Дело № 2а-432/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 апреля 2022 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Семёновой Л.Л.,
при секретаре судебного заседания Гавриловой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Букуровой Натальи Владимировны, Азбукиной Зинаиды Басанговны, Басанговой Маргариты Санджиевны, Басанговой Байрты Николаевны, Буриновой Екатерины Вячеславовны, Джуджиева Эрдни Ивановича, Каруева Басанга Юрьевича, Кукудаевой Сяяхи Анатольевны, Мукабеновой Таисии Батнасуновны, Хадуш Галины Владимировны к Администрации г. Элисты о признании незаконным бездействия по обеспечению водоснабжения,
у с т а н о в и л:
Административные истцы Букурова Н.В., Азбукина З.Б., Басангова М.С., Басангова Б.Н., Буринова Е.В., Джуджиев Э.И., Каруев Б.Ю., Кукудаева С.А., Мукабенова Т.Б., Хадуш Г.В., обратились в суд с указанным административным иском к Администрации г. Элисты, ссылаясь на следующие обстоятельства. Решением Элистинского городского Собрания №3 от 25 апреля 2013 года о внесении изменений в Генеральный план города Элисты в зону индивидуальной жилой застройки включены земельные участки общей площадью 10,2 га, расположенные по адресу: г. Элиста, Восточная промзона, проспект О.Бендера, с исключением из коммунальной зоны согласно схеме № 1. Согласно постановлению Мэрии города Элисты №1889 от 10 июня 2013 года утвержден проект планировки территории малоэтажного жилищного строительства на земельном участке (33,74 га) в Восточной части города Элисты с основными технико-экономическими показателями. В соответствии с решением Элистинского городского Собрания №12 от 26 сентября 2013 года присвоены наименования вновь образуемым улицам и переулкам согласно проекту планировки территории, утвержденному постановлением Администрации г. Элисты от 10 июня 2013 года № 1889 «Об утверждении проекта планировки территории малоэтажного жилищного строительства на земельном участке (33,74 га) в восточной части г. Элисты РК»: имени Аюки-хана, имени Галдама-батыра, имени Байбагас-батыра, имени Мазан-батыра, имени Галдана Бошогту-хана, имени Дондук-Омбо-хана, имени Зая-Пандиты, имени Хо-Урлюка, имени Шукур-Дайчина, имени тайши Пунцука, имени Дондук-Даши-хана, имени Далай-батыра, переулок имени Зая-Пандиты, переулок имени Хо-Урлюка. Вышеуказанные земельные массивы, выделенные для предоставления гражданам, не обеспечены коммунально-инженерной инфраструктурой водоснабжения, возможность для подключения (технологического присоединения) к ним отсутствуют. Требования действующего законодательства не исполнены администрацией муниципального образования. С 2013 года и по настоящее время на протяжении 8 лет администрацией муниципального образования не приняты меры водоснабжению вышеуказанных улиц. Мукабеновой Т.Б. принадлежит жилой дом по <адрес>, строительство завершено в 2017 году, Кукудаевой С.А. принадлежит жилой дом <адрес>, строительство завершено в 2018 году, Джуджиеву Э.И. принадлежит жилой дом по <адрес>, строительство завершено в 2019 году, Басановой З.Н. принадлежит жилой дом по <адрес>, Басанговой М. С. принадлежит жилой дом <адрес>. Просили признать бездействие Администрации г. Элисты, выразившееся в не принятии мер по обеспечению улиц: имени Аюки-хана, имени Галдама-батыра, имени Байбагас-батыра, имени Мазан-батыра, а имени Галдана Бошогту-хана, имени Дондук-Омбо-хана, имени Зая-Пандиты, имени Хо-Урлюка, имени Шукур-Дайчина, имени тайши Пунцука, имени Дондук-Даши-хана, имени Далай-батыра; переулок имени Зая-Пандиты, переулок имени Хо-Урлюка, сетями водоснабжения, возложить обязанность на Администрацию г. Элисты устранить допущенные нарушения, предоставить соответствующие документы по обеспечению водоснабжением указанных улиц и сообщить об исполнении решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
15 апреля 2022 года представитель истцов Букуров О.В. уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие Администрации г. Элисты, выразившееся в не принятии мер по обеспечению системой водоснабжения (водопроводной сетью) улиц: имени Аюки-хана, имени Галдама-батыра, имени Байбагас-батыра, имени Мазан-батыра, имени Галдана Бошогту-хана, имени Дондук-Омбо-хана, имени Зая-Пандиты, имени Хо-Урлюка, имени Шукур-Дайчина, имени тайши Пунцука, имени Дондук-Даши-хана, имени Далай-батыра; переулок имени Зая-Пандиты, переулок имени Хо-Урлюка,, возложить обязанность на Администрацию г. Элисты устранить допущенные нарушения прав и свобод граждан путем обеспечения и создания на указанных улицах системы водоснабжения (водопроводной сети) до 30 июня 2023 года.
В судебном заседании представитель истцов Букуров О.В. уточненные исковые поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель Администрации г. Элисты Ожередов В.С. в суд не явился. Ранее участвуя в судебном заседании, просил исковые требования удовлетворить частично, предоставив срок устранения допущенных нарушения до 31 декабря 2024 год. Указал, что Администрация г. Элисты является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Элисты и осуществляет свои полномочия в соответствии с бюджетом города. Недостаточные объемы поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет г. Элисты не позволяют в полном объеме осуществить полномочия, предусмотренные «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В связи с этим обеспечить и создать на указанных улицах систем водоснабжения (водопроводную сеть) в настоящее время не представляется возможным.
Выслушав сторону, исследовав материалы дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.3 4.1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В силу ч.1 ст.6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;' 6) согласование инвестиционных программ; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Сводом правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция «СНиП 2.07.01-89» (далее по тексту - Правила) определены требования к планировке и застройке поселений, в том числе обеспечение их удобной, безопасной и здоровой средой проживания.
В соответствии с пунктом 12.1 Правил проектирование новых, реконструкцию и расширение существующих инженерных сетей следует осуществлять на основе программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры территорий в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ.
В силу п. 12.2 Правил проектирование систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализации городов и других населенных пунктов следует производить в соответствии с требованиями СП 31.13330, СП 32.13330 с учетом санитарно-гигиенической надежности получения питьевой воды, экологических и ресурсосберегающих требований. Жилая и общественная застройка населенных пунктов, включая индивидуальную отдельно стоящую и блокированную жилую застройку с участками, а также производственные объекты должны быть обеспечены централизованными или локальными системами водоснабжения и канализации.
Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что система сетей и сооружений водоснабжения относится к объектам инженерной инфраструктуры и находится в ведении муниципального образования, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и эксплуатацию системы водоснабжения на территории сельских поселений является обязанностью органа местного самоуправления муниципального района.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01 октября 2013 года серии <данные изъяты>, Азбукина З.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником земельного участка, кадастровый номер <данные изъяты>, площадью 600 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14 апреля 2022 года.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости от 14 апреля 2022 года земельный участок (кадастровый номер <данные изъяты>) и жилой дом (кадастровый номер <данные изъяты>), расположенные по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежат Басанговой М.С.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26 сентября 2013 года серии 08 РК 337747, Букурова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником земельного участка, кадастровый номер <данные изъяты>, площадью 600 кв.м. по адресу: <адрес>.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 02 июля 2015 года Басанова З.Н., 29 апреля 1984 года рождения, является собственником земельного участка, кадастровый номер <данные изъяты>, площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости от 14 апреля 2022 года земельный участок (кадастровый номер <данные изъяты>) и жилой дом (кадастровый номер <данные изъяты>), расположенные по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежат Басанговой М.С. Согласно свидетельству о перемене имени серии <данные изъяты>, выданному 18 марта 2016 года отделом ЗАГС г.Элисты Управления ЗАГС Республики Калмыкия, ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 18 марта 2016 года изменила фамилию и имя на Басангову Байрту Николаевну, о чем сделана запись акта о перемене имени №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости от 14 апреля 2022 года земельный участок (кадастровый номер <данные изъяты>), расположенный по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежат Буриновой Е.В.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости от 14 апреля 2022 года земельный участок (кадастровый номер <данные изъяты>) и жилой дом (кадастровый номер <данные изъяты>), расположенные по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежат Джуджиеву Э.И.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости от 14 апреля 2022 года земельный участок (кадастровый номер <данные изъяты>), расположенный по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежит Каруеву Б.Ю.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости от 14 апреля 2022 года земельный участок (кадастровый номер <данные изъяты>) и жилой дом (кадастровый номер <данные изъяты>), расположенные по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежат Кукудаеву С.А.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости от 14 апреля 2022 года земельный участок (кадастровый номер <данные изъяты>) и жилой дом (кадастровый номер <данные изъяты>), расположенные по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежат Мукабеновой Т.Б.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05 ноября 2013 года серии 08 РК 342800, Хадуш Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником земельного участка, кадастровый номер <данные изъяты>, площадью 600 кв.м. по адресу: <адрес>.
Решением Элистинского городского Собрания №3 от 25 апреля 2013 года о внесении изменений в Генеральный план города Элисты постановлено «включить в зону индивидуальной жилой застройки земельные участки общей площадью 10,2 га, расположенные по адресу: город Элиста, Восточная промзона, проспект О.Бендера, исключив из коммунальной зоны согласно схеме № 1».
Согласно постановлению Мэрии города Элисты №1889 от 10 июня 2013 года утвержден проект планировки территории малоэтажного жилищного строительства на земельном участке (33,74 га) в Восточной части города Элисты с основными техникоэкономическими показателями.
В соответствии с решением Элистинского городского Собрания №12 от 26 сентября 2013 года присвоены наименования вновь образуемым улицам и переулкам на территории малоэтажного жилищного строительства согласно проекту планировки территории, утвержденному постановлением Администрации города Элисты от 10 июня 2013 года № 1889 «Об утверждении проекта планировки территории малоэтажного жилищного строительства на земельном участке (33,74 га) в восточной части г. Элисты РК»: улица имени Аюки-хана, улица имени Галдама-батыра, улица имени Байбагас-батыра, улица имени Мазан-батыра, улица имени Галдана Бошогту-хана, улица имени Дондук-Омбо- хана, улица имени Зая-Пандиты, улица имени Хо-Урлюка, улица имени Шукур-Дайчина, улица имени тайши Пунцука, улица имени Дондук-Даши-хана, улица имени Далай-батыра; переулок имени Зая-Пандиты, переулок имени Хо-Урлюка.
Согласно ответу Администрации г.Элисты № 101/014/ЭН-04-05-396ОГ/01-46 от 23 ноября 2021 года мероприятия по реконструкции водопровода от жилого дома № 40 4-го микрорайона до Гормолзавода не включено в государственные программы Республики Калмыкия и Российской Федерации. В рамках Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020-2024 годы, утвержденной распоряжением правительства российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 992-р, реализация мероприятия по строительству инженерных сетей (электро-, газо-, водоснабжение и водоотведение) для малоэтажной жилой застройки на земельном участке (8 га) по адресу: <адрес>, планируется в 2022-2023 годах.
Согласно ответу на запрос Администрации г.Элисты № 101/002/30/мэдо/ог/01-46 от 08 декабря 2020 года, в 2022-2023 г.г. планируется строительство накопительного резервуар в Восточной промзоне города, а также водоснабжение жилой группы в Восточной промзоне, юго-восточнее КМСК, запланировано строительство водопроводных сетей в Восточной промзоне города Элисты и улицах Аюки-хана, ул. Галдан-Батыра, ул. Далай-батыра общей протяженностью 350 метров.
Из ответа Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций от 03 декабря 2021 года исх. № А26-09-136142592 следует, что строительство сетей водоснабжения на указанных в обращении улицах, муниципальными и государственными программами не предусмотрено.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что бюджет г.Элисты является убыточным, строительство водопроводных сетей по вышеуказанным адресам в настоящее время не представляется возможным, поскольку нет достаточного финансирования.
Между тем в соответствии с п.4 ч.2 ст.8 Устава города Элисты Республики Калмыкия к вопросам местного значения города Элисты относится организация в границах города Элисты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерацией.
Действующим законодательством, как указано выше, предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой.
Отсутствие результатов исполнения администрацией г. Элисты возложенных на неё обязанностей свидетельствует о допущенном администрацией бездействии по обеспечению земельных участков инфраструктурой.
Принимая во внимание вышеназванные положения закона, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования об оспаривании бездействия по необеспечению земельных участков системой водоснабжения подлежат удовлетворению.
Исходя из положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, суд указывает на необходимость совершения определенного действия, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, с учетом мнения сторон суд считает необходимым признать бездействие Администрации г. Элисты, выразившееся в не принятии мер по обеспечению улиц: имени Аюки-хана, имени Галдама-батыра, имени Байбагас-батыра, имени Мазан-батыра, имени Галдана Бошогту-хана, имени Дондук-Омбо-хана, имени Зая-Пандиты, имени Хо-Урлюка, имени Шукур-Дайчина, имени тайши Пунцука, имени Дондук-Даши-хана, имени Далай-батыра; переулок имени Зая-Пандиты, переулок имени Хо-Урлюка, системой водоснабжения (водопроводной сетью), возложить обязанность на Администрацию г. Элисты устранить допущенные нарушения прав и свобод граждан путем обеспечения и создания на указанных улицах системы водоснабжения (водопроводной сети) до 30 июня 2023 года, о чем сообщить в суд и административным истцам в течение одного месяца со дня, установленного судом.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административные исковые требования Букуровой Натальи Владимировны, Азбукиной Зинаиды Басанговны, Басанговой Маргариты Санджиевны, Басанговой Байрты Николаевны, Буриновой Екатерины Вячеславовны, Джуджиева Эрдни Ивановича, Каруева Басанга Юрьевича, Кукудаевой Сяяхи Анатольевны, Мукабеновой Таисии Батнасуновны, Хадуш Галины Владимировны удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации г. Элисты по обеспечению системой водоснабжения (водопроводной сетью) улиц: имени Аюки-хана, улица имени Галдама-батыра, улица имени Байбагас-батыра, улица имени Мазан-батыра, улица имени Галдана Бошогту-хана, улица имени Дондук-Омбо-хана, улица имени Зая-Пандиты, улица имени Хо-Урлюка, улица имени Шукур-Дайчина, улица имени тайши Пунцука, улица имени Дондук-Даши-хана, улица имени Далай-батыра; переулок имени Зая-Пандиты, переулок имени Хо-Урлюка.
Обязать Администрацию г. Элисты обеспечить системой водоснабжения (водопроводной сетью) улицы: имени Аюки-хана, имени Галдама-батыра, имени Байбагас-батыра, имени Мазан-батыра, имени Галдана Бошогту-хана, имени Дондук-Омбо-хана, имени Зая-Пандиты, имени Хо-Урлюка, имени Шукур-Дайчина, имени тайши Пунцука, имени Дондук-Даши-хана, имени Далай-батыра; переулок имени Зая-Пандиты, переулок имени Хо-Урлюка, в срок до 30 июня 2023 года, о чем сообщить в суд и административным истцам в течение одного месяца со дня, установленного судом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.Л. Семёнова