, заверенного усиленной квалификационной подписью кадастрового инженера.

При этом, из исследованного в судебном заседании протокола 59820 следует, что ответчику был подан электронный документ, не соответствующего виду XML-документов, создаваемых с использованием XML-схем, поскольку указанный файл был загружен с ошибкой, что не обеспечивает считывание и контроль содержащихся в нем данных, что подтверждается протоколом отрицательного результата задания «Импорт технического плана». Следовательно, представленная информация не могла быть признана соответствующей установленным критериям.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения оспариваемого решения о приостановления кадастрового учета, что соответствует нормам действующего законодательства и не может расцениваться в качестве обстоятельства, нарушающего законные права и интересы административного истца, то есть оспариваемое решение соответствует требованиям статьи 26 ФЗ РФ N 221-ФЗ.

Таким образом, ответчиком представлены доказательства правомерности принятого решения.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Милошенко

Мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ