14RS0035-01-2022-007431-44
Дело № 2а-4345/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 01 июня 2022 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Жирковой Н.В., единолично, при секретаре Лыткиной А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шамбиной Т.М. к Окружной администрации г. Якутска, «Межведомственной комиссии городского округа «город Якутск» по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по проведению обследования жилого дома,
у с т а н о в и л :
Шамбина Т.М. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование административного иска указано, что административный истец является нанимателем ____ дома по адресу: ____. Данный дом является непригодным и опасный для проживания. В связи с этим, обратилась в Окружную администрацию города Якутска о признании дома непригодным для проживания. Письмом от ____ административному истцу отказано в проведении комиссии о признании дома аварийным и непригодным для проживания. Административный истец считает данные решения бездействие незаконными, нарушающими их права, поскольку дом является аварийным, нарушен порядок признания дома аварийным. Просит признать незаконным бездействие Окружной администрации города Якутска, «Межведомственной комиссии городского округа «город Якутск» по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», выразившееся в не рассмотрении обращения Шамбиной Т.М., обязать Окружную администрацию г. Якутска обязанность организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: ____, с предоставлением заключения в «Межведомственную комиссию городского округа «город Якутск» по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания жилого дома аварийным.
Определением Якутского городского суда РС (Я) от 04 мая 2022 г. в качестве административного соответчика привлечена Окружная администрация города Якутска.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Сивкова Е.Е. административный иск поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что дом является аварийным, у Межведомственной комиссии не было оснований для отказа в признания дома аварийным, нарушен порядок признания дома аварийным.
Представитель административного ответчика ОА г. Якутска Алексеев М.А. иск не признал, пояснил, что административным истцом нарушен порядок обращения, для признания жилого дома аварийным собственники жилых помещений должны подать соответствующее заявление и провести оценку состояния дома за свой счет и представить комплект документов, чего сделано не было, ОА г. Якутска не обязана за счет муниципальных средств проводить указанную оценку жилого дома для признания его аварийным и подлежащим сносу.
Представитель административного ответчика Межведомственной комиссии городского округа «город Якутск» Кутуков М.А. иск не признал, присоединившись к доводам предстаивтеля ответчика ОА г. Якутска.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2). В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15).
На орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее – Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судом установлено, что истец (инвалид 1 группы) и члены его семьи проживают по адресу: ____ на основании договора социального найма № от ____.
Согласно справки МКУ «Департамент жилищных отношений» от ____ по адресу: ____, зарегистрированы Шамбина Т.М., Шамбин Е.В., Ходзинская С.С., Винокурова Г.Е., Винокурова А.В., Басовский Д.В., Басовский В.Е., Бабашева Г.В.
____ Шамбина Т.М. обратилась в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ____ аварийным и подлежащим сносу.
Как видно из акта № от ____ УГСЖН РС (Я) установлено, что жилой дом по адресу: ____ с момента проверки от ____ (акт осмотра №) наблюдается ухудшение состояния фундаментных конструкций, здание деформировано и имеет волнообразную форму в результате неравномерных осадков, визуально наблюдается волнообразный изгиб конструкций стен, что говорит о нарушении работоспособности и несущей способности фундаментов жилого дома в результате постоянного воздействия сточных вод, тем самым не обеспечивается безопасное пребывание граждан в нарушении требований раздела II п.10 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции№.
Согласно заключения № от ____ УГСЖН РС (Я) на основании акта № от ____ установлено, что многоквартирный дом по адресу: ____ – физический износ несущих и ограждающих конструкций здания в целом и отдельных его частей, привели к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Также установлено, наличие вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в многоквартирном доме.
____ МКУ «Департамент жилищных отношений» заявление Шамбиной Т.М. оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием документов: коллективное заявление о признании многоквартирного дома аварийным, копии правоустанавливающих документов, заключение специализированной организации, проводившей обследование дома.
Таким образом, заключение о признании названного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции межведомственной комиссией не принималось, вопрос об оценке дома межведомственной комиссией, создаваемой органом местного самоуправления, не решался.
Согласно Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, при наличии достаточных оснований полагать, что жилой дом находится в неудовлетворительном состоянии, а проживание в нем опасно для жизни и здоровья граждан, в силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, именно администрация муниципального образования должна принять меры по организации обследования дома.
Так, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п. 8 и п. 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вопреки доводам ответчиков, из приведенных положений законодательства следует, что надлежащее содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления, в том числе на осуществление безопасных условий проживания граждан, в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям ответчиков.
С учетом приведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с названным выше Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиками допущены существенные нарушения порядка признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При таких обстоятельствах бездействия ответчиков, выразившееся в не рассмотрении обращения подлежит признанию незаконным, поскольку непринятие своевременных мер ответчиком может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций спорного жилого дома или его части, создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан и иных лиц
Нарушенные права административных истца подлежат восстановлению путем возложения на ответчиков обязанность организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций жилого дома.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным бездействие Окружной администрации города Якутска, «Межведомственной комиссии городского округа «город Якутск» по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», выразившееся в не рассмотрении обращения Шамбиной Т.М..
Возложить на Окружную администрацию г. Якутска обязанность организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: ____, с предоставлением заключения в «Межведомственную комиссию городского округа «город Якутск» по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания жилого дома аварийным.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме.
Судья: п/п Н.В. Жиркова
Копия верна
Судья Н.В. Жиркова
Секретарь сз А.Л. Лыткина
Решение изготовлено в мотивированном виде 14.06.2022