№ 2а-434/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2020 года город Москва
Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего судьи Кортовенкова Д.С., при секретаре судебного заседания Исаеве А.А., с участием административного истца Мерковой Л.К., председателя жилищной комиссии войсковой части № Лукина А.В., представителя командира войсковой части № Зуба Р.Ю., рассмотрев административное дело по административному иску военнослужащего войсковой части № прапорщика Мерковой Людмилы Кирушовны об оспаривании действий жилищной комиссии войсковой части №, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания членов ее семьи,
у с т а н о в и л:
из административного иска и материалов дела усматривается, что решением жилищной комиссии войсковой части №, оформленным протоколом № от 22 июня 2020 года, Меркова составом семьи 1 человека принята на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания с 30 января 2020 года по избранному месте жительства г. Москва, а этим же решением в принятии на жилищный учет сына ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и дочери ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отказано, по тем основаниям, что в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», они не относится к члену семьи военнослужащего.
Будучи несогласной с решением жилищной комиссии в части отказа в принятии на жилищный учет её детей, Меркова обратилась в суд с административным иском, в котором просит:
- признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части №, оформленное протоколом № от 22 июня 2020 года, в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания сына ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и дочери ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р.;
- обязать жилищную комиссию войсковой части № отменить решение в указанной части и принять её детей на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
В судебном заседании Меркова свои требования поддержала и просила их удовлетворить, пояснив, что первый контракт о прохождении военной службы заключила в 1999 году, выслуга составляет более 20 лет, проходит военную службу в войсковой части №. Она и члены её семьи зарегистрированы по месту службы по адресу воинской части: <адрес>, а фактически совместно проживают по адресу: <адрес>, на основании договора найма служебного жилого помещения. Указанное жилое помещение предоставлено ей и её детям органами власти г. Москвы на период прохождения военной службы в войсковой части №.
В судебном заседании председатель жилищной комиссии войсковой части № и представитель командира войсковой части № требования не признали и просили в их удовлетворении отказать, по основаниям указанным в оспариваемом решении.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, а также исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закона), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Как установлено п. 5 ст. 2 Закона, к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из рапорта Мерковой от 30 января 2020 года усматривается, что она обратилась к командованию воинской части с просьбой о признании составом семьи 3 человека на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в соответствии со ст. 51 ЖК РФ с избранным местом жительства г. Москва
Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ и Семейного кодекса РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен ч. 1 ст. 69 ЖК РФ. К ним относятся: супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Таким образом, определяющими обстоятельствами при разрешении вопроса, кого следует относить к членам семьи собственника или нанимателя жилого помещения, равно как и к членам семьи нанимателя жилого помещения специализированного жилищного фонда, являются установление степени родства граждан, факта их совместного проживания и ведения общего хозяйства.
Согласно абз. 2 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Частями 5, 6 и 7 ст. 100 Жилищного кодекса РФ установлено, что к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.
Таким образом, определяющими обстоятельствами при разрешении вопроса, кого следует относить к членам семьи собственника или нанимателя жилого помещения, равно как и к членам семьи нанимателя жилого помещения специализированного жилищного фонда, являются установление степени родства граждан, факта их совместного проживания и ведения общего хозяйства.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно подп. «д» п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя (ч. 6 ст. 100 ЖК РФ). Принимая во внимание, что типовыми договорами найма специализированных жилых помещений нанимателю предоставлено право пользоваться жилым помещением вместе с членами семьи, он вправе вселить в это жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи (например, супруга, детей, родителей) с соблюдением требований, установленных ст. 70 ЖК РФ.
Часть 1 ст. 70 ЖК РФ устанавливает, что наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своих детей.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Из содержания названных норм следует, что к членам семьи нанимателя служебного жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя такого жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Для признания таких родственников нуждающимся в получении жилья, лица, обращающиеся в жилищные органы должны документально подтвердить факт совместного проживания родственников вместе с ними и ведения общего хозяйства.
Таким образом, по смыслу взаимосвязанных положений ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 100, 65, 67, 69 и 70 ЖК РФ лица, вселенные с военнослужащим в качестве членов его семьи в служебное жилое помещение имеют права, равные с нанимателем данного жилого помещения, влекущие те же правовые последствия, что и совместное пользование этими лицами служебным жильем, в том числе право на улучшение жилищных условий.
В суде установлено, что Меркова относится к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, с июня 2006 года по настоящее время проходит военную службу в войсковой части №, что подтверждается послужным списком и контрактом о прохождении военной службы.
Из исследованных в суде документов (справка о составе семьи, копии паспортов, договора служебного найма жилого помещения, справка с ОВД, квитанция на оплату услуг ЖКХ) усматривается, что в личном деле Мерковой значится: дочь ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и сын ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., административный истец и члены её семьи с мая 2006 года, апреля 2006 года и апреля 2007 года по месту службы: <адрес>, а с августа 2010 года совместно фактически проживают по адресу: <адрес>, на основании договора найма служебного жилого помещения от 18 августа 20210 года, в котором указано, что совместно с административным истцом проживают её дети дочь ФИО14 сын ФИО15, что не отрицалось административными ответчиками.
Из справок с места службы дочери и сына также усматривается, что они по месту службы на жилищном учете не состоят.
В соответствии с ч. 1 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Изложенное свидетельствует, что административный истец и члены ее семьи сын ФИО18 и дочь ФИО19, совместно проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, на основании договора служебного найма жилого помещения, которое находится в их совместном пользовании.
При таких обстоятельствах, поскольку административный истец и члены его семьи, проживают совместно как одна семья и ведут совместное хозяйство, то по смыслу приведенных норм ЖК РФ и СК РФ они являются членами одной семьи, следовательно, административный истец имеет право на включение дочери ФИО16 и сына ФИО17 в состав своей семьи для обеспечения постоянным жилым помещением.
Таким образом, дети административного истца, вопреки оспариваемому решению жилищной комиссии и положений п. 5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих», относится к члену семьи военнослужащего.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о незаконности решения жилищной комиссии войсковой части №, оформленного протоколом № от 22 июня 2020 года, в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в составе семьи ФИО9 её сына ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и дочери ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Для восстановления нарушенных прав административного истца, суд считает необходимым обязать командира и жилищную комиссию войсковой части № отменить решение, оформленное протоколом № от 22 июня 2020 года в указанной части и повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в составе семьи ФИО9 её сына ФИО23 и дочери ФИО24.
Вместе с тем не подлежит удовлетворению требование административного истца о возложения обязанности на жилищную комиссию войсковой части № принять её детей на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, поскольку решение указанного вопроса, действующее законодательство относит к исключительной компетенции соответствующей жилищной комиссии, понуждение которой к совершению вышеуказанного действия является ограничением права должностных лиц на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных им законодательством полномочий и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.
При принятии решения судом учитывается правовая позиция Верховного Суда РФ, изложенная в обзоре практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих в 2018 году, утвержденного 3 июля 2019 года Президиумом Верховного Суда РФ, в п. 10 которого указано, что понятие члена семьи военнослужащего в целях реализации
его жилищных прав подлежит определению исходя из требований
жилищного и семейного законодательства.
Поскольку при обращении в суд административный истец понесла судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, что подтверждается квитанцией и чек-ордером от 22 июля 2020 года, то суд, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, полагает необходимым взыскать с войсковой части в пользу Мерковой понесенные ею судебные расходы по уплате государственной пошлины в указанном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Мерковой Людмилы Кирушовны - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части №, оформленное протоколом № от 22 июня 2020 года, в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в составе семьи ФИО2 её сына ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочери ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать жилищную комиссию войсковой части № отменить решение, оформленное протоколом № от 22 июня 2020 года в указанной части и повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в составе семьи Мерковой Л.К. её сына ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочери ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Взыскать с войсковой части № в пользу Мерковой Л.К. судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.
Указать административным ответчикам на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и Мерковой Л.К. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требований административного иска Мерковой Л.К. в части возложения обязанности на жилищную комиссию войсковой части № принять её детей на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-й Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 4 сентября 2020 года.
Председательствующий
Мотивированное решение суда изготовлено 4 сентября 2020 года