Административное дело № 2а-4337/2021
УИД: 47RS0005-01-2021-005905-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2021 года город Выборг
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гришина Д.Ю.
при секретаре Зенкиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Выборгского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования "Приморское городское поселение" об обязании совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Выборгский городской прокурор Ленинградской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования "Приморское городское поселение" об обязании совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Выборгской городской прокуратурой на основании поручения прокуратуры Ленинградской области от 13.11.2018 №7-29-2018 проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области требований действующего федерального законодательства в сфере управления и распоряжения государственным муниципальным имуществом.
В ходе проверки установлено, что автомобильная дорога общего пользования местного значения протяженностью 90 п.м. по ш. Выборгское, расположенная в г. Приморск, включена в перечень имущества администрации МО «Приморское городское поселение», но не поставлена на кадастровый учет, сведения о государственной регистрации права собственности на нее в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют.
Постановлением администрации МО «Приморское городское поселение» от 16.02.2021 №77 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области.
В соответствии с указанным перечнем, а также в соответствии с выпиской из реестра объектов муниципальной собственности автомобильных дорог, находящихся на территории МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, в границах населенного пункта г. Приморск, расположена грунтовая автомобильная дорога общего местного пользования протяженностью 90 п.м. по ш. Выборгское.
Согласно уведомлению в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – автомобильные дороги, расположенные по адресу: протяженностью 90 п.м., расположенная в г. Приморск, МО «Приморское городское поселение».
По сведениям администрации МО «Приморское городское поселение» дорога общего пользования местного значения протяженностью 90 п.м., расположенная в г. Приморск, не поставлена на кадастровый учет.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования, создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, а также влечет нарушение прав и законных интересов жителей данных улиц и других граждан.
На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, выразившееся в неиспользовании комплекса действий, направленных на постановку на кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения протяженностью 90 п.м. по ш. Выборгское, расположенная в г. Приморск Выборгский район Ленинградской области; обязать администрацию муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области совершить все необходимые действия для постановки на кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на недвижимое имущество – автомобильной дороги общего пользования местного значения протяженностью 90 п.м. по ш. Выборгское, расположенная в г. Приморск Выборгский район Ленинградской области, в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Административный истец в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении и представителя не направил, об уважительности неявки в суд не сообщил, извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении и представителя не направил, об уважительности неявки в суд не сообщил, извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Заинтересованное лицо КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области в судебное заседание не явилось, извещено о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайств об отложении и представителей не направило.
На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть материалы административного дела без явки участников процесса, не просивших об отложении разбирательства по делу.
Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, порядок рассмотрения которых установлен главой 22 поименованного Кодекса.
Право гражданина, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа местного самоуправления, его должностного лица или муниципального служащего, прямо закреплено в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выборгской городской прокуратурой на основании поручения прокуратуры Ленинградской области от 13.11.2018 №7-29-2018 проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области требований действующего федерального законодательства в сфере управления и распоряжения государственным муниципальным имуществом.
В ходе проверки установлено, что автомобильная дорога общего пользования местного значения протяженностью 90 п.м. по ш. Выборгское, расположенная в г. Приморск Выборгский район Ленинградской области, включена в перечень имущества администрации МО «Приморское городское поселение», но не поставлена на кадастровый учет, сведения о государственной регистрации права собственности на нее в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 3,5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Постановлением администрации МО «Приморское городское поселение» от 16.02.2021 № 77 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области.
В соответствии с указанным перечнем, а также в соответствии с выпиской из реестра объектов муниципальной собственности автомобильных дорог, находящихся на территории МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, расположена автомобильная дорога местного значения в границах населенного пункта г. Приморск, протяженностью 90 п.м. по ш. Выборгское.
Согласно уведомлению в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – автомобильные дороги, г. Приморск, МО «Приморское городское поселение».
По сведениям администрации МО «Приморское городское поселение» дорога общего пользования местного значения протяженностью 90 п.м., расположенная в г. Приморск Выборгский район Ленинградской области, не поставлена на кадастровый учет
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что сооружение – результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу пункта 5 части 1, части 3 статьи 14, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 1 Областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 № 48-оз (ред. от 29.12.2018) "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области", принятого ЗС ЛО 24.06.2014, п. 5 статьи 3 Устава муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно части 8 статьи 6 указанного закона, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования, создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, а также влечет нарушение прав и законных интересов жителей данных улиц и других граждан.
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности и законности предъявленных исковых требований.
Согласно требованиям ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Административный истец просит суд установить срок исполнения решения суда в размере 24 месяца с момента вступления решения в законную силу. С учетом характера требуемых действий ответчика суд полагает обоснованным и достаточным установить срок исполнения решения суда до 01 декабря 2023 года.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Выборгского городского прокурора Ленинградской области к администрации муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Приморское городское поселение» об обязании совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, выразившееся в неиспользовании комплекса действий, направленных на постановку на кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения, протяженностью 90 п.м. по ш. Выборгское, расположенной в г. Приморск Выборгского района Ленинградской области.
Обязать администрацию муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области совершить все необходимые действия для постановки на кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на недвижимое имущество – автомобильной дороги общего пользования местного значения, протяженностью 90 п.м. по ш. Выборгское, расположенной в г. Приморск Выборгского района Ленинградской области, в срок до 01.12.2023.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Судья Д.Ю. Гришин
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 15.10.2021.