ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-432/2018 от 24.01.2018 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №2а-432/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2018 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,

при секретаре Ю.А. Фирсовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Клюшечкиной ФИО5 к Администрации города Ульяновска об оспаривании отказа в выдаче разрешения на реконструкцию от 04.12.2017 года

У С Т А Н О В И Л :

Клюшечкина Т.Н. обратилась с административным иском к Администрации города Ульяновска об оспаривании отказа в выдаче разрешения на реконструкцию от 04.12.2017 года, указав, что в марте 2017 года Клюшечкина Т.Н. обратилась в администрацию г.Ульяновские заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома по адресу: <адрес> На основании градостроительного плана земельного участка, подготовленного Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска была подготовлена проектная документация, учитывающая все требования градплана, однако 12.04.2017 года в выдаче разрешения на реконструкцию ей было отказано в связи с тем, что вид разрешенного использования земельного участка «под индивидуальное жилищное строительство», а представленная проектная документация выполнена на реконструкцию жилого дома (многоквартирного), а так же отсутствуют согласия всех правообладателей объекта капитальной строительства.

Устранив недостатки в ноябре текущего года, Клюшечкина Т.Н. повторно обратилась с тем же вопросом и 04.12.2017 года опять получила отказ, но уже с другим обоснованием: Не учтены сведения, изложенные в пункте 7 Градостроительного плана земельного участка от 23.12.2016 года № RU73304000-1186, а именно: в соответствии с Генеральным планом г.Ульяновска, утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007г. № 83, земельный участок расположен на территории коммерческо-деловых общественных центров вне жилых зон. Зона допустимого размещения объекта возможна при условии внесения изменений в Генеральный план города Ульяновска. Указанный жилой дом введен в эксплуатацию в 1987 году, согласно градостроительного плана пункт 2.1 расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы) Ж8С, и одновременно п.7 абзац 3 этого же плана гласит, что в соответствии с Генеральным планом г.Ульяновска, утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007г. № 83, земельный участок расположен на территории коммерческо-деловых общественных центров вне жилых зон.

Просила суд признать незаконным отказ администрации г. Ульяновска отказ в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома по <адрес>. Обязать ответчика администрацию города Ульяновска выдать разрешение на реконструкцию.

В судебном заседании административный истец не присутствовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель административного истца административный иск и доводы приведенные в нем поддержал в полном объеме, дополнив, что содержание градостроительного плана не оспаривали, с заявлением о внесении изменений в генеральный план города не обращались, однако, фактически на территории коммерческо-деловых общественных центров расположены жилые дома.

Представитель административного ответчика с доводами, изложенными в административном исковом заявлении не согласился, указав, что уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Администрация города Ульяновска письмом от 29.11.2017 отказала в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) по указанному адресу. Так как не учтены сведения, изложенные в пункте 7 Градостроительного плана земельного участка от 23.12.2016 № RU 73304000-1186, а именно в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска утверждённого Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок расположен на территории коммерческо-деловых общественных центров вне жилых зон. Зона допустимого размещения объекта возможна при условии внесения изменений в Генеральный план города Ульяновска. Не смотря на то, что в настоящее время в данной зоне расположены жилые дома, там запланировано развитие коммерческо-деловых общественных центров.

Считает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленного требования. Администрация города Ульяновска просил суд оставить административное исковое заявление без удовлетворения в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Согласно ст. 62 ч.1 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Положения ст. 62 ч.2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В силу положений ст. 209 ГК РФ Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Статья 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу положений частей 3 и 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с требованиями статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Правила землепользования и застройки - нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях населенных пунктов и обязательны для исполнения всеми лицами, осуществляющими градостроительную деятельность на территории этих населенных пунктов.

Согласно статье 30 Градостроительного Кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно положениям статьи 35 Градостроительного Кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В судебном заседании установлено, что 17/100 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 2255 кв.м., кадастровый номер участка расположенный по адресу: г<адрес> принадлежит на праве собственности административным истцу на праве собственности, что подтверждается представленным свидетельством о государственной регистрации права от 01.12.2015 года.

Административный истец обратился в администрацию города Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на т реконструкцию индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, расположенного по адресу: г<адрес> предварительно оформив градостроительный план земельного участка.

Администрацией города Ульяновска в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома письмом от 04.12.2017 № 19504-4-2017 отказано.

Отказ мотивирован тем, что не учтены сведения, изложенные в пункте 7 Градостроительного плана земельного участка от 23.12.2016 № RU 73304000-1186, а именно в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска утверждённого Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок расположен на территории коммерческо-деловых общественных центров вне жилых зон. Зона допустимого размещения объекта возможна при условии внесения изменений в Генеральный план города Ульяновска.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу части 2 указанной правовой нормы строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч. ч. 1 - 2, 4, 11, 13, 14 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Пунктом 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Как усматривается из представленного суд градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 73, по адресу: г. <адрес> земельный участок расположен на территории коммерческо-деловых общественных центров вне жилых зон.

Так же градостроительный план имеет схему, на которой изображена возможная зона допустимой застройки, при условии внесения изменений в Генеральный план города Ульяновска.

Градостроительный план земельного участка в какой либо его части административными истцами не оспаривался, с заявлениями о внесении изменений в генеральный план города Ульяновска они не обращались.

Таким образом, отказ Администрации города Ульяновска от 04.12.2017 в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: г. <адрес> является законным и обоснованным.

Учитывая, что требования о возложении обязанности выдать разрешение на строительство являются производными от вышеприведенных, оснований для их удовлетворения суд так же не находит, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

При этом, суд считает необходимым указать, что административный истец не лишен возможности в целях восстановления своих прав обратиться в компетентные органы для решения вопроса о возможности изменения территориальной зоны, на которой расположен земельный участок.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

руководствуясь ст. 175, 218 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Клюшечкиной ФИО6 к Администрации города Ульяновска об оспаривании отказа в выдаче разрешения на реконструкцию от 04.12.2017 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Л. Грачева