Дело №2а-434/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2020 года пгт.Ноглики Сахалинской области
Ногликский районный суд Сахалинской области в составе
председательствующего судьи Антиповой З.А.
с секретарем Луковниковой А.Н.,
с участием истца - Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора Дуюнова В.А.; представителя заинтересованного лица – государственного казенного учреждения «Сахалинские лесничества» Министерства экологии Сахалинской области – Боровиковой М.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству экологии Сахалинской области о признании незаконным бездействия по не проведению таксации лесов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ (согласно штемпелю на почтовом конверте) Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, а также в интересах Российской Федерации, обратился в Ногликский районный суд Сахалинской области суд с административным иском о признании незаконным бездействия Министерства экологии Сахалинской области (далее - также Министерство), выразившегося в не проведении таксации лесов на территории Катанглийского (255,844 га), Ногликского (403,808 га) и Чайвинского (296,473 га) участковых лесничествах Ногликского лесничества.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка в сфере лесоустройства, в ходе которой установлено, что Министерством экологии Сахалинской области вопреки требованиям действующего законодательства длительный период времени не принимаются меры по организации проведения лесоустройства путем таксации лесов. Так, согласно представленной Министерством информации о давности проведения лесоустроительных работ на территории лесного фонда Сахалинской области, последнее лесоустройство на территории Катанглийского (255,844 га), Ногликского (403,808 га) и Чайвинского (296,473 га) участковых лесничествах Ногликского лесничества проведено в 2006 году. Несвоевременное проведение работ по лесуоустройству на территории земель лесного фондв не позволяет с точностью установить границы лесотаксационных выделов, определить преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высоту и объемы древесины, лесорастительные условия, а также другие характеристики лесных ресурсов, что в свою очередь не позволяет обеспечить в Ногликском лесничестве соблюдение режима охраны указанной территории, установленных запретов и ограничений деятельности, связанных с рубками лесных насаждений, проведение комплекса необходимых работ по воспроизводству лесов, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий. Несмотря на внесенное в адрес Министерства представление об устранении нарушений федерального законодательства, меры к устранению нарушений административным ответчиком не приняты, работы по проведению таксации леса не организованы.
По изложенным основаниям, административный истец просил суд признать незаконным бездействие Министерства экологии Сахалинской области по не проведению работ по таксации лесов на территории Катанглийского (255,844 га), Ногликского (403,808 га) и Чайвинского (296,473 га) участковых лесничеств Ногликского лесничества; обязать административного ответчика в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на данных территориях.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное казенное учреждение «Сахалинские лесничества» Министерства экологии Сахалинской области (далее по тексту – ГКУ «Сахалинские лесничества»).
Относительно иска прокурора Министерством экологии Сахалинской области поданы письменные возражения, в которых указано, что на территории Сахалинской области таксация лесов выполнена преимущественно по второму и третьему таксационным разрядам лесов, в связи с чем, периодичность лесоустройства для лесничеств Сахалинской области составляет 15 лет. Проведение лесоустроительных работ на землях лесного фонда Сахалинской области с ДД.ММ.ГГГГ запланированы Лесным планом Сахалинской области на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным Указом Губернатора Сахалинской области от 08 февраля 2019 года №7, в ежегодных объемах, согласованных с Федеральным агентством лесного хозяйства Российской Федерации. В соответствии с Лесным планом Сахалинской области проведение лесоустроительных работ (подготовительные, полевые и камеральные) в Катанглийском участковом лесничестве запланировано на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в Чайвинском и Ногликском участковых лесничествах – на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. В этой связи, для Катанглийского (255,844 га), в Ногликском (403,808 га) и Чайвинском (296,473 га) участковых лесничествах Ногликского лесничества не наступил период утраты актуальности лесоустроительных работ. С целью недопущения нарушения лесного законодательства в части утраты актуальности лесоустройства Министерством в ДД.ММ.ГГГГ в Рослесхозе запрошены дополнительные субвенции федерального бюджета на проведение лесоустроительных работ в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на территориях Катанглийского, Ногликского и Чайвинского участковых лесничеств Ногликского лесничества. Что касается доводов административного истца относительно отсутствия в названных лесничествах лесоустройства в виде таксации, что может привести к негативным последствиям в виде невыполнения в полном объеме всех необходимых действий и принятия полного комплекса мер по охране, защите и воспроизводству лесов, то все изменения, произошедшие за ревизионный период, внесены в материалы лесоустройства лесничеств, поэтому все перечисленные мероприятия планируются на основании изменений, внесенных в лесоустроительные документы лесничеств. Таким образом, поскольку, исходя из заявленных прокурором требований, содержания административного иска, представленных доказательств, не усматривается совокупность условий, предусмотренных статьями 128 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то Министерство просит суд отказать Сахалинскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении административного иска (том <данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
В судебное заседание представитель административного ответчика – Министерства экологии Сахалинской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор Дуюнов В.А. административный иск поддержал, представитель заинтересованного лица ГКУ «Сахалинские лесничества» Боровикова М.В. с требованиями прокурора не согласилась, поддержав позицию Министерства экологии Сахалинской области, изложенную в письменных возражениях на административный иск.
Выслушав объяснения прокурора и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 9 января 1998 года №1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации», лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ) в статье 3 к основным принципам охраны окружающей среды относит охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территория; платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде.
Также федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ).
Проведение лесоустройства на землях лесного фонда предусмотрено статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации. Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов (статья 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Изложенное свидетельствует о том, что проведение на землях лесного фонда лесоустройства (в том числе таксации лесов), за исключением проектирования лесничеств и проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов (пункты 1, 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В свою очередь, Министерство экологии Сахалинской области является исполнительным органом государственной власти Сахалинской области, осуществляющим реализацию отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений непосредственно и через подведомственные ему учреждения, включая проведение лесоустройства на землях лесного фонда, за исключением проектирования лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов (части 1.1, 1.4 Положения Министерстве экологии Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 13 марта 2020 года №106).
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления таких полномочий, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 3 стать 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статья 23 Лесного кодекса Российской Федерации определяет, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. В отношении них осуществляется установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.
В силу части 2 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией. Действующая в настоящее время лесоустроительная инструкция, утверждена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 года №122 (далее - Лесоустроительная инструкция).
Пунктом 31 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что периодичность проведения таксации лесов составляет: для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; для резервных лесов - 20 лет.
Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (пункт 32 Лесоустроительной инструкции). В первый год проводятся подготовительные работы, включающие: аэросъемку или космическую съемку в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности; закладку пробных площадей в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности; сбор сведений об изменениях состояния лесов, произошедших в период между предыдущей и настоящей таксацией лесов; дешифрирование снимков с установлением границ лесотаксационных выделов; подготовку геодезической основы таксации лесов; проверку качества подготовительных работ; приемку-сдачу подготовительных работ. Во второй год в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности проводятся полевые работы включающие: выявление, учет и оценку количественных и качественных характеристик лесных ресурсов в соответствии с таксационными разрядами лесов и способами таксации лесов, предусмотренными Лесоустроительной инструкцией; заполнение карточек таксации; обследование лесных культур, молодняков естественного происхождения; проведение проверок качества таксации лесов; проведение технических совещаний; приемку-сдачу полевых работ. Лесоустроительная документация составляется при проведении камеральных работ по результатам подготовительных и полевых работ (пункт 33 Лесоустроительной инструкции).
Как следует из объяснений участников процесса и письменных материалов дела, на территории Ногликского района Сахалинской области расположено Ногликское лесничество, общей площадью 1 032,409 га, включающее в себя участковые лесничества: Ногликское - 403,808 га; Катанглийское участковое лесничество, в том числе Катанглийское часть 1 - 255,844 га, Катанглийское часть 2 (б. Пограничное) – 76,284 тысяч га и Чайвинское участковое лесничество - 296,473 га (том <данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>, том <данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
Согласно представленной Министерством лесного и охотничьего хозяйства информации, изложенной в отзыве на административный иск прокурора, Катанглийское, Ногликское и Чайвинское участковые лесничества относияся к третьему таксационному разряду лесов, периодичность проведения таксации этих лесничеств составляет 15 лет.
Как следует из материалов настоящего административного дела, в ДД.ММ.ГГГГ на части территории Ногликского лесничества: Катанглийское участковое лесничество - 255,844 га, Ногликское участковое лесничество - 403,808 га и Чайвинское участковое лесничество - 296,473 га проводилось лесоустройство.
На территории Катанглийского участкового лесничества часть 2 (б. Пограничное) площадью 76,284 га лесоустройство не проводилось с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, выразившееся в непроведении лесоустройства путем таксации лесов на территории Катанглийского участкового лесничества часть 2 (б. Пограничное) Ногликского лесничества площадью 76,284 га; на Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на территории Катанглийского участкового лесничества часть 2 (б. Пограничное) Ногликского лесничества площадью 76,284 га (том <данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
В силу пунктов 32, 33 Лесоустроительной инструкции таксация лесов должна выполняться в течение двух лет, за которые необходимо провести как подготовительные работы, так и полевые работы с составлением лесоустроительной документации.
Приложением №28 к Лесному плану Сахалинской области на ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному Указом Губернатора Сахалинской области от 08 февраля 2019 года №7, в соответствии с частью 1 статьи 86 Лесного кодекса Российской Федерации, определена необходимость осуществления мероприятий по таксации лесов Катанглийского участкового лесничества в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, лесов в Чайвинском и Ногликском участковых лесничествах – в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, правовых оснований для возложения на Министерство экологии Сахалинской области обязанности провести лесоустройство путем таксации на территории Катанглийского (255,844 га), Ногликского (403,808 га) и Чайвинского (296,473 га) участковых лесничествах Ногликского лесничества, у суда не имеется, поскольку из материалов дела видно, что на указанных частях площадей лесничества такие работы проведены силами арендаторов в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, установленный законом срок для проведения очередной таксации на момент рассмотрения дела еще не наступил.
Довод прокурора об очевидной невозможности завершения административным ответчиком таких работ в течение двух лет (в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ), ничем объективно не подтвержден.
Напротив, из обращения министра Министерства экологии Сахалинской области к заместителю руководителя Федерального агентства лесного хозяйства от 16сентября 2020 года №3.28-9284/20 следует, что административным ответчиком запрошены субвенции федерального бюджета на проведение лесоустройства в вышеуказанных лесничествах, в которых необходимо приступить к проведению таксации лесов в ДД.ММ.ГГГГ, в объеме 326,3 млн. рублей, в том числе в ДД.ММ.ГГГГ – 90,4 млн. рублей, в ДД.ММ.ГГГГ – 235,9 млн. рублей (том <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать Сахалинскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении административного искового заявления к Министерству экологии Сахалинской области о признании незаконным бездействия по не проведению таксации лесов на территории Катанглийского (255,844 га), Ногликского (403,808 га) и Чайвинского (296,473 га) участковых лесничеств Ногликского лесничества, возложении обязанности в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на территории Катанглийского (255,844 га), Ногликского (403,808 га) и Чайвенского (296,473 га) участковых лесничеств Ногликского лесничества.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и (или) принесено апелляционное представление в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд Сахалинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 31 декабря 2020 года.
Председательствующий З.А.Антипова
Копия верна. Судья З.А.Антипова