ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4362/2021 от 03.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело № 2а-4362/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Махачкала, 22.10.2021

мотивированное: 03.11.2021

Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе судьи Чоракаева Т.Э.

при секретаре Мухтарове М.М.,

с участием представителя административного истца Рабаданова М.И. по доверенности Алигаджиева А.М.,

представителя административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы Шерипова С.И.,

представителя административного ответчика Администрации г. Махачкалы Базиева М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Рабаданова ФИО8 к Управлению имущественных и земельных отношений г. Махачкалы и Администрации г. Махачкалы о признании незаконным уведомления Управления земельных ресурсов и землеустройства г. Махачкалы от 25.08.2021 № 51.17.МФЦ-8514/21 и обязании издать постановление о предоставлении истице земельного участка по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО5 обратился в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений <адрес> и Администрации <адрес> о признании незаконным уведомления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.17.МФЦ-8514/21 и обязании издать постановление о предоставлении административному истцу земельного участка по адресу: <адрес>

Иск мотивирован тем, что административный истец является членом с/т «Перестройка-2» и обратился в Управление имущественных и земельных отношений <адрес> за оказанием муниципальной услуги: «Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» в отношении указанного земельного участка по адресу: <адрес>, приложив к заявлению все необходимые документы, однако уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ.17.МФЦ-8514/21 в предоставлении муниципальной услуги было отказано. Основание отказа: предоставлен неполный пакет документов, не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов, отсутствуют контактные сведения заявителя. Указанные основания административный истец считает незаконными, поскольку земельный участок ему предоставлен на законных основаниях, правовые основания для отказа в предоставлении земельного участка отсутствовали.

Надлежаще извещенный административный истец ФИО2 на рассмотрение дела не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО5 поддержал административный иск по изложенным в нём основаниям.

Представитель административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений <адрес>ФИО6 в суде возражал против удовлетворения административного иска, указав на то, что действия административного ответчика носили законный характер. Основания отказа в предоставлении муниципальной услуги подробно изложены в обжалуемом уведомлении.

Представитель административного ответчика Администрации <адрес>ФИО7 также возражал против удовлетворения административного иска.

В силу ст. 150 КАС РФ, с учётом сведений о надлежащем извещении неявившихся участвующих в деле лиц дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Административным истцом ФИО2 перед судом поставлены вопросы о признании незаконным уведомления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.17.МФЦ-8514/21 об отказе в предоставлении муниципальной услуги и обязании Администрации <адрес> издать постановление о предоставлении земельного участка, ранее предоставленного заявителю в садоводческом товариществе.

Как следует из материалов административного дела, административный истец обратился к административному ответчику Управлению имущественных и земельных отношений <адрес> за оказанием муниципальной услуги по предоставлению в собственность земельного участка из земель, отведенных садоводческому товариществу.

Обжалуемым уведомлением Управления имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.17.МФЦ-8514/21 в оказании услуги было отказано, при этом административный ответчик свой отказ мотивировал тем, что предоставлен неполный пакет документов, не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов, отсутствуют контактные сведения заявителя.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 139 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обжалуемое уведомление датируется ДД.ММ.ГГГГ, административный иск заявлен (направлен в суд по почте) ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, установленный ч. 1 ст. 139 КАС РФ срок обращения в суд заявителем не нарушен.

Согласно ст. 3 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» до ДД.ММ.ГГГГ члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Предоставление земельного участка в собственность гражданина в этом случае осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или его представителя.

Издание постановления о предоставлении земельного участка производится в порядке оказания гражданину муниципальной услуги.

Постановлением Администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утверждены административные регламенты предоставления муниципальных услуг МКУ <адрес> «Управление имущественных и земельных отношений города», в том числе административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и их садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям без проведения торгов на территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>».

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Отказывая административному истцу в предоставлении муниципальной услуги, административный ответчик ссылается на то, что предоставлен неполный пакет документов, не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов, отсутствуют контактные сведения заявителя.

Из представленной членской книжки садовода следует, что административный истец ФИО2, 1969 года рождения, принят в члены с/т «Перестройка-2» ДД.ММ.ГГГГ, ему предоставлен земельный участок площадью 500 кв. м. Сведения членской книжки садовода полностью соответствуют паспортным данным истца.

Согласно выписке из протокола заседания правления с/т «Перестройка» от ДД.ММ.ГГГГФИО2 выделен земельный участок . Выписка заверена печатью и подписью председателя с/т.

Распоряжением Управления по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Таким образом, имеющихся у административного истца и находящихся в распоряжении административного ответчика документов было достаточно для определения расположения земельного участка на местности и положительного решения вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» к заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином; протокол общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами данного товарищества, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

Вместе с тем, как неоднократно указывал Верховный Суд РФ, согласно положению п. 2.7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» по делам о предоставлении в собственность земельных участков в составе земель садоводческих товариществ заявитель должен представить доказательства своего членства в садоводческом товариществе и выделения ему в пользование земельного участка. К таким доказательствам членства в садоводческом товариществе относятся не исключительно протокол о принятии в члены садоводческого товарищества и распределении земельных участков, но и иные доказательства, в частности, членская книжка садовода, списки членов садоводческого товарищества, если указанные доказательства содержат всю необходимую информацию о членстве в садоводческом товариществе и предоставлении индивидуально определенного земельного участка (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-КГ18-38).

При этом законом ни один из представленных документов не отнесен к обязательным. Представляемые доказательства должны содержать всю необходимую информацию о членстве в садоводческом товариществе и предоставлении индивидуально определенного земельного участка.

Представленной членской книжкой садовода, выпиской из протокола, утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории достоверно и в достаточной степени подтверждается факт принятия административного истица в члены садоводческого товарищества «Перестройка-2», и предоставления ему индивидуально определенного земельного участка.

Между тем, указанным документам административными ответчиками какая-либо оценка не дана.

Отказывая в предоставлении муниципальной услуги, административные ответчики сослались на то, что не предоставлен неполный пакет документов, не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов, отсутствуют контактные сведения заявителя.

Между тем, административными ответчиками не принято во внимание, что в силу приведенных выше положений действующего законодательства основанием для предоставления истцу земельного участка без проведения торгов является предоставление ему данного участка в пределах садоводческого товарищества.

Несостоятелен довод обжалуемого отказа и об отсутствии контактной информации. В копии заявления, с которым истец обратился за предоставлением муниципальной услуги, указана необходимая контактная информация.

Отказывая в оказании муниципальной услуги, административный ответчик не должен был ограничиваться формальным рассмотрение заявления и отказом со ссылкой на то, что сведения об отведении единого земельного участка с/т не подтверждены.

Исследованию и оценке со стороны административных ответчиков подлежало фактическое расположение земельного участка: относится ли указанный земельный участок к землям какого-либо садоводческого товарищества.

Указанное выполнено административными ответчиками не было.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанные в обжалуемом уведомлении, не соответствует требованиям закона, само обжалуемое уведомление Управления по земельным вопросам и землеустройству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.17.МФЦ-8514/21 подлежит признанию незаконным и отмене.

Административным истцом также ставится вопрос об обязании издать постановление о предоставлении земельного участка.

Вследствие признания обжалуемого уведомления незаконным и его отмены заявление административного истца считается нерассмотренным и подлежит повторному рассмотрению.

Поскольку суд по общему правилу не должен подменять собой административный орган и осуществлять его полномочия, спорный вопрос подлежит разрешению судом по существу только в случае систематического уклонения административного ответчика от выполнения возложенных на него функций.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит частичному удовлетворению с возложением на административных ответчиков обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении муниципальной услуги.

В соответствии со ст. 147 КАС РФ суд устанавливает 15-дневный срок исполнения решения суда после его вступления в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-168 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО2 удовлетворить частично.

Признать незаконным уведомление Управления имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.17.МФЦ-8514/21.

Обязать Администрацию <адрес> и Управление имущественных и земельных отношений <адрес> и в 15-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении муниципальной услуги: «Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» в отношении указанного земельного участка по адресу: <адрес>, и направить заявителю мотивированный ответ.

В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Чоракаев Т.Э.