Дело № 2а-4342/17 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 31 октября 2017 года город Челябинск Советский районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи Захаровой О.В., при секретаре Власовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Российские железные дороги» в лице Южно-Уральской дирекции управления движением-структурного подразделения Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО «РЖД» к Государственному инспектору труда в.Челябинской области ФИО1, Государственной инспекции труда в Челябинской области об обжаловании действий, УСТАНОВИЛ: ОАО «Российские железные дороги» в лице Южно-Уральской дирекции управления движением-структурного подразделения Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО «РЖД» обратилось в Советский районный суд города Челябинска с административным исковым заявлением к Государственному инспектору труда в Челябинской области ФИО1, Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным и отмене предписания Государственного инспектора труда в Челябинской области ФИО1 № 1304/190/3 от 27.09.2017 г. В обоснование заявленных требований указал, что Государственным инспектором труда в Челябинской области ФИО1 на основании Распоряжения № 1304/190/1 от 01.09.2017 г. была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Южно-Уральской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД». 27.09.2017 г. по результатам проведенной проверки Государственным инспектором составлен акт проверки № 1304/190/2 от 27.09.2017 г., в адрес Южно-Уральской дирекции управления движением выдано Предписание 1304/190/3 от 27.09.2017 г. об обязании: не допускать превышение продолжительности отдыха работников локомотивных бригад, установленного Приказом Минтранса России от 09.03.2016 № 44 «об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов». С результатами и выводами проведенной проверки, а также с вынесенным Предписанием административный истец не согласен. Считает, что при проведение проверки должностным лицом допущены нарушения законодательства, в результате чего было выдано незаконное предписание, нарушающее права и интересы ОАО «РЖД» в лице Южно-Уральской дирекции управления движением. Полагает, что при проведении проверки административным ответчиком нарушены основополагающие принципы деятельности федеральной инспекции труда (ст. 355 ТК РФ), а именно законность, объективность, полнота и всесторонность исследования обстоятельств спорного случая. Начальник Южно-Уральской дирекции управления движением не обладает правами и обязанностями работодателя в отношении локомотивных бригад. Южно-Уральская дирекция управления движением является структурным подразделение Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД». Таким образом, непосредственный работодатель ОАО «РЖД» уполномочило начальника Южно-Уральской дирекции управления движением от имени общества осуществлять руководство Дирекцией и осуществлять права и обязанности работодателя только в отношении работников Дирекции. Члены локомотивных бригад являются работниками региональных дирекций тяги структурных подразделений Центральной дирекции тяги филиала ОАО «РЖД» и не являются работниками Южно-Уральской дирекции управления движением, тем самым, начальник Дирекции не уполномочен ОАО «РЖД» на осуществление в отношении них прав и обязанностей работодателя. Нарушений законодательства и локальных актов со стороны ОАО «РЖД» и непосредственно Южно-Уральской дирекции управления движением не было. Южно-Уральская дирекция управления движением не издавало распоряжения от 22.12.2014 № 3062р об утверждении «Типового порядка оперативного управления тяговыми ресурсами на выделенных полигонах сети железных дорог», данное распоряжение издавало непосредственно ОАО «РЖД» и является обязательным для его исполнения всеми подразделениями компании, при этом, в ходе проверки не указывалось на то, что распоряжение незаконно, предписаний ОАО «РЖД» о его отмене не выдавалось. Выдача приказа на продление отдыха машиниста является обязанностью диспетчера локомотивного депо, при этом приказ выдается по просьбе работника Дирекции тяги и уже при превышении времени отдыха. Акт проверки № 1304/190/2 от 27.09.2017 г. не соответствует требованиям законодательства, поскольку в нем не указано, когда нарушенные было совершено. Тем самым, при вынесении Предписания, была установлена обязанность, не предусмотренная действующим законодательством. Таким образом, оспариваемым решением нарушаются права и законные интересы административного истца. Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, уважительность причины неявки, либо ходатайства об отложении рассмотрения дела, суду не предоставил. Административный ответчик Государственный инспектор труда в.Челябинской области ФИО1, представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, уважительность причины неявки, либо ходатайства об отложении рассмотрения дела, суду не предоставили. Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. По смыслу статьи 227 КАС РФ административное исковое заявление может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам; нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца. Судом установлено, что в период с 07.09.2017 г. по 27.09.2017 г., на основании распоряжения о проведении проверки № 1304/190/1 от 01.09.2017 г. заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области Ж.И.В. проведена внеплановая документарная проверка в отношении Южно-Уральской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД». По результатам проведенной проверки Государственными инспекторами труда в Челябинской области ФИО1, А.С.В. составлен акт проверки № 1304/190/2 от 27.09.2017 г., в адрес начальника Южно-Уральской дирекции управления движением-структурного подразделения Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО «РЖД» А.А.Н. выдано Предписание № 1304/190/3 об обязании не допускать превышение продолжительности отдыха работников локомотивных бригад, установленного Приказом Минтранса России от 09.03.2016 № 44 «об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов», срок выполнения требования установлен с 28.09.2017 г. и постоянно. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Часть 1 ст. 9 Трудового кодекса РФ предусматривает, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Согласно статье 329 Трудового кодекса РФ, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом В силу требований ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Согласно ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса РФ, нормы локальных нормативных актов ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательств и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдена установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения. Пунктом 42 «Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов», утвержденный Приказом Минтранса России от 09.03.2016 № 44, установлено: «Работникам локомотивных бригад предоставляется отдых в пункте оборота (подмены), когда время непрерывной поездки (в оба конца) превышает установленную продолжительность непрерывной работы. Продолжительность отдыха (как правило, одного за поездку) должна составлять не менее половины отработанного времени, но не менее 3 часов и не должна превышать времени работы с момента явки в основной пункт работы локомотивных бригад до момента окончания работы по прибытии в пункт оборота (подмены). Допускается предоставление второго отдыха за поездку». Во исполнение данного пункта Особенностей, распоряжением от 22.12.2014 № 3062р, утвержден «Типовой порядок оперативного управления тяговыми ресурсами на выделенных полигонах сети железных дорог». Согласно п. 2. Раздела IX Порядка: «В случаях превышения отдыха локомотивной бригадой 100% времени предшествующей поездки дежурный по эксплуатационному локомотивному депо либо лицо, назначенное приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо, вызывает по селекторной, телефонной или другим видам связи диспетчера локомотивного (по району управления) и берет приказ на превышение норматива отдыха с записью в маршруте машиниста. Информация должна содержать номер приказа, фамилию и должность лица, подписавшего приказ, фамилию и должность лица, передавшего приказ, с указанием причин превышения норматива отдыха, номер поезда и время отправления пассажиром. В случаях, когда место явки локомотивных бригад установлено непосредственно в парках станций, дежурный по эксплуатационному локомотивному депо передает информацию о приказе дежурному по дому отдыха по телефону. Согласно п. 4. Раздела IX Порядка: «Отправление пассажиром локомотивных бригад после отдыха производится по регистрируемому приказу ЦУТР, а при отсутствии приказа - в течение 2-х часов после окончания отдыха в объеме 100% времени предшествующей поездки». Исходя из анализа вышеизложенных норм закона и локальных актов, суд приходи к выводу, что п. 3 и п.4 раздела IX Порядка не противоречат требованиям п. 42 Особенностей, установленные Приказом Минтранса России от 09.03.2016 № 44, а устанавливают для работников ОАО «РЖД» последовательность действий при наступлении превышения отдыха локомотивной бригадой в частности, как и какие сроки, локомотивная бригада должна быть направлена (возвращена) в основное депо. Кроме того, Южно-Уральской дирекция управления движением является структурным подразделение Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД», то есть она не является самостоятельным работодателем и не издавало Распоряжение от 22.12.2014 № 3062р. Данное Распоряжение издано непосредственно ОАО «РЖД» и является обязательным для его исполнения всеми подразделениями компании, при этом в ходе проверки не указывалось на, то что распоряжение незаконно, предписаний ОАО «РЖД» о его отмене не выдавалось. При этом, суд соглашается с доводами административного истца о том, что пункт 42 «Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов», утвержденный Приказом Минтранса России от 09.03.2016 № 44, не является пресекательным, устанавливающим окончательные нормы, а дает работодателю указание по организации режима работы, является обоснованным, а выдача Южно-Уральской дирекции управления движением Предписания № 1304/190/3 от 27.09.2017 фактически сводится к невыполнению локального нормативного акта вышестоящей организации. Предписание № 1304/190/3 от 27.09.2017 г. об устранении нарушения трудового законодательства выдано Государственной инспекцией труда в Челябинской области на имя начальника Южно-Уральской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» А.А.Н. В соответствии с п.1 ч.1 Положения о Южно-Уральской дирекции управления движением, утвержденное начальником Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» № ИД-61 от 06.09.2010 г., Южно-Уральская дирекция управления движением является структурным подразделение Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД». Согласно п.п.2 п. 24 Положения, начальник Дирекции осуществляет руководство деятельностью Дирекции и ее структурных подразделений в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД», Центральной дирекции, железной дороги, доверенностью и настоящим Положением. Согласно п.п.7, п.п.8 п. 24 Положения начальник Дирекции осуществляет права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками Дирекции, в том числе прием и увольнение, а также перевод и перемещение работников Дирекции, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; контролирует соблюдение работниками Дирекции трудовой и исполнительной дисциплины. Таким образом начальник Южно-Уральской дирекцией управления движением осуществляет руководство Дирекцией и несет права и обязанности работодателя только в отношении работников Южно-Уральской дирекцией управления движением. Как следует из представленных копий трудового договора на имя работника З.С.В. и дополнительного соглашения к нему, а также из копии приказа о переводе работника на другую работу, З.С.В. осуществляет трудовую деятельность в должности машиниста электровоза 11-го разряда Локомотивных бригад грузового движения Производственного участка по эксплуатации локомотивов на станции Карталы, и является работником Эксплуатационного локомотивного депо Карталы – структурного подразделения Южно-Уральской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» и не является работником Южно-Уральской дирекцией управления движением. Таким образом, начальник Южно-Уральской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» А.А.Н. не уполномочен осуществлять от имени ОАО «РЖД» права и обязанности работодателя в отношении работника З.С.В., и нести ответственность за нарушение трудового законодательства в отношении данного работника. Кроме того, согласно п. 7 ч. 2 ст. 16 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" акт проверки должен содержать сведения о результатах проверки, в том числе, о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (пункт 3). В нарушение указанных требований закона в акте проверки № 1304/190/2 от 27.09.2017 не указана дата совершения выявленного нарушения, какие-либо документы по результатам проверки о выявленных нарушениях и объяснения работников к акту проверки не приложены. Из содержания акта проверки не представляется возможным установить, о каком конкретно случае превышения продолжительности отдыха работником З.С.В. указано в акте, ввиду не отражения даты и события допущенного нарушения. При указанных обстоятельствах, судом установлено нарушение прав и законных интересов ОАО «РЖД» со стороны Государственной инспекции труда в Челябинской области при вынесении в отношении начальника Южно-Уральской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» предписания № 1304/190/3 от 27.09.2017 г., содержащего только одно требование об устранении нарушений, отмеченных в акте проверки - не допускать превышение продолжительности отдыха работников локомотивных бригад, установленного Приказом Минтранса России от 09.03.2016 № 44 «об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов». Таким образом, заявленные ОАО «РЖД» требования подлежат удовлетворению, а обжалуемое предписание Государственного инспектора труда в Челябинской области ФИО1 № 1304/190/3 от 27.09.2017 г. незаконным, необоснованным и подлежащем отмене. Срок обращения с заявленными требованиями ОАО «РЖД» в суд, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС, административным истцом соблюден. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования ОАО «Российские железные дороги» в лице Южно-Уральской дирекции управления движением-структурного подразделения Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО «РЖД» удовлетворить. Признать предписание Государственного инспектора труда в Челябинской области ФИО1 № 1304/190/3 от 27.09.2017 г. незаконным и отменить. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме. Председательствующий: О.В.Захарова |