Дело № 2а –434/18
Решение
Именем Российской Федерации
20 апреля 2018 г. г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Шустровой С.А.,
при секретаре Алиевой В.О.,
с участием представителя административного истца Волкова А.Н.- Смирновой А.В.,
представителя административного ответчика Администрации Калязинского района Тверской области Мутовкиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Волкова Алексея Николаевича о признании незаконным решения Администрации Калязинского района об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства,
установил:
Волков А.Н. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения №613 от 21.02.2018 Администрации Калязинского района об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.
В обоснование административного иска указано, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 1397 кв.м., кадастровый номер <№>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование «магазины», расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской и ЕГРН. Право собственности истца на земельный участок возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от 05.12.2017, заключенного между ООО «Стройимпульс» (Продавец) и Волковым А.Н. (Покупатель). В связи с намерением осуществить строительство на земельном участке Волков А.Н. обратился в Администрацию Калязинского района с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта: «здание магазина», площадь застройки 375,81 кв.м., площадь здания 1342,05 кв.м., этажность - 2 эт. от 16.02.2018г. вхд.№595. К указанному заявлению прилагались следующие документы: выписка из ЕГРН от 18.12.2017; градостроительный план земельного участка <№> (далее - «ГПЗУ»); материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в ГПЗУ, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему; в) архитектурные решения; г) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; д) проект организации строительства объекта капитального строительства; е) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объекту торговли; ж) распоряжение об утверждении проектно-сметной документации от 02.02.18; выписка из реестра членов СРО от 13.10.2017 №458 в отношении проектной организации; выписка из реестра членов СРО от 16.10.2017№505544 в отношении проектной организации; распоряжение о начале строительства от 02.02.18; приказ о назначении ответственного производителя работ, от 03.02.2018 №2; приказ о назначении ответственного за строительный контроль от 03.02.2018 №1; договор от 02.02.18 <№>. Письмом от 21.02.18 исхд.№613 Администрация отказала в выдаче разрешения на строительство здания магазина по следующим основаниям: не устранены замечания, перечисленные в решении Градостроительного совета от 02.11.17; в названии проекта необходимо указать назначение магазина или вид торговли; в проекте не учтены требования СанПин 2-345-021-94. Истец считает указанное решение Администрации Калязинского района об отказе в выдаче разрешения на строительство, выраженное в письме от 21.02.18 №613, не соответствующим законодательству, указывает, что в результате принятия оспариваемого отказа, выраженного в письме от 16.02.18, нарушено право истца, закрепленное в ст.209 ГК РФ, на использование по своему усмотрению земельного участка, находящегося в его собственности, созданы препятствия к реализации права истца на застройку участка, установленного в ст.40 ЗК РФ. Во исполнение Главы 3 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» постановлением Администрации Калязинского района от 19.09.2012 №1333 (в редакции Постановления от 01.06.2017 №302-Приложение №1) принят Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства». В п. 28 Регламента, как того требует п.6 ст. 14 Закона №210-ФЗ, указан исчерпывающий перечень документов, необходимых для исполнения муниципальной услуги, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство: а) правоустанавливающие документы на земельный участок (предоставляются по желанию заявителя, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним); б) в случае, указанном в пункте 1.1 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации: соглашение о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций; правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение; в) градостроительный план земельного участка (предоставляется по желанию заявителя) или, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, - реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; г) материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и подходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; д) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации), - если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; е) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; ж) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации) (предоставляется по желанию заявителя); з) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта (за исключением указанных в подпункте «л» настоящего пункта случаев реконструкции многоквартирного дома); и) соглашение о проведении реконструкции на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, определяющее, в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции (в случае, указанном в пункте 6.1 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации); к) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме; л) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; м) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта. Приведенный в регламенте перечень документов является исчерпывающим. Из содержания оспариваемого отказа №613 от 21.02.2018 года усматривается, что Администрация ссылается на замечания, указанные в решении Градостроительного совета от 02.11.2017. При этом, как следует из указанных выше норм правовых актов (ч.7 ст.51 ГрК РФ, п.28 Регламента), решение градостроительного совета (в т.ч. непременно положительное) не предусмотрено перечнем документов, предоставляемых в качестве приложения к заявлению о выдаче разрешения на строительство. В Градостроительном кодексе РФ отсутствует какая-либо норма, предполагающая предварительное согласование с коллегиальным совещательным органом при администрации района процедуры получения разрешительной документации на строительство объекта. Соответственно, какое-либо участие Градостроительного совета, предопределяющее результат оказания муниципальной услуги «выдача разрешение на строительство капитального объекта» федеральным законодательством не установлено. Напротив, из содержания ч. 10 ст. 51 ГрК РФ следует, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов. При таких обстоятельствах, указание в оспариваемом отказе на необходимость устранения замечаний Градостроительного совета не может быть признано обоснованным, поскольку подобное согласование не является документом, в обязательном порядке, представляемом с соответствующим заявлением. Указание на обязанность застройщика по согласованию проекта с Градостроительным советом в правовым акте Администрации Калязинского района, не свидетельствует о правомерности данного требования Администрации, поскольку указанным выше федеральным законодательством такое согласование не предусмотрено. Соответственно, при оценке данного обстоятельства и разрешении спора следует руководствоваться нормами федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу. Кроме того, введение органом местного самоуправления на нормативном уровне дополнительного согласования процедуры получения разрешения на строительство в виде положительного заключения Градостроительного совета может иметь признаки коррупционного фактора, поскольку согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупционными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключении из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Относительно требования Администрации об указании «в названии проекта» «назначение магазина или вида торговли» указывает, что информация о функциональном назначении магазина, как того требует действующее законодательство, содержится в разделе проектной документации - «Пояснительная записка», представленной истцом в Администрацию при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство. Таким образом, орган местного самоуправления располагал данной информацией; требование об указании назначения магазина именно в «названии проекта» не основано на нормативном правовом акте, регулирующем порядок подготовки проектной документации. Так, согласно п. «в» части 10 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.08 №87, сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства должны содержаться не в названии проекта, а в текстовой части раздела «Пояснительная записка». Довод Администрации о несоответствии проекта требованиям СанПин 2-345-021-94 также не состоятелен, поскольку указанного СанПин 2-345-021 -94 не существует. Кроме того, действующим законодательством установлен перечень оснований для отказа в осуществлении муниципальной услуги - выдача разрешения на строительство, в числе которых не содержится оснований, приведенных в оспариваемом решении. В спорном случае Правила землепользования и застройки городского поселения г. Калязин приняты и утверждены в установленном законом порядке (опубликованы на оф. сайте Администрации района). Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, приведенный в ч.13 ст.51 Грк РФ, является исчерпывающим и не содержит обстоятельств, введенных органом местного самоуправления в оспариваемом отказе. Как указывалось ранее и следует из приложений к заявлению о выдаче разрешения на строительство, истцом предоставлен полный пакет документов, предусмотренных ч.7 ст.51 ГрК РФ. Разрешенное использование принадлежащего административному истцу земельного участка «магазины» и его расположение в территориальной зоне Ж2 (зона застройки многоквартирными домами) согласно П33 городского поселения г. Калязин, предполагают осуществление строительства магазина на данном участке. Какие-либо ограничения прав на землю отсутствуют, бесспорные доказательства невозможности ведения строительства Администрацией в оспариваемом решении не указаны. В связи с чем, просил признать незаконным решение Администрации Калязинского района, выраженное в письме №613 от 21.02.2018 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – здания магазина по адресу: <адрес>; обязать Администрацию Калязинского района выдать Волкову А.Н. разрешение на строительство объекта капитального строительства – здания магазина по адресу: <адрес> в срок не позднее трех рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Административный истец Волков А.Н. в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме, просил рассмотреть дело в его отсутствие, его интересы в судебном заседании по доверенности представляла Смирнова А.В.
Представитель административного истца Смирнова А.В., действующая в пределах полномочий, предоставленных доверенностью, выданной 12 марта 2018 г., административный иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям, пояснив, что в проектной документации указан точный адрес объекта. Застройщик не должен был ничего согласовывать. Как следует из ч.7 ст.51 ГрК РФ, п.28 Регламента, решение градостроительного совета (в т.ч. непременно положительное) не предусмотрено перечнем документов, предоставляемых в качестве приложения к заявлению о выдаче разрешения на строительство. В Градостроительном кодексе РФ отсутствует какая-либо норма, предполагающая предварительное согласование с коллегиальным совещательным органом при администрации района процедуры получения разрешительной документации на строительство объекта. Какое-либо участие Градостроительного совета, предопределяющее результат оказания муниципальной услуги «выдача разрешение на строительство капитального объекта» федеральным законодательством не установлено. Функция градостроительного совета – это согласование архитектурного облика, поэтому был представлен эскиз проекта, и решения градостроительного совета носят рекомендательный характер относительно архитектурных решений. По существу имеющиеся замечания не являются архитектурными решениями. Схема по обеспечению безопасности дорожного движения была представлена в орган местного самоуправления и находилась к администрации на момент выдачи отказа. В связи с чем, доводы о том, что проект нарушает безопасность дорожного движения, несостоятелен. По анодной защите Волкову А.Н. выданы технические условия, которые необходимо соблюсти до 01.11.2018. Этот вопрос должен решаться на стадии строительства, а не на стадии выдачи разрешения на строительство объекта.
Представитель административного ответчика, Администрации Калязинского района Тверской области, Мутовкина В.В. в судебном заседании административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, пояснив, что тот ответ, который был дан Волкову А.Н., не соответствует по форме, также указаны не те основания, по которым действительно было отказано в выдаче разрешения на строительство. Указание в отказе о том, чтобы в названии проекта были указано его назначение и вид торговли, ничем не регламентировано. Указание в ответе на СанПин 2-345-021 -94 – это техническая ошибка. Градостроительный совет – это коллегиальный орган, решения которого имеют рекомендательный характер. На совете собираются представители всех инженерных служб, которые анализируют проект, каждый из представителей указывает на требования, которые должен устранить застройщик. Решения градостроительного совета – это те замечания, которые необходимо устранить. В Регламенте на выдачу разрешения на строительство указана форма отказа на выдачу разрешения на строительство. Замечания, которые указаны на совещании градостроительного совета – это те замечания, которые не были устранены застройщиком. Ошибка Администрации в том, что в ответе нужно было указать те основания для отказа, которые указаны в ст. 51 Градостроительного кодекса. Данный ответ – это не отказ на выдачу разрешения на строительство. Волков А.Н. просто должен был устранить имеющиеся замечания. На градостроительный Совет Волков А.Н. представил эскизный проект. Не исключено, что на момент выдачи отказа в разрешении на строительство Волковым А.Н., замечания по указанию назначения магазина и вида торговли, и были устранены. В ответе не стали расписывать, какие замечания были устранены, а какие нет. Согласны, с тем, что отказ в выдаче разрешения на строительство должен быть мотивированным, то есть с указанием на конкретные основания отказа, со ссылкой на не устраненные нарушения.
Из письменных возражений административного ответчика, Администрации Калязинского района Тверской области, следует, что при анализе материалов и документов, представленных Волковым А.Н. в администрацию для получения разрешения на строительство, проверялось соответствие проектной документации градостроительным требованиям, установленным на дату выдачи ГПЗУ; оценивалась допустимость размещения объекта капитального строительства в соответствии с видом разрешенного использования (ВРИ) земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с ПЗЗ, земельным и иным законодательством РФ. В связи с чем, Администрацией Калязинского района было установлено несоответствие заявленного истцом объекта градостроительному плану земельного участка, что в силу ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из градостроительной документации, применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. Из содержания проектной документации на объект следует, что последний не соответствует градостроительному плану земельного участка: на проектируемом участке размещается (съезд) подъезд, который затрагивает часть пешеходного перехода; по ул. Коминтерна располагается ГСОШ №5, через данный пешеходный переход ежедневно дети идут в школу, а это около 100 человек, пересекает полностью два тротуара, расположение разгрузочной площадки магазина проходит в непосредственной близости от многоквартирного дома, более того на участке располагается охранная зона анодной защиты и т.д. Таким образом, объект, на который заявитель просил выдать разрешение на строительство, не соответствует ГрК РФ, несет в себе опасность, нарушает права жителей муниципального образования город Калязин. Волковым А.Н. было подано в Администрацию Калязинского района заявление о выдаче разрешения на строительство от 16.02.2018 года вх. № 595. Согласно ответу (исх. № 386 от 17.02.2017 года) заведующего отделом ЖКХ, транспорта и связи Аксенова П.В., Волкову А.Н. было указано на не устранение замечаний, указанных в решении Градостроительного Совета. Содержание письменного ответа на заявление заведующего отделом ЖКХ, транспорта и связи Аксенова П.В. не отвечало требованиям отказа в выдаче, а только лишь имело содержательное значение как ответ с устранением замечаний при рассмотрении эскизного проекта на Градостроительном Совете. Орган местного самоуправления, при выдаче разрешения на строительство, оценивает интересы не только гр. Волкова А.Н., но в первую очередь публичные интересы, в которые входят права и законные интересы граждан г. Калязина, жизнь и здоровье, безопасность детей, законные хозяйственно-экономические интересы органа местного самоуправления. Кроме того, возложение на ответчика обязанности принять «положительное» решение о выдаче истцу разрешения на строительство нарушает нормы материального права. При необходимости осуществления определенных установленных нормативным правовым актом процедур суд не вправе возложить обязанность по окончательному разрешению вопроса в обход либо с нарушением таких процедур, предвосхищая конечный результат, заменяя тем самым компетентный орган. В случае установления факта незаконного бездействия органа местного самоуправления, в связи с обращением заинтересованного лица, суд может лишь обязать этот орган возобновить рассмотрение данного обращения, не предрешая при этом существа окончательного решения. В связи с чем, просят в удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
В соответствии с частями 1,2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
По положениям ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Указанной нормой предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории.
По смыслу приведенных законоположений, уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии со ст. 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к числу таких документов, в том числе, относятся: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в ГПЗУ, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, архитектурные решения, сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, проект организации строительства объекта капитального строительства, перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объекту торговли.
Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в частях 7 и 9 названной статьи.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Основные принципы и порядок оказания муниципальных услуг регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ.
В соответствии со ст.12 главы 3 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежат согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов регионального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты регионального значения, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований в части возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на социально-экономическое развитие муниципальных образований, возможного негативного воздействия таких объектов на окружающую среду на территориях муниципальных образований (п.3,4 ст. 14 Закона №210-ФЗ).
Иные вопросы, кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи вопросов, не могут подлежать согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ст.14 Закона №210-ФЗ заключения на проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, направленные органами, указанными в частях 1 - 3 настоящей статьи, могут содержать положение о согласии с такими проектами или несогласии с такими проектами с обоснованием принятого решения.
Во исполнение требований главы 3 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» постановлением Администрации Калязинского района от 19.09.2012 №1333 (в редакции Постановления от 01.06.2017 №302-Приложение №1) принят Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» (далее по тексту - Административный регламент)
Административным регламентом предусмотрен перечень документов, необходимых для исполнения муниципальной услуги, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство: а) правоустанавливающие документы на земельный участок (предоставляются по желанию заявителя, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним); б) в случае, указанном в пункте 1.1 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации: соглашение о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций; правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение; в) градостроительный план земельного участка (предоставляется по желанию заявителя) или, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, - реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; г) материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и подходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; д) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации), - если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; е) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; ж) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации) (предоставляется по желанию заявителя); з) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта (за исключением указанных в подпункте «л» настоящего пункта случаев реконструкции многоквартирного дома); и) соглашение о проведении реконструкции на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, определяющее, в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции (в случае, указанном в пункте 6.1 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации); к) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме; л) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; м) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Административным регламентом также предусмотрено, что отказ в выдаче разрешения на строительство выдается заявителю либо направляется по почте в виде письма об отказе в выдаче разрешения на строительство, подписанного главой Администрации.
Специалист отдела, ответственный за учет входящей и исходящей корреспонденции: 1) выдает застройщику один экземпляра разрешения на строительство или передает письмо об отказе в выдаче разрешения на строительство (при личном обращении заявителя) либо обеспечивает отправку такого письма почтой; 2) в случае отказа передает проектные материалы и документы, указанные в заявлении о выдаче разрешения на строительство, застройщику лично, который расписывается о получении им указанных документов под перечнем таких документов в заявлении о выдаче разрешения на строительство и указывает дату возврата документов. Подпись лица, получившего разрешение и документы, прилагаемые к заявлению о выдаче разрешения на строительство, должна иметь расшифровку (фамилию, имя, отчество), а для юридического лица - должность лица, получившего документы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Волкову А.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 1397 кв.м., кадастровый <№>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование «магазины», расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
16 февраля 2018 г. Волков А.Н. обратился в Администрацию Калязинского района с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта: «здание магазина», площадь застройки 375,67 кв.м., площадь здания 477 кв.м., этажность - 2 этажа, на земельном участке площадью 1397+/-13 кв.м., кадастровый <№>.
К указанному заявлению прилагались следующие документы: выписка из ЕГРН от 18.12.2017; градостроительный план земельного участка <№> (далее - «ГПЗУ»); материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в ГПЗУ, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему; в) архитектурные решения; г) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; д) проект организации строительства объекта капитального строительства; е) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объекту торговли; ж) распоряжение об утверждении проектно-сметной документации от 02.02.18; выписка из реестра членов СРО от 13.10.2017 №458 в отношении проектной организации; выписка из реестра членов СРО от 16.10.2017№505544 в отношении проектной организации; распоряжение о начале строительства от 02.02.18; приказ о назначении ответственного производителя работ, от 03.02.2018 №2; приказ о назначении ответственного за строительный контроль от 03.02.2018 №1; договор от 02.02.18 <№>.
Из приложения к заявлению о выдаче разрешения на строительство, усматривается, что истцом предоставлен полный пакет документов, предусмотренных ч.7 ст.51 ГрК РФ.
Из протокола публичных слушаний от 07 сентября 2016 г. следует, что на обсуждении комиссии по землепользованию и застройке при Администрации Калязинского района ставился вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства здания магазина по адресу: <адрес>. Решением комиссии по землепользованию и застройке при Администрации Калязинского района отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства здания магазина по адресу: <адрес>.
Из протокола №127 заседания градостроительного Совета при администрации Калязинского района от 02.11.2017 следует, что был рассмотрен эскизный проект магазина по адресу: <адрес>. Застройщик – ООО «Стройимпульс», проектировщик – ООО «Стройгрупп». Представлен эскизный проект, полный проект не представлен. При рассмотрении эскизного проекта Администрацией Калязинского района было установлено несоответствие заявленного Волковым А.А. объекта градостроительному плану земельного участка, а именно: не согласован проект с инженерными службами, не решен вопрос с переносом анодной защиты, проходящей по земельному участку; не пересогласована топографическая съемка со всеми службами района; на проекте не указан пешеходный переход ул. Коминтерна рядом с перекрестком через автодорогу по ул. Октябрьская; съезды и парковки автотранспорта не соответствуют нормативным и решению публичных слушаний от 07.09.2016; в проекте не указан точный адрес объекта, не указано место установки контейнерной площадки ТБО, разгрузочная площадка запроектирована в непосредственной близости от многоквартирного дома. Принято решение в согласовании проекта отказать.
Письмом за подписью зам. главы администрации, зав. отделом ЭКХ, транспорта и связи Администрации Калязинского района от 21.02.18 исхд.№613 Волкову А.Н. сообщено, что выдача разрешения на строительство здания магазина по адресу: <адрес> не предоставляется возможным, так как не устранены все замечания, перечисленные в решении Градостроительного совета от 02.11.2017. В название проекта необходимо указать назначение магазина или вид торговли. В проекте не учеты требования СанПин 2-345-021-94.
Суд учитывает, что в оспариваемом отказе администрации Калязинского района отсутствует ссылка на какое-либо из предусмотренных пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.
При этом суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями п. «в» части 10 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.08 №87, сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства - «назначение магазина или вида торговли» содержатся в разделе проектной документации «Пояснительная записка».
Указание в отказе на выдачу разрешения на строительство о несоответствии проекта здания магазина по адресу: <адрес>, требованиям СанПин 2-345-021-94 суд считает несостоятельным, поскольку СанПин 2-345-021-94 не существует.
Также суд принимает во внимание, что форма направленного административному истцу решения об отказе на выдачу разрешения на строительство, выраженного в письме от 21.02.2018 №613, не соответствует форме отказа на выдачу разрешения на строительство, предусмотренную Административным регламентом, что не отрицается административным ответчиком.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ административного ответчика в выдаче административному истцу разрешения на строительство объекта капитального строительства на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке не соответствует требованиям градостроительного законодательства, в связи с чем, его нельзя признать законным.
Поскольку суд не вправе подменять орган, который в силу закона принимает соответствующее решение, в том числе по выдаче разрешения на строительство объекта, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по рассмотрению заявления Волкова А.Н. о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Волкова Алексея Николаевича о признании незаконным решения Администрации Калязинского района об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства удовлетворить.
Признать отказ администрации Калязинского района Тверской области от 21.02.2018 №613 в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – здания магазина по адресу: <адрес>, незаконным.
Обязать администрацию Калязинского района Тверской области рассмотреть заявление Волкова Алексея Николаевича о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – здания магазина по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Шустрова