Дело №2а-4322/2023
УИД 50RS0044-01-2023-003413-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2023 года г. Пущино Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Астаховой М.И.,
при секретаре судебного заседания Нюхченковой У.А.,
с участием:
представителя административного истца Дергачевой В.В., адвоката Торбенко Д.В.,
представителей ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природных биосферный заповедник им. М.А. Заблоцкого»- Родионовой С.А., Гладковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Курицыной Евгении Сергеевны о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Курицына Е.С. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Серпухов Московской области, в котором просит признать незаконным уведомление Администрации городского округа Серпухов Московской области от 07.04.2023 № Р001-0689766409-70203425 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области повторно в установленный законом срок рассмотреть уведомление Курицыной Е.С. от 31.03.2023 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с к.н. <номер>
Свои требования административный истец Курицына Е.С. мотивирует тем, что она является собственником земельного участка по адресу: Московская область, район Серпуховский с к.н. <номер> площадью 1002 кв.м., категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения дачного строительства. Право собственности зарегистрировано в едином государственном реестре недвижимости за <номер> от 15.01.2020.
31.03.2023 административным истцом было направлено уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в адрес Администрации г.о. Серпухов Московской области, по результатам рассмотрения которого был получен ответ о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям: "Согласно Генеральному плану г.о.Серпухова Московской области, утвержденному решением Совета депутатов г.о.Серпухов Московской области №203/25 от 30.09.2020, земельный участок с к.н. <номер> (Московская обл., Серпуховский р-н, район д. Лужки) полностью расположен в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории - «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник». Зона, в пределах которой разрешается строительство объектов капитального строительств - не предусмотрена. На территории охранной зоны запрещаются: изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, выемка грунта, распашка лугов и целины. В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.04.2018 № 163 «Об утверждении Положения о Приокско-Террасном государственном природном биосферном заповеднике», на его территории запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе: строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач и функционированием заповедника".
Административный истец считает указанное уведомление незаконным в связи с тем, что земельный участок предназначен, в том числе, для строительства объекта индивидуального строительства, так как относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения дачного строительства.
Согласно правилам землепользования и застройки территории (части территории) г.о.Серпухов Московской области в части корректировки градостроительных регламентов, графической части и порядка их применения, участок отнесен к зоне СХ-2. Зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства СХ-2, установлена для обеспечения возможности размещения объектов сельскохозяйственного назначения и для ведения гражданами садоводства.
Охранная зона не является особо охраняемой природной территорией заповедника, а имеет иной статус и ограничения, установленные Положением об охранной зоне, которым запрещено строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, выемка грунта, распашка лугов и целины. Административный истец не направлял уведомление о строительстве какого-либо из перечисленных объектов. Уведомление касалось строительства индивидуального жилого дома на участке для ведения дачного хозяйства.
Поскольку единственным основанием для направления ответчиком уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве явилось нахождение земельного участка в охранной зоне Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника, а иные основания отсутствуют, то указанное уведомление является незаконным, как не основанное на нормах законодательства РФ, создающее ограничения для реализации права административного истца по владению и пользованию земельным участком. В соответствии с Положением об охранной зоне заповедника запрета на строительство индивидуальных жилых домов не имеется. Земельные участки в границах охранных зон таких территорий используются собственниками земельных участков, с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
Административный истец Курицына Е.С. в судебное заседание не явилась, и времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обеспечила явку своих представителей Дергачевой В.В., Торбенко Д.В., настаивавшие в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области в судебное заседание не прибыл, извещён надлежащим образом, ранее представлял в суд письменные возражения, согласно которым 07.04.2023 по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства Курицыной Е.С. направлено уведомление №Р001 -0689766409-70203425 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Согласно данному Уведомлению, не допустимо размещение индивидуального жилого строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям: согласно Генеральному плану городского округа Серпухов Московской области, утвержденному решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области № 203/25 от 30.09.2020, земельный участок с кадастровым номером 50:32:0060107:1199 (Московская обл., Серпуховский р-н, район д. Лужки) полностью расположен в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории - «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник». Зона, в пределах которой разрешается строительство объектов капитального строительства, не предусмотрена. На территории охранной зоны запрещается изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, выемка грунта, распашка лугов и целины. В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.04.2018 № 163 «Об утверждении Положения о Приокско-Террасном государственном природном биосферном заповеднике», на его территории запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач и функционированием заповедника.
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок <номер>, на данном участке установлены следующие ограничения: запрещена рубка леса главного пользования, добыча полезных ископаемых, изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, выемка грунта, распашка лугов и целины, сбор лекарственного сырья, ягод, грибов, цветов, прогон и выпас скота без согласования с заповедником.
Представитель административного ответчика ссылается на п. 4 ст. 95 Земельного Кодекса Российской Федерации, согласно которой для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
Представители заинтересованного лица ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природных биосферный заповедник им. М.А. Заблоцкого» Родионова С.А., Гладкова Е.Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, поддержали основания, изложенные в письменных объяснениях, согласно которым земельный участок истца не входит в границы населенного пункта, расположен в охранной зоне Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника. Охранная зона заповедника поставлена на государственный кадастровый учет в качестве зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Границы и функции охранной зоны при создании соответствуют буферной зоне Приокско-Террасного биосферного резервата, предусмотренные программой ЮНЕСКО «Человек и Биосфера».
Представителя заинтересованного лица ссылаются на положения ст.95 Земельного Кодекса РФ, ФЗ от 14 марта 1995 г. №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которым для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны, в границах которых запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
Административным истцом не представлено доказательств отсутствия негативного воздействия на природные комплексы Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника при направлении на рассмотрение соответствующего уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Режим охранной зоны заповедника установлен Положением об охранной зоне Приокско-Террасного государственного заповедника, утвержденным Решением Мособлисполкома 21.06.1984 № 829, согласно установленному режиму на территории охранной зоны запрещается рубка леса главного пользования; добыча полезных ископаемых; изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха и других мест массового отдыха населения, выемка грунта, распашка лугов и целины; сбор лекарственного сырья, ягод, грибов, цветов, прогон и выпас скота без согласования с заповедником.
На момент создания охранной зоны заповедника спорный земельный участок не имел разрешенного вида использования: «Для ведения дачного строительства».
Согласно Заключению Научного отдела Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника от 05.07.2023 строительство дачных домов в охранной зоне Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника, которые априори подразумевает прокладку коммуникаций, выемку грунта и пр. и как следствие может повлечь за собой полную застройку охранной зоны, на сельскохозяйственных землях вне кадастровых границ существующих населенных пунктов является недопустимым, поскольку влечет за собой негативные последствия и возникновение различных угроз для особо охраняемой природной территории.
Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не прибыл, представил в суд письменные объяснения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что земельный участок истца расположен в охранной зоне Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника. Решением Мособлисполкома от 21.06.1984 № 829 «Об организации охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника» в целях уменьшения воздействия интенсивной хозяйственной деятельности в сопредельных с Приокско-Террасным государственным заповедником угодьях установлена 2-километровая охранная зона; установлена обязанность землепользователей территорий, входящих в охранную зону, осуществлять деятельность в соответствии с утвержденным Положением об охранной зоне. Поскольку строительство дачных (садовых) домов подразумевает прокладку коммуникаций (трубопроводов) для обеспечения необходимых условий жизнедеятельности человека, в том числе выемку грунта, осуществление такого строительства противоречит режиму охранной зоны Заповедника.
Суд, руководствуясь ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и представителя ответчика.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Курицына Е.С. является собственником земельного участка по адресу: Московская область, район Серпуховский с кадастровым <номер> площадью 1002 кв.м., категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения дачного строительства (л.д.28-32).
31.03.2023 с целью осуществления планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома Курицына Е.С. направила в Администрацию муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» соответствующее уведомление.
Уведомлением от 07.04.2023 № Р001-0689766409-70203425 Администрация городского округа Серпухов Московской области указала на несоответствие указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, так как согласно Генеральному плану городского округа Серпухов Московской области, утвержденному решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области №203/25 от 30.09.2020, земельный участок с кадастровым <номер> (Московская обл., Серпуховский р-н, район д. Лужки) полностью расположен в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории - «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник». Зона, в пределах которой разрешается строительство объектов капитального строительств - не предусмотрена. На территории охранной зоны запрещаются: изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, выемка грунта, распашка лугов и целины. (Решение Мособлисполкома от 21.06.1984 № 829 «Об организации охранной зоны «Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника». Положение о федеральном государственном учреждении «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник», утвержденное в соответствии с приказом Министерством природных ресурсов России от 05.01.2001 № 1 (с изменениями, утвержденными приказом Минприроды России от 17.03.2005 № 66, приказами Минприроды России от 27.02.2009 № 48 и от 26.03.2009 № 71). В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.04.2018 № 163 «Об утверждении Положения о Приокско-Террасном государственном природном биосферном заповеднике», на его территории запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе:... строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач и функционированием заповедника" (л.д.15).
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок <номер>, на данном участке установлены следующие ограничения: запрещена рубка леса главного пользования, добыча полезных ископаемых, изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, выемка грунта, распашка лугов и целины, сбор лекарственного сырья, ягод, грибов, цветов, прогон и выпас скота без согласования с заповедником.
В соответствии с данными из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, в отношении данного участка внесены сведения об обременении: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, срок действия не установлен, основанием ограничений (обременений) является Решения исполнительного комитета Серпуховского районного Совета депутатов трудящихся Московской области от 05.03.1982 № 130, от 21.06.1984 № 829.
Согласно градостроительного плана и Правил землепользования и застройки земельный участок с кадастровым <номер> общей площадью 1002 кв.м., находится в составе земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование (по документу): для ведения дачного строительства; разрешенное использование (фактическое) для дачного строительства; в охранной зоне особо охраняемого природного объекта (ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник»); граница земельного участка расположена в территориальной зоне – СХ-2 - зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства. Земельный участок полностью расположен в границах зон с особыми условиями использования территории земельного участка – «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник».
Согласно заключению Научного отдела Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника о допустимости строительства дачных домов в охранной зоне Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника вне границ существующих населенных пунктов от 05.07.2023, следует, что природная среда заповедников не может существовать изолированно в плотном окружении территорий с интенсивным хозяйственным воздействием, жилой и промышленной застройкой. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники на прилегающих ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Охранная зона особо охраняемой природной территории государственного природного заповедника является зоной с особыми условиями использования территорий. Согласно пункту 2.2. Положения об охранной зоне, утв. решением исполкома Мособлсовета от 21.06.1984 №829, охранная зона заповедника создана с задачей улучшения условий произрастания и сохранения ценных древесных пород, а также кустарниковых и травянистых видов растений, свойственных данному региону, но отсутствующих или слабо представленных в пределах заповедника и требующих особой охраны. В силу п. 3 указанного Положения запрещалось распашка лугов и целины, а также изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, выемка грунта. Запрет на строительство коллективных садов и дачных поселков, под которым следует понимать любое дачное строительство, в том числе индивидуальное частное, не регламентировавшееся в реалиях 1984 года, когда утверждалось Положение, важен к соблюдению. Строительство дач на сельскохозяйственных землях в пойме р. Оки приводит к сокращению площади, свободной для заселения растительностью и передвижения животных. Вместо сельскохозяйственных земель с сенокосным режимом (лугов), на которых степная флора хорошо развивается и которые служат кормовыми угодьями для диких птиц и млекопитающих, возникают недоступные для естественной флоры и фауны, застроенные и огражденные дачные участки. Проживание людей на этих участках, в том числе, на расположенном непосредственно в ареале Окской флоры участке с к.н. <номер>пойма р. Оки восточнее п. Лужки) и их отдых на сопредельной территории, перемещение автомобилей, увеличивают антропогенную нагрузку на природный ландшафт, что недопустимо в пределах охранной зоны заповедника. При попустительстве дачная застройка может полностью изолировать и окружить границу заповедника, уничтожить ценнейший в природном и научном отношении ареал Окской флоры, а вместе с ним и ряд ценнейших видов флоры Красной книги РФ. Для недопущения этого необходимо строго исполнять режим охранной зоны, который устанавливает запрет на дачное строительство (л.д.89-91).
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничением прав на землю являются также ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Как следует из пункта 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий создаются, в том числе в целях охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно пункту 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
В силу статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации охранная зона заповедника является видом зоны с особыми условиями использования территорий.
Как следует из пункта 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на национальные парки на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются такие категории этих территорий как государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники.
Согласно пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы) относится к зонам с особыми условиями использования территорий (подпункт 11 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении: а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу данного федерального закона. Федеральный закон N 406-ФЗ вступил в силу 30 декабря 2013 г.
Разрешая заявленные требования, принимая во внимание вышеизложенные нормы действующего законодательства, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым <номер> полностью расположен в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории – «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник».
Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на заповедник на прилегающих к нему земельных участках Решением Мособлисполкома от 21 июня 1984 г. № 829 «Об организации охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника» создана охранная зона.
Согласно пункту 2 раздела 1 Положения об охранной зоне Приокско-Террасного заповедника охранная зона представляет собой угодья, непосредственно прилегающие к территории заповедника и являющиеся его продолжением.
Правовой режим охранной зоны, создаваемой для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природный заповедник, установлен в Положении, принятом решением Мособлисполкома от 21 июня 1984 года № 829, с учетом возложенных на охранную зону задач, указанных в разделе 2 Положения.
Режим охранной зоны установлен разделом 3 Положения. Согласно установленному режиму на территории охранной зоны запрещается:
- рубка леса главного пользования;
- добыча полезных ископаемых;
- изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, выемка грунта, распашка лугов и целины;
- сбор лекарственного сырья, ягод, грибов, цветов, прогон и выпас скота без согласования с заповедником.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).
В соответствии с Положением об охранной зоне Приокско-Террасного государственного заповедника запрещается рубка леса главного пользования; добыча полезных ископаемых; изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, выемка грунта, распашка лугов и целины. Таким образом, в отношении данных ограничений установлен прямой запрет на совершение определенных перечисленных в Положении действий.
В соответствии с Положением об охранной зоне Приокско-Террасного государственного заповедника, в пределах охранной зоны запрещено строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, к каковым не относится индивидуальный жилой дом; запрет на индивидуальное жилищное строительство отсутствует.
В соответствии с Положением об охранной зоне Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника, утвержденного решением Мособлисполкома от 21.06.1984 № 829 «Об организации охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника» на территории охранной зоны запрещается изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, в том числе запрещается выемка грунта.
Окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба вследствие хозяйственной и иной деятельности человека. Кроме того, проявления последствий причинения вреда окружающей среде в силу своей природы не может иметь четко определенных ни временных, ни пространственных границ (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 № 1743-0-0).
Природоохранное законодательство, устанавливая общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, исходит из презумпции экологической опасности указанной деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, и возлагает на ведущих ее лиц обязанность осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (статья 3, пункты 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 138 утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон (далее - Правила), которые определяют порядок создания охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы (далее - охранные зоны), установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.
Охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах (пункт 2 Правил).Земельные участки, которые включены в границы охранной зоны, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для таких земельных участков особого правового режима (пункт 3 Правил).Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании (пункт 5 Правил).Согласно положениям пунктов 29, 30 Правил в границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы.
Проанализировав вышеприведенные нормы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административный требований истца.
В соответствии с представленной в материалы дела выкопировки из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г.о. Серпухов, а также карт функциональных зон генерального плана установлено, что земельный участок истца находится в зоне садоводства и дачного хозяйства, в охранной зоне особо охраняемого природного объекта.
Безусловно, природная среда Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника не может существовать изолированно в плотном окружении территорий с интенсивным хозяйственным воздействием, жилой и промышленной застройкой.
Установлено, что в границах охранной зоны Заповедника запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Охранная зона является зоной с особыми условиями использования территорий, создана с задачей улучшения условий произрастания и сохранения ценных древесных пород, а также кустарниковых и травянистых видов растений, свойственных данному региону, но отсутствующих или слабо представленных в пределах заповедника и требующих особой охраны, запрещается распашка лугов и целины, а также изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, выемка грунта.
Учитывая представленное заключению Научного отдела Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника от 05.07.2023 из которого усматривается, что строительство дачных домов в охранной зоне Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника, которые априори подразумевает прокладку коммуникаций, выемку грунта и как следствие может повлечь за собой полную застройку охранной зоны, на сельскохозяйственных землях вне кадастровых границ существующих населенных пунктов является недопустимым, поскольку влечет за собой негативные последствия и возникновение различных угроз для особо охраняемой природной территории, суд приходит к выводу, что строительство жилого дома в охранной зоны заповедника действительно влечет ряд негативных последствий.
Согласно ч. 4 ст. 95 ЗК РФ, для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
Доводы представителя истца о наличии оснований для удовлетворения иска со ссылкой на судебную практику по другим делам, являются несостоятельными ввиду неверной трактовки приведенных выше норм права, поскольку, как верно отмечено представителем ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природных биосферный заповедник им. М.А. Заблоцкого», административные дела, по которым были удовлетворены аналогичные требования, имели иные обстоятельства имеющие значение для рассмотрения и разрешения административного дела. Так из судебной практики на которую ссылается представитель, значимым обстоятельством являлся факт того, что охранная зона заповедника устанавливалась с учетом наличия населённых пунктов, в границах которых располагались спорные участки и в пределах которых ставился вопрос о строительстве.
Кроме того, суд полагает необходимым указать на то, что судебная система в Российской Федерации не является прецедентной.
Таким образом с учетом размещения земельного участка, принадлежащего административному истцу в пределах охранной зоны Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника, учтенной в Правилах землепользования и застройки, и застройка которой повлечет для Заповедника ряд негативных последствий и воздействий, административным ответчиком правомерно было принято уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 07.04.2023.
Требования истца об обязании Администрацию городского округа Серпухов Московской области выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым <номер> не подлежат удовлетворению, как производные от основного, в котором истцу отказано.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Курицыной Евгении Сергеевны о признании незаконным уведомление Администрации городского округа Серпухов Московской области от 07.04.2023 № Р001-0689766409-70203425 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; обязании Администрацию городского округа Серпухов Московской области выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым <номер> – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: М.И. Астахова
Мотивированное решение составлено 22 ноября 2023 года.