ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4357/2021 от 18.03.2022 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

УИД: 16RS0049-01-2021-011269-41

Категория:3.020

Дело: № 2а-85/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2022 года город Казань

Ново-Савиновский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Федосовой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Власовой А.Н.,

с участием представителя административного ответчика – Министерства внутренних дел по Республике Татарстан - ФИО3, действующей на основании доверенности от --.--.---- г.№--,

представителя административных ответчиков - Министерства внутренних дел Российской Федерации и Управления Министерства внутренних дел России по городу Казани – ФИО4, действующей на основании доверенностей от --.--.---- г.№--, --.--.---- г.№--,

представителя административного ответчика – Государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» - ФИО5, действующей на основании доверенности от --.--.---- г.№--,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6, действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, Управлению Министерства внутренних дел России по городу Казани, Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, отделу по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел России по городу Казани, специалисту отдела по вопросам миграции Министерства внутренних дел России по городу Казани ФИО7, Государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан», Управлению Федерального казначейства по Республике Татарстан о признании незаконным действия (бездействия), возложении обязанности по устранению допущенных нарушений и взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО6 (далее – административный истец), действующая также в интересах своих несовершеннолетних детей - ФИО1., --.--.---- г. года рождения, ФИО2., --.--.---- г. года рождения, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан (далее – МВД России по Республике Татарстан), Государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» (далее – ГБУ МФЦ в РТ) об оспаривании действий. Требования мотивированы тем, что --.--.---- г. административный истец в соответствии с положениями Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Административного регламента МВД России по представлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 27 ноября 2017 года № 889, обратилась в Ново-Савиновский отдел ГБУ МФЦ в РТ с заявлениями о выдаче заграничных паспортов старого образца с предоставлением необходимого перечня документов. При приеме документов сотрудником отделения МФЦ в РТ в устном порядке сообщено заявителю о несоответствии требованиям Административного регламента фотографий, приложенных к заявлениям, а именно об отсутствии на них размытых краев по углам. По настоянию заявителя заявления были приняты, истцу выданы расписки о приеме документов. В июле 2021 года административный истец по телефону уведомлена сотрудником МФЦ в РТ об отказе в рассмотрении поданных ею заявлений и о возврате документов. --.--.---- г., явившись в отделение МФЦ в РТ, ФИО6 было предложено забрать заявления, на которых простым карандашом от руки стояла надпись «Фото большое», при этом мотивированного ответа об отказе не имелось. Отказавшись в получении данных документов, и не дождавшись какого-либо уведомления об отказе, ФИО6 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением. Неоднократно уточняя административные исковые требования, в окончательной редакции просила суд:

- признать незаконными действия Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Татарстан, Управления МВД России по городу Казани, специалиста отдела по вопросам миграции МВД России по городу Казани ФИО7 по оформлению в виде рукописного текста «Фото большое» простым карандашом на первом листе заявлений в оформлении (выдаче) заграничных паспортов старого образца на имя ФИО6, ФИО1 и ФИО2, по заявлениям, предъявленным --.--.---- г. через ГБУ МФЦ в РТ на оформление и получение (выдачу) заграничных паспортов и дачи заключения в виде выводов «Фото большое» простым карандашом на первом листе заявлений в оформлении (выдаче) заграничных паспортов старого образца на имя ФИО6, ФИО1 и ФИО2.;

- признать незаконным бездействие Управления по вопросам миграции МВД России по ... ..., Управления МВД России по городу Казани, выразившегося в неоформлении и невыдаче заявителю заграничных паспортов старого образца в установленный месячный срок по факту предъявления заявлений ФИО6, ФИО1 и ФИО2 от --.--.---- г. через ГБУ МФЦ в РТ на оформление и получение (выдачу) заграничных паспортов, с последующей передачей письменных уведомлений в Ново-Савиновский отдел ГБУ МФЦ в РТ для вручения/передачи ФИО6, ФИО1 и ФИО2;

- признать незаконным бездействие МВД России по ... ..., выразившегося в неоформлении и невыдаче заявителю заграничных паспортов старого образца в установленный месячный срок по факту предъявления заявлений ФИО6, ФИО1 и ФИО2 от --.--.---- г. через ГБУ МФЦ в РТ на оформление и получение (выдачу) заграничных паспортов с последующей передачей письменных уведомлений в Ново-Савиновский отдел ГБУ МФЦ в РТ для вручения/передачи ФИО6, ФИО1 и ФИО2.;

- обязать Управление по вопросам миграции МВД России по городу Казани, Управление МВД России по городу Казани, МВД России по Республике Татарстан рассмотреть заявления ФИО6, ФИО1 и ФИО2 о выдаче паспортов от --.--.---- г., поданные через Ново-Савиновский отдел ГБУ МФЦ в РТ, на оформление и получение (выдачу) заграничных паспортов с принятием одного из следующих результатов предоставления услуги, указанных в пункте 2.1 Административного регламента;

- признать незаконным бездействие Ново-Савиновского отдела ГБУ МФЦ в РТ о неполучении от Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Татарстан, Управления МВД России по городу Казани результатов рассмотрения заявлений при возврате заявлений и приложенных к ним документов ФИО6, ФИО1 и ФИО2 предъявленных --.--.---- г. для оказания услуги «Оформление заграничного паспорта старого образца» в виде выдачи заграничных паспортов старого образца либо письменного отказа в оформлении и выдаче заграничных паспортов, либо письменного отказа в выдаче заграничных паспортов;

- признать фотографии, предъявленные заявителями --.--.---- г. в Ново-Савиновский отдел ГБУ МФЦ в РТ с изображением ФИО6, ФИО1 и ФИО2 с заявлениями о выдаче заграничных паспортов, отвечающим требованиям пунктов 89, 89.1 - 89.8 Административного регламента;

- взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств МВД России за счет средств казны Российской Федерации и ГБУ МФЦ в РТ в пользу ФИО6 в равных долях судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей, почтовые расходы - 1550 рублей, государственную пошлину при подаче искового заявления - 900 рублей.

Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, МВД России, Управление МВД России по городу Казани, Управление по вопросам миграции МВД России по Республике Татарстан, отдел по вопросам миграции Управления МВД России по городу Казани, специалист отдела по вопросам миграции МВД России по городу Казани ФИО7, Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан, в качестве заинтересованных лиц - специалисты МФЦ в РТ ФИО8, ФИО9, ФИО10

Административный истец ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещалась судом надлежащим образом.

Представители административных соответчиков: МВД по Республике Татарстан - ФИО3, МВД России и Управления МВД России по городу Казани – ФИО4, ГБУ МФЦ в РТ ФИО5 в судебное заседание явились, с административным исковым заявлением не согласились, просили в удовлетворении требований отказать.

Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства извещались судом надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, принимая во внимание положения статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив заявленные требования и их основания, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и установив нормы права, подлежащие применению в данном деле, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Порядок оформления и выдачи документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за ее пределами, устанавливается Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

В соответствии со статьей 7 указанного Федерального закона документами, по которым граждане России осуществляют выезд за рубеж, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт.

Паспорт оформляется гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению о выдаче паспорта, поданному лично, через его законного представителя или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом и выдается гражданину Российской Федерации или его законному представителю указанными органами при личном обращении. Форма заявления о выдаче паспорта, порядок подачи заявления и фотографии в форме электронных документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также порядок выдачи паспорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, паспорт оформляется и выдается гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению, поданному лично или через его законного представителя, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел на территории Российской Федерации, а также дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации. По заявлению о выдаче паспорта, поданному через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, паспорт оформляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом и выдается заявителю в данном многофункциональном центре (статья 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ).

Приказом МВД России от 31 марта 2021 года № 186 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Административного регламента заявителями являются: гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Российской Федерации, обратившийся с заявлением о выдаче паспорта в подразделение по вопросам миграции лично или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; законный представитель - один из родителей, опекунов или попечителей гражданина, не достигшего возраста 18 лет, обратившийся с заявлением о выдаче паспорта несовершеннолетнему гражданину в отношении несовершеннолетнего гражданина со дня рождения и до достижения им 18-летнего возраста, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 29 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня подачи заявления, в том числе в форме электронного документа с использованием Единого портала, и при подаче документов на территории субъекта Российской Федерации, в котором гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства, не должен превышать один месяц (пункт 23.1 Административного регламента).

Пунктами 89-89.8 Административного регламента определены требования к фотографиям, предоставляемым заявителем, которому оформляется паспорт.

Основаниями для отказа в приеме заявления, документов и фотографии, необходимых для предоставления государственной услуги, являются, в том числе отсутствие фотографий гражданина, которому оформляется паспорт, и (или) несоответствие представленных фотографий гражданина, которому оформляется паспорт, требованиям, предусмотренным пунктом 89 Административного регламента (пункт 42.4 Административного регламента).

Аналогичные положения содержатся и пункте 3.1. Порядка (стандарта) осуществления административных процедур по услуге «Оформление и выдача паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации», разработанного на основании соглашения между ГБУ МФЦ в РТ и МВД России по Республике Татарстан от 28 октября 2019 года № MVD/С-137/19/79 и дополнительного к нему соглашения от 10 сентября 2020 года № MVD/С-90/20 (далее – Порядок).

При приеме заявления, иных документов, необходимых для выдачи паспорта, заявителю выдается справка о приеме заявления либо об отказе в приеме заявления с указанием причин отказа в случаях, предусмотренных пунктом 42 Административного регламента (пункт 104 Административного регламента)

Как установлено судом и следует из материалов дела, --.--.---- г. административный истец ФИО6 обратилась в Ново-Савиновский отдел ГБУ МФЦ в РТ с заявлениями о выдаче паспортов на себя и своих несовершеннолетних детей – ФИО1., --.--.---- г. года рождения, ФИО2--.--.---- г. года рождения (л.д. 12, 13, 15 том 1).

Данные заявления с приложенными документами: паспортом РФ, свидетельствами о рождении, документами об оплате государственной пошлины, фотографиями приняты специалистом Ново-Савиновского отдела МФЦ в РТ ФИО10, что подтверждается расписками в получении документов на оказание государственных и муниципальных услуг №№--, №--, №-- (л.д. 9, 10, 11 том 1).

Из пояснений специалиста Ново-Савиновского отдела МФЦ в РТ ФИО10 в ходе судебного заседания установлено, что при подаче заявлений ФИО6 было указано на несоответствие фотографий требованиям Административного регламента, при этом каким требованиям не соответствовали фотографии суду пояснить не смогла. Также пояснила, что по указанию руководителя Ново-Савиновского отдела МФЦ в РТ документы заявителя с пометкой «по настоянию и предупреждением о возврате» были приняты (л.д. 61, 62, 63 том 2).

В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 Порядка специалистом Ново-Савиновского отдела МФЦ в РТ ФИО8 --.--.---- г. оформлен реестр передачи документов ФИО6, ФИО1ФИО2 в подразделение по вопросам миграции Управления МВД России по Республике Татарстан (л.д. 44 том 1), о чем также подтвердила ФИО8 в ходе судебного заседания.

Согласно реестру №-- от --.--.---- г., поданные истцом документы возвращены в Ново-Савиновский отдел МФЦ в РТ с указанием в примечание «Фото не соответствует» (л.д. 60 том 1).

Из пояснений специалиста отдела по вопросам миграции МВД России по городу Казани ФИО7 установлено, что приложенные к заявлениям фотографии не соответствовали требованиям законодательства, а именно изображение лица на фотографиях превышало 80% всего изображения, в связи с чем, указав в примечание реестра «Фото не соответствует», она осуществила возврат документов заявителя в Ново-Савиновский отдел МФЦ в РТ.

Вместе с тем суд считает данные доводы административного ответчика необоснованными.

Согласно пункту 133 Административного регламента, результатом административной процедуры является принятие решения о предоставлении либо отказе в предоставлении государственной услуги.

Способом фиксации результата предоставления государственной услуги является проставление оттиска штампа об оформлении и (или) выдаче либо отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта на документе, содержащем результаты проверок (пункт 134 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 163 Административного регламента, основанием по оформлению и выдачи (направлению) заявителю уведомления об отказе в оформлении и (или) выдаче является поступление рассмотренного заявления с резолюцией об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта, а также прилагаемых к нему документов и фотографий сотруднику, ответственному за выдачу уведомления об отказе в выдаче паспорта.

Сотрудник, ответственный за выдачу уведомления об отказе в выдаче паспорта, не позднее 1 рабочего дня со дня поступления заявления с резолюцией об отказе в предоставлении государственной услуги оформляет уведомление об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта, в котором указывает статью Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ, на основании которой ограничено право гражданина на выезд из Российской Федерации, основание и срок ограничения, дату и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, принявшего на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации (пункт 164.1 Административного регламента); сообщает заявителю об отказе в выдаче паспорта и готовности уведомления об отказе в выдаче паспорта на абонентский номер устройства подвижной радиотелефонной связи (мобильный телефон) заявителя и (или) на адрес электронной почты (в случае их указания в заявлении) (пункт 164.2 Административного регламента).

Таким образом, результата предоставления государственной услуги, как возвращение заявлений о выдаче паспорта без исполнения, действующим законодательством не предусмотрено.

При таком положении, суд считает необходимым возложить на отдел по вопросам миграции Управления МВД России по городу Казани обязанность рассмотреть заявления ФИО6, ФИО1., ФИО2 о выдаче паспортов от --.--.---- г. по существу.

При этом к доводам представителя Управления МВД России по городу Казани о том, что документы необходимо было возвратить заявителю сотрудником МФЦ в РТ еще на стадии приема, суд относится критически, поскольку документы были приняты и направлены в адрес органа, компетентного рассматривать подобного рода заявления, принимать по ним решения с направлением мотивированного ответа в установленный законом срок.

Требования административного истца в части признания незаконными действий Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Татарстан, Управления МВД России по городу Казани, специалиста отдела по вопросам миграции МВД России по городу Казани ФИО7 по оформлению в виде рукописного текста «Фото большое» простым карандашом на первом листе заявлений в оформлении (выдаче) заграничных паспортов старого образца на имя ФИО6, ФИО1 и ФИО2., удовлетворению не подлежат, поскольку в судебном заседании не установлено кем сделаны эти надписи, подписи с расшифровкой того лица, кем они произведены, на заявлениях не имеется.

Оснований для удовлетворения требований административного истца в части признания незаконным бездействия Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Татарстан, Управления МВД России по городу Казани, МВД по Республике Татарстан, выразившегося в неоформлении и невыдаче заявителю заграничных паспортов старого образца в установленный месячный срок по факту предъявления заявлений ФИО6, ФИО1 и ФИО2 от --.--.---- г. и возложении обязанности рассмотреть заявления, не имеется, поскольку указанные заявления в адрес данных административных ответчиков не поступали; обязанность по рассмотрению заявлений в данном случае возложена на подразделение по вопросам миграции - отдел по вопросам миграции Управления МВД России по городу Казани.

Бездействие со стороны сотрудников Ново-Савиновского отдела ГБУ МФЦ в РТ о неполучении результатов рассмотрения заявлений при возврате документов судом также не усматривается, поскольку письменного уведомления об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта должностными лицами подразделения по вопросам миграции не выносилось, о возврате документов заявитель был уведомлен сотрудниками МФЦ в РТ, данный факт им не оспаривается, в связи с чем исковые требования в указанной части не подлежат удовлетворению.

Требование в части возложения на Ново-Савиновский отдел ГБУ МФЦ в РТ обязанности уведомить заявителей о поступлении ответов по факту рассмотрения МВД по Республике Татарстан заявлений от --.--.---- г. также не подлежит удовлетворению, поскольку судебным актом возможно понудить ответчика совершить только то действие, от совершения которого он уже уклонился. Соответственно, нельзя абстрактно понудить к исполнению обязанности исполнять требования закона в будущем, поскольку данный способ защиты действующим законодательством не предусмотрен.

Касаемо требования истца о признаний фотографий, приложенных к заявлениям о выдаче паспортов, отвечающим требованиям пунктов 89, 89.1 - 89.8 Административного регламента, то суд находит его преждевременным, поскольку государственный орган к рассмотрению заявлений по существу не приступал, какого-либо уведомления об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта по указанным основаниям им не выносилось.

При разрешении вопроса о взыскании с административных ответчиков судебных расходов на сумму 32 450 рублей суд исходит из следующего.

Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии со статьей 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся:…4) расходы на оплату услуг представителей;…6) почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами.

В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно разъяснениям, данным в пунктах 10-13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек. Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

В рассматриваемом случае требования административного истца удовлетворены только в части возложения на отдел по вопросам миграции Управления МВД России по городу Казани обязанности рассмотреть заявления ФИО6, ФИО1., ФИО2 о выдаче паспортов, следовательно, надлежащим ответчиком по заявлению о взыскании судебных расходов будет являться Управление МВД России по городу Казани.

Как следует из материалов дела, административным истцом понесены расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей.

В подтверждение понесенных расходов за услуги представителя заявителем представлены: договор возмездного оказания услуг от --.--.---- г. (л.д. 140-141 том 1), акты приема-передачи услуг от --.--.---- г., --.--.---- г. (л.д. 141 оборот, 142 том 1), расписка от --.--.---- г. (л.д. 18 том 1), дополнительное соглашение к договору возмездного оказания услуг от --.--.---- г. (л.д. 231 том 1).

Суд признает данные расходы ФИО6 необходимыми судебными расходами, связанными с защитой ей своих прав. Факт несения расходов подтверждается указанными выше материалами дела.

Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих Определениях от 17 июля 2007 года № 382-О-О, от 22 марта 2011 года № 361-О-О и др. неоднократно указывал, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Исходя из приведенных норм законодательства и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, с учетом фактических обстоятельства дела, категории и сложности спора, объема и характера действий представителя по оказанию административному истцу юридических услуг (подготовка административного искового заявления, заявлений об уточнение исковых требований), возражений представителя административных ответчиков относительно размера заявленных к возмещению судебных расходов, требований разумности и справедливости, суд полагает необходимым снизить размер подлежащих взысканию судебных расходов по оплате услуг представителя до 9 000 рублей за счет средств Управления МВД России по городу Казани.

Также с Управления МВД России по городу Казани подлежат взысканию подтвержденные представленными доказательствами почтовые расходы в размере 1550 рублей за отправку в суд и сторонам по делу: административного искового заявления (л.д. 22-32 том 1), уточненных исковых заявлений (л.д. 77-84,143-152, 233-236 том 1), а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 900 рублей (л.д. 3-5 том 1).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО6, действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по ... ..., Управлению Министерства внутренних дел России по городу Казани, Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, отделу по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел России по городу Казани, специалисту отдела по вопросам миграции Министерства внутренних дел России по городу Казани ФИО7, Государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан», Управлению Федерального казначейства по Республике Татарстан о признании незаконным действия (бездействия), возложении обязанности по устранению допущенных нарушений и взыскании судебных расходов - удовлетворить частично.

Обязать отдел по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел России по городу Казани рассмотреть заявления ФИО6, ФИО1 и ФИО2 о выдаче паспортов от --.--.---- г., поданные через Ново-Савиновский отдел Государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан».

Взыскать с Управления Министерства внутренних дел России по городу Казани судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 9 000 рублей, почтовые расходы в размере 1550 рублей, государственную пошлину при подаче искового заявления в размере 900 рублей.

В удовлетворении административного искового заявления в части:

- признания незаконными действий Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел России по Республике Татарстан, Управления Министерства внутренних дел России по городу Казани, специалиста отдела по вопросам миграции Министерства внутренних дел России по городу Казани ФИО7 по оформлению в виде рукописного текста «Фото большое» простым карандашом на первом листе заявлений в оформлении (выдаче) заграничных паспортов старого образца на имя ФИО6, ФИО1 и ФИО2, по заявлениям, предъявленным --.--.---- г. через Государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» на оформление и получение (выдачу) заграничных паспортов и дачи заключения в виде выводов «Фото большое» простым карандашом на первом листе заявлений в оформлении (выдаче) заграничных паспортов старого образца на имя ФИО6, ФИО1 и ФИО2;

- признания незаконным бездействия Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел России по Республике Татарстан, Управления Министерства внутренних дел России по городу Казани, Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, выразившегося в неоформлении и невыдаче заявителю заграничных паспортов старого образца в установленный месячный срок по факту предъявления заявлений ФИО6, ФИО1 и ФИО2 от --.--.---- г. через Государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» на оформление и получение (выдачу) заграничных паспортов с последующей передачей письменных уведомлений в Ново-Савиновский отдел Государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» для вручения/ передачи ФИО6, ФИО1 и ФИО2, возложении обязанности рассмотреть заявления о выдаче паспортов от --.--.---- г.;

- признания незаконным бездействия Ново-Савиновского отдела Государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» в неполучении от Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел России по Республике Татарстан, Управления Министерства внутренних дел России по городу Казани результатов рассмотрения заявлений при возврате заявлений и приложенных к ним документов ФИО6, ФИО1 и ФИО2, предъявленных --.--.---- г. для оказания услуги «Оформление заграничного паспорта старого образца» в виде выдачи заграничных паспортов старого образца либо письменного отказа в оформлении и выдаче заграничных паспортов либо письменного отказа в выдаче заграничных паспортов;

- возложения на Ново-Савиновский отдел Государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» обязанности уведомить заявителей о поступлении ответов по факту рассмотрения Министерством внутренних дел по Республике Татарстан заявлений от --.--.---- г.;

- признания фотографий, предъявленных заявителями --.--.---- г. в Ново-Савиновский отдел Государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» с изображением ФИО6, ФИО1 и ФИО2 с заявлениями о выдаче заграничных паспортов, отвечающим требованиям пунктов 89, 89.1 - 89.8 Административного регламента;

- взыскания судебных расходов в равных долях с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации и Государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» в пользу ФИО6 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.

Судья Федосова Н.В.

Мотивированное решение изготовлено 31 марта 2022 года.

Решение01.04.2022