ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-434/20 от 26.08.2020 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

№ 2а-434/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2020 года город Москва

Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего судьи Кортовенкова Д.С., при секретаре судебного заседания Исаеве А.А., с участием административного истца Мерковой Л.К., председателя жилищной комиссии войсковой части Лукина А.В., представителя командира войсковой части Зуба Р.Ю., рассмотрев административное дело по административному иску военнослужащего войсковой части прапорщика Мерковой Людмилы Кирушовны об оспаривании действий жилищной комиссии войсковой части , связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания членов ее семьи,

у с т а н о в и л:

из административного иска и материалов дела усматривается, что решением жилищной комиссии войсковой части , оформленным протоколом от 22 июня 2020 года, Меркова составом семьи 1 человека принята на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания с 30 января 2020 года по избранному месте жительства г. Москва, а этим же решением в принятии на жилищный учет сына ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и дочери ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отказано, по тем основаниям, что в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», они не относится к члену семьи военнослужащего.

Будучи несогласной с решением жилищной комиссии в части отказа в принятии на жилищный учет её детей, Меркова обратилась в суд с административным иском, в котором просит:

- признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части , оформленное протоколом от 22 июня 2020 года, в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания сына ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и дочери ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р.;

- обязать жилищную комиссию войсковой части отменить решение в указанной части и принять её детей на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.

В судебном заседании Меркова свои требования поддержала и просила их удовлетворить, пояснив, что первый контракт о прохождении военной службы заключила в 1999 году, выслуга составляет более 20 лет, проходит военную службу в войсковой части . Она и члены её семьи зарегистрированы по месту службы по адресу воинской части: <адрес>, а фактически совместно проживают по адресу: <адрес>, на основании договора найма служебного жилого помещения. Указанное жилое помещение предоставлено ей и её детям органами власти г. Москвы на период прохождения военной службы в войсковой части .

В судебном заседании председатель жилищной комиссии войсковой части и представитель командира войсковой части требования не признали и просили в их удовлетворении отказать, по основаниям указанным в оспариваемом решении.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, а также исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закона), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Как установлено п. 5 ст. 2 Закона, к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из рапорта Мерковой от 30 января 2020 года усматривается, что она обратилась к командованию воинской части с просьбой о признании составом семьи 3 человека на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в соответствии со ст. 51 ЖК РФ с избранным местом жительства г. Москва

Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ и Семейного кодекса РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен ч. 1 ст. 69 ЖК РФ. К ним относятся: супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

Таким образом, определяющими обстоятельствами при разрешении вопроса, кого следует относить к членам семьи собственника или нанимателя жилого помещения, равно как и к членам семьи нанимателя жилого помещения специализированного жилищного фонда, являются установление степени родства граждан, факта их совместного проживания и ведения общего хозяйства.

Согласно абз. 2 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.

Частями 5, 6 и 7 ст. 100 Жилищного кодекса РФ установлено, что к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.

В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.

Таким образом, определяющими обстоятельствами при разрешении вопроса, кого следует относить к членам семьи собственника или нанимателя жилого помещения, равно как и к членам семьи нанимателя жилого помещения специализированного жилищного фонда, являются установление степени родства граждан, факта их совместного проживания и ведения общего хозяйства.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Согласно подп. «д» п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя (ч. 6 ст. 100 ЖК РФ). Принимая во внимание, что типовыми договорами найма специализированных жилых помещений нанимателю предоставлено право пользоваться жилым помещением вместе с членами семьи, он вправе вселить в это жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи (например, супруга, детей, родителей) с соблюдением требований, установленных ст. 70 ЖК РФ.

Часть 1 ст. 70 ЖК РФ устанавливает, что наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своих детей.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Из содержания названных норм следует, что к членам семьи нанимателя служебного жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя такого жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Для признания таких родственников нуждающимся в получении жилья, лица, обращающиеся в жилищные органы должны документально подтвердить факт совместного проживания родственников вместе с ними и ведения общего хозяйства.

Таким образом, по смыслу взаимосвязанных положений ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 100, 65, 67, 69 и 70 ЖК РФ лица, вселенные с военнослужащим в качестве членов его семьи в служебное жилое помещение имеют права, равные с нанимателем данного жилого помещения, влекущие те же правовые последствия, что и совместное пользование этими лицами служебным жильем, в том числе право на улучшение жилищных условий.

В суде установлено, что Меркова относится к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, с июня 2006 года по настоящее время проходит военную службу в войсковой части , что подтверждается послужным списком и контрактом о прохождении военной службы.

Из исследованных в суде документов (справка о составе семьи, копии паспортов, договора служебного найма жилого помещения, справка с ОВД, квитанция на оплату услуг ЖКХ) усматривается, что в личном деле Мерковой значится: дочь ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и сын ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., административный истец и члены её семьи с мая 2006 года, апреля 2006 года и апреля 2007 года по месту службы: <адрес>, а с августа 2010 года совместно фактически проживают по адресу: <адрес>, на основании договора найма служебного жилого помещения от 18 августа 20210 года, в котором указано, что совместно с административным истцом проживают её дети дочь ФИО14 сын ФИО15, что не отрицалось административными ответчиками.

Из справок с места службы дочери и сына также усматривается, что они по месту службы на жилищном учете не состоят.

В соответствии с ч. 1 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Изложенное свидетельствует, что административный истец и члены ее семьи сын ФИО18 и дочь ФИО19, совместно проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, на основании договора служебного найма жилого помещения, которое находится в их совместном пользовании.

При таких обстоятельствах, поскольку административный истец и члены его семьи, проживают совместно как одна семья и ведут совместное хозяйство, то по смыслу приведенных норм ЖК РФ и СК РФ они являются членами одной семьи, следовательно, административный истец имеет право на включение дочери ФИО16 и сына ФИО17 в состав своей семьи для обеспечения постоянным жилым помещением.

Таким образом, дети административного истца, вопреки оспариваемому решению жилищной комиссии и положений п. 5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих», относится к члену семьи военнослужащего.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о незаконности решения жилищной комиссии войсковой части , оформленного протоколом от 22 июня 2020 года, в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в составе семьи ФИО9 её сына ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и дочери ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Для восстановления нарушенных прав административного истца, суд считает необходимым обязать командира и жилищную комиссию войсковой части отменить решение, оформленное протоколом от 22 июня 2020 года в указанной части и повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в составе семьи ФИО9 её сына ФИО23 и дочери ФИО24.

Вместе с тем не подлежит удовлетворению требование административного истца о возложения обязанности на жилищную комиссию войсковой части принять её детей на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, поскольку решение указанного вопроса, действующее законодательство относит к исключительной компетенции соответствующей жилищной комиссии, понуждение которой к совершению вышеуказанного действия является ограничением права должностных лиц на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных им законодательством полномочий и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.

При принятии решения судом учитывается правовая позиция Верховного Суда РФ, изложенная в обзоре практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих в 2018 году, утвержденного 3 июля 2019 года Президиумом Верховного Суда РФ, в п. 10 которого указано, что понятие члена семьи военнослужащего в целях реализации
его жилищных прав подлежит определению исходя из требований
жилищного и семейного законодательства.

Поскольку при обращении в суд административный истец понесла судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, что подтверждается квитанцией и чек-ордером от 22 июля 2020 года, то суд, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, полагает необходимым взыскать с войсковой части в пользу Мерковой понесенные ею судебные расходы по уплате государственной пошлины в указанном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Мерковой Людмилы Кирушовны - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части , оформленное протоколом от 22 июня 2020 года, в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в составе семьи ФИО2 её сына ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочери ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать жилищную комиссию войсковой части отменить решение, оформленное протоколом от 22 июня 2020 года в указанной части и повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в составе семьи Мерковой Л.К. её сына ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочери ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Взыскать с войсковой части в пользу Мерковой Л.К. судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.

Указать административным ответчикам на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и Мерковой Л.К. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований административного иска Мерковой Л.К. в части возложения обязанности на жилищную комиссию войсковой части принять её детей на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-й Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 4 сентября 2020 года.

Председательствующий

Мотивированное решение суда изготовлено 4 сентября 2020 года