Дело № 2а-434/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 августа 2018 года <адрес>
Анивский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Нужного И.В., при секретаре Исаевой А.А., с участием прокурора Волковой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о признании незаконным бездействие, выразившееся в принятии мер по сносу расселенных аварийных домов, расположенных по адресу: <адрес>, в <адрес> городского округа, <адрес> городского округа, возложении обязанности принять меры к сносу указанных многоквартирных домов,
установил:
29 июня 2018 года прокурор <адрес> обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья в администрации муниципального образования «Анивский городской округ», в ходе которой установлено следующее.
Администрация Анивского городского округа является исполнителем государственной программы <адрес> «Обеспечение населения <адрес> качественным жильем на 2014-202 годы», утвержденной постановлением <адрес> от 06 августа 2013 года №, и предусматривающей помимо переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, ликвидацию существующего аварийного жилищного фонда.
Постановлением администрации Анивского городского округа от 20 июня 2018 года №-па утвержден реестр аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, подлежащего ликвидации (сносу), находящегося на территории муниципального образования «Анивский городской округ». Согласно данному реестру вышеназванные многоквартирные <адрес> в <адрес> городского округа, № по <адрес> в <адрес>, №-а по <адрес> в <адрес>, признанные аварийными до 01 января 2012 года, расселены, но до настоящего времени не снесены.
Начиная с 2016 года администрацией Анивского городского округа извещения об осуществлении закупки на снос расселенных аварийных домов в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в единой информационной системе не размещались, муниципальные контракты на проведение работ по сносу не заключались. Таким образом, условия муниципальной Программы в установленные сроки не выполнены.
Изложив указанные в заявлении обстоятельства, прокурор <адрес> просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Анивский городской округ», выразившееся в принятии мер по сносу расселенных аварийных домов, расположенных по адресу: <адрес>, в <адрес> городского округа, <адрес> городского округа, <адрес>-а в <адрес> городского округа, возложить на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанность принять меры к сносу указанных многоквартирных домов до 01 июня 2019 года.
Определением Анивского районного суда от 01 августа 2018 года принят отказ представителя административного истца – старшего помощника прокурора <адрес> Волковой Н.Г. от исковых требований в части признания незаконным бездействие, выразившееся в принятии мер по сносу расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>-а в <адрес> городского округа, возложения обязанности обеспечить снос <адрес>-а по <адрес> в <адрес> городского округа, производство по делу в указанной части прекращено.
Участвующий в судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора <адрес> Волкова Н.Г. на стаивала на удовлетворении оставшейся части исковых требований.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Анивский городской округ» ФИО4, действующая по доверенности, в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласилась. В представленном суду отзыве указала, что, снос ветхого и аварийного жилья в муниципальном образовании «Анивский городской округ» осуществляется в рамках государственной программы <адрес> «Обеспечение населения <адрес> качественным жильем на 2014-2020 годы», а также муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования «Анивский городской округ» качественным жильем на 2015-2020 годы». Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств областного бюджета (95%) и местного бюджета (5%). Ежегодное финансирование мероприятий программы за счет средств областного бюджета предусматривается и уточняется в пределах средств, предусматриваемых законом <адрес> на соответствующий финансовый год.
В 2017 году с целью осуществления закупки на выполнение работ по сносу аварийных жилых домов произведен сметный расчет на сумму 29417,275 тыс. рублей.
<адрес> «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы» средства на 2018 год на финансирование мероприятия «Снос ветхого и аварийного жилья, производственных и непроизводственных зданий» предусмотрены не были.
15 февраля 2018 года администрация направила в адрес министерства строительства <адрес> предложения по внесению изменений на финансирование объектов в рамках адресной инвестиционной программы <адрес> на 2018 год на сумму 19,8 млн. рублей.
Указанные обстоятельства являются доказательством того, что администрацией принимаются все меры к финансированию работ, а соответственно, выполнению мероприятий по сносу расселенных домов.
Выслушав пояснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со статьей 12, частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется в пределах установленных действующим законодательством.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 6 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования «Анивский городской округ», принятого решением Собрания Анивского городского округа от 22 мая 2014 года № к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> на основании решения от 04 июня 2018 года № проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Анивский городской округ» требований законодательства при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья.
Администрация Анивского городского округа является исполнителем государственной программы <адрес> «Обеспечение населения <адрес> качественным жильем на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением <адрес> от 06 августа 2013 года № и предусматривающей помимо переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, ликвидацию существующего аварийного жилищного фонда.
Подпрограммой № государственной Программы «Стимулирование жилищного строительства» предусмотрено основное мероприятие № «Ликвидация аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, неиспользуемых и бесхозяйных объектов производственного и непроизводственного назначения», содержащее мероприятие 2.2. «Снос ветхого и аварийного жилья, производственных и непроизводственных зданий».
Мероприятия по сносу аварийных многоквартирных домов, в том числе признанных таковыми до 01 января 2012 года, предусматривались государственной Программой и ранее постановлениями <адрес>.
В целях исполнения государственной Программы администрацией Анивского городского округа разработана муниципальная программа «Обеспечение населения муниципального образования «Анивский городской округ», утвержденная постановлением администрации Анивского городского округа от 31 июля 2014 года №-па и предусматривающая, в том числе, мероприятия по ликвидации аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, неиспользуемых и бесхозяйных объектов производственного и непроизводственного назначения.
По заключению межведомственной комиссии № от 10 июля 2007 года, назначенной постановлением мэра муниципального образования «Анивский городской округ» № от 21 июня 2006 года, жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно заключению межведомственной комиссии № от 14 июля 2007 года жилой <адрес> в <адрес> также признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Анивского городского округа №-па от 27 июля 2016 года многоквартирные жилые <адрес>№ по <адрес> в <адрес> признаны подлежащими ликвидации в срок до 31 декабря 2016 года.
Постановлением администрации Анивского городского округа от 20 июня 2018 года №-па утвержден реестр аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, подлежащего ликвидации (сносу), находящегося на территории муниципального образования «Анивский городской округ». Из данного реестра усматривается, что многоквартирные жилые <адрес>№ по <адрес> в <адрес> расселены, но до настоящего времени не снесены.
Таким образом, установлено, что с 2016 года администрацией Анивского городского округа извещения об осуществлении закупки на снос расселенных аварийных домов в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в единой информационной системе не размещались, муниципальные контракты на проведение работ по сносу не заключались. Условия муниципальной Программы в установленные сроки не выполнены.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что орган местного самоуправления, признав дома аварийными и подлежащими сносу, на протяжении длительного времени не осуществил необходимых действий по их сносу. Вместе с тем, неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № от 28 января 2006 года к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.
В соответствии со статьями 210, 211 Гражданского кодекса российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Ссылки представителя административного ответчика на отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования, на составление локальной сметы на выполнение работ по сносу аварийных домов, являются несостоятельными, поскольку дефицит бюджета городского округа не освобождает орган местного самоуправления от обязанности по ликвидации существующего аварийного жилищного фонда.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора <адрес> о признании незаконным бездействие, выразившееся в принятии мер по сносу расселенных аварийных домов, расположенных по адресу: <адрес>, в <адрес> городского округа, <адрес> городского округа, возложении обязанности принять меры к сносу указанных многоквартирных домов подлежат удовлетворению.
При этом, суд находит обоснованными доводы представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Анивский городской округ» ФИО1 о том, что заявленный в административном исковом заявлении срок выполнения обязанности – до 01 июня 2019 года, недостаточен для организации указанных в административном иске работ и, руководствуясь частью 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливает срок исполнения решения – до 31 декабря 2019 года.
Руководствуясь статьями 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Анивский городской округ», выразившееся в принятии мер по сносу расселенных аварийных домов, расположенных по адресу: <адрес> селе Огоньки Анивского городского округа, <адрес> селе Огоньки Анивского городского округа.
Обязать администрацию муниципального образования «Анивский городской округ принять меры к сносу расселенных аварийных домов, расположенных по адресу: <адрес> селе Огоньки Анивского городского округа, <адрес> селе Огоньки Анивского городского округа в срок до 31 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 09 августа 2018 года.
Председательствующий И.В. Нужный