ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-434/2016 от 28.06.2016 Калтасинского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-434/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Калтасы РБ 28 июня 2016 года

Калтасинский районный суд РБ в составе:

председательствующего судьи Крепышева А.М.,

при секретаре Ямуровой Н.Ш.,

с участием директора ООО «Нур-плюс» Габдрахманова А.Г. и его представителя Садыковой О.Г.,

главы администрации СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> Цедилкина С.В.,

представителя Комитета по управлению собственностью МЗИО РБ по <адрес> Нургалеева Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ООО «Нур-плюс» к администрации СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> о признании незаконным решение совета СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес>» и отказ администрации СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в преимущественном праве на приватизацию объектов электроснабжения ООО «Нур-плюс».

установил:

Директор ООО «Нур-плюс» Габдрахманов А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> о признании незаконным решение совета СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес>» и отказ администрации СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в преимущественном праве на приватизацию объектов электроснабжения ООО «Нур-плюс», указывая, что он ДД.ММ.ГГГГ подал в СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> заявление о продаже арендуемых ООО «Нур-плюс» линий электропередач 6-0,4 кВ, трансформаторные пункты (ТП 6/0,4 кВ). ДД.ММ.ГГГГ совет СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> принял решение «О внесении изменений в решение Совета СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес>», включив муниципальное имущество СП, приватизация которого планируется в <адрес> году «Электросетьевое хозяйство». В данном решении не указан адрес объекта недвижимости и протяженность электрических сетей. Также в данном решении не предусмотрено преимущественное право ООО «Нур-плюс» на приобретение арендуемого имущества. Согласно Договора аренды, объект недвижимости - электросетевое хозяйство, собственником которого является сельское поселение, находится в долгосрочной аренде у ООО «Нур-плюс». В ответе на заявление о продаже муниципального имущества на правах преимущественного права покупки, администрация СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> ответила ООО «Нур-плюс» отказом. В письме от ДД.ММ.ГГГГ, администрации СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> мотивировала свой отказ тем, что на объекты электроснабжения не распространяются положения Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Также Администрация СП Краснохолмский сельсовет указала на то, что при реализации имущества необходимо руководствоваться законом о приватизации.

Истец просит суд признать незаконными решение совета СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в решение Совета СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> Республики Башкортостан» и отказ Администрации СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в преимущественном праве на приватизацию объектов электроснабжения ООО «Нур-плюс». Обязать Совет СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> внести изменения в Решение от ДД.ММ.ГГГГ, включив в условия приватизации муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества.

Директор ООО «Нур-плюс» Габдрахманов А.Г. и представитель Садыкова О.Г. в судебном заседании полностью поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить, т.к. считают, что в данном случае должен применяться Федеральный Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Глава администрации СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес>ФИО7 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, т.к. во-первых, совет СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> решает только какое имущество необходимо приватизировать, но процедуру приватизации определяет администрация СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес>, во – вторых, объекты электроснабжения подлежат приватизации на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Представитель Комитета по управлению собственностью МЗИО <адрес>ФИО8 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, т.к., положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О приватизации государственного и муниципального имущества» на объекты электроснабжения не распространяются.

Суд, выслушав директора ООО «Нур-плюс» Габдрахманов А.Г., его представителя Садыкову О.Г., главу администрации СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> Цедилкина С.В., представителя Комитета по управлению собственностью МЗИО РБ по <адрес> Нургалиева Р.Р. приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства (далее также - арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

На основании п. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

1) отношения, возникающие при отчуждении арендуемого имущества, переданного организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

2) отношения, возникающие при приватизации имущественных комплексов государственных или муниципальных унитарных предприятий;

3) недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления;

4) недвижимое имущество, которое ограничено в обороте;

5) государственное или муниципальное недвижимое имущество, если по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ опубликовано объявление о продаже такого имущества на торгах или заключен договор, предусматривающий отчуждение такого имущества унитарным предприятием.

В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости. Данное право может быть реализовано при наличии в совокупности условий, предусмотренных этой статьей, в том числе, если:

1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 названного Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 данного Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ ( в редакции от ДД.ММ.ГГГГ го) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ООО «Нур-плюс», как хозяйственный субъект, соответствует условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, о чем свидетельствуют приложенные к материалам дела учредительные документы, сведения о среднесписочной численности работников, величина выручки от реализации товаров.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения его к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

На основании ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных ст. 3 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что между СП Краснохолмский сельсовет МР (арендодатель) и ООО «Нур-плюс» (арендатор) подписан договор о передаче объектов электросетевого хозяйства, без права выкупа от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: <адрес>, для использования в целях электроснабжения <адрес>. Согласно п. 1.2. настоящий договор действует с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и надлежащим образом зарегистрирован в отделе филиала ФГПУ «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии ДД.ММ.ГГГГ за .

По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель передал, а арендатор принял имущество, указанное в приложении к договору №с 11-13 от ДД.ММ.ГГГГ. При этом арендуемое ООО «Нур-плюс» электрохозяйство ( линий электропередач 6-0,4 кВ, трансформаторные пункты (ТП 6/0,4 кВ)) являются недвижимым имуществом, находятся на праве собственности ответчика СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес>, о чем имеются в деле копии свидетельства о государственной регистрации права, всего 36 штук.

ООО «Нур-плюс» обратилось в администрацию СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> с заявлением о продаже муниципального имущества на правах преимущественного права покупки.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года , администрация СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> отказала в реализации преимущественного права на приобретение ООО «Нур-плюс» арендованного муниципального имущества.

На основании ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ (в ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», согласно учредительным документам, ООО «Нур-плюс», как хозяйствующий субъект, соответствует условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как следует из материалов дела, одним из оснований для отказа в предоставлении ООО «Нур-плюс» преимущественного права выкупа арендуемого имущества послужило то, что объекты электроснабжения подлежат приватизации на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

На основании ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», далее Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ, объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

Согласно ч. 1 ст. 30.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ, объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).

Условием эксплуатационных обязательств в отношении указанного в п. 1 настоящей статьи имущества является обязанность поставлять потребителям и абонентам товары, оказывать услуги по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и обеспечивать возможность получения потребителями и абонентами соответствующих товаров, услуг, за исключением случаев, если прекращение или приостановление предоставления потребителям товаров, услуг предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3).

Исходя из пунктов договора о передаче объектов электросетевого хозяйства, без права выкупа, от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Нур-плюс» (арендатор), обязаны:

п. 2.1. - использовать арендуемые объекты исключительно в целях электроснабжения <адрес>;

п. 2.2.4 – обеспечивать сохранность инженерных сетей, коммуникаций и оборудования;

п. 2.2.6 – своевременно, за свой счет, своими силами и материалами в определенные сроки, производить текущий и капитальный ремонты арендуемого объекта;

п. ДД.ММ.ГГГГ – осуществлять содержание и эксплуатацию имущества в соответствии с требованиями надзорных и контролирующих органов, отраслевых норм и правил технической эксплуатации, установленных для вида переданного имущества;

- п. ДД.ММ.ГГГГ – обеспечивать бесперебойное электроснабжение потребителей <адрес>

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 30.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ условия инвестиционных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства определяются утвержденной в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» инвестиционной программой субъекта электроэнергетики.

Истцом представлены приказы Министерства промышленности и инновационной политики РБ –О, от ДД.ММ.ГГГГ и -О, от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, были утверждены инвестиционные программы ООО «Нур-плюс», соответственно на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы.

В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в данном случае не противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а дополняет его и соответственно ООО «Нур-плюс» при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуется преимущественным правом на приобретение такого имущества, а значит административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ООО «Нур-плюс» к администрации СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> о признании незаконным решение совета СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> Республики Башкортостан» и отказ администрации СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в преимущественном праве на приватизацию ООО «Нур-плюс» объектов электроснабжения, расположенные по адресу: РБ, <адрес>, удовлетворить.

Признать незаконными решение совета СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес>».

Признать незаконным отказ Администрации СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в преимущественном праве ООО «Нур-плюс» на приватизацию объектов электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: <адрес>.

Обязать Совет СП Краснохолмский сельсовет МР <адрес> внести изменения в решение от ДД.ММ.ГГГГ, включив в условия приватизации муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, принявший решение.

Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: подпись