Дело №2а-4357/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
**.** 2016 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
судьи Емельяновой Л.В.
при секретаре Немцовой К.В.
с участием представителя административного истца - Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия ФИО1, представителя административных ответчиков - Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области о признании незаконным бездействия и обязании принять меры к сохранению объекта культурного наследия путем проведения реставрационных работ,
УСТАНОВИЛ:
Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия обратился в суд с административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области о признании незаконным бездействия по неосуществлению содержания и сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль зданий усадьбы ФИО3 XVII - XIX в. с парком» и обязании принять меры к сохранению объекта культурного наследия путем проведения реставрационных работ.
В обоснование заявленных требований указано, что в адрес Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия (далее – Комитет) поступило обращение Министерства культуры Российской Федерации (далее Минкультуры России) от **.**2015 № *** о направлении актуальной информации о состоянии всех объектов культурного наследия, входящих в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль зданий усадьбы ФИО3 XVII - XIX в. с парком», расположенного по адресу: Псковская область, Порховский район, село Волышево (далее – Памятник).
В соответствии с указанным обращением Комитетом было проведено мероприятие по государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия, посредством организации и проведения мероприятия по контролю за состоянием Памятника, в соответствии с заданием № *** от **.**2015 года. По результатам проведения мероприятия по контролю за состоянием Памятника составлен отчет № *** от **.**2015 года, который направлен в адрес Минкультуры России.
В содержании отчета был сделан вывод об аварийном состоянии объектов, входящих в состав Памятника и связанной с данным обстоятельством необходимости проведения срочных противоаварийных работ.
По результатам рассмотрения отчета Комитета, Минкультуры России направило поручение от **.**2015 года № *** о незамедлительном принятии мер по понуждению собственника Памятника к выполнению комплекса противоаварийных работ, в целях предотвращения ухудшения состояния Памятника, в связи с его крайне неудовлетворительным состоянием.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «Ансамбль зданий усадьбы ФИО3 XVII - XIX в. с парком» включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения. В состав Памятника входят 46 зданий, строений, сооружений, являющихся объектами культурного наследия: «Дом графский», сер XIX -нач. XX вв.; «Дом графини», II пол. XIX в.; «Буфет-кухня», сер. XIX в.; «Дом петербургской прислуги», II пол. XIX в.; «Флигель жилой при конюшне», сер. - II пол. XIX в.; «Конюшня главная в ограде», кон. XVIII - кон. XIX вв.; «Манеж», кон. XIX - нач. XX вв.; «Дом «английский» в ограде», I пол. XIX в.; «Дом управляющего, контора», II пол. XIX в.; Церковь Спаса, I пол. XIX в.; «Бельведер», сер. XIX в.; «Грифоны», кон. XIX - нач. XX вв.; «Школа ремесленная», кон. XIX - нач. XX вв.; «Почта», кон. XIX - нач. XX вв.; «Аптека», XIX в.; «Конюшня рабочая», II пол. XIX в.; «Овощехранилище», кон. XIX в.; «Постройка хозяйственная», XIX в.; «Дом механика», XIX в.; «Мастерские», XIX в.; «Дом садовника», кон. XIX в.; «Дом охотников», 1860 г.; «Конюшня «орловская», XIX в.; «Дом управляющего охотой», XIX - начало XX в.; «Конюшня охотничья», кон. XIX в.; «Постройка хозяйственная при фермах», II пол. XIX в.; «Фермы», II пол. XIX в.; «Псарник», сер. XIX в.; «Зверинец», XIX в.; «Двор псарный в ограде», XIX в.; «Ворота парадного въезда»; «Устои запруды», XIX в.; Пруды на Вагоще, XIX в.
«Ледник», XIX в.; «Конюшня с манежем», XIX в.; «Овчарня», XIX в.; «Дом жилой», XIX в.; «Конюшня», XIX в.; «Сарай сенной № 1», XIX в.; «Сарай сенной № 2», XIX в.; «Конюшня большая», XIX в.; «Баня», XIX в.; «Дом управляющего отделением», XIX в.; Мост, XIX в.; Ограда, XIX в.; Парк, нач. XIX в. – нач. XX в. При этом 14 указанных выше объектов в составе Памятника учитываются в реестре федерального имущества в качестве отдельных объектов, в том числе: «Дом графский», сер XIX -нач. XX вв.; «Дом графини», II пол. XIX в.; «Дом петербургской прислуги», II пол. XIX в.; «Конюшня главная в ограде», кон. XVIII - кон. XIX вв.; «Манеж», кон. XIX - нач. XX вв.; «Дом управляющего, контора», II пол. XIX в.; Церковь Спаса, I пол. XIX в.; «Конюшня рабочая», II пол. XIX в.; «Конюшня «орловская», XIX в.; «Конюшня охотничья», кон. XIX в.; «Зверинец», XIX в., «Конюшня с манежем», XIX в., «Конюшня большая», XIX в., Ограда, XIX в.
Указано, что 32 объекта в составе Памятника в реестре федерального имущества не учитываются, вместе с тем являются федеральной собственностью независимо от отсутствия надлежащего документального оформления такого права.
Исходя из положений Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (далее – Закон № 73-ФЗ) следует, что требования к содержанию и использованию Памятника (а также входящих в его состав указанных выше зданий, строений, сооружений), находящегося в федеральной собственности и не переданного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, либо не переданного в безвозмездное пользование, подлежат исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, как федеральным, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом в соответствии с Положением о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432.
Пунктом 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 года № 374 предусмотрено, что территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия собственника как в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, так и в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации. Одновременно в соответствии с п. 4.1.1. Положения территориальный орган Росимущества осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав, законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа.
Таким образом, требования к содержанию и использованию Памятника, установленные п. 1 ст. 47.3. Закона № 73-Ф3, подлежат исполнению как самим Росимуществом, так и его территориальным органом - Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области (далее – ТУ Росимущества)
В настоящее время общее состояние Памятника, его внешних и внутренних конструктивных элементов – аварийное. Отмостки на всех объектах разрушены; стены памятников либо руинированы, либо наблюдается выкрашивание кирпича лицевой кладки стен и трещины на стенах; крыши и кровельный материал памятников находятся в неудовлетворительном состоянии, на отдельных постройках крыши отсутствуют. Из-за отсутствия крыш, систем водостока и водосбора идет намокание стен и фундаментов. Состояние декора зданий аварийное, наблюдаются трещины, отслоения штукатурного слоя, выкрашивание кирпича, утрата отдельных элементов декора. Утрачены деревянные заполнения оконных и дверных проемов. Внутри зданий идет разрушение и расхищение мраморных и паркетных полов, лестниц (в доме графском) и иных уцелевших элементов интерьера и декора. Парк постепенно зарастает, утрачивается пешеходно-тропиночная сеть, аллеи, элементы благоустройства парковой архитектуры, вымирают деревья-экзоты.
Административный истец, считает, что аварийное состояние Памятника является следствием бездействия Росимущества и его территориального органа - ТУ Росимущества, которое выражается в неосуществлении расходов на содержание Памятника и поддержания его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, в непринятии безотлагательных мер по предотвращению дальнейшего разрушения Памятника, в том числе в не проведении противоаварийных работ, в порядке установленном ст. 45 Закона № 73-Ф3.
Указанное выше бездействие административных ответчиков послужило основанием для многочисленных жалоб граждан в органы прокуратуры и государственной власти. Неоднократно аварийное состояние объекта культурного наследия становилось предметом обсуждения общественности Псковской области в средствах массовой информации.
Также бездействие, влекущее разрушение Памятника, нарушает право граждан на сохранение, в том числе для потомков, исторического и культурного наследия, на доступ к культурным ценностям в неизменном виде, а также ограничивает свободу доступа граждан на территорию объектов культурного наследия вследствие аварийного состояния памятников и угрозы жизни граждан.
Кроме того, бездействие Росимущества и ТУ Росимущества заключается в том, что на объектах, входящих в состав Памятника, отсутствуют информационные надписи, при этом от подписания, направленных Комитетом технического состояния объектов охранных обязательств ответчики отказываются, а также не предпринимают действий по документальному оформлению Памятника, в соответствии с действующим законодательством и не принимают меры по передаче объекта в аренду, пользование, приватизации.
В настоящее время Памятник является федеральной собственностью, не закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не передан в аренду или безвозмездное пользование, у него отсутствует охранное обязательство.
Комитет полагает, что несмотря на то, что охранное обязательство Памятника отсутствует - это не является основанием для освобождения собственника объекта культурного наследия обеспечивать его сохранность в силу прямого указания закона.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил требования, и исходя из пп. 6 п. 6 ст. 11 Закона № 73-ФЗ, просил суд признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Псковской области в неосуществлении содержания и сохранения объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль зданий усадьбы ФИО3 XVII - XIX в. с парком» и обязать ТУ Росимущества в Псковской области принять меры к сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль зданий усадьбы ФИО3 XVII - XIX в. с парком» путем проведения реставрационных работ, в срок до двух лет включительно после вступления решения суда в законную силу, в порядке установленном ст. 45 Закона № 73-Ф3.
Представитель административного истца Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия – ФИО1 в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме, в обоснование привела доводы, изложенные в иске.
Представитель административных ответчиков – Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области ФИО2 в судебном заседании иск не признал. Указал, что согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). В силу, ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Из Постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 года № 1327, на которое ссылается административный истец, не следует, что спорный объект относится к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, и является исключительно федеральной собственностью. Таким образом, Памятник может быть учтен, как в реестре федерального имущества, так и в реестре имущества субъекта РФ или муниципального. Принимая во внимание государственную концепцию по оптимизации состава имущества государственной казны РФ, согласно которой в составе имущества казны должны учитываться объекты стратегического значения и необходимые для нужд РФ, принятие в казну РФ объектов жилого фонда не представляется целесообразным, в том числе и из-за отсутствия государственного финансирования на указанные цели. Руководствуясь поручением Президента РФ об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование условий для создания прозрачного механизма приватизации объектов культурного наследия от 10.10.2015 года № Пр-2086 в соответствии с ключевой задачей государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 года № 327, активизирована работа государства по минимизации объектов, составляющих государственную казну РФ, в том числе объектов культурного наследия. В связи с чем, Росимуществом и его территориальными органами в настоящее время в отношении объектов культурного наследия федерального значения, входящих в состав казны РФ, проводятся мероприятия по их передаче на иной уровень собственности, в частности субъектам РФ. ТУ Росимущества в Псковской области предпринимаются меры для включения объекта в план приватизации федерального имущества на 2017-2019 года. Полагает, что административным истцом, заявлены ограниченные сроки по выполнению работ, направленных на сохранность объекта культурного наследия.
Представитель заинтересованного лица – Министерства культуры РФ в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором поддержал заявленные Комитетом требования. Указал, что письмом от **.**2015 года № *** Минкультуры России запросило у Комитета актуальную информацию о состоянии объектов культурного наследия, входящих в состав «Ансамбль зданий усадьбы ФИО3 XVII - XIX в. с парком». Во исполнение указанного обращения Комитетом в адрес Минкультуры России направлен отчет № *** от **.**2015 года, составленный по результатам проведения мероприятий по контролю за состоянием Памятника, в ходе которого выявлено аварийное состояние объектов, входящих в состав Ансамбля. Рассмотрев указанный отчет, Минкультуры России направило в адрес Комитета поручение о незамедлительном принятии мер по понуждению собственника Ансамбля к выполнению комплекса противоаварийных работ, в целях предотвращения ухудшения состояния Ансамбля, в связи с его крайне неудовлетворительным состоянием. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «Ансамбль зданий усадьбы ФИО3 XVII - XIX в. с парком» включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятник государственного значения, и в силу положений Федерального закона № 73-Ф3 ответственность за состояние и сохранность объекта культурного наследия возлагается на собственника указанного объекта. Согласно с п. 3 раздела 1 Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» Памятник отнесен к федеральной собственности. При этом, право собственности Российской Федерации на Памятник в силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является юридически действительным вне зависимости от наличия или отсутствия государственной регистрации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Из Преамбулы к Федеральному закону N 73-ФЗ следует, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которые представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч. 2 ст. 33 Федерального закона №73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе принятие решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра; проведение историко-культурной экспертизы; организацию исследований, необходимых для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия, регионального органа охраны объектов культурного наследия, муниципального органа охраны объектов культурного наследия; установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима; установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места; установление особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ; установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; выдачу в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; утверждение отчетной документации о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия; обследование и фотофиксацию один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности; иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
Как установил пункт 1 ст. 40 Закона №73-ФЗ, под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу статей 6, 33 - 39 Закона №73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных, в том числе, на предотвращение разрушения объектов культурного наследия, причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, государственный контроль за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов культурного наследия; государственный учет объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра.
Положением о Государственном Комитете Псковской области по охране объектов культурного наследия, утвержденным постановлением Администрации Псковской области от 01.11.2013 года №510, установлено, что данный комитет имеет, в частности, полномочия разрабатывать проекты нормативных правовых актов области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в пределах компетенции; реализует меры по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности Псковской области; осуществляет региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия; осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; выдает письменные задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия; согласовывает проектную документацию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия; выдает письменные разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия.
Установлено, что Постановлением Совета Министров РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» от 30.08.1960 года №1327 утвержден список памятников культуры, в который включен «Ансамбль зданий усадьбы ФИО3, XVII-XIX вв., с парком» (л.д. 122-132 том 2).
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 23.07.2015 г. №1169 объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль зданий усадьба ФИО3 с парком» XVII-XIX вв., расположенный по адресу: Псковская область, Порховский район, село Волышево, зарегистрирован в едином реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер 601520265590006 (л.д. 117-118 том 2).
**.**2016 года оформлен паспорт на указанный объект культурного наследия федерального значения (л.д. 121-122).
В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Из содержания Федерального закона от 30.11.1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой ГК РФ» следует, что до принятия Федерального закона о порядке разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности действует порядок установленный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление).
В соответствии с п. 3 разд. I «Объекты, составляющие основу национального богатства страны» Приложения 1 к Постановлению установлено, что объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации отнесены исключительно к федеральной собственности.
На основании Постановления Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г. «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» Памятник является объектом культурного наследия федерального значения, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, и в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 05 декабря 1974 года № 624 «О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г. «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» принят на государственную охрану.
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ 20.02.1995 года № 176 «Об утверждении перечня объектов исторического культурного наследия федерального (общероссийского) значения» Памятник отнесен к объектам исторического и культурного наследия (общероссийского) значения.
Таким образом, в силу указанных выше положений закона, «Ансамбль зданий усадьбы ФИО3 с парком» XVII-XIX вв., отнесен к имуществу, которое находится в федеральной собственности.
Согласно 47.6. Закона № 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
Статьей 47.3. указанного Закона предусмотрено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе, права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно Положению «О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области», утверждённого приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от **.**2009 года №*** ТУ Росимущества осуществляет, в том числе полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации (л.д.139-152 том 2).
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что изложенные выше требования Закона №73-ФЗ по содержанию и использованию Памятника подлежат исполнению Росимуществом и его территориальным органом - ТУ Росимущества в Псковской области, на которое возложены полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Псковской области.
Вместе с тем, судом установлено, что установленные законом требования по содержанию и использованию Памятника административными ответчиками не исполняются.
Так, в соответствии со статьей 11 Закона №73-ФЗ Государственным комитетом Псковской области по охране объектов культурного наследия проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль зданий усадьба ФИО3» XVII-XIX вв. с парком (л.д. 16-17 том 1).
По результатам проведённых мероприятий Государственным комитетом Псковской области по охране объектов культурного наследия составлен отчет от 16.11.2015 г. №13, из которого следует, что состояние объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль зданий усадьбы ФИО3» XVII-XIX вв. с парком, расположенного по адресу: Псковская область, Порховский район, село Волышево, аварийное, и необходимо проведение срочных противоаварийных работ (л.д. 19-31 том 1).
Оценивая представленные по делу доказательства, с учетом указанных выше норм права, суд приходит к выводу, что в результате бездействия Росимущества и его территориального управления в Псковской области по содержанию памятника, невыполнения требований к его сохранению, в том числе не проведения срочных противоаварийных мероприятий и работ по реставрации, объекту культурного наследия грозит полная утрата, что является грубым нарушением законодательства об объектах культурного наследия.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия, либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Определяя срок, в течение которого административному ответчику следует исполнить постановленное судебное решение, суд полагает, что исходя из характера спорных правоотношений, а также действий, которые следует совершить административному ответчику разумным и обоснованным, является срок – 2 года, в течение которого ответчик должен произвести действия по осуществлению реставрационных работ Памятника в порядке ст. 45 Закона ФЗ-73.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Росимущества, ТУ Росимущества в Псковской области в неосуществлении содержания и сохранения объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль зданий усадьбы ФИО3, ХVII-XIX вв., с парком».
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области принять меры к сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль зданий усадьбы ФИО3, ХVII-XIX вв., с парком» путем проведения реставрационных работ, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Л.В. Емельянова
Мотивированное решение изготовлено **.** 2016 года.