Административное дело № 2а-642/2020
УИД 47RS0005-01-2019-005849-75
04 февраля 2020 года г. Выборг
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Н.
при секретаре Шадриной В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области к Отделу надзорной деятельности Выборгского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области, старшему инспектору отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области ФИО1 и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области о признании незаконным предписания об устранении нарушения требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании предписания частично недействительным.
В обоснование требований административный истец указал, что 25 июля 2019 года по результатам плановой проверки объектов защиты: населенные пункты в границах муниципального образования «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, проведенной государственным инспектором Выборгского района Ленинградской области - старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области ФИО1, в период с 11 июля по 25 июля 2019 года, в отношении администрации муниципального образования «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, было вынесено Предписание № 2-11-69-217/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Данным предписанием на администрацию муниципального образования «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области возложена обязанность, в срок до 01 мая 2020 года, устранить нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в Предписании.
Административный истец считает, что данные обязанности на администрацию МО «Рощинское городское поселение» возложены незаконно.
Здания и сооружения расположенные на территории населенных пунктов гп. Рощино, пос. Волочаевка, пос. Пушное, пос. Овсяное, пос. Цвелодубово, пос. Ганино не в полном объеме обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения из условия обслуживания одним водоисточником зданий, расположенных в радиусе 200 метров (в соответствии с требованиями норм 1 источник противопожарного водоснабжения обеспечивает пожаротушение в радиусе 200 метров).
В силу пп. 2 п. 96 Административного регламента МЧС, в предписании государственного пожарного надзора должен быть указан перечень выявленных нарушений, мест их выявления и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены.
Статьями 17, 18 ФЗ № 294 установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению только тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть обоснованными и реально исполнимыми.
Тогда как, ни в акте проверки, ни в оспариваемом пункте предписания не указано, в связи с какими обстоятельствами надзорный орган пришел к выводу о необходимости наличия источников наружного противопожарного водоснабжения именно в виде пожарных резервуаров или искусственных водоемов; каково количество пожарных гидрантов, искусственных и естественных водоисточников в данном населенном пункте, каково расстояние до данных источников наружного противопожарного водоснабжения, превышает ли данное расстояние нормативные требования и в отношении каких конкретно домов или улиц. Также акт проверки и предписание не содержит аргументированных сведений о том, что количество искусственных и естественных водоисточников, имеющихся в гп. Рощино, пос. Волочаевка, пос. Пушное, пос. Овсяное, пос. Цвелодубово, пос. Ганино, недостаточно для целей пожаротушения. Отсутствие в обжалуемом предписании указанных сведений делает его не только несоответствующим требованиям действующего законодательства Российской Федерации, но и не исполнимым.
Административный истец считает пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6 предписания № 2-11-69-217/1/1 от 25 июля 2019 года старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области ФИО1.
Пункт 7 предписания. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) не обеспечивает подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров в <...>
В качестве обоснования своих требований надзорным органом указан п. 8.17 свода правил СП 4.13130.2013.
В соответствии с п. 1.1 СП 4.13130.2013, настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Согласно приказу МЧС от 24 апреля 2013 года № 288 (в редакции приказа МЧС России от 18 июля 2013 года № 474) настоящий Свод правил введен в действие с 29 июля 2013 года.
Вместе с тем, ни в акте проверки, ни в пункте 7 обжалуемого предписания не содержится указаний на конкретные здания или сооружения не обеспеченные, по мнению надзорного органа, возможностью подъезда пожарной техники.
Указанные в п. 7 обжалуемого предписания улицы (Рубежная, ФИО2 и переулок Кузнечный) находятся в той части г.п. Рощино, где проводится застройка частными домами, подъездные пути формируются согласно планируемой и осуществляемой застройкой. Все имеющиеся и строящиеся дома на данных улицах обеспечены возможностью подъезда к ним пожарной техники на расстояние не более 50 метров. Поэтому, утверждение надзорного органа, изложенное в п.7 обжалуемого предписания, не соответствует действительности.
Указанная правовая норма не содержит обязанности обеспечивать подъезд пожарной техники к тем частям поселения (улицам), где нет построенных или строящихся зданий (сооружений).
Изложенное выше свидетельствует о незаконности пункта 7 предписания № 2-11-69-217/1/1 от 25 июля 2019 года старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области ФИО1
Пункт 8 предписания. Около имеющихся пожарных гидрантов и водоисточников, расположенных на территории Рощинского городского поселения не установлен соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий, стойкого к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации).
В силу пп.2 п. 96 Административного регламента МЧС, в предписании государственного пожарного надзора должен быть указан перечень выявленных нарушений, мест их выявления и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены.
Статьями 17, 18 ФЗ № 294 установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению только тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть обоснованными и реально исполнимыми.
Тогда как, ни акт проверки, ни обжалуемое предписание не содержит перечня водоисточников, которые не оборудованы соответствующими указателями.
В соответствии с распоряжением правительства Ленинградской области от 08 сентября 2017 года № 455-р большая часть пожарных гидрантов и других водоисточников, расположенных на территории муниципального образования «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, 26 июня 2018 года была передана в государственную собственность Ленинградской области.
С 26 июня 2018 года администрация МО «Рощинское городское поселение» не несет ответственности за содержание переданных водоисточников, в том числе обеспечение их требуемыми указателями.
Водоисточники, оставшиеся в собственности МО «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области обеспечены соответствующими указателями.
Административный истец считает пункт 8 предписания № 2-11-69-217/1/1 от 25 июля 2019 года старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области ФИО1
Пункт 9 предписания. Не в полном объеме (недостаточно) разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности. Представленная программа предусматривает в период с 2018 по 2021 год строительство пожарных водоёмов на территории администрации муниципального образования «Рощинское городское поселение». Выделение финансовых средств на устройство и содержание источников наружного противопожарного водоснабжения, не достаточно для полного обеспечения пожарной безопасности.
Пункт 2 статьи 63 ФЗ № 123, на который ссылается надзорный орган в качестве обоснования своих требований устанавливает первичные меры пожарной безопасности в виде разработки и осуществления мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Во исполнение данных требований администрацией МО «Рощинское городское поселение» разработана и утверждена (постановление от 04 октября 2018 года № 610) муниципальная программа «Безопасность муниципального образования «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области».
В рамках данной программы разработана Подпрограмма «Предупреждение чрезвычайных ситуаций, развитие гражданской обороны, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в МО «Рощинское городское поселение».
Целью подпрограммы является, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов муниципального образования. Сокращение материальных потерь от пожаров, создание условий для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Пропаганда знаний в области пожарной безопасности.
Общий объем финансирования на указанные цели, на период 2018 - 2022 годы составляет 16 780 700 рублей.
Вместе с тем, ни акт проверки, ни пункт оспариваемого предписания не содержит сведений, в связи с какими обстоятельствами надзорный орган пришел к выводу о недостаточности проводимых и планируемых мероприятий администрацией МО «Рощинское городское поселение» по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования й муниципальной собственности. Также надзорным органом никаким образом не аргументировано утверждение о недостаточности финансовых
Административный истец просит суд признать незаконным предписание предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области № 2-11-69-217/1/1 от 25 июля 2019 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Представитель административного истца требования поддержал.
Старший инспектор отдела надзорной деятельности Выборгского района ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО1 требования не признал.
ГУП «Леноблводоканал» в лице представителя ФИО3 требования поддержало, указав, что пунктом 8 предписания от 25 июля 2019 года установлено нарушение администрацией статей 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) и пункта 8.6 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 178.
Указанное нарушение выразилось в том, что у противопожарных водоисточников (резервуаров, гидрантов, пожарных пирсов) и по направлению к ним отсутствуют (не соответствуют) указатели направления движения к противопожарным водоисточникам повсеместно на всей территории населенных пунктов в границах муниципального образования «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации).
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности, в том числе обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Отдел надзорной деятельности Выборгского района ГУ МЧС России по Ленинградской области, Главное управление МЧС России по Ленинградской области, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили. Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Правительство Ленинградской области, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилось, просило рассмотреть дело в его отсутствие. Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Из письменного отзыва на иск следует, что пунктом 2 предписания от 15 июля 2019 года установлено нарушение администрацией статей 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 8.6 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 178.
Указанное нарушение выразилось в том, что около имеющихся пожарных гидрантов и водоисточников на территории муниципального образования «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области не установлены соответствующие указатели (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации).
Пунктом 1 Распоряжения Правительства Ленинградской области от 11 декабря 2017 года № 455-р «О принятии в государственную собственность Ленинградской области Муниципального унитарного предприятия «Водоканал Рощино» муниципального образования «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области» принято безвозмездно в государственную собственность Ленинградской области Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал Рощино» муниципального образования «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области. При этом в п. 5 названного распоряжения указано, что право хозяйственного ведения на имущество, принадлежащее предприятию, сохраняется в соответствии со ст. 300 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Впоследствии в связи с реорганизацией ГУП «Водоканал Ленобласти» в форме присоединения к нему ГУП ЛО «Водоканал Рощино» все имущественные и неимущественные права последнего перешли к ГУП «Водоканал Ленобласти».
Вместе с тем согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности, в том числе обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Федерального закона № 123-ФЗ.
Статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичными мерами пожарной безопасности являются, в частности, реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Следовательно, одной из первичных мер пожарной безопасности является разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
26 июня 2019 года издано распоряжение № 2-11-39-217 о проведении на территории МО «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области проверки соблюдения требований пожарной безопасности в период со 02 июля по 29 июля 2019 года.
25 июля 2019 года составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 2-11-69-217. С актом проверки ознакомлен заместитель главы администрации МО «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области 25 июля 2019 года, копию акта была вручена.
25 июля 2019 года, по результатам плановой проверки, проведенной старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области (далее - надзорный орган) ФИО1 было вынесено Предписание № 2-11-69-217/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Данным предписанием на администрацию МО «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области возложена обязанность, в срок до 01 мая 2020 года, устранить нарушение требований пожарной безопасности, изложенные в Предписании, а именно:
Пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6 Здания и сооружения расположенные на территории населенных пунктов гп. Рощино, пос. Волочаевка, пос. Пушное, пос. Овсяное, пос. Цвелодубово, пос. Ганино не в полном объеме обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения из условия обслуживания одним водоисточником зданий, расположенных в радиусе 200 метров (в соответствии с требованиями норм 1 источник противопожарного водоснабжения обеспечивает пожаротушение в радиусе 200 метров).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Как указано в ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.
Как следует из Свода правил 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменениями № 1):
9.1. Емкости в системах водоснабжения в зависимости от назначения должны включать регулирующий, пожарный, аварийный и контактный объемы воды.
9.2. Пожарный объем воды надлежит предусматривать в случаях, когда получение необходимого количества воды для тушения пожара непосредственно из источника водоснабжения технически невозможно или экономически нецелесообразно.
9.3. Пожарный объем воды в резервуарах должен определяться из условия обеспечения: пожаротушения из наружных гидрантов и внутренних пожарных кранов согласно пп. 5.1 - 5.9, 5.12 - 5.15, 6.1 - 6.3; специальных средств пожаротушения (спринклеров, дренчеров и др., не имеющих собственных резервуаров) согласно пп. 5.10 и 5.11; максимальных хозяйственно-питьевых и производственных нужд на весь период пожаротушения с учетом требований п. 5.13.
9.4. Водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
При определении пожарного объема воды в резервуарах допускается учитывать пополнение его во время тушения пожара, если подача воды в них осуществляется системами водоснабжения I и II категорий.
9.5. Пожарный объем воды в баках водонапорных башен должен рассчитываться на тушение одного пожара снаружи здания и внутри здания в течение десяти минут при одновременном наибольшем расходе воды на другие нужды.
При обосновании допускается хранение в баках водонапорных башен полного пожарного объема воды, определенного по п. 9.3.
9.6. При подаче воды по одному водоводу в емкостях следует предусматривать дополнительный объем воды на пожаротушение в размере, определенном согласно п. 9.3.
Дополнительный объем воды на пожаротушение допускается не предусматривать при длине одной линии водовода не более 500 м для поселений с числом жителей до 5000 чел., а также для объектов экономики при расходе воды на наружное пожаротушение не более 40 л/с.
9.7. Общее количество резервуаров одного назначения в одном водопроводном узле должно быть не менее двух.
Во всех резервуарах в узле наинизшие и наивысшие уровни пожарных, аварийных и регулирующих объемов должны быть соответственно на одинаковых отметках.
При выключении одного резервуара в остальных должно храниться не менее 50% пожарного и аварийного объемов воды.
Оборудование резервуаров должно обеспечивать сохранность пожарного объема воды, а также возможность независимого включения и опорожнения каждого резервуара.
Устройство одного резервуара допускается в случае отсутствия в нем пожарного и аварийного объемов.
9.8. Хранение пожарного объема воды в специальных резервуарах или открытых водоемах допускается для предприятий и населенных пунктов, указанных в примеч. 1 к п. 4.1.
9.9. Объем пожарных резервуаров и искусственных водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно пп. 5.2 - 5.8 и 6.3.
К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин.
У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.
9.10. Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.
Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п. 9.11, при этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.
9.11. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.
Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.9 настоящего свода правил.
Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.
9.13. Если непосредственный забор воды из пожарного резервуара или водоема автонасосами или мотопомпами затруднен, надлежит предусматривать приемные колодцы объемом 3 - 5 м3.
Аналогичные нормы были предусмотрены и СНИП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».
Согласно п. 9.27 СНИП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» хранение пожарного объема воды допускается в специальных резервуарах или открытых водоемах.
В силу п. 9.28. СНИП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров.
Объем открытых водоемов необходимо рассчитывать с учетом возможного испарения воды и образования льда. Превышение кромки открытого водоема над наивысшим уровнем воды в нем должно быть не менее 0,5 м.
К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин.
Как указано в п. 9.29. СНИП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.
Расстояние между пожарными резервуарами или водоемами следует принимать согласно п.9.30, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.
Пунктом 9.30. СНИП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» предусмотрено, что пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от типа мотопомп.
Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п.9.32.
Расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.
В пункте 9.31. СНИП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» указано, что подачу воды для заполнения пожарных резервуаров и водоемов следует предусматривать по пожарным рукавам длиной до 250 м, а по согласованию с органами Государственного пожарного надзора - длиной до 500 м.
Как указано в п. 9.32. СНИП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», если непосредственный забор воды из пожарного резервуара или водоема автонасосами или мотопомпами затруднен, надлежит предусматривать приемные колодцы объемом 3-5 м.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Административный ответчик должен предоставить доказательства соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пункт 7 предписания «планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) не обеспечивает подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров в <...> суд считает не соответствующим требованиям действующего законодательства.
09 января 2020 года проведен осмотр пожарных водоисточников на территории, расположенной по адресу: <...>. В ходе осмотра установлено, что имеется два пожарных водоема, кран для аварийного забора из системы центрального водоснабжения, имеются подъезды к пожарным водоемам, препятствий и ограничений для забора воды спецтехникой не выявлено. Лицо, обратившееся с жалобой на отсутствие подъездов и пожарных водоисточников, отказалось от жалобы.
Соответственно, требования пункта 7 предписания не основаны на нормах права.
Пункт 9 предписания «не в полном объеме разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности. Программа по обеспечению пожарной безопасности на территории МО «Рощинское городское поселение» не достаточна для обеспечения пожарной безопасности» суд считает несоответствующим требованиям законодательства.
02 апреля 2012 года постановлением № 86 утверждено Положение о добровольной пожарной охране при администрации МО «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области.
16 декабря 2013 года постановлением № 456 утверждено Положение о спасательных службах МО «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области.
25 октября 2017 года постановлением № 472 утвержден перечень первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов.
Постановлением № 40 от 26 февраля 2014 года утверждено Положение о порядке обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории МО «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, Порядок финансирования из бюджета расходов на обеспечение первичных мер пожарной безопасности, Основные требования к видам, содержанию и изложению инструкций (положений) о мерах пожарной безопасности в муниципальных организациях.
25 октября 2017 года постановлением № 474 утверждены меры по предупреждению и тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах сельского хозяйства и предупреждению гибели людей от пожаров.
Постановлением № 475 от 25 октября 2017 года определено порядок установления, в случае повышенной пожарной опасности особого противопожарного режима в местах летнего отдыха детей.
25 октября 2017 года постановлением № 473 утверждено Положение о порядке организации и проведения пожарно-профилактической работы в жилом секторе и на объектах с массовым пребыванием людей.
22 мая 2019 года утверждена новая программа «Безопасность МО «Рощинское городское поселение»», которая предусмотрела объемы финансирования 40 163 500 руб., в том числе на 2018 год – 15 111 900 руб., 2019 год – 10 058 200 руб., 2020 год – 7 496 700 руб., на 2021 год – 7 496 700 руб..
Данной программой предусмотрена разработка проекта и установка системы оповещения населения; приобретение, установка и ограждение пожарных емкостей; приобретение подвижных пожарных мотопомп, БОП, пожарных рукавов, знаков пожарной безопасности, бензопил и бензорезов и передвижного пожарного поста для ДНП; ручная и механизированная расчистка от снега ПГ и подъездов к ПВ; опашка населенных пунктов; организация и замена неисправных ПГ; испытания пожарных гидрантов расположенных на водоотдачу.
Распоряжением от 11 марта 2019 года № 30 утвержден План привлечения сил и средств для тушения пожаров, обеспечения пожарной безопасности, ликвидации ЧС.
Распоряжением № 31 от 11 марта 2019 года разработаны меры по подготовке к весенне-летнему пожароопасному периоду 2019 года.
Постановлением № 23 от 21 января 2019 года утверждено Положение об учебно-консультационном пункте по гражданское обороне и защите населения от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах для неработающего населения МО «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области.
Постановлением № 259 от 27 мая 2019 года утверждено Положение об организации и порядке обучения населения мерам пожарной безопасности.
В администрации МО «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области ведется журнал обучения неработающего населения МО «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области в области гражданской обороны, защиты населения от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Подготовлен плана работы учебно-консультационного пункта на 2019 год по обучению неработающего населения.
На основании договора № 22 от 21 января 2019 года, заключенного между ГАУДПО «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Ленинградской области», проведено дистанционное обучение по программе «Повышение квалификации в области ГО и ЧС должностных лиц и специалистов постоянно действующих органов управления ГО и ЧС».
15 февраля 2019 года ФИО4 выдано удостоверение о прохождении указанных курсов.
Распоряжением № 25 от 06 апреля 2010 года назначен уполномоченный на решение задач в области ГО, предупреждению, ликвидации ЧС, обеспечению ПБ и безопасности людей на водных объектах. Ведется журнал учета чрезвычайных ситуаций на территории поселения. Распоряжением от 27 января 2014 года № 10 назначены лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, соблюдение противопожарного режима, наличие и сохранность первичных средств пожаротушения в здании администрации.
08 октября 2015 года между администрацией МО «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области и ООО «Рекламное агентство «ДиаДЕМА» заключен муниципальный контракт № 06/03/15, в соответствии с которым исполнитель обязуется изготовить учебно-наглядный материал для учебно-консультационного пункта для обучения неработающего населения на территории муниципального образования.
Администрацией МО «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области проведена ревизия пожарных водоисточников, составлен реестр источников, который состоит из 100 наименований. На основании акта приема-передачи от 29 июня 2019 года 60 пожарных гидрантов были переданы в государственную собственность Ленинградской области, а впоследствии во владение ГУП «Леноблводоканал».
С 01 по 03 октября 2019 года ГУП «Леноблводоканал» проведена проверка пожарных гидрантов.
19 апреля 2019 между администрацией МО «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области и ООО «Спец Предприятие ДПО» заключен договор на проведение работ по проверке системы наружного пожарного водопровода и техническому освидетельствованию пожарных гидрантов в пос. Рощино, пос. Цвелодубово, пос. Победа, пос. Пушное, а также про проверке пожарных емкостей в пос. Рощино, пос. Волочаевка, пос. Победа, пос. Лебяжье.
23 апреля 2019 года и 07 октября 2019 года ООО «Спец Предприятие ДПО» проведены испытания пожарных гидрантов на водоотдачу пос. Рощино, пос. Цвелодубово, пос. Победа, пос. Пушное, и пожарных водоемов в пос. Рощино, пос. Волочаевка, пос. Победа, пос. Лебяжье, пос. Овсяное.
23 апреля 2019 года произведен осмотр техники – пожарного оборудования в пос. Лебяжье, СНТ «Актер», «Антракт», «Лебяжье», пос. Рощино, пос. Пушное, пос. Победа, испытания пожарных гидрантов по водоотдачу пос. Рощино (четыре), пос. Победа (один), пос. Пушное (один), пос. Цвелоубово (один).
23 апреля 2019 года проведен осмотр пожарных водоемов в пос. Рощино (три), по. Победа (один), пос. Лебяжье (один), пос. Волочаевка (один), пос. Овсяное (два). Имеющиеся пожарные водоемы, находятся в исправном состоянии, полностью заполнены водой. К водоемам обеспечен свободный подъезд пожарной техники. Установлены указатели расположения и объема пожарного водоема.
28 декабря 2018 года между администрацией МО «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области и ООО «СадСервис» на работы по ручной и механизированной очистке от снега пожарных гиндрантов, подъездов к пожарным водоемам и пожарным пирсам. Срок действия контракта с 01 января по 31 марта 2019 года.
13 марта 2019 года с ООО «Фиро-О» заключен договор № 9 на выполнение работ по опашке минерализованных полос (в целях обеспечения пожарной безопасности) вокруг населенных пунктов пос. Рощино, пос. Лебяжье, пос. Победа, пос. Пушное, пос. Цвелодубово.
01 января 2019 года между администрацией и ИП ФИО5 заключен договор № 45/19 на техническое обслуживание и ремонт систем охранно-пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре на период с 01 января по 31 декабря 2019 года.
Пункт 8 предписания «У противопожарных водоисточников и по направлению к ним отсутствуют (не соответствуют) указатели направления движения к противопожарным водоисточникам повсеместно на всей территории населенных пунктов в границах муниципального образования.» суд считает не соответствующим требованиям законодательства.
Пунктом 9.9 СП 8.13130.2009 предусмотрено, что у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.
Согласно п.п. 3 п. 9.28 СНИП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ 12.4.009-83.
Как следует из материалов, большая часть пожарных гидрантов передана в собственность Ленинградской области.
В предписании не отражено, возле каких противопожарных водоисточников не установлены указатели направления движения.
Предоставленными административным ответчиком доказательствами не подтверждается, что на территории Рощинского городского поселения недостаточно источников противопожарного водоснабжения, то есть пункты 1-6 предписания «Здания и сооружения расположенные на территории населенных пунктов гп. Рощино, пос. Волочаевка, пос. Пушное, пос. Овсяное, пос. Цвелодубово, пос. Ганино не в полном объеме обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения из условия обслуживания одним водоисточником зданий, расположенных в радиусе 200 метров (в соответствии с требованиями норм 1 источник противопожарного водоснабжения обеспечивает пожаротушение в радиусе 200 метров).» следует признать незаконными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования администрации муниципального образования «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области к Отделу надзорной деятельности Выборгского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области, старшему инспектору отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области ФИО1 и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области о признании незаконным предписания об устранении нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить.
Признать предписание № 2-11-69-217/1/1 об устранение нарушений требований пожарной безопасности от 25 июля 2019 года незаконным.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2020 года.
Председательствующий подпись
Копия верна
Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева
Секретарь А.И. Коженкова
Подлинный документ находится в административном деле № 2а-642 за 2020 год в Выборгском городском суде Ленинградской области.
На _________________________решение не вступило в законную силу.
Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева
Секретарь А.И. Коженкова