ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4361/19 от 05.03.2020 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Административное дело № 2а-643/2020

УИД 47RS0005-01-2019-005888-55

05 марта 2020 года г. Выборг

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой С.Н.

при секретаре Коженковой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области к Отделу надзорной деятельности Выборгского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области, старшему инспектору отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области Дёмину Андрею Владимировичу и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области о признании незаконным предписания об устранении нарушения требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании предписания частично недействительным.

В обоснование требований административный истец указал, что 25 июля 2019 года по результатам плановой проверки объектов защиты: населенные пункты в границах муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, проведенной государственным инспектором Выборгского района Ленинградской области - старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области Дёминым Андреем Владимировичем, в период с 16 июля по 25 июля 2019 года, в отношении администрации муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, было вынесено Предписание № 2-11-69-218/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Данным предписанием на администрацию муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области возложена обязанность, в срок до 01 мая 2020 года, устранить нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в Предписании.

Административный истец считает, что данные обязанности на администрацию МО «Красносельское сельское поселение» возложены незаконно.

Здания и сооружения расположенные на территории населенных пунктов Кирилловское, Кирпичное, Климово, Коробицыно, Красносельское, Лейпясуо не в полном объеме обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения из условия обслуживания одним водоисточником зданий, расположенных в радиусе 200 метров (в соответствии с требованиями норм 1 источник противопожарного водоснабжения обеспечивает пожаротушение в радиусе 200 метров).

В силу пп. 2 п. 96 Административного регламента МЧС, в предписании государственного пожарного надзора должен быть указан перечень выявленных нарушений, мест их выявления и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены.

Статьями 17, 18 ФЗ № 294 установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению только тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть обоснованными и реально исполнимыми.

Тогда как, ни в акте проверки, ни в оспариваемом пункте предписания не указано, в связи с какими обстоятельствами надзорный орган пришел к выводу о необходимости наличия источников наружного противопожарного водоснабжения именно в виде пожарных резервуаров или искусственных водоемов; каково количество пожарных гидрантов, искусственных и естественных водоисточников в данном населенном пункте, каково расстояние до данных источников наружного противопожарного водоснабжения, превышает ли данное расстояние нормативные требования и в отношении каких конкретно домов или улиц. Также акт проверки и предписание не содержит аргументированных сведений о том, что количество искусственных и естественных водоисточников, имеющихся в Кирилловское, Кирпичное, Климово, Коробицыно, Красносельское, Лейпясуо, недостаточно для целей пожаротушения. Отсутствие в обжалуемом предписании указанных сведений делает его не только несоответствующим требованиям действующего законодательства Российской Федерации, но и не исполнимым.

Изложенное выше свидетельствует о незаконности пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 7 предписания № 2-11-69-218/1/1 от 25 июля 2019 года старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области Дёмина А.В..

Пункт 8 предписания. Не в полном объеме организовано обучение населения мерам пожарной безопасности (не в полном объеме ведется работа с неработающим населением, неблагополучными гражданами, семьями ведущими асоциальный образ жизнедеятельности). Не предоставлена программа обучения, утвержденная постановлением главы администрации МО «Красносельское сельское поселение».

Во исполнение Распоряжения главы администрации МО «Красносельское сельское поселение» от 17 февраля 2016 года № 10-р, на базе муниципального бюджетного учреждения культуры «Красносельский культурно-спортивный центр «Салют», расположенный по адресу п. Красносельское, ул. Советская, д. 9а, создан учебно-консультационный пункт по гражданской обороне чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности.

Ежегодно, главой администрации МО «Красносельское сельское поселение» утверждается расписание занятий с неработающим населением, в том числе, по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Занятия проводятся по утверждаемым план-конспектам. Ведется журнал персонального учета проведения занятий с неработающим населением МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области.

По мнению административного истца ни акт проверки, ни пункт оспариваемого предписания не содержит сведений, в связи с какими обстоятельствами надзорный орган пришел к выводу о недостаточности проводимых и планируемых мероприятий администрацией МО «Красносельское сельское поселение» по организации обучения населения мерам пожарной безопасности. Также надзорным органом никаким образом не аргументировано требование (не указана правовая норма) предоставления программы обучения населения. Административный истец считает, сто вправе самостоятельно определять порядок и способ организации обучения населения мерам пожарной безопасности.

Пункт 9 предписания. Не в полном объеме разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности. Программа по обеспечению пожарной безопасности на территории МО «Красносельское сельское поселение» не достаточна для обеспечения пожарной безопасности.

Не предусматривает выделение финансовых средств на содержание систем автоматической пожарной защиты здания администрации, не предусматривает финансовых средств на обучение населения муниципального образования «Красносельское сельское поселение» мерам пожарной безопасности, устройство и содержание источников наружного противопожарного водоснабжения, устройство разворотных площадок в тупиковых проездах.

Пункт 2 статьи 63 ФЗ № 123, на который ссылается надзорный орган в качестве обоснования своих требований устанавливает первичные меры пожарной безопасности в виде разработки и осуществления мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Во исполнение данных требований администрацией МО «Красносельское сельское поселение» разработана и утверждена (постановление от 12 ноября 2018 года № 412) муниципальная программа «Безопасность муниципального образования «Красносельское сельское поселение».

Целью программы, рассчитанной на период с 2019 по 2021 годы, является, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов муниципального образования. Сокращение материальных потерь от пожаров, создание условий для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Пропаганда знаний в области пожарной безопасности.

Программа предусматривает мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в том числе предусматривающие устройство и содержание источников наружного противопожарного водоснабжения, исходя из потребности, а также мероприятия, направленные на противопожарную пропаганду, а именно: изготовление памяток по обучению населения мерам пожарной безопасности.

Общий объем финансирования на указанные цели, с учетом софинансирования из областного бюджета, составляет 1 039 000 рублей.

Администрацией МО «Красносельское сельское поселение» заключен договор № 02/19 от 01 января 2019 года с ООО «СКВ» на проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем охранно-пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре на объекте заказчика: помещения администрации МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, п. Красносельское, ул. Советская, д.11. На выполнение необходимых работ в 2019 году, согласно п. 3.2 договора, выделено 30 000 рублей. Таким образом, утверждение надзорного органа о том, что истцом не предусмотрено выделение финансовых средств на содержание систем автоматической пожарной защиты здания администрации, является, по мнению административного истца, несостоятельным.

Вместе с тем, ни акт проверки, ни пункт оспариваемого предписания не содержит сведений, в связи с какими обстоятельствами надзорный орган пришел к выводу о недостаточности проводимых и планируемых мероприятий администрацией МО «Красносельское сельское поселение» по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и муниципальной собственности. Также надзорным органом никаким образом не аргументировано утверждение о недостаточности финансовых средств для осуществления указанных мероприятий. Кроме этого, п. 2 ст. 63 ФЗ № 123 не устанавливает требований по объему финансирования мероприятий направленных на обеспечение пожарной безопасности.

Административный истец просит суд продлить срок исполнения предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области № 2-11-69-218/1/1 от 25 июля 2019 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности до 01 мая 2022 года; признать незаконным предписание предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области № 2-11-69-218/1/1 от 25 июля 2019 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Представитель административного истца требования поддержал, просил увеличить срок исполнения требований предписания в связи с отсутствием денежных средств в бюджете поселения.

Отдел надзорной деятельности Выборгского района ГУ МЧС России по Ленинградской области и Главное управление МЧС России по Ленинградской области в лице Хабибуллина Д.Э., действующего на основании доверенности от 02 марта 2020 года, имеющего высшее юридическое образование, требования не признал, указав, что существующих в перечисленных в предписании населенных пунктах источников противопожарного водоснабжения недостаточно для пожаротушения населенных пунктов.

Старший инспектор отдела надзорной деятельности Выборгского района ГУ МЧС России по Ленинградской области Демин Андрей Владимирович, администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили. Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Правительство Ленинградской области, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилось, просило рассмотреть дело в его отсутствие. Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Из письменного отзыва на иск следует, что пунктом 2 предписания от 15 июля 2019 года установлено нарушение администрацией статей 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 8.6 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 178.

Указанное нарушение выразилось в том, что около имеющихся пожарных гидрантов и водоисточников на территории муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области не установлены соответствующие указатели (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации).

Пунктом 1 Распоряжения Правительства Ленинградской области от 11 декабря 2017 года № 674-р «О принятии в государственную собственность Ленинградской области Муниципального унитарного предприятия «Красносельское» муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области» принято безвозмездно в государственную собственность Ленинградской области Муниципальное унитарное предприятие «Красносельское» муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области. При этом в п. 5 названного распоряжения указано, что право хозяйственного ведения на имущество, принадлежащее предприятию, сохраняется в соответствии со ст. 300 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Впоследствии в связи с реорганизацией ГУП «Водоканал Ленобласти» в форме присоединения к нему ГУП ЛО «Красносельское» все имущественные и неимущественные права последнего перешли к ГУП «Водоканал Ленобласти».

Вместе с тем согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности, в том числе обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

ГУП «Леноблводоканал», будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилось, просило рассмотреть дело в его отсутствие. Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Из письменного отзыва на иск следует, что пунктом 2 предписания от 25 июля 2019 года установлено нарушение администрацией статей 4, 6, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) и пункта 8.6 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 178.

Указанное нарушение выразилось в том, что у противопожарных водоисточников (резервуаров, гидрантов, пожарных пирсов) и по направлению к ним отсутствуют (не соответствуют) указатели направления движения к противопожарным водоисточникам повсеместно на всей территории населенных пунктов в границах муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации).

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности, в том числе обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Федерального закона № 123-ФЗ.

Статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичными мерами пожарной безопасности являются, в частности, реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Следовательно, одной из первичных мер пожарной безопасности является разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

26 июня 2019 года издано распоряжение № 2-11-39-218 о проведении на территории МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области проверки соблюдения требований пожарной безопасности в период со 02 июля по 29 июля 2019 года.

25 июля 2019 года составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 2-11-69-218. С актом проверки ознакомлен заместитель главы администрации МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области 25 июля 2019 года, копию акта была вручена.

25 июля 2019 года, по результатам плановой проверки, проведенной старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области (далее - надзорный орган) Дёминым А.В. было вынесено Предписание № 2-11-69-218/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Данным предписанием на администрацию МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области возложена обязанность, в срок до 01 мая 2020 года, устранить нарушение требований пожарной безопасности, изложенные в Предписании, а именно:

Пункты 1, 3, 4, 5, 6, 7 Здания и сооружения расположенные на территории населенных пунктов Кирилловское, Кирпичное, Климово, Коробицыно, Красносельское, Лейпясуо не в полном объеме обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения из условия обслуживания одним водоисточником зданий, расположенных в радиусе 200 метров (в соответствии с требованиями норм 1 источник противопожарного водоснабжения обеспечивает пожаротушение в радиусе 200 метров).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Как указано в ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) противопожарные резервуары.

Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.

Как следует из Свода правил 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменениями № 1):

9.1. Емкости в системах водоснабжения в зависимости от назначения должны включать регулирующий, пожарный, аварийный и контактный объемы воды.

9.2. Пожарный объем воды надлежит предусматривать в случаях, когда получение необходимого количества воды для тушения пожара непосредственно из источника водоснабжения технически невозможно или экономически нецелесообразно.

9.3. Пожарный объем воды в резервуарах должен определяться из условия обеспечения: пожаротушения из наружных гидрантов и внутренних пожарных кранов согласно пп. 5.1 - 5.9, 5.12 - 5.15, 6.1 - 6.3; специальных средств пожаротушения (спринклеров, дренчеров и др., не имеющих собственных резервуаров) согласно пп. 5.10 и 5.11; максимальных хозяйственно-питьевых и производственных нужд на весь период пожаротушения с учетом требований п. 5.13.

9.4. Водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.

При определении пожарного объема воды в резервуарах допускается учитывать пополнение его во время тушения пожара, если подача воды в них осуществляется системами водоснабжения I и II категорий.

9.5. Пожарный объем воды в баках водонапорных башен должен рассчитываться на тушение одного пожара снаружи здания и внутри здания в течение десяти минут при одновременном наибольшем расходе воды на другие нужды.

При обосновании допускается хранение в баках водонапорных башен полного пожарного объема воды, определенного по п. 9.3.

9.6. При подаче воды по одному водоводу в емкостях следует предусматривать дополнительный объем воды на пожаротушение в размере, определенном согласно п. 9.3.

Дополнительный объем воды на пожаротушение допускается не предусматривать при длине одной линии водовода не более 500 м для поселений с числом жителей до 5000 чел., а также для объектов экономики при расходе воды на наружное пожаротушение не более 40 л/с.

9.7. Общее количество резервуаров одного назначения в одном водопроводном узле должно быть не менее двух.

Во всех резервуарах в узле наинизшие и наивысшие уровни пожарных, аварийных и регулирующих объемов должны быть соответственно на одинаковых отметках.

При выключении одного резервуара в остальных должно храниться не менее 50% пожарного и аварийного объемов воды.

Оборудование резервуаров должно обеспечивать сохранность пожарного объема воды, а также возможность независимого включения и опорожнения каждого резервуара.

Устройство одного резервуара допускается в случае отсутствия в нем пожарного и аварийного объемов.

9.8. Хранение пожарного объема воды в специальных резервуарах или открытых водоемах допускается для предприятий и населенных пунктов, указанных в примеч. 1 к п. 4.1.

9.9. Объем пожарных резервуаров и искусственных водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно пп. 5.2 - 5.8 и 6.3.

К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин.

У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.

9.10. Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.

Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п. 9.11, при этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.

9.11. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.

Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.9 настоящего свода правил.

Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.

9.13. Если непосредственный забор воды из пожарного резервуара или водоема автонасосами или мотопомпами затруднен, надлежит предусматривать приемные колодцы объемом 3 - 5 м3.

Аналогичные нормы были предусмотрены и СНИП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

Согласно п. 9.27 СНИП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» хранение пожарного объема воды допускается в специальных резервуарах или открытых водоемах.

В силу п. 9.28. СНИП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров.

Объем открытых водоемов необходимо рассчитывать с учетом возможного испарения воды и образования льда. Превышение кромки открытого водоема над наивысшим уровнем воды в нем должно быть не менее 0,5 м.

К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин.

Как указано в п. 9.29. СНИП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.

Расстояние между пожарными резервуарами или водоемами следует принимать согласно п.9.30, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.

Пунктом 9.30. СНИП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» предусмотрено, что пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от типа мотопомп.

Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п.9.32.

Расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.

В пункте 9.31. СНИП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» указано, что подачу воды для заполнения пожарных резервуаров и водоемов следует предусматривать по пожарным рукавам длиной до 250 м, а по согласованию с органами Государственного пожарного надзора - длиной до 500 м.

Как указано в п. 9.32. СНИП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», если непосредственный забор воды из пожарного резервуара или водоема автонасосами или мотопомпами затруднен, надлежит предусматривать приемные колодцы объемом 3-5 м.

В реестре пожарных водоисточников МО «Красносельское сельское поселение» отражено, что в пос. Кирилловское имеется подъезд к пожарному водоему, два пожарных гидранта; в пос. Коробицыно пять пожарных гидрантов; в пос. Красносельское четыре пожарных гидранта и подъезд к пожарному водоему; в пос. Кирпичное два пожарных гидранта и подъезд к пожарному водоему; в пос. Климово один пожарный гидрант и подъезд к пожарному водоему; в пос. Стрельцово подъезд к пожарному водоему; в пос. Правдино подъезд к пожарному водоему; в пос. Заводской пожарный гидрант; в пос. Вишневка подъезд к пожарному водоему.

Договором от 28 ноября 2011 года № 34, заключенному между администрацией и ИН Чугунова Е.В., подтверждается факт обустройства подъезда к пожарному водоему пос. Кирилловское.

Распоряжением от 11 декабря 2017 года № 674-р в государственную собственность правительства Ленинградской области были преданы, в том числе пожарные гидранты: в пос. Кирилловское один, в пос. Красносельское четыре, в пос. Климово один, которые впоследствии были переданы ГУП «Леноблводоканал» на основании передаточного акта от 15 июля 2018 года.

Из ответа ГУП «Леноблводоканал» от 10 января 2020 года следует, что на территории пос. Коробицыно расположено пять пожарных гидрантов (один неисправен).

По состоянию на 27 августа 2019 года администрацией проведен ряд работ для обеспечения пожарной безопасности, в том числе в пос. Кирилловское оборудован подъезд к пожарному водоему оз. Малое Кирилловское, установлен пожарный гидрант, присоединенный к системе водоснабжения, принадлежащей ОАО «РЖД», на территории пос. Кирилловское имеется воинская часть, в которой есть пожарная часть. В пос. Коробицыно установлено пять пожарных гидрантов. В пос. Кирилловское установлено четыре пожарных гидранта, имеется водонапорная башня, в МБУК ККСЦ «салют» есть место для подключения пожарного рукава. В пос. Климово установлен пожарный гидрант, имеется возможность забора воды в реке Пчелинка. В пос. Лейпясуо есть ведомственная система водоснабжения, колонка, колодец.

Предоставленным административным ответчиком доказательствами подтверждается, в том числе расчетами необходимого количества источников наружного противопожарного водоснабжения, что на территории Красносельского сельского поселения недостаточно источников противопожарного водоснабжения.

Согласно Положения о территориальном планировании МО «Красносельское сельское поселение» в 2020 году предполагается строительство пожарного депо в пос. Лейпясуо, пос. Коробицыно, пос. Кирилловское, пос. Красносельское. Однако доказательства утверждения генерального плана МО «Красносельское сельское поселение», составной частью которого является Положения о территориальном планировании, суду не предоставлено.

Количество источников зависит не от количества жителей, а от застройки населенного пункта.

Из выписки из бюджета МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 20 января 2020 года № 46 следует, что бюджет на 2019 год носит дефицитный характер.

Суд считает установленные в предписании сроки недостаточными для устранения имеющихся нарушений, так как требуют проведения соответствующих работ и значительных денежных средств. Учитывая имеющиеся доказательства, суд считает возможным установить срок устранения требований пожарной безопасности, установленных Предписанием № 2-11-69-218/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 25 июля 2019 года, до 31 декабря 2021 года.

Пункт 8 предписания. Не в полном объеме организовано обучение населения мерам пожарной безопасности (не в полном объеме ведется работа с неработающим населением, неблагополучными гражданами, семьями ведущими асоциальный образ жизнедеятельности). Не предоставлена программа обучения, утвержденная постановлением главы администрации МО «Красносельское сельское поселение».

Пункт 9 предписания. Не в полном объеме разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности. Программа по обеспечению пожарной безопасности на территории МО «Красносельское сельское поселение» не достаточна для обеспечения пожарной безопасности.

Постановлением администрации от 03 ноября 2017 года № 352 утверждено Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при администрации МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области.

Распоряжением от 01 июня 2015 года № 23-р создан учебно-консультационный пункт на территории МО «Красносельское сельское поселение», повторно на основании распоряжения от 17 февраля 2019 года № 10-р (1). Этим же распоряжением утверждено Положение о создании и оснащении учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организации их деятельности в МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области.

Постановлением от 13 апреля 2018 года № 127 утвержден порядок подготовки и обучения населения способам защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Разработаны планы-конспекты для проведения занятий с неработающим населением № 1, № 8, № 7 и № 2.

Были разработаны расписания занятий на 2018 год, 2019 год.

Ведется журнал учета проведенных занятий.

Указанные документы были направлены 25 июля 2019 года в адрес административного ответчика по электронной почте.

В связи с чем, суд считает требования, изложенные в п. 8 предписания незаконными.

Распоряжением от 13 марта 2019 года № 14-к назначен уполномоченный по вопросам ГО ЧС и ПБ. Разработана должностная инструкция уполномоченного, каковым является специалист администрации Васильев Д.С..

На основании договора № 165 от 12 апреля 2019 года, заключенного между ГАУДПО «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Ленинградской области», проведено дистанционное обучение по программе «Повышение квалификации в области ГО и ЧС должностных лиц и специалистов постоянно действующих органов управления ГО и ЧС».

31 мая 2019 года Васильеву Д.С. и Левосюк О.А. выдано удостоверение о прохождении указанных курсов.

01 января 2019 года между администрацией и ООО «СКБ» заключен договор № 02/19 на техническое обслуживание и ремонт систем охранно-пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре на период с 01 января по 31 декабря 2019 года.

22 апреля 2019 года с ООО «Фиро-О» заключен договор № 12 на выполнение работ по опашке минерализованных полос (в целях обеспечения пожарной безопасности) вокруг населенных пунктов пос. Кирилловское.

12 ноября 2018 года утверждена программа «Безопасность МО «Красносельское сельское поселение»», который предусмотрены объемы финансирования 1 433 500 руб., в том числе на 2018 год – 298 500 руб., 2019 год – 291 000 руб., 2020 год – 411 500 руб., на 2021 год – 432 500 руб..

Данной программой предусмотрено приобретение и установка пожарных гидрантов, однако не указано для каких населенных пунктов требуется приобретение гидрантов, их количество. Доказательства приобретения гидрантов в 2018 году в соответствии с указанной программой не предоставлены.

Учитывая, недостаточность внешних источников противопожарного водоснабжения, суд считает, что денежных средств, заложенных в программу недостаточно для исполнения всех пунктов указанной программы. Административный истец принимает меры для обеспечения пожарной безопасности, однако принятых мер недостаточно, и они не обеспечили наличие на территории поселения внешних источников противопожарного водоснабжения достаточных для пожаротушения перечисленных в предписании населенных пунктов.

Пункт 2 предписания. У противопожарных водоисточников и по направлению к ним отсутствуют (не соответствуют) указатели направления движения к противопожарным водоисточникам повсеместно на всей территории населенных пунктов в границах муниципального образования.

Пунктом 9.9 СП 8.13130.2009 предусмотрено, что у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.

Согласно п.п. 3 п. 9.28 СНИП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ 12.4.009-83.

Доказательства исполнения данного пункта предписания суду не предоставлены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования администрации муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области к Отделу надзорной деятельности Выборгского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области, старшему инспектору отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области Дёмину Андрею Владимировичу и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области о признании незаконным предписания об устранении нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить частично.

Установить срок устранения требований пожарной безопасности, установленных Предписанием № 2-11-69-218/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 25 июля 2019 года, до 31 декабря 2021 года.

Признать пункт 8 Предписания № 2-11-69-218/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 25 июля 2019 года незаконным.

В остальной части административных исковых требований отказать.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий подпись

Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2020 года.

Председательствующий подпись

Копия верна

Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева

Секретарь А.И. Коженкова

Подлинный документ находится в административном деле № 2а-643 за 2020 год в Выборгском городском суде Ленинградской области.

На _________________________решение не вступило в законную силу.

Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева

Секретарь А.И. Коженкова