Дело № 2а–433/2020
59RS0011-01-2020-000209-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Березники 03 марта 2020 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Г.А. Баранова,
при секретаре Стариковой О.А.,
с участием представителя административного истца – ФИО1, действующего на основании доверенности,
представителя административного ответчика – ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Березники, Пермского края дело по административному иску ФИО3 к Администрации г.Березники об оспаривании решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Административный истец ФИО3 первоначально обратился в суд с административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Березники, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ....., площадью 150 кв.м., с кадастровым №. На земельном участке расположено строение – деревянный жилой дом, площадью 24,2 кв.м., с кадастровым №.
Дом пострадал в ходе пожара ...... Летом 2014 года административный истец начал восстановление дома, ..... направил в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Березники уведомление о реконструкции жилого дома, согласно формы, утвержденном приказом Минстроя РФ от 19.09.2018 № 591/пр.
..... административным истцом получено Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № (далее – Уведомление).
Из п.2 Уведомления следует, что административный истец уведомляется о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым № по адресу: ....., по следующим основаниям:
- Земельный участок расположен в границах объекта археологического наследия достопримечательного места «Орел, поселение»;
- Земельный участок расположен в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения памятника «Дом священнослужителя».
Полагал, что п.2 Уведомления не соответствует действующему законодательству РФ, в частности – ч.11 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой, в Уведомлении должны быть указаны виды ограничений, не допускающие строительство или реконструкцию жилого дома.
Просил суд признать незаконным п.2 Уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от .....№
В порядке подготовки определением Березниковского городского суда от ..... к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Администрация г.Березники.
На основании ходатайства представителя истца Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Березники исключено из числа ответчиков по делу.
Административный истец в судебное заседание не явился, направил в суд письменное ходатайство, согласно которого дело просил рассмотреть в его отсутствие с участием представителя, на исковых требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель административного истца – ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме. Также пояснил, что дом в настоящее время фактически реконструирован, первоначальное уведомление о реконструкции подано до ..... в соответствии с нормами Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ранее Березниковским городским судом Пермского края рассмотрены дела № 2а-1407/2019, 2а-3206/2019, предметом рассмотрения являлись отказы органа местного самоуправления в выдаче соответствующего уведомления истцу. В уведомлении от .....№ органами местного самоуправления дополнительно указано на нахождение земельного участка в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения памятника «Дом священнослужителя». Полагал, что п.2 уведомления от .....№ орган местного самоуправления в целом запрещает административному истцу вести какую-либо деятельность в границах достопримечательного места и памятника «Дом священнослужителя», однако, это является неправомерным, поскольку данная деятельность возможна, с соблюдением определенных ограничений.
Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснила, что с административными исковыми требованиями не согласна, представила письменные возражения, на доводах которых настаивала. Также направила в суд дополнительные письменные пояснения, в которых указала, что, при рассмотрении уведомления ФИО3, специалистами Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.№ не проводились какие-либо графические измерения, а руководствовались письмом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от .....№. Дополнительно направила в суд графическое изображение расстояния между объектами недвижимости по адресу: ....., и .....
Представитель заинтересованного лица – Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Положения части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязывают застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уведомление о несоответствии направляется застройщику, в частности, в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 2 части 10 статьи 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как установлено Березниковским городским судом Пермского края при рассмотрении дела № 2а-3206/2019, ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №, площадью 150 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: ......
На указанном земельном участке расположен деревянный жилой дом с кадастровым №, площадью 24.2 кв.м, который пострадал в пожаре ......
Летом 2014 года ФИО3 начал восстановление жилого дома.
..... в соответствии с ч.5 ст.16 ФЗ от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» истцом было направлено ответчику уведомление о реконструкции жилого дома.
..... ФИО3 направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от .....№. Согласно п.2 уведомления ФИО3 был уведомлен о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым № по адресу: ....., поскольку земельный участок с кадастровым № расположен в границах объектах археологического наследия достопримечательного места «Орел, поселение…».
Березниковским городским судом Пермского края при рассмотрении дела №а-3206/2019 сделан вывод о том, что само по себе нахождение земельного участка истца в границах объектах археологического наследия достопримечательного места «Орел, поселение…», не является основанием для направления истцу уведомления о несоответствии. Также не говорит о недопустимости размещения жилого дома на принадлежащем истцу земельном участке.
Решением Березниковского городского суда Пермского края от ..... по делу №а-3206/2019, административное исковое заявление ФИО3 к администрации ....., Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Березники о признании решения незаконным, удовлетворено. Признан незаконным п.2 Уведомления от .....№ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. На Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Березники возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от ..... решение Березниковского городского суда Пермского края от ..... по делу № 2а-3206/2019 оставлено без изменения, жалоба администрации г.Березники – без удовлетворения.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что ..... ФИО3 обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Березники с уведомлением о реконструкции жилого дома.
..... ФИО3 получено Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №.
Согласно п.2 Уведомления, ФИО3 уведомлен о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым № по адресу: ....., по следующим основаниям:
- Земельный участок расположен в границах объекта археологического наследия достопримечательного места «Орел, поселение»;
- Земельный участок расположен в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения памятника «Дом священнослужителя».
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).
Согласно преамбуле Федерального закона № 73-ФЗ, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Территория, непосредственно занятая объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с Законом об объектах культурного наследия, признается территорией объекта культурного наследия.
Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития. (пункты 1, 3 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ).
В соответствии с абзацем 2 статьи 3 Федерального закона № 73-ФЗ, под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места (абзац четвертый части 5 статьи 3 Федерального закона № 73-ФЗ). В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли (часть 6 этой статьи).
Согласно частям 1 и 3 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ, территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ, объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, получившим разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия. О выявленном объекте археологического наследия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором или в котором обнаружен объект археологического наследия направляется уведомление. В уведомлении указываются наименование и местонахождение выявленного объекта археологического наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта), а также сведения о предусмотренном пунктом 5 статьи 5.1 настоящего Федерального закона особом режиме использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается выявленный объект археологического наследия. Собственник или иной законный владелец земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается выявленный объект археологического наследия, обязан соблюдать установленные статьей 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объекта археологического наследия, в том числе соблюдать предусмотренный пунктом 5 статьи 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается выявленный объект археологического наследия.
Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых и иных работ, при условии обеспечения сохранности этого объекта, а также обеспечения доступа граждан к нему (пункт 5 статьи 5.1).
Началу каких-либо работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия (включенный в реестр, выявленный или обладающий признаками такого объекта) должны предшествовать историко-культурная экспертиза (пункт 1 статьи 31), реализация обязательных разделов проектов проведения таких работ об обеспечении сохранности этого объекта (пункт 2 статьи 36).
Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 24.09.2014 № СЭД-27-01-09-408 установлены границы территории, утверждены предметы охраны и режим использования территории объекта археологического наследия – достопримечательного мета «Орел, поселение». Сведения об установленных границах территории указанного объекта культурного наследия внесены в Единый государственный реестр недвижимости с присвоением номера 59.37.0.18.
В связи с тем, что жилой дом истца находится в границах территории указанного объекта культурного наследия, осуществление работ, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, должны производиться с соблюдением указанных выше требований и установленных ограничений.
В соответствии с ч.11 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления, в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Между тем, в п.2 уведомления от .....№ не содержится оснований, предусмотренных ч.11 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части указания на нахождение земельного участка, принадлежащего административному истцу, в границах объекта археологического наследия – достопримечательного мета «Орел, поселение». Само по себе нахождение земельного участка истца в границах объектах археологического наследия достопримечательного места «Орел, поселение…», не является основанием для направления истцу уведомления о несоответствии.
Более того, указание на наличие такого основания фактически дублирует собой основание, изложенное в уведомлении от 17.07.2019, законность которого ранее являлась предметом рассмотрения Березниковским городским судом Пермского края в деле № 2а-3206/2019. Несмотря на то, что оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст.194 КАС РФ, не имеется, поскольку в настоящем производстве оценивается законность уведомления от ....., ссылка административного ответчика на вышеуказанные обстоятельства не может быть признана обоснованной.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 ст.34.1 Федерального закона № 73-ФЗ, защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Согласно пункта 2 ст.34.1 Федерального закона № 73-ФЗ, защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, в которых соответствующим органом охраны объектов культурного наследия установлены предусмотренные статьей 56.4 настоящего Федерального закона требования и ограничения.
На основании Распоряжения Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения», памятник «Дом священнослужителя» включен в Список памятников градостроительства и архитектуры Пермского края регионального значения (№ 564).
Таким образом, ссылка административного ответчика на нахождение объекта недвижимости, принадлежащего истцу, в границах защитной зоны памятника «Дом священнослужителя» является неправомерной, поскольку защитная зона данного памятника, в силу требований пункта 2 ст.34.1 Федерального закона № 73-ФЗ - не устанавливается.
С учетом изложенного, п.2 Уведомления от .....№ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем, является незаконным, исковые требования ФИО3 подлежат удовлетворению.
В силу ч.2 ст.227 КАС РФ, суд полагает необходимым обязать администрацию города Березники устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов ФИО3
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск ФИО3 удовлетворить.
Признать незаконным пункт 2 Уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №, выданное Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Березники ......
Обязать администрацию города Березники устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов ФИО3.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме (03.03.2020).
Судья Баранов Г.А.