ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4326/2022 от 05.08.2022 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-4326/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 5 августа 2022 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Кузьминой М.Н.,

при секретаре судебного заседания Исупове П.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Габдрахманова Дениса Габдулловича к Отделу полиции № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле о признании действий незаконными, признании представления от незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Габдрахманов Д.Г. обратился в суд с административным иском к Отделу полиции № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле, с учетом уточнений, просил признать незаконными действия представителей ОП № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле, выраженное вынесении представления от об ограничении родительских прав родителей Габдрахмановой Д.Д., признании представления от незаконным.

В обоснование административного иска указал, что с 29 мая 2021 дочь ФИО21 переехала жить к административному истцу. ФИО20 несколько раз уходила из дома к подругам. Поскольку административный истец не разрешал дочери ночевать у других, а также, что дочь должна быть дома в 18.30 и делать уроки, Габдрахманов Д.Г. обращался в полицию, сотрудники которой возвращали ее домой. 4 апреля 2022 года на телефон административного истца позвонили из органов опеки, сообщили, что ИПДН Заводского отдела полиции собран материал по ограничению родительских прав. Административный истец просит признать действия сотрудников полиции ОП № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле по вынесению представления от незаконными, а также признать незаконным представление от об ограничении родительских прав родителей Габдрахмановой Д.Д.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: инспектор ОПДН ОП № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле Малышева О.А., Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в МО «Город Йошкар-Ола».

В судебном заседании 1 августа 2022 года административный истец Габдрахманов Д.Г. административные исковые требования просил удовлетворить, дал пояснения аналогично изложенным в административном иске. Суду дополнил, что с дочерью ФИО12 заехал проживать в в . Решили квартиру отремонтировать и проживать в ней. Несколько раз дочь не приходила ночевать домой. Так как административный истец был против этого, не знал где находится несовершеннолетняя дочь, звонил в полицию и просил ее разыскать. Сотрудники полиции быстро реагировали, приезжали, заполняли карточку поиска и дочь находили и возвращали домой. Один раз забирал дочь из отдела полиции, после того, как ее разыскали сотрудники полиции. Пояснил, что не согласен с тем, что сотрудники собрали материал, который в последующем направили в комиссию по делам несовершеннолетних для решения вопроса по ограничению в родительских правах. Не согласен с тем, что в представлении указали, что у дочери отсутствуют шкаф и комод; что в квартире грязное постельное белье, которое развешано на батареях; что в квартире отсутствуют шторы. В качестве доказательств обратного представил письменные возражения и фотоматериалы, которые направил на адрес электронной почты суда. Просит признать действия отдела полиции № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле по сбору материала проверки по вопросу ограничения в родительских правах и действия отдела полиции № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле, выраженное в принятии решения о передаче в Управление образования материалов проверки по вопросу ограничения в родительских правах незаконными.

Представитель административного ответчика Сурнина Н.Э. в судебном заседании 1 августа 2022 года с административным иском не согласна, дала пояснения аналогично изложенным в возражениях на административное исковое заявление, суду дополнила, что с несовершеннолетняя ФИО13 состоит на учете с как лицо склонное к бродяжничеству. С 2017 года ведется работа с этой семьей. 12 раз рассматривались материалы в комиссии по делам несовершеннолетних. В органы внутренних дел от административного истца неоднократно поступали заявления о пропаже его несовершеннолетней дочери, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей, о слабом контроле и отсутствия взаимопонимания в семье. Административный истец привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Административный ответчик в рамках своих полномочий и в соответствии с Инструкцией по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ осуществлял сбор материала проверки.

Заинтересованное лицо инспектор ОПДН ОП № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле Малышева О.А. в судебном заседании 1 августа 2022 года в удовлетворении исковых требований просила отказать, поскольку на сбор и передаче материала в комиссию по делам несовершеннолетних имеются все полномочия сотрудников полиции. Пояснила, что ею был осуществлен выход по адресу места жительства административного истца и несовершеннолетней ФИО14 по адресу: . На момент посещения – в квартире антисанитарные условия, беспорядок, разбросаны вещи на полу, сломанная кровать. При посещении проводилась фотосьемка. На вопрос суда пояснила, что административный истец позвонил в отдел полиции, сообщил, что его несовершеннолетняя дочь ушла из дома к подруге делать ногти и не пришла. Она (Малышева) пришла в квартиру истца . Второй раз пришла в квартиру , когда административный истец снова позвонил в отдел полиции и сообщил, что несовершеннолетняя дочь не пришла домой. Были сделаны фото квартиры, обстановки, для того, чтобы узнать как живет ребенок. В квартире не было кровати, штор. Только рулонные шторы на кухне висели. В квартире было грязно, что даже обувь она не снимала. Было принято решение о принятии решения о направлении документов для принятия решения об ограничении в родительских правах. При посещении у административного истца были взяты объяснения, заявление на поиск дочери, оформлялась карточку поиска. несовершеннолетняя ФИО15 поставлена на учет в ОП 2 № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле. Ранее состояла на учете по адресу места жительства по . был осуществлен повторный выход на квартиру административного истца. В зале появились шторы, приобретена кровать, стена в коридоре окрашена. С 2017 года обстановка в квартире не изменилась. В каких условиях сейчас проживает несовершеннолетняя данных нет, так как административный истец в квартиру не пускает.

В судебном заседании 1 августа 2022 года представитель заинтересованного лица Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в МО «Город Йошкар-Ола» Бурдакова О.В. с административным иском не согласна. поступил материал из Отдела полиции № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле по вопросу ограничения родительских прав. С 2017 года несовершеннолетняя Диана состоит на учете. Неоднократно она осуществляла уход из дома.

Суду дополнила, что в комиссию каждый день на адрес электронной почты административный истец направляет фотографии о том, какая обстановка в квартире, как происходит уборка в квартире, фотографии приготовленной еды.

На вопрос суда административный истец пояснил, что данные фотографии направляются в комиссию по делам несовершеннолетних в связи с решением вопроса об ограничении его в родительских правах, с которым он не согласен. Фотографии подтверждают, что обстановка в квартире нормальная, дочь каждый день хорошо питается, покупаются продукты в магазине.

В судебное заседание 5 августа 2022 года стороны в судебное заседание не явились, до судебного заседания административным истцом Габдрахмановым Д.Г., представителем административного ответчика Сурниной Н.Э., заинтересованным лицом инспектором Малышевой О.А. представлены заявления о рассмотрении дела в отсутствии.

Габдрахмановым Д.Г. одновременно с заявлением о рассмотрении дела в отсутствии представлено уточнение исковых требований, согласно которому просил признать незаконными действия представителей ОП № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле, выраженное вынесении представления от об ограничении родительских прав родителей Габдрахмановой Д.Д., признании представления от незаконным.

При этом, административным истцом неверно указана дата вынесения представления как , фактическая дата вынесения представления – .

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что если названным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом согласно части 11 той же статьи КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их суицидальным действиям.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся органы внутренних дел.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних в том числе: безнадзорных или беспризорных; занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством (п. 1 ст. 5 ФЗ -120 от 24 июня 1999 года).

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются правами, предусмотренными п. 3 ст. 12 ФЗ -120 от 24 июня 1999 года, а также имеют право в установленном порядке: вносить в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения и (или) антиобщественные действия, их родителей или законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними (п. 2 ст. 21 ФЗ -120 от 24 июня 1999 года).

Судом установлено, что административным истцом Габдрахмановым Д.Г. на имя и.о. начальника ОП № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле подано заявление об оказании содействия в розыске несовершеннолетней ФИО7

Габдрахмановым Д.Г. подано заявление на имя и.о. начальника ОП № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле о прекращении проверки по факту розыска его несовершеннолетней дочери, так как дочь вернулась домой.

в 23.42 в дежурную часть ОП № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле поступило сообщение от административного истца Габдрахманова Д.Г. о пропаже его несовершеннолетней дочери.

Габдрахмановым Д.Г. на имя и.о. начальника ОП № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле написано заявление об оказании содействия в поиске его несовершеннолетней дочери, которая ушла из дома в 06 часов утра и не вернулась домой.

Габдрахмановым Д.Г. на имя начальника ОП № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле подано заявление о прекращении проверки по факту розыска его несовершеннолетней дочери, так как дочь вернулась.

В рамках профилактической работы инспектором ГПДН ОУУП и ПДН ОП № 2 Малышевой О.А. был осуществлен выход по месту проживания несовершеннолетней ФИО7 и ее отца Габдрахманова Д.Г. по адресу: .

По результату посещения установлено, что несовершеннолетняя ФИО7 проживает с отцом Габдрахмановым Д.Г. в однокомнатной квартире площадью 35 кв.м.

На момент посещения семьи по месту жительства дома антисанитарные условия, беспорядок, оторваны обои, дырки в дверях, нет штор, по всей квартире разбросаны вещи, постельное белье грязное, продукты питания, соответствующие возрасту ребенка отсутствуют, отсутствует холодильник. В квартире нет мебели, нет письменного стола. ФИО16 делает уроки за кухонным столом, один стул на всю квартиру.

Спит несовершеннолетняя на полу на матраце, отец спит на пледе. В квартире нет шкафов и комодов. Отсутствует телевизор и компьютер, который необходим ФИО7 для получения образования, так как находится на домашнем обучении.

С несовершеннолетняя ФИО7 состоит на профилактическом учете за совершение антиобщественных действий – склонность к бродяжничеству.

начальником ОП № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле в адрес председателя комиссии по делам несовершеннолетних в МО «Город Йошкар-Ола» направлено представление , согласно которому просит рассмотреть и удовлетворить представление, направленное Отделом полиции № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле об ограничении в родительских правах Габдрахманова Д.Г., года рождения и Халтурину Д.Э., года рождения в отношении несовершеннолетней ФИО7, года рождения, проживающей по адресу: , учащейся .

Из указанного представления следует, что на момент посещения семьи по месту жительства дома антисанитарные условия, беспорядок, оторваны обои, дырки в дверях, нет штор, по всей квартире разбросаны вещи, постельное белье грязное, продукты питания, соответствующие возрасту ребенка отсутствуют, отсутствует холодильник. В квартире нет мебели, нет письменного стола. ФИО17 делает уроки за кухонным столом, один стул на всю квартиру. Спит несовершеннолетняя на полу на матраце, отец спит на пледе. В квартире нет шкафов и комодов. Отсутствует телевизор и компьютер, который необходим ФИО7 для получения образования.

Со стороны законных представителей в отношении несовершеннолетней ФИО7 усматривается ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей, так как воспитанием и образованием дочери занимается отец, мать с ними не живет. У ФИО18 с отцом натянутые отношения, постоянно конфликтуют, девочка постоянно уходит из дома из-за этого, в связи с чем Габдрахманов Д.Г. не справляется с воспитанием дочери. У ФИО19 с матерью также натянутые отношения, они не общаются.

Административным истцом Габдрахмановым Д.Г. обжалуются действия представителей ОП № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле, выраженные в вынесении представления от об ограничении родительских прав родителей ФИО7, также просит признать представление от незаконным.

К представленным административным истцом фотографиям, которые опровергают, что в квартире антисанитарные условия, что разбросаны вещи, отсутствуют шторы и еда, суд относится критически, поскольку данные фотографии сделаны в более поздний период - после вынесения представления от , что административным истцом в судебном заседании не оспаривалось.

Из пояснений административного истца в судебном заседании следует, что об оспариваемом решении ему стало известно , в суд за защитой своих прав обратился (согласно почтовому отправлению), в связи с чем срок обращения в суд Габдрахмановым Д.Г. соблюден.

В соответствии с Инструкцией по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15 октября 2013 года № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» ПДН проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних (п. 2.1); выявляют родителей несовершеннолетних или иных законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2.3); осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск (п. 2.4); информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и условиях, этому способствующих (п. 2.9); вносят в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия их родителей или законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестко обращающихся с ними (п. 2.11).

Поскольку несовершеннолетняя ФИО2 состоит на учете у субъектов профилактики за совершение антиобщественных действий – склонность к бродяжничеству, в адрес Отдела полиции неоднократно от административного истца поступали заявления о пропаже несовершеннолетней дочери, с учетом фактических обстоятельств административный ответчик обоснованно осуществлял сбор материала проверки.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что административный ответчик – Отдел полиции № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле обладал полномочиями на проведение в отношении административного истца проверки, принятия оспариваемого решения – представления от , что следует из Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, действия сотрудников ОП № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле, выраженные в вынесении представления от являются законными, осуществлены в пределах представленных полномочий.

Применительно к частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком доказана законность оспариваемого решения, его принятие по результатам должного рассмотрения документов, в связи с чем суд на основании пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска о признании действий, выраженных в вынесении представления от об ограничении родительских прав родителей ФИО7 незаконными, признании представления от незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать Габдрахманову Денису Габдулловичу в удовлетворении административного иска к Отделу полиции № 2 УМВД России по г. Йошкар-Оле о признании действий, выраженных в вынесении представления от об ограничении родительских прав родителей ФИО7 незаконными, признании представления от незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья М.Н. Кузьмина

Мотивированное решение составлено 12 августа 2022 года.

Решение15.08.2022