Дело № 2а-4353/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 декабря 2017 года г. Новороссийск
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Головина А.Ю.,
при секретаре Семененко С.А.
c участием представителя административного истца по доверенности ФИО1, представителя административных ответчиков по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Администрации МО г. Новороссийск о признании незаконными действий,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с административным иском к Администрации МО г. Новороссийск о признании незаконным решения Управления архитектуры и градостроительства Администрации МО г. Новороссийск № 15-1-2-9202/17 от 26.10.2017 г. незаконным, и обязании Администрацию МО г. Новороссийск в течение 20-дней осуществить подготовку заключения, в котором будут содержаться рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа МО г. Новороссийск в части установления зоны Ж-1 на земельный участок с кадастровым номером № расположенного по адресу <адрес>,
В обоснование требований указано, что ФИО3 приобрел два земельных участка из категории земель – земли населенных пунктов – ИЖС с приусадебным участком, расположенных по адресу <адрес>. В последующем земельные участки объединены в один с присвоением кадастрового номера №. В градостроительном плане на данный земельный участок указано, что он располагается в зоне ОД-2, в которой отсутствует такой вид разрешенного использования как строительство индивидуального жилого дома (как в основных видах, так и в условно разрешенных). В выдаче разрешения на строительство было отказано ввиду того, что строительство индивидуального жилого дома не соответствует градостроительному регламенту, установленному для данной территории. Существующая редакция ПЗЗ г. Новороссийска, которыми земельный участок с кадастровым номером № отнесен к зоне ОД-2, зона общественного центра местного значения, нарушает права собственника земельного участка. Разрешение на строительство ФИО3 не выдано. Внесение изменений в ПЗЗ г. Новороссийска является единственным способом защиты нарушенного права. Другие близлежащие земельные участки находятся в зоне Ж-1. Решением Управления архитектуры и градостроительства Администрации МО г. Новороссийск № 15-1-2-9202/17 от 26.10.2017 г. отказано в удовлетворении заявления о внесении изменений в ПЗЗ г. Новороссийска в части внесения изменений в сведения о земельной участке ФИО3 Правообладатель не имеет возможности реализовать право на строительство жилого дома. Отказ не соответствует ст. 38, 39 Решения городской думы МО г. Новороссийск от 23.12.2014 г. № 439 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск».
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации МО г. Новороссийск.
От административных ответчиков поступил письменный отзыв на административный иск, в которых просит в удовлетворении иска отказать. В обоснование указано, что ПЗЗ г. Новороссийска соответствуют утвержденному на территории МО г. Новороссийск генеральному плану. ФИО3 является собственником земельного участка, который приобретен в 2016 году, однако генеральный план городского округа МО г. Новороссийск утвержден решением Городской Думы 22.11.2011 г. Градостроительное законодательство исходит из того, что территориальное планирование, предусмотренное генеральным планом, учитывается при подготовки ПЗЗ. При этом градостроительное законодательство не содержит императивной нормы, обязывающей уполномоченный орган утверждать ПЗЗ в соответствии с генеральным планом.
В судебном заседании представитель административного истца подтвердил доводы, изложенные в иске, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административных ответчиков возражала против удовлетворения иска. Дополнительно пояснила, что заключение о внесении изменений в ПЗЗ готовит специальный орган – комиссии, а не администрация г. Новороссийска.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) … органа государственной власти…, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 24.11.2016 г. ФИО3 является собственником земельного участка площадью 960 кв.м. с кадастровым номером № адресу г. <адрес>, с видом разрешенного использования – индивидуальные жилые дома с приусадебным участком.
Постановлением Администрации МО г. Новороссийск № 2328 от 13.03.2017 г. утвержден градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером №
В градостроительном плане на данный земельный участок указано, что он располагается в зоне ОД-2, в которой отсутствует такой вид разрешенного использования как строительство индивидуального жилого дома (как в основных видах, так и в условно разрешенных).
Сообщением Управления архитектуры и градостроительства Администрации МО г. Новороссийск № 15-1-2-7087/17 от 24.08.2017 г. ФИО3 отказано во несении изменений в Градостроительный план г. Новороссийска.
Решением Управления архитектуры и градостроительства Администрации МО г. Новороссийск № 15-1-2-9202/17 от 26.10.2017 г. отказано в удовлетворении заявления о внесении изменений в ПЗЗ г. Новороссийска в части внесения изменений в сведения о земельной участке ФИО3
Ссылаясь на то, что в выдаче разрешения на строительство отказано ввиду того, что строительство индивидуального жилого дома не соответствует градостроительному регламенту, установленному для данной территории, существующая редакция ПЗЗ г. Новороссийска, которыми земельный участок с кадастровым номером № отнесен к зоне ОД-2, зона общественного центра местного значения, нарушает права собственника земельного участка, другие близлежащие земельные участки находятся в зоне Ж-1, ФИО3 обратился в суд настоящим иском.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
В частности, статья 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает создание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, после чего глава местной администрации обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения о подготовке проекта.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент.
Полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки статья 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации наделяет представительные органы местного самоуправления (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон от физических или юридических лиц в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 2 части 2, пункт 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Данное предложение согласно части 4 статьи 33 названного кодекса в течение 30 дней подлежит рассмотрению комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая направляет главе местной администрации заключение о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных выше норм следует, что возможность утверждения представительным органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур. Возложение на орган местного самоуправления обязанности внести изменения в нормативный правовой акт по вопросу, отнесенному к его компетенции, в судебном порядке, противоречит принципу разделения властей.
Предметом требований административного истца является внесение изменений в названные выше ПЗЗ г. Новороссийска приобретенного им земельного участка и территориальной зоны, в границах которой он расположен – с ОД-2 на Ж-1.
Схемой функционального зонирования генерального плана городского округа МО г. Новороссийск, утв. Решением городской думы Мо г. Новороссийск от 22.11.2011 г. № 158 земельный участок с кадастровым номером № отнесен к зоне делового, общественного и коммерческого назначения.
В соответствии с ПЗЗ г. Новороссийска спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне ОД-2.
Зона общественного центра местного значения выделена для обеспечения правовых условий формирования местных (локальных) центров с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения.
Рассмотрение вопросов по внесению изменений в схему градостроительного зонирования отнесены к компетенции Комиссии по подготовке проекта ПЗЗ г. Новороссийска.
Согласно решению Управления архитектуры и градостроительства Администрации МО г. Новороссийск № 15-1-2-9202/17 от 26.10.2017 г. вопрос об изменении границ территориальной зоны ОД-2 для земельного участка с кадастровым номером № рассмотрен на заседании Комиссии по подготовке проекта ПЗЗ г. Новороссийска. По результатам рассмотрения принято решение отклонить предложение ФИО3 об изменении границ зоны ОД-2 ввиду несоответствия положениям функционального зонирования Генерального плана МО г. Новороссийск.
Таким образом, оспариваемое решение Управления архитектуры и градостроительства Администрации МО г. Новороссийск № 15-1-2-9202/17 от 26.10.2017 г. является законным и обоснованным, поскольку принято на заседании комиссии по результатам рассмотрения предложения ФИО3 об изменении границ территориальной зоны ОД-2 в отношении земельного участка с кадастровым номером №
Предложение ФИО3 об изменении границ зоны ОД-2 не соответствует положениям функционального зонирования Генерального плана МО г. Новороссийск.
Суд приходит к выводу, что ПЗЗ г. Новороссийска соответствуют утвержденному на территории МО г. Новороссийск генеральному плану.
Градостроительное законодательство исходит из того, что территориальное планирование, предусмотренное генеральным планом, учитывается при подготовки ПЗЗ. При этом градостроительное законодательство не содержит императивной нормы, обязывающей уполномоченный орган утверждать ПЗЗ в соответствии с генеральным планом.
Доводы административного иска о том, что существующими правилами ПЗЗ г. Новороссийска нарушаются права ФИО3 на строительство индивидуального жилого дома, подлежат отклонению судом, поскольку ПЗЗ г. Новороссийска обязаны обеспечивать не только частные интересы собственников земельных участков, но и публичные интересы, связанные с возможностью использования земельных участков в пределах муниципального образования в соответствии с потребностями и нуждами населения.
Сам по себе факт приобретения административным истцом земельного участка и его желание осуществить на нем строительство индивидуального жилого дома не могут ущемлять права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Кроме того, ФИО3 является собственником земельного участка, который приобретен в 2016 году, однако генеральный план городского округа МО г. Новороссийск утвержден решением Городской Думы 22.11.2011 г.
Таким образом, предусмотренные нормативными актами основания для изменения границ территориальной зоны ОД-2 для земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют. Требование административного истца об обязании администрацию г. Новороссийска подготовить заключение с рекомендациями о внесении изменений в ПЗЗ противоречит ст. 33 Градостроительного кодекса РФ, поскольку такое заключение готовит специально созданная комиссия, а не администрация г. Новороссийска.
В связи с чем, оспариваемый отказ является законным, административный иск ФИО3 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
ФИО3 в удовлетворении административного иска о признании незаконным решения Управления архитектуры и градостроительства Администрации МО г. Новороссийск № 15-1-2-9202/17 от 26.10.2017 г. незаконным, обязании Администрацию МО г. Новороссийск в течение 20-дней осуществить подготовку заключения, в котором будут содержаться рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа МО г. Новороссийск в части установления зоны Ж-1 на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>
ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Полный текст решения изготовлен 04.12.2017 года.