ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-431/2022 от 05.08.2022 Лукояновского районного суда (Нижегородская область)

Гражданское дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Лукояновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Пузановой П.Ф.,

при секретаре Богаткиной А.А.,

с участием: представителя административного истца прокурора Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры – помощника прокурора прокуратуры Лукояновского района Нижегородской области Науменко Г.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика – Шорина М.М. - главного специалиста Юго-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды управления охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, представителя заинтересованного лица администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области Макаровой Г.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении постановки на кадастровый учет охранных зон особо охраняемых природных территорий – памятников природы регионального (областного) значения; возложении обязанности описать границы охранных зон особо охраняемых природных территорий – памятников природы и предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет охранных зон особо охраняемых природных территорий – памятников природы, расположенных в Лукояновском муниципальном районе Нижегородской области,

УСТАНОВИЛ:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении постановки на кадастровый учет охранных зон особо охраняемых природных территорий – памятников природы регионального (областного) значения; возложении обязанности описать границы охранных зон особо охраняемых природных территорий – памятников природы и предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет охранных зон особо охраняемых природных территорий – памятников природы, расположенных в Лукояновском муниципальном районе Нижегородской области.

В обоснование административного искового заявления прокурор указал, что природоохранной прокуратурой установлено, что в соответствии с Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 года №965, Министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды. В компетенцию Министерства входит установление и описание границ охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории охранной зоны памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы. На территории Лукояновского муниципального района Нижегородской области расположены памятники природы: «Кленово-липовый лес у д. Санки», «Дубрава по оврагу во 2 квартале Кутумского лесничества», «Участок широколиственного леса и его производных у истоков р. Ежать». Данные памятники природы имеют областное значение и вокруг них выделяются охранные зоны. Однако, в нарушение требований законодательства сведения о границах охранной зоны вышеуказанной особо охраняемой природной территории в Единый государственный кадастр недвижимости не внесены. Статьей 32 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости» установлена обязанность органа государственной власти направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий. Согласно Порядку ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденному Приказом Минприроды России от 19.03.2012 года №69, порядок включает в себя, в том числе, сведения о площади охранной зоны особо охраняемой природной территории, а также указывается режим охранной зоны особо охраняемой природной территории, размеры охраняемой зоны – минимальная и максимальная ширина (км.), описание границ охранной зоны, реквизиты последнего по времени принятия документа, устанавливающего режим охраны и использования этой территории, основные ограничения хозяйственной и иной деятельности; основные разрешенные виды природопользования и иной хозяйственной деятельности (на какой площади разрешена деятельность, допустимые объемы природопользования). Однако, до настоящего времени Министерством описание границ охранной зоны особо охраняемой территории в предусмотренном законодательстве порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона и свидетельствует о бездействии административного ответчика. Выявленное в деятельности Министерства нарушение не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре границ особо охраняемых природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий расположения природных объектов. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. Прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, просит признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, выразившееся в не обеспечении постановки на кадастровый учет охранных зон особо охраняемых природных территорий – памятников природы регионального (областного) значения: «Кленово-липовый лес у д. Санки», «Дубрава по оврагу во 2 квартале Кутумского лесничества», «Участок широколиственного леса и его производных у истоков р. Ежать», расположенных в границах Лукояновского муниципального района Нижегородской области; возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда: 1) описать границы охранных зон особо охраняемых природных территорий – памятников природы: «Кленово-липовый лес у д. Санки», «Дубрава по оврагу во 2 квартале Кутумского лесничества», «Участок широколиственного леса и его производных у истоков р. Ежать», расположенных в Лукояновском муниципальном районе Нижегородской области, с указанием размеров охранной зоны – минимальной и максимальной ширины (км.), координат и отображением указанных границ на картографических материалах; 2) предоставить в орган государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательства документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет охранных зон особо охраняемых природных территорий – памятников природы: Кленово-липовый лес у д. Санки», «Дубрава по оврагу во 2 квартале Кутумского лесничества», «Участок широколиственного леса и его производных у истоков р. Ежать», расположенных в Лукояновском муниципальном районе Нижегородской области.

В судебном заседаниипредставитель административного истца прокурора Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры Науменко Г.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Шорин М.М. - главный специалист Юго-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды управления охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в судебном заседании указал, что признает необходимость проведения работ по постановке на государственный кадастровый учет охранных зон особо охраняемых природных территорий – памятников природы регионального значения: Кленово-липовый лес у д. Санки», «Дубрава по оврагу во 2 квартале Кутумского лесничества», «Участок широколиственного леса и его производных у истоков р. Ежать», но не согласен со сроком, в течение которого необходимо провести указанные работы, поскольку он не подкрепляется документально и ничем не обоснован.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ от представителя Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором административный ответчик указывает, что постановка на кадастровый учет ООПТ регионального значения, включая их охранные зоны, осуществляется в рамках подпрограммы 4 «Биологическое разнообразие» государственной программы «Охрана окружающей среды Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 года №306, в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на определенный финансовый год. Работа проводится ежегодно. С 2019 года данные мероприятия осуществляются подведомственным Минэкологии Нижегородской области учреждением – ГБУ НО «Экология региона» по государственному заданию. В 2021 году было сформировано государственное задание ГБУ НО «Экология региона» на 2022 – 2024 г.г.. В указанный период предусмотрено внесение в ЕГРН сведений о 202 объектах (ООПТ и охранные зоны ООПТ), из них 46 по охранным зонам памятников природы. При этом планирование кадастровых работ исходит из того, что постановка на кадастровый учет охранной зоны конкретной ООПТ регионального значения осуществляется совместно с внесением в НГРН сведений о самой ООПТ. В соответствии с государственным заданием документацию для внесения сведений в ЕГРН об охранных зонах памятников природы регионального значения «Кленово-липовый лес у д. Санки», «Дубрава по оврагу во 2 квартале Кутумского лесничества», «Участок широколиственного леса и его производных у истоков р. Ежать» и их охранных зон планируется направить в орган кадастрового учета в 2024 году.

Также административный ответчик указывает, что требование об указании минимальной и максимальной ширины охранной зоны (в км) при описании границ объекта неправомерно, а указанный в административном исковом заявлении срок исполнения (в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда) не обоснован и не подкреплен ссылкой на нормативно-правовой акт. Кадастровые работы по указанным в иске объектам возможны не ранее 2024-2025 г.г. при условии выделения необходимого объема бюджетных средств на кадастровые работы.

Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области просит суд отказать Нижегородскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении административного искового заявления.

Представитель заинтересованного лица администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области, осуществляющей полномочия Лукояновского муниципального округа Нижегородской области в соответствии с Законом Нижегородской области №52-З от 04.05.2022 года, Макарова Г.Н. в судебном заседании указала, что согласна с административным иском Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора.

Представители заинтересованных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Министерства финансов Нижегородской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

С учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, дело рассмотрено в отсутствие представителей Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Министерства финансов Нижегородской области.

Выслушав в судебном заседании объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Часть 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В данном случае Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском, заявленным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности их решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельства, указанные в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации и преамбулой Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.

Согласно п.1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Согласно статьи 26 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников, природы, находящихся в их ведении.

В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий.

Особо охраняемые природные территории являются зонами с особыми условиями использования территории, то есть для них устанавливается режим особой охраны. При этом границы ООПТ могут пересекать границы земельных участков, муниципальных образований, других зон с особыми условиями использования территории.

Согласно ч.1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Согласно ч.4 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Сведения о прохождении границ ООПТ вносятся в государственный кадастр недвижимости как о зоне с особыми условиями использования территории.

Так, частью 3 статьи 42.4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г.) было установлено, что сведения о зонах с особыми условиями использования территорий подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.

Согласно статье 4 Закона N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственный кадастр ведется в отношении особо охраняемых природных территорий в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, которое действовало до 03.02.2014 года, было предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.

Как уже указано, до 1 января 2017 г. действовал Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с частью 3 статьи 46 которого сведения об установленных до дня вступления в силу данного федерального закона границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образования, границах населенных пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, содержащиеся в документах, хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства, включаются в государственный кадастр недвижимости в сроки и порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В настоящее время таким федеральным законом является Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно названному федеральному закону единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с пунктами 9 и 10 части 1 статьи 32 поименованного федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Как следует из решения Нижегородского областного совета народных депутатов от 02.11.1993 года №340-м «Об объявлении природных объектов государственными памятниками природы областного значения» «Кленово-липовый лес у д. Санки» (площадь ГПП 35,8 га, площадь охранной зоны 169,2 га), «Дубрава по оврагу во 2 квартале Кутумского лесничества» (площадь ГПП 70,3 га, площадь охранной зоны 192,7 га), объявлены государственными памятниками природы областного значения. Также указанным решением были утверждены паспорта на указанные государственные памятники природы областного значения (приложения 20, 22).

Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об объявлении природных объектов государственными памятниками природы областного значения (Кулебакский, Лукояновский районы)» «Участок широколиственного леса и его производных у истоков р. Ежать» (площадь ГПП 62,8 га, площадь охранной зоны 153,2 га), объявлен государственным памятником природы областного значения. Также указанным постановлением был утвержден паспорт на указанный государственный памятник природы областного значения.

Таким образом, на территории Лукояновского муниципального округа Нижегородской области расположены следующие памятники природы регионального (областного) значения: «Кленово-липовый лес у д. Санки», «Дубрава по оврагу во 2 квартале Кутумского лесничества», «Участок широколиственного леса и его производных у истоков р. Ежать».

В судебном заседании установлено, что в Единый государственный реестр недвижимости, равно как и в государственный кадастр недвижимости,

сведения о границах охранных зон особо охраняемой природной территории вышеуказанных объектов в Единый государственный кадастр недвижимости не внесены.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона Нижегородской области от 04.05.2022 года № 52-З «О преобразовании муниципальных образований Лукояновского муниципального района Нижегородской области» до формирования Согласно ст. 1 Закона Нижегородской области от 04.05.2022 года № 52-З «О преобразовании муниципальных образований Лукояновского муниципального района Нижегородской области» муниципальные образования - городские поселения город Лукоянов, рабочий поселок им. Степана Разина, сельские поселения Большеарский сельсовет, Большемаресьевский сельсовет, Кудеяровский сельсовет, Лопатинский сельсовет, Тольско-Майданский сельсовет, Шандровский сельсовет Лукояновского муниципального района Нижегородской области преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование статусом муниципального округа с наименованием - Лукояновский муниципальный округ Нижегородской области. Днем создания вновь образованного муниципального образования Лукояновский муниципальный округ Нижегородской области является день вступления в силу настоящего Закона. Лукояновский муниципальный район Нижегородской области, а также городские поселения город Лукоянов, рабочий поселок им. Степана Разина, сельские поселения Большеарский сельсовет, Большемаресьевский сельсовет, Кудеяровский сельсовет, Лопатинский сельсовет, Тольско-Майданский сельсовет, Шандровский сельсовет Лукояновского муниципального района Нижегородской области утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.

Указанный Закон вступил в указанной части в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, «Кленово-липовый лес у д. Санки», «Дубрава по оврагу во 2 квартале Кутумского лесничества», «Участок широколиственного леса и его производных у истоков р. Ежать» в настоящее время находятся на территории Лукояновского муниципального округа Нижегородской области.

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Положение) Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Минэкологии Нижегородской области) является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 3.6 Положения Минэкологии Нижегородской области организует работу по ведению комплексного территориального кадастра природных ресурсов на основе геоинформационных технологий и систем, включая инвентаризацию и картографическую привязку природных ресурсов (объектов) и оценку их состояния, государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения, являющихся собственностью Нижегородской области, ведет в установленном законом порядке региональный кадастр отходов.

В соответствии с п. 3.96 Положения Минэкологии Нижегородской области управляет средствами областного бюджета, выделяемыми на осуществление своих функций, содействует эффективному использованию этих средств.

Таким образом, в компетенцию Минэкологии Нижегородской области

входит организация работ по установлению и описанию границ охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории охранной зоны памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы.

Таким образом, именно Минэкологии Нижегородской области, являющимся государственным органом исполнительной власти Нижегородской области, несет обязанность по организации работы по описанию границы охранных зон особо охраняемый природных территорий – памятников природы регионального (областного) значения: Кленово-липовый лес у д. Санки», «Дубрава по оврагу во 2 квартале Кутумского лесничества», «Участок широколиственного леса и его производных у истоков р. Ежать», расположенных в границах Лукояновского муниципального округа Нижегородской области и предоставлению в орган государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательства документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет границ указанных охранных зон особо охраняемых природных территорий.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N306 утверждена Государственная программа "Охрана окружающей среды Нижегородской области", в рамках которой в подпрограмме 4 «Биологическое разнообразие» предусмотрена постановка ООПТ и охранных зон особо охраняемых природных территорий на государственный кадастровый учет.

Данная подпрограмма реализуется в два этапа: 1 этап – 2015-2020 годы, 2 этап – 2021-2024 годы.

Таким образом, обязанность по постановке на государственный кадастровый учет границ охранных зон ООПТ возникла у Минэкологии с 2015 года и длительное время не исполнялась.

Как установлено судом, работа по постановке на государственный кадастровый учет охранных зон ООПТ фактически активно осуществляется только с 2021 года. До этого времени, более пяти лет с момента принятия Государственной программы "Охрана окружающей среды Нижегородской области" данная работа фактически не проводилась.

По мнению суда, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального (областного) значения и их охранных зонах с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий и нарушениям в связи с этим режима их использования.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о наличии незаконного бездействия у Минэкологии Нижегородской области, выразившегося в не обеспечении организации работы по постановки на государственный кадастровый учет охранных зон особо охраняемых природных территорий – памятников природы регионального (областного) значения: Кленово-липовый лес у д. Санки», «Дубрава по оврагу во 2 квартале Кутумского лесничества», «Участок широколиственного леса и его производных у истоков р. Ежать», расположенных в границах Лукояновского муниципального округа Нижегородской области.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Разрешая вопрос о возложении на Минэкологии Нижегородской области обязанности по устранению нарушений, суд учитывает следующие обстоятельства:

Прокурор в административном иске ссылается на п. 6 постановления Правительства РФ от 19.02.2015 года №138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон», согласно которой сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Однако, статья 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" утратила силу с 1 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ.

В настоящее время состав сведений необходимых для постановки на государственный кадастровый учет границ охранных зон ООПТ, определяется Федеральным Законом №218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для внесения в ЕГРН сведений об ООПТ регионального значения в орган регистрации прав необходимо направить документы, содержащие реквизиты решений органов государственной власти об утверждении положения об ООПТ (охранной зоне ООПТ) или о внесении изменений в них.

Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ ООПТ (охранной зоны ООПТ), перечень координат характерных точек границ таких территорий в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.

Требования к форме описания границ зон с особыми условиями использования, к которым относятся и охранные зоны ООПТ регионального значения, при проведении кадастровых работ для внесения сведений о таких зонах в ЕГРН установлены приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 года № 650 «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23.03.2016 года № 163 и от 04.05.2018 года № 236».

С учетом анализа указанных норм, суд соглашается с доводом административного ответчика о том, что при описании границ охранных зон ООПТ необходимо руководствоваться приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 года № 650

Вместе с тем, в приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.03.2012 года №69 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» также содержатся требования к описанию границ охранных зон ООПТ, а также, какие сведения необходимо отражать при указании режима охранной зоны ООПТ.

Таким образом, при описании границы охранных зон особо охраняемый природных территорий – памятников природы регионального (областного) значения: Кленово-липовый лес у д. Санки», «Дубрава по оврагу во 2 квартале Кутумского лесничества», «Участок широколиственного леса и его производных у истоков р. Ежать», расположенных в границах Лукояновского муниципального округа Нижегородской области, необходимо учитывать требования Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.03.2012 года №69 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» и Приказа Министерства экологического развития Российской Федерации от 23.11.2018 года №650 «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23 марта 2016 г. №163 и от 4 мая 2018 г. №236».

При этом, суд обращает внимание на то обстоятельство, что Минэкологии Нижегородской области само не описывает границы охранных зон ООПТ, на нем лежит обязанность по организации работы по описанию данных границ.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Из указанной правовой нормы можно сделать вывод о том, что суд может самостоятельно установить срок для совершения указанных выше действий.

Прокурор просит установить административному ответчику срок для исполнения решения суда – в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд считает, что данный срок, указанный прокурором, ничем не обоснован.

Как указывалось выше, постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N306 утверждена Государственная программа "Охрана окружающей среды Нижегородской области", которой предусмотрена постановка ООПТ и охранных зон ООПТ на кадастровый учет, срок реализации программы 2015-2024 годы.

Согласно перечню территорий ООПТ, планируемых к внесению в ЕГРН в 2024 г., предоставленному административным ответчиком, границы охранных зон особо охраняемых природных территорий – памятников природы регионального (областного) значения: Кленово-липовый лес у д. Санки», «Дубрава по оврагу во 2 квартале Кутумского лесничества», «Участок широколиственного леса и его производных у истоков р. Ежать», планируется описать и поставить на государственный кадастровый учет до 31.12.2024 года.

В связи с изложенным, учитывая, что финансирование работ по описанию гран охранных зон ООПТ и постановка их на государственный кадастровый учет осуществляется на основании Государственной программы "Охрана окружающей среды Нижегородской области, и указанные работы включены в вышеуказанный перечень суд считает возможным, установить срок для исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении постановки на кадастровый учет охранных зон особо охраняемых природных территорий – памятников природы регионального (областного) значения; возложении обязанности описать границы охранных зон особо охраняемых природных территорий – памятников природы и предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет охранных зон особо охраняемых природных территорий – памятников природы, расположенных в Лукояновском муниципальном районе Нижегородской области удовлетворить частично.

Признать бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, выразившееся в не обеспечении организации работы по постановки на государственный кадастровый учет охранных зон особо охраняемых природных территорий – памятников природы регионального (областного) значения: Кленово-липовый лес у д. Санки», «Дубрава по оврагу во 2 квартале Кутумского лесничества», «Участок широколиственного леса и его производных у истоков р. Ежать», расположенных в границах Лукояновского муниципального округа Нижегородской области.

Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обязанность организовать работы по описанию границы охранных зон особо охраняемый природных территорий – памятников природы регионального (областного) значения: Кленово-липовый лес у д. Санки», «Дубрава по оврагу во 2 квартале Кутумского лесничества», «Участок широколиственного леса и его производных у истоков р. Ежать», расположенных в границах Лукояновского муниципального округа Нижегородской области, с учетом требований Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.03.2012 года №69 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» и Приказа Министерства экологического развития Российской Федерации от 23.11.2018 года №650 «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23 марта 2016 г. №163 и от 4 мая 2018 г. №236».

Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обязанность предоставить в орган государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательства документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет границ охраных зон особо охраняемых природных территорий - памятников природы регионального (областного) значения: Кленово-липовый лес у д. Санки», «Дубрава по оврагу во 2 квартале Кутумского лесничества», «Участок широколиственного леса и его производных у истоков р. Ежать», расположенных Лукояновском муниципальном округе Нижегородской области.

Установить срок для исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части заявленных требований Нижегородскому межрайонному природоохранному прокурору отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Лукояновский районный суд.

П.П. Судья – П.Ф. Пузанова

Копия верна. Судья – П.Ф. Пузанова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.