ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-434/2016 от 11.04.2016 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело №2а-434/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**.**. 2016 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

судьи Емельяновой Л.В.

при секретаре Немцовой К.В.

с участием представителя административного истца - Разумовской А.С.

представителя административного ответчика - Красновой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кротова А.Н. к Псковской таможне о признании незаконным требования об уплате таможенных платежей, и по встречному административному иску Псковской таможни к Кротову А.Н. о взыскании таможенных платежей и пени,

УСТАНОВИЛ:

Кротов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Псковской таможне о признании незаконным требования об уплате таможенных платежей.

В обоснование заявленных требований указано, что требование об уплате таможенных платежей получено Кротовым А.Н. только **.**.2015 года, вследствие чего таможенным органом нарушены сроки выставления требования, в связи с чем истец просит суд признать недействительным требование об уплате таможенных платежей № *** от **.**.2015 года.

**.**. 2016 года Псковская таможня предъявила в суд встречные исковые требования к Кротову А.Н. о взыскании обязательных таможенных платежей.

В обоснование встречных требований указано, что **.**.2012 года Кротов А.Н. временно ввез для личного пользования на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП Куничина Гора Псковской таможни по пассажирской таможенной декларации транспортное средство «ВВВ, *** г.в.», регистрационный номер ***, на срок до **.**.2012.

В установленный срок указанное транспортное средство не было вывезено с таможенной территории Таможенного союза, что не оспаривается административным истцом. Нарушение Кротовым А.Н. сроков временного ввоза, установленных таможенным органом, влечет за собой необходимость уплаты таможенных платежей.

В силу п.п. 3 п. 6 ст. 14 Соглашения срок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства наступил у Кротова А.Н. – **.**..2012 года.

Оспариваемое требование об уплате таможенных платежей выставлено таможенным органом до истечения срока, установленного п. 1 ч. 5 ст. 150 Закона №311-ФЗ.

Требование направлено в адрес Кротова А.Н. заказным письмом по указанному им адресу при оформлении временного ввоза транспортного средства, то есть его следует считать полученным. Сообщение декларантом недостоверных сведений о реальном месте проживания, влечет негативные последствия, которые предусмотрены нормами ТК ТС. По информации Псковской таможни Кротов А.Н. имел место жительство в Эстонии и являлся гражданином данной страны. Согласно отметке УФМС России Псковской области от **.**.2015 года на запрос Псковской таможни об адресе регистрации по месту жительства (пребывания) в Российской Федерации Кротова А.Н. было установлено, что административный истец не значится зарегистрированным.

Только **.**.2015 года таможенному органу стало известно о регистрации Кротова А.Н. по месту жительства в Печорском районе Псковской области, в связи с чем таможенный орган не имел возможности обратиться в суд с иском о взыскании таможенных платежей. По этим основаниям, таможенный орган просит восстановить пропущенный срок на подачу указанного административного заявления о взыскании таможенных платежей и пени, также просит принять во внимание нерабочие выходные дни (**.**.2016 по **.**.2016).

С учетом изложенного, Псковская таможня просит суд взыскать с Кротова А.Н. обязательные платежи – начисленные таможенные платежи и пени в общей сумме 623099 рублей 64 копейки (в том числе таможенные платежи – 504932,75, пени – 118166,89) в пользу Псковской таможни.

В судебное заседание административный истец Кротов А.Н. не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, воспользовался правом ведения дела через представителя.

Представитель административного истца – Разумовская А.С. требования Кротова А.Н. поддержала в полном объеме. Встречные требования Псковской таможни не признала, ссылаясь на пропуск срока обращения в суд с административным иском и отсутствием уважительных причин для восстановления срока. Указала, что основанием для выставления Кротову А.Н. требования послужил не вывоз с территории ТС транспортного средства, соответственно таможенный орган не был лишен возможности предъявить требование о взыскании таможенных платежей и пени по месту нахождения имущества – транспортного средства, которое находилось на территории РФ.

В судебном заседании представитель административного ответчика Псковской таможни Краснова О.М. требования Кротова А.Н. не признала, ссылаясь на их необоснованность. Встречные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просила суд восстановить срок на предъявление требований к Кротову А.Н. о взыскании таможенных платежей.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Установлено, **.**.2012 года Кротовым А.Н. на таможенную территорию Таможенного союза для личного пользования ввезено транспортное средство «ВВВ, *** г.в.», регистрационный номер ***, на срок до **.**.2012.

**.**. 2015 года Кротову А.Н. выставлено требование об уплате таможенных плетей №*** на сумму 504932 руб. 75 коп. и пени за период с **.**.2012 года по **.**.2015 года на сумму 118166 руб. 89 коп. в связи с не вывозом автомобиля в установленный срок (л.д. 36).

Данное требование было направлено в адрес Кротова А.Н. **.**.2015 года, возвращено отправителю **.**. 2015 года.

Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза регулируется главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее по тексту - Соглашение).

Согласно части 4 статьи 354 ТС ТК товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 ТК ТС и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза.

В соответствии с частью 1 статьи 355 ТК таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.

В силу пункта 2 статьи 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

Пунктом 5 статьи 358 ТК ТС установлено, что в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Исходя из пункта 5 статьи 14 Соглашения, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается (помимо иных оснований) у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

При не вывозе временно ввезенных транспортных средств для личного пользования до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза сроком уплаты таможенных пошлин налогов согласно пункту 6 статьи 14 Соглашения считается день истечения срока их временного ввоза.

Таким образом, поскольку обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства осуществлен заявителем по истечении установленного таможенным органом срока, следовательно, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном пунктом 7 статьи 14 Соглашения, т.е. в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза.

Пунктом 1 статьи 95 ТК ТС определено, что таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

Согласно статье 110 ТК ТС одной из форм таможенного контроля является таможенная проверка.

Пунктами 11 и 12 статьи 122 ТК ТС установлено, что результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

Оформление результатов таможенной проверки и принятие решений по ее результатам регламентированы статьей 178 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее по тексту- Федеральный закон).

Частью 5 статьи 178 Федерального закона предусмотрено, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию.

С учетом указанных выше положений, решение о начислении Кротову А.Н. таможенных платежей принято таможенным органом в пределах компетенции.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 27.04.2001 N 7-П, субъекты таможенных отношений имеют возможность должным образом подтверждать, что нарушение таможенных правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне их контроля, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей.

Оценивая представленные в суд доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование Псковской таможни от 23.06.2015 года №2017 о начислении Кротову А.Н. таможенных платежей соответствует положениям таможенного законодательства, не нарушает прав и свобод заявителя, а потому оснований для признания его незаконным не имеется.

Относительно требований Псковской таможни о взыскании таможенных платежей, то суд не находит оснований для их удовлетворения вследствие пропуска срока на обращение с административным иском и отсутствием оснований для восстановления данного срока.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из материалов дела усматривается, что требование об уплате таможенных платежей №2017 было направлено Кротову А.Н. таможенным органом **.**.2015 года; в требовании содержатся сведения о сроке уплаты таможенных платежей - не позднее 20 календарных дней со дня вручения (получения) данного требования. Указанное требование возвращено отправителю в связи с неполучением адресатом **.**.2015 года, то есть шестимесячный срок на подачу иска в суд истекал **.**.2016 года.

Вместе с тем со встречным исковым заявлением таможенный орган обратился в суд только **.**..2016 года, то есть с пропуском срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса.

Доводы таможни об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с административным иском, в связи с отсутствием информации о регистрации Кротова А.Н. на территории Российской Федерации, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24 КАС РФ административное исковое заявление к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.

Согласно материалов дела, Кротов А.Н. имеет паспорт гражданина РФ, который выдан **.**.2010 года ОУФМС России по Псковской области в Печорском районе, код подразделения 600-017 (л.д. 18).

По сведениям отдела адресно-справочной службы УФМС России по Псковской области Кротов А.Н. до **.**.2012 года имел постоянную регистрацию по адресу: Псковская область, Печорский район, д. К. откуда выехал в г. Т. Эстонской Республики. С **.**.2016 года по **.**.2017 года имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: Псковская область, Псковский район, проезд О. д. *** (л.д. 64).

Вследствие чего, таможенный орган имел возможность с учетом положений ст. 24 КАС РФ, предъявить административное исковое заявление в установленные законом сроки по последнему известному месту жительства Кротова А.Н. на территории Российской Федерации по адресу: Псковская область, Печорский район, д. К..

Кроме того, **.**.2015 года в адрес таможенного органа было направлено судебное извещение о том, что в производстве Псковского городского суда находится административное дело по административному иску Кротова А.Н. Таким образом, после получения административного искового заявления, таможенный орган был уведомлен о месте жительства Кротова А.Н. на территории Российской Федерации. Однако, таможенный орган не воспользовался правом в установленный законом срок предъявить требование о взыскании таможенных платежей.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу искового заявления, суд не усматривает.

При таких обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения встречных требований таможенного органа в связи с пропуском, установленного ст. 48 НК РФ, срока на обращение в суд с административным иском.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 291-292 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Кротова А.Н. к Псковской таможне о признании незаконным требования об уплате таможенных платежей оставить без удовлетворения.

Административное исковое заявление Псковской таможни к Кротову А.Н. о взыскании таможенных платежей и пени оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: Л.В. Емельянова

Мотивированное решение изготовлено **.**. 2016 года.