Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 26 июля 2019 года
Дзержинский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Гринченко Е.В.,
При секретаре Тонконоговой А.И.
С участием административного истца ФИО1 и её представителя ФИО2
Представителя административного ответчика ФИО3,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к администрации <адрес> о признании незаконным решения о возврате уведомления об окончании строительства индивидуального жилого дома, возложении обязанностей по устранению допущенных нарушений,
Установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес><адрес>, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГг. приобретал в собственность недостроенный индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Разрешение на строительство данного дома было получено предыдущим собственником ФИО4, что подтверждается постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №.
В марте 2019 г. строительно дома было завершено, и в соответствии с ч.16 ст.55 Градостроительного кодекса РФ в администрацию было направлено уведомление об окончании строительства. Однако указанное уведомление и приложенные к нему документы письмом от ДД.ММ.ГГГГг. были оставлены без рассмотрения и возвращены в адрес административного истца.
Указанное решение административный истец считает незаконным, поскольку в 1999г. выдача разрешений на строительство и приемка индивидуальных жилых домов производилась в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №, которым утверждался Порядок строительства и приемки в эксплуатацию индивидуальных жилых домов на территории <адрес>. Согласно п.1.2 указанного Порядка, застройщик обязан приступить к строительству жилого дома и завершить его в сроки, определенные местными органами самоуправления в договоре о возведении индивидуального жилого дома или в разрешении на строительство, выдаваемом местными органами Госархстройнадзора. Постановлением администрации <адрес><адрес>ДД.ММ.ГГГГг. № «Об изменении проекта индивидуального жилого <адрес> в <адрес>» не содержит срока окончания строительства, в связи с чем ссылка административного ответчика на 10-летний срок действия разрешения на строительство индивидуальных жилых домов, предусмотренный Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004г. №ФЗ является необоснованным. Ссылка административного ответчика на ч.17 ст.55 ГрК РФ, как основание для возврата уведомления введена в действие ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ№ №340-ФЗ лишь 3.08.2018г. При этом, пунктом 4 ст.16 вышеуказанного Закона предусмотрено, что если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. Поскольку разрешение на строительство было получено ДД.ММ.ГГГГг., то есть до вступления в силу Федерального закона №340-ФЗ, то получение разрешения на ввод данного дома в эксплуатацию не требуется. В связи с чем, административным ответчиком были нарушены требования п.4 ст.16 Федерального закона №340-ФЗ, ч.ч.18-21 ст.55 ГрК РФ, поскольку возврат уведомлений об окончании строительства домов, разрешение на строительство которых получено до вступления в силу данного закона, не предусмотрен.
В связи с чем, просила обязать администрацию <адрес><адрес> рассмотреть уведомление об окончании строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с действующим градостроительным законодательством.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнила заявленные требования, просила признать незаконным решение администрации <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. о возврате уведомления об окончании строительства индивидуального жилого дома и обязать рассмотреть уведомление об окончании строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с действующим законодательством со дня его получения.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и её представитель по доверенности ФИО2 на удовлетворении административного иска настаивали. Пояснили, что обжалуемым решением нарушены права административного истца на введение дома в эксплуатацию.
Представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, полагал в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административный иск.
Суд, выслушав мнение участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По настоящему делу судом установлено.
С ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № с разрешенным видом использования – для эксплуатации индивидуального жилого дома, и незавершенного строительством индивидуального жилого дома, площадью застройки 98%, расположенного по адресу: <адрес>.
Из пояснений административного истца следует, что разрешение о строительстве индивидуального жилого дома ею не получалось, уведомление о начале строительства в администрацию района она не подавала, в марте 2019 года строительство индивидуального жилого дома было завершено.
ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 подала в администрацию <адрес> уведомление об окончании строительства индивидуального жилого дома, в котором в качестве цели подачи уведомления указала – реконструкцию, сведения о площади застройки – 223,1 кв.м. К указанному уведомлению были приложены выписки из ЕГРН о принадлежности земельного участка и незавершенного строительства индивидуального жилого дома, разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ., проектная документация (архитектурная часть).
Решением от ДД.ММ.ГГГГг. № оформленным в виде письма, администрация <адрес><адрес> возвратила поданное ФИО1 уведомление без рассмотрения на основании ч.17 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, в связи с ненаправлением уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Суд считает, что решение администрации <адрес><адрес> о возврате уведомления законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно п 5.1 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений.
В силу п. 5.1 ч. 2 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, как предусмотрено ч. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № был утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности".
В соответствии с Административным регламентом муниципальная услуга предоставляется администрацией <адрес> в лице администрации районов <адрес>
Пунктом 2.3 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления муниципальной услуги является:
- выдача уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 591/пр "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома" (далее - уведомление о соответствии объекта);
- выдача уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 591/пр.
Пунктом 2.9 предусмотрены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, к которым отнесены:
- отсутствие в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных пунктом 2.7 настоящего раздела, или документов, предусмотренных абзацами третьим - шестым пункта 2.6 настоящего раздела, за исключением документов, которые запрещается требовать от заявителя, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления Волгограда, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и <адрес>, муниципальными нормативными правовыми актами Волгограда;
- наличие в представленных документах недостоверной информации;
- поступление уведомления об окончании строительства после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялось строительство объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Согласно ч.16 ст.55 ГрК РФ в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции подает в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства или реконструкции (далее - уведомление об окончании строительства).
Уведомление об окончании строительства должно содержать:
- сведения, которые были указаны в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта;
- сведения о параметрах построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства;
- сведения об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав на возведенные или реконструированные объекты;
- сведения о способе направления застройщику уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч.17 ст.55 ГрК РФ в случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных абзацем первым части 16 настоящей статьи, или отсутствия документов, прилагаемых к нему и предусмотренных пунктами 1 - 3 части 16 настоящей статьи, а также в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, либо уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 настоящего Кодекса), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.
Как следует из материалов дела, разрешение на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома по <адрес> в <адрес> ФИО1 не выдавалось, с уведомлением о начале строительства (реконструкции) административный истец в уполномоченный орган не подавала.
Согласно части 1 статьи 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Соблюдение требований градостроительного территориального зонирования при возведении строений на земельных участках является обязательным, с учётом принципа градостроительной деятельности, предусмотренного п.4 ст.2 ГрК РФ, которым является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Представленное постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № об изменении проекта индивидуального жилого дома, в соответствии с которым было разрешено строительство жилой и холодной пристроек к дому было выдано прежнему собственнику ФИО4 Сведений о продлении прежним собственником срока действия разрешения не имеется.
Таким образом, поскольку на момент подачи в администрацию <адрес><адрес> уведомления об окончании строительства при отсутствии ранее направленного уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, административный ответчик обоснованно возвратил ФИО1 уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
В силу положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что возвращая без рассмотрения уведомление об окончании строительства индивидуального жилого дома, администрация <адрес><адрес> действовала в пределах предоставленных полномочий, с учётом требований действующего законодательства РФ, нормы которых приведены выше и которыми руководствовался административный ответчик, принимая оспариваемое решение, не нарушая при этом прав и законных интересов административного истца.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению административного иска ФИО1
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным решения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №, оформленного в виде письма, о возврате без рассмотрения уведомления об окончании строительства индивидуального жилого дома, возложении обязанностей по рассмотрению уведомления об окончании строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с действующим градостроительным законодательством со дня его получения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Справка: решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.В. Гринченко