ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4338/2016 от 13.07.2016 Ленинскогого районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск 13 июля 2016г.

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе судьи Иноземцевой Е.А.,

при секретаре Хохловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Бондарева В.Ю. к начальнику информационного центра Главного управления МВД России по Красноярскому краю об изъятии сведений о судимости,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Бондарев В.Ю. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к начальнику информационного центра Главного управления МВД России по Красноярскому краю об изъятии сведений о судимости, в котором просит признать отказ начальника информационного центра ГУВД Красноярского края об изъятии сведений о судимости Бондарева В.Ю. о привлечении к уголовной ответственности по уголовному делу незаконным и необоснованным, обязать Информационный центр ГУВД Красноярского края изъять сведения о судимости на Бондарева В.Ю. о привлечении к уголовной ответственности. Требования мотивированы тем, что приговором Манского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. осужден по ч. 2 ст. 158 УК РФ и ДД.ММ.ГГГГ. освобождён от наказания по Указу об Амнистии от ДД.ММ.ГГГГ. Более к уголовной ответственности административный истец не привлекался. Однако сведения о судимости нарушают конституционные права административного истца, он не может баллотироваться на выборах или устроиться в органы государственной власти или заниматься педагогической деятельностью, наличие сведений о судимости устанавливают для Бондарева В.Ю. ограничения и запреты, даже если судимость погашена или снята судом. Административный истец обращался в ИЦ ГУВД Красноярского края с просьбой исключить запись о судимости, но ему было отказано, чем нарушили права Бондарева В.Ю.

Административный истец Бондарев В.Ю. и его представитель адвокат Селиванов С.В., действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ. в судебном заседании административные исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица ГУ МВД России по Красноярскому краю Бедных О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. начальника ГУ МВД России по Красноярскому краю Антонова В.В. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, представила отзыв, согласно которому просит в удовлетворении требований Бондареву В.Ю. отказать.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает рассматриваемое административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено в судебном заседании, Бондарев В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ. был осужден Манским районным судом Красноярского края по п.«а,б» ч.2 ст. 158 УК РФ, к 2 год. лишения свободы, но освобожден от наказания ДД.ММ.ГГГГ. на основании Постановления Государственной Думы «Об амнистии» от ДД.ММ.ГГГГ. Судимость погашена.

ДД.ММ.ГГГГ. Бондарев В.Ю. обратился в ГУ МВД России по Красноярскому краю об исключении из базы данных имеющихся в отношении него сведений о судимости. ДД.ММ.ГГГГ. ему отказано в исключении данных сведений.

Согласно ч.2 ст.86 УК РФ, лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым. Несудимыми признаются осужденные, освобожденные от наказания в силу акта об амнистии, вступившего в силу на момент вынесения приговора. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

Отсутствие погашенной или снятой судимости в предусмотренных законом случаях является необходимым условием для выяснения определенных обстоятельств.

Согласно ст. 17 ФЗ от 07.02.2011г. №3-ФЗ "О полиции", полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах; формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ.

Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах, осужденных за совершение преступления.

Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий. Полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством РФ, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ в области персональных данных. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Согласно ст. 10 ФЗ от 27.07.2006г. №152-ФЗ "О персональных данных", обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством РФ об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством РФ, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

Приказом МВД России и Генеральной прокуратуры РФ от 29.12.2005г. №39/1070 утверждено Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, согласно которому учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; при этом основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее не учтенному преступлению.

Согласно п. 2.2 указанного Положения учет - фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

Согласно п. 4 Положения субъектами учета преступлений являются, в частности, ИЦ, указанные в п. 2 настоящего Положения, на которых возложена обязанность включения в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

Учетные документы в течение суток, за исключением выходных и праздничных дней, с момента принятия надзирающим прокурором процессуального решения по уголовному делу направляются лицом, производящим предварительное расследование, в регистрационно-учетные подразделения; ИЦ обязаны незамедлительно учесть все поступившие учетные документы, при этом не вправе отсрочивать или исключать из учета поступившие учетные документы (п. 17 и 18 Положения).

Согласно п. 40, 41 данного Положения, учету подлежат все лица, в том числе и в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям; при этом основаниями учета лица, совершившего преступление являются: обвинительное заключение, обвинительный приговор, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).

ИЦ МВД России является структурным подразделением МВД России, на которое возложено формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ.

Согласно п.2 Типового положения об информационном центре МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России, утвержденного Приказом МВД РФ от 28.03.2002г. №288, ИЦ в системе органов внутренних дел субъекта РФ является головной организацией в области обеспечения статистической, оперативно - справочной, розыскной, криминалистической, архивной информацией.

К числу основных функций ИЦ относится осуществление с использованием средств вычислительной техники и связи сбора, накопления, обработки уголовной и административно - правовой статистической, архивной, научно - технической и иной информации; формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, автоматизированных банков данных криминалистической информации, выдача в установленном порядке правоохранительным органам, органам государственной власти субъекта РФ, правоохранительным органам иных субъектов РФ запрашиваемой информации (п. 18 и 19 Типового положения).

Согласно п. 8.1 Приказа МВД России от 09.07.2007г. №612 ДСП "Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ" определен исчерпывающий перечень граждан, которые ставятся в ФКУ "ГИАЦ МВД России" на оперативно-справочный учет. На федеральный учет ставится информация об осужденных. Информация о лицах, привлеченных в качестве обвиняемых, подлежит региональному учету и в ФКУ не направляется.

Согласно п. 15.7 приведенного выше Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ, информация в автоматизированной базе данных на лиц, учетные алфавитные карточки на которых изъяты, подлежат архивации и хранятся постоянно.

Согласно п.15.1, 15.2 Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ, в оперативно-справочных учетах ГИАЦ и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости на осужденных независимо от срока и вида наказания - до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.

Такой же порядок сохранен и Наставлением по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел РФ, утвержденным Министерством внутренних дел РФ совместно с Министерством юстиции РФ, Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством финансов РФ, Министерством обороны РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой охраны РФ, Службой внешней разведки РФ, Федеральной таможенной службой, Федеральной миграционной службой, Государственной фельдъегерской службой РФ, Следственным комитетом РФ, Генеральной прокуратурой РФ Приказом от 12.02.2014г., зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 21.03.2014г. №31681.

С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений закона и иных нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, так как сведения внесены в ИЦ в установленном порядке, на основании первичных учетных документов, в объеме, необходимом для учета преступлений и лиц, их совершивших; их наличие в базе данных до настоящего времени соответствует требованиям нормативных актов, устанавливающих порядок учета объектов учета; база данных, содержащая оспариваемые сведения, ведется уполномоченным органом в соответствии с возложенными на него задачами и функциями, исключение указанной информации действующим законодательством не предусмотрено.

Согласно п. 74 Приказа МВД России от 07.11.2011г. №1121 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по представлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования" при наличии имеющейся судимости, а также снятой и погашенной судимости - в графе "имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе погашенной и снятой) на территории РФ" указывается дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья УК РФ, УК РСФСР, УК республики союза ССР, на основании которых лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата освобождения, основания погашения или снятия судимости.

Следовательно, в оперативно-справочных учетах ГИАЦ и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.

Хранение в соответствующей базе данных ИЦ МВД по Красноярскому краю достоверной информации о судимости (в том числе имевшейся ранее), само по себе не может расцениваться как несоответствующее закону или нарушающее права Бондарев В.Ю.

Министерство внутренних дел РФ совместно с Министерством юстиции РФ, Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством финансов РФ, Министерством обороны РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой охраны РФ, Службой внешней разведки РФ, Федеральной таможенной службой, Федеральной миграционной службой, Государственной фельдъегерской службой РФ, Следственным комитетом РФ, Генеральной прокуратурой РФ Приказом от 12.02.2014г., зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 21.03.2014г. №31681, утвердило Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел РФ.

Приложение №1 к Наставлению содержит Правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение, п. 15.2 которых, определяя сроки хранения учетных документов, в подпункте "г" предусматривает, что в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1 на осужденных независимо от срока и вида наказания хранятся до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.

Таким образом, информация об осуждении Бондарева В.Ю. должна храниться в ИЦ ГУ МВД России по Красноярскому краю до достижения последним 80-летнего возраста.

МВД вправе осуществлять хранение персональных данных для целей определенных ФЗ «О полиции», и наличие в банках данных информации о судимости не ущемляет прав истца. Погашение судимости не является основанием для исключения сведений в отношении административного истца из базы ИЦ ГУ МВД России по Красноярскому краю, в связи, с чем заявленные требования Бондарева В.Ю. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Бондареву В.Ю. к начальнику информационного центра ГУ МВД России по Красноярскому краю об изъятии сведений о судимости – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья: Е.А. Иноземцева