ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4336/17 от 31.10.2017 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-4336/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Л.В. Загитовой

при секретаре Л.А. Феоктистовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чемарина Андрея Николаевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Республике Татарстан о признании незаконным бездействия, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов,

установил:

Чемарин А.Н. обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС №8 по РТ о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по списанию безнадежной к взысканию задолженности по транспортному налогу за 2011г. в сумме 3815 руб. и пени в сумме 2110 руб. 01 коп., об обязании устранить нарушение прав и законных интересов Чемарина С.Н. путем списания указанной задолженности с лицевого счета.

В обоснование требований указано, что из письма Межрайонной ИФНС №8 по РТ административному истцу стало известно, что за ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числится задолженность по уплате транспортного налога с физического лица в размере 5925 руб. 01 коп., в том числе по налогу – 3815 руб. 00 коп. за 2011г., по пени за несвоевременную уплату налога – 2110 руб. 01 коп. Административный истец неоднократно обращался о непризнании за собой указанного долга, урегулировании имеющегося спора и внесении соответствующего исправления в сведения о расчетах с бюджетом, поскольку налог и пени за 2011 год безнадежны к взысканию, так как в настоящее время налоговый орган в соответствии с п.2 ст.48 НК РФ утратил возможность взыскания недоимки по транспортному налогу за 2011 год. При невозможности взыскания недоимки в установленном налоговым законодательством порядке, у инспекции не имеется правовых оснований для отражения такой задолженности в документах о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Административный истец в судебном заседании на требованиях настаивал, указав, что задолженность оплатил в 2012 году, документов на руках не имеет, считает, что по истечению определенного срока налоговая инспекция не имеет права взыскивать задолженность, поэтому просит ее списать, также пояснил, что с заявлением о признании задолженности безнадежной к взысканию не обращался.

Представитель административного ответчика – Кирина С.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила их оставить без удовлетворения, указав, что задолженность у Чемарина С.Н. образовалась в связи с неуплатой транспортного налога за 2011 год, правовых основании для списания задолженности у Межрайонной ИФНС №8 по РТ не имеется, так как задолженность не признана безнадежной к взысканию, налогоплательщик с данным требованием в суд не обращался, в связи с чем, требования административного истца о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившееся в непринятии мер по списанию безнадежной задолженности, заявлены преждевременно и не подлежат удовлетворению в соответствии со ст.59 НК РФ.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст.218 КАС РФ предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

В силу ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (часть 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (часть 2).

По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащим мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

В судебном заседании из материалов дела и пояснений сторон установлено следующее.

Согласно требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) Чемарин А.Н. обязан уплатить транспортный налог в сумме 3815 руб. и пени в сумме 539 руб. 82 коп., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ним числиться общая задолженность в сумме 5611 руб. 67 коп.

По данному вопросу ДД.ММ.ГГГГ Чемарин А.Н. обратился в Межрайонную ИФНС №8 по РТ, указав, что ДД.ММ.ГГГГ согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ он уплатил за 2015 год транспортный налог в размере 4270 руб. и налог на имущество физических лиц в размере 83 руб. (л.д.9)

В ответе Межрайонной ИФНС №8 по РТ исх. от ДД.ММ.ГГГГ, административному истцу сообщено, что его платеж в сумме 4270 руб. в налоговый орган поступил и отражен в карточки расчетов с бюджетом по транспортному налогу, задолженность по налогам за 2015 год отсутствует. Имеется задолженность по транспортному налогу за 2011 год, срок уплаты которой ДД.ММ.ГГГГ. Размер задолженности по налогу 3815 руб., по пени 1906 руб. 04 коп., всего 5721 руб. 04 коп. Требование от ДД.ММ.ГГГГ сформирован на сумму пеней 539 руб. 82 коп., начисленных за несвоевременную уплату транспортного налога за 2011 год. На сумму задолженности по транспортному налогу за 2011 год было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, после наступления срока уплаты ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Чемарин А.Н. обратился в Межрайонную ИФНС №8 по РТ, с просьбой списать образовавшуюся за 2011 год задолженность по транспортному налогу, пеням, в связи с истечением срока взыскания (л.д.11).

Согласно ответу Межрайонной ИФНС №8 по РТ исх. от ДД.ММ.ГГГГ, административному истцу сообщено, что в связи с неуплатой недоимки в установленный срок, ему направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ, начисленная сумма налога им не оспаривалась. Кроме того, перечислены основания для списания недоимки и задолженности по пеням, предусмотренные ст.59 НК РФ и Порядком списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержденным Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@. Разъяснено, что списание имеющейся у административного истца задолженности по налогам и пеням по правовым основаниям «истек срок исковой давности» не предусмотрено, в связи с чем, заявление о списании задолженности по транспортному налогу не подлежит удовлетворению (л.д.12).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, по смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требований об оспаривании бездействия Межрайонной ИФНС №8 по РТ являются несоответствие закону бездействия и нарушение таковым прав и интересов административного истца.

Из отзыва на административное исковое заявление (л.д.18-19) следует, что по данным налогового органа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за административным истцом числится задолженность по обязательным платежам, которая образовалась в связи с неуплатой транспортного налога, а также пеней по транспортному налогу за 2011год. В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога в установленный срок, налоговым органом направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном порядке за взысканием задолженности Чемарина А.Н. по транспортному налогу за 2011 год в порядке ст.48 НК РФ Межрайонная ИФНС №8 по РТ не обращалась. Перечень оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам определен пунктом 1 ст.59 НК РФ, одним из которых является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. При наличии основания, указанного в пункте 2.4 Приказа ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам» для признания указанной задолженности безнадежной к взысканию необходима копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда. Следовательно, до признания в установленном порядке недоимки и задолженности по пеням безнадежными к взысканию указанные суммы учитываются налоговыми инспекциями в составе задолженности налогоплательщика и не подлежат исключению из информационных ресурсов налоговых органов. Без признания судом в установленном порядке недоимки по налогам, пеням, штрафа безнадежной к взысканию у налогового органа отсутствуют основания для исключения спорной задолженности из информационных ресурсов налогового органа. В связи с чем, исковые требования административного истца заявлены преждевременно, поэтому они не подлежат удовлетворению, так как данная задолженность в силу пункта 1 статьи 59 НК РФ не признана судом безнадежной к взысканию.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, утвержден Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44, подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ, пункта 2.4 вышеуказанного Порядка, исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Право налогоплательщика признать недоимку безнадежной к взысканию и реализовать предоставленные ему Налоговым кодексом РФ права путем обращения с соответствующим административным исковым заявлением в суд также разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года №1150-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова С.Т. на нарушение его конституционных прав подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации».

Судом установлено, что административный истец с административным исковым заявлением о признании недоимки безнадежной к взысканию в суд не обращался, судебное постановление, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, не принималось.

Таким образом, оценив все представленные по делу доказательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, вышеперечисленных норм права, суд считает требования административного истца о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС №8 по РТ, выразившегося в не принятии мер по списанию безнадежной к взысканию задолженности по транспортному налогу за 2011г. в сумме 3815 руб. и пени в сумме 2110, 01 руб. заявлены преждевременно, в связи с чем, не подлежат удовлетворению. Соответственно оснований для удовлетворения требований об обязании устранить нарушение прав и законных интересов административного истца путем списания указанной задолженности с его лицевого счета, не имеется. В административном иске необходимо отказать.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.175-180, 218, 226, 227, ч.1 ст. 298 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Чемарина Андрея Николаевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Татарстан о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по списанию безнадежной к взысканию задолженности по транспортному налогу за 2011г. в сумме 3815 руб. и пени в сумме 2110 руб. 01 коп. и об обязании устранить нарушение прав и законных интересов Чемарина Андрея Николаевича путем списания указанной задолженности с его лицевого счета, отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: