РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2А-4333/2018
г.Тюмень 23 мая 2018 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Голошубиной В.Р.,
с участием административных истцов,
представителей административного ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Тюменской областной Думе об оспаривании решений органов государственной власти,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО1 обратился в суд к административному ответчику с административным иском о признании незаконным постановления Тюменской областной Думы от 23 января 2018 года № 1038 «О соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Тюменской области, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 11 Закона Тюменской области от 05 ноября 2004 года № 264 «О референдуме Тюменской области». Требование мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком вынесено постановление № которым признан не отвечающим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 11 Закона Тюменской области от 05 ноября 2004 года № 264 «О референдуме Тюменской области» предлагаемый для вынесения на референдум Тюменской области вопрос: «Проект закона Тюменской области: «Закон Тюменской области «Об избрании в Тюменской области глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и о месте глав муниципальных образований в системе органов местного самоуправления». Административный истец не согласен с указанным постановлением, поскольку оно принято с нарушением требований п.5 ст. 20 Регламента Тюменской областной Думы - председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Тюменской областной Думы не информировал уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума о заседании комитета. Кроме того, нарушены положения ч.4 ст. 15 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года № 121 «О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области»- Тюменская областная Дума не провела обязательную экспертизу проекта ненормативного правового акта области в юридических службах нормотворческих органов области. Также, в нарушении ст.ст. 24, 29, 32 Конституции РФ Тюменская областная Дума не разместила документы и материалы заочного пятого заседания Тюменской областной Думы шестого созыва, а именно: экспертное заключение, лист заочного голосования членов комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Тюменской областной Думы, лист заочного голосования ДД.ММ.ГГГГ депутатов областной Думы, на основании которых вынесла обжалуемое постановление, тем самым лишила: членов инициативной группы по проведению референдума права участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих уполномоченных представителей; не обеспечила уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающих права членов инициативной группы.
В ходе рассмотрения дела, к участию в деле в качестве административного соистца, по его устному ходатайству, был привлечен ФИО2
Административные истцы в судебном заседании административное требование поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просили удовлетворить иск.
Представители административного ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50), ФИО4, действующая на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51), в судебном заседании возражали против административных требований, просили в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 65-74).
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требование административных истцов не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из протокола собрания инициативной группы по проведению референдума Тюменской области по проекту закона Тюменской области «Об избрании в Тюменской области глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и о месте глав муниципальных образований в системе органов местного самоуправления» от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение об образовании инициативной группы проведения референдума в Тюменской области по проекту закона Тюменской области; утвержден вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на референдум – проект закона Тюменской области «Об избрании в Тюменской области глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и о месте глав муниципальных образований в системе органов местного самоуправления» (л.д. 8-16).
ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссией Тюменской области принято решение № о направлении ходатайства и протокола собрания инициативной группы по проведению референдума Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ по проекту закона Тюменской области «Об избрании в Тюменской области глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и о месте глав муниципальных образований в системе органов местного самоуправления» в Тюменскую областную Думу для проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям действующего законодательства (л.д.28-30).
ДД.ММ.ГГГГ Тюменской областной Думой принято постановление № 1038 «О соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Тюменской области, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 11 Закона Тюменской области от 05 ноября 2004 года № 264 «О референдуме Тюменской области», которым предлагаемый для вынесения на референдум Тюменской области вопрос признан не отвечающим требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 11 Закона Тюменской области «О референдуме Тюменской области» (л.д. 27).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с положениями статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №67-ФЗ) каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума (пункт 1). Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (пункт 2). В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы (пункт 3). К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума (пункт 4).Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (пункт 5). Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов (пункт 6). Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации и приложенных к нему документов обязан уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (пункт 7). Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации ( пункт 11).
Согласно ст. 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом (п. 2); на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения (п. 3); вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации, вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 6); вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (п. 7).
Аналогичные нормы содержатся в статье 11 Закона Тюменской области от 05 ноября 2004 года № 264 «О референдуме Тюменской области».
Кроме того, статьей 14 указанного закона Тюменской области установлено, что Тюменская областная Дума проверяет соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 №67ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 11 Закона Тюменской области №264 в срок, не превышающий 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.
Тюменская областная Дума не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов обязана уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Если Тюменская областная Дума признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям статьи 12 Федерального закона и статьи 11 настоящего Закона, Избирательная комиссия Тюменской области отказывает инициативной группе по проведению областного референдума в регистрации (пункт 12).
Согласно заключению правового управления Тюменской областной Думы по материалам о проведении референдума Тюменской области по вопросу – проект Закона Тюменской области «Закон Тюменской области «Об избрании в Тюменской области глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и о месте глав муниципальных образований в системе органов местного самоуправления» от 17 января 2018 года, представленный инициативной группой по проведению референдума в Тюменской области вопрос не соответствует требованиям ст. 12 Федерального закона № 67-ФЗ и статье 11 Закона ТО № 264 (л.д. 97-100).
Исследовав материалы дела в их совокупности, суд соглашается с указанным заключением в виду нижеследующего:
Согласно части 4 статьи 11 Закона Тюменской области №264 вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ. Вопрос, предложенный инициативной группой на референдум, сформулирован таким образом, что не предполагает однозначного ответа, исключающего множественное толкование.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федеральный закон №67-ФЗ на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом. Также согласно статье 11 Закона Тюменской области №264-ФЗ на областной референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Тюменской области или в совместном ведении Российской Федерации и Тюменской области, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом, Федеральным законом.
Статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок избрания главы муниципального района, главы городского округа, главы сельского поселения Тюменской области урегулирован статьей 2.1 Закона Тюменской области от 29.12.2005 №444 «О местном самоуправлении в Тюменской области».
Таким образом, предложение о вынесении на референдум вопроса об избрании главы муниципального образования лишает представительный орган муниципального образования полномочий в части урегулирования указанного вопроса, что противоречит п. 6 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Вопрос избрания депутатов представительных органов муниципальных образований также урегулирован федеральным законодательством и принятым в соответствии с ним Избирательным кодексом Тюменской области.
Таким образом, учитывая, что избрания глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, при этом указанные вопросы урегулированы Федеральным законодательством, также принимая во внимание что предложенный на референдум вопрос исключает возможность однозначного ответа, суд полагает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 Федерального закона № 67, в связи с чем, суд полагает, что обжалуемое постановление вынесено административным ответчиком обоснованно, в соответствии с положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Тюменской области от 05 ноября 2004 года № 264 «О референдуме Тюменской области» и в рамках предоставленных полномочий.
Также судом установлено, что административным ответчиком соблюдена процедура рассмотрения вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум Тюменской области.
Постановлением Тюменской областной Думы от 14февраля 2008 года № 604 «О Регламенте Тюменской областной Думы» утвержден регламент Тюменской областной Думы.
Согласно пункту 20 Регламента, при необходимости оперативного решения вопросов, не терпящих отлагательства, и в связи с невозможностью проведения заседания комитета, постоянной комиссии решение комитета, постоянной комиссии может быть принято без проведения заседания заочным голосованием путем опроса мнений депутатов областной Думы - членов комитета, постоянной комиссии по решению председателя комитета, постоянной комиссии. Председатель комитета, постоянной комиссии устанавливает срок проведения заочного голосования.
Заочное голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение. Депутат областной Думы - член комитета, постоянной комиссии в течение 24 часов с момента получения им проекта решения и материалов к нему по вопросу, вынесенному на заочное голосование, выражает собственное мнение по данному вопросу путем записи слов "за", "против", "воздержался", а также личной подписи и даты в опросном листе заочного голосования депутата областной Думы (далее - опросный лист) (образец опросного листа - приложение 12). Депутат считается проголосовавшим, если от него получен ответ посредством любого вида связи.
Аппарат комитета, постоянной комиссии составляет лист заочного голосования депутатов областной Думы, который подписывается председателем комитета, постоянной комиссии (образец листа заочного голосования депутатов областной Думы - приложение 13).
Решение комитета считается принятым заочным голосованием путем опроса мнений депутатов областной Думы, если за него проголосовало большинство от общего числа членов комитета, принявших участие в заочном голосовании.
Кроме того, в соответствии со статьей 79.1 Регламента при необходимости оперативного решения вопросов, не терпящих отлагательства, и в связи с невозможностью проведения заседания областной Думы решение областной думы может приниматься заочным голосованием путем опроса мнений депутатов областной думы. Решение о проведении заочного голосования принимается распоряжением председателя областной Думы с указанием срока проведения заочного голосования путем опроса мнений депутатов областной Думы и наименования вопроса (распоряжение председателя областной Думы от №5-рп от 19.01.2018 «О подготовке и проведении заочного голосования»).
Для опроса мнений депутатов областной Думы используется почтовая, телеграфная, телетайпная, телефонная, электронная или иная связь, обеспечивающая аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение. Депутат областной Думы в течение 24 часов с момента получения им проекта постановления и материалов к нему по вопросу, вынесенному на заочное голосование, выражает собственное мнение по данному вопросу путем записи слов "за", "против", "воздержался", а также личной подписи и даты в опросном листе, Депутат считается проголосовавшим, если от него получен ответ посредством любого вида связи.
Решение областной Думы считается принятым заочным голосованием путем опроса мнений депутатов областной Думы, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов областной думы либо квалифицированное большинство в две трети голосов от общего числа депутатов областной думы в случаях, установленных настоящим Регламентом.
Решение областной Думы, принятое заочным голосованием путем опроса мнений депутатов областной Думы, оформляется постановлением областной Думы.
Постановление областной Думы, принятое заочным голосованием и подписанное председателем областной Думы, с приложением к нему необходимых документов и материалов, а также опросные листы и лист заочного голосования депутатов областной Думы приобщаются к протоколу ближайшего заседания областной Думы. На этом же заседании председатель областной Думы информирует депутатов областной Думы о результатах заочного голосования. Информация принимается к сведению, о чем делается протокольная запись.
Таким образом, обжалуемое постановление, принятое путем заочного голосования и подписанное исполняющим обязанности председателя областной Думы, принято в соответствии с процедурой, установленной ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Тюменской области «О референдуме Тюменской области», Регламентом Тюменской областной Думы, что подтверждается представленными представителями административного ответчика опросными листами, листами заочного голосования депутатов областной Думы и пр.(л.д. 15-102).
Довод административного истца ФИО2 о том, что обжалуемое постановление не было официально опубликовано опровергается материалами дела (л.д. 102).
Суд не соглашается с доводом административного истца ФИО2 о том, что отсутствуют доказательства того, что именно было разослано депутатам, поскольку находит его голословным и надуманным.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными действий должностных лиц необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Поскольку совокупности двух необходимых условий для признания незаконными действий государственных органов в судебном заседании не установлено, суд считает необходимым в удовлетворении требований административных истцов отказать в полном объеме.
Срок, установленный ст. 219 КАС РФ административными истцами соблюден.
На основании изложенного, руководствуясь главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований ФИО1, ФИО2, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2018 года.
Судья Е.А. Гарипова