Дело №2а-4363/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 августа 2018 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Быстряковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Деркунской А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сергеева Бориса Викторовича к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения о приостановлении прекращения права долевой собственности, права собственности, обязании прекратить право долевой собственности, зарегистрировать право собственности на помещение (квартиру), возникающего из соглашения о реальном разделе жилого дома и прекращении долевой собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения о приостановлении прекращения права долевой собственности, права собственности, обязании прекратить право долевой собственности, зарегистрировать право собственности на помещение (квартиру), возникающего из соглашения о реальном разделе жилого дома и прекращении долевой собственности, указывая на то, что решением Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ приостановлена регистрация его права собственности на 1/3 долю помещения (квартиры) №, кадастровый №, расположенной по адресу: <адрес>, возникающего из соглашения о реальном разделе жилого дома и прекращении долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ. В досудебном порядке в апелляционной комиссии Росреестра указанное решение не обжаловалось. В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в апелляционную комиссию Росреестра в досудебном порядке обжалуются, с условием обжалования в суде только после обжалования в апелляционной комиссии, в случае приостановления кадастрового учета (если закон допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации права), или в случае приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета. В данном случае, в отношении всех помещений, указанных в соглашении, еще в 2012 году произведен кадастровый учет, помещениям присвоены кадастровые номера, а указанные помещения таким образом включены в гражданский оборот. Основанием для приостановления регистрации права Росреестр указывает невозможность государственной регистрации права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном ФЗ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»). Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2006 года № 47, также многоквартирным домом признает совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. К жилым строениям ст. 1 ФЗ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» относит строения, построенные на садовом земельном участке, огородном земельном участке или дачном земельном участке. Жилой дом, являющийся предметом раздела по соглашению располагается на земельных участках категории «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства», что не позволяет отнести его к жилым строениям. Росреестром не верно определен статус строения, являющегося предметом соглашения. Помещения, выделяемые в собственность участникам соглашения не только имеют возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов, но в настоящее время эксплуатируются и всегда эксплуатировались автономно, независимо друг от друга, как и во всяком ином многоквартирном доме. Данное обстоятельство соответствует требованию п. 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. президиумом Верховного суда РФ 30.11.2016 года, заключающегося в необходимости в целях раздела здания обеспечить физическую автономность и независимость образуемых в результате раздела объектов друг от друга. Таким образом, данное строение не является объектом индивидуального жилого строительства или жилым строением и на него не распространяется запрет на регистрацию прав, установленных ч. 7 ст. 41 ФЗ от13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Строение, расположенное по адресу: <адрес> является многоквартирным жилым домом, что подтверждается данными технического учета, проведенного ГУП МО «МОБТИ», карточками прописки, поквартирными карточками, отметками в паспортах с указанием места регистрации участников сделки.
Административный истец ФИО1 просит суд признать незаконным решение административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении прекращения права долевой собственности, права собственности; обязать административного ответчика Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области прекратить право долевой собственности зарегистрировать его право собственности на 1/3 долю помещения (квартиры) №, кадастровый №, расположенной по адресу: <адрес>, возникающего из соглашения о реальном разделе жилого дома и прекращении долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Административный ответчик Управление федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на административное исковое заявление (л.д. 64-65). Ранее в судебном заседание ДД.ММ.ГГГГ представитель административного ответчика исковые требования не признал.
Заинтересованное лицо ФИО6 в судебное заседание явилась, с административным исковым заявлением ФИО1 согласна.
Представитель заинтересованного лица ФИО5 по доверенности ФИО3 в судебное заседание явился, с административным исковым заявлением ФИО1 согласен.
Заинтересованное лицо ФИО7 в судебное заседание не явилась, о слушание дела извещалась.
С учетом мнения административного истца, заинтересованного лица ФИО6, представителя заинтересованного лица ФИО5 по доверенности ФИО3, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся административного ответчика и заинтересованных лиц ФИО7, ФИО5
Выслушав административного истца, заинтересованного лица ФИО6, представителя заинтересованного лица ФИО5 по доверенности ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно пп. 1, 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра; права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 1 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости. В реестр прав на недвижимость вносятся следующие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним: 1) вид вещного права, номер регистрации и дата государственной регистрации права; 2) сведения о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, записи о предыдущих правообладателях, а также в отношении таких лиц, являющихся физическими лицами, - страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, если такой номер присвоен в установленном порядке; 3) сведения об основании возникновения, изменения, перехода и прекращения права на объект недвижимости; 4) вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения; 5) сведения о лицах, в пользу которых установлены ограничения права или обременения объекта недвижимости, а также в отношении таких лиц, являющихся физическими лицами, - страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, если такой номер присвоен в установленном порядке; 6) основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости; 7) реквизиты, существенные условия сделки или сделок. В реестр прав на недвижимость вносятся следующие дополнительные сведения: 1) сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости лица, соответствующее право которого в Едином государственном реестре недвижимости было зарегистрировано ранее (далее - предшествующий правообладатель), о наличии судебного спора в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя или его законного представителя, о признании правообладателя недееспособным, ограниченно дееспособным (далее - записи об отметках в реестре прав на недвижимость); 2) сведения о поступлении заявлений для осуществления государственной регистрации прав, сделок с объектом недвижимости, а также о дате поступления таких заявлений; 3) сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо о несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без попечения родителей; 4) сведения об осуществлении государственной регистрации сделки или государственной регистрации прав на основании сделки, совершенных без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления в случаях, если такие сделки в силу закона не являются ничтожными; 5) размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, в том числе на земельный участок, собственников помещений в здании, если объектом недвижимости является помещение в здании, общее имущество в котором в соответствии с федеральным законом находится в общей долевой собственности собственников помещений в таком здании; 6) размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество собственников комнат в жилом помещении, если объектом недвижимости является комната; 7) адрес электронной почты и (или) почтовый адрес, по которым осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости; 8) сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд; 8.3) сведения о невозможности передачи жилого помещения в залог, аренду, обременения его иными правами, а также о невозможности его отчуждения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации"; 8.4) сведения о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с частью 15 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"; 8.5) сведения об управляющем залогом и о договоре управления залогом, если такой договор заключен для управления ипотекой; 9) иные сведения в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Одним из оснований для осуществления государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты (п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации).
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению: 1) лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права; 2) правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 3) сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 4) правообладателя объекта недвижимости - при подтверждении права на учтенный в Едином государственном реестре недвижимости объект недвижимости, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" либо возникшего в силу федерального закона; 5) нотариуса или его работника, уполномоченного в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1, при государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, либо по заявлению любой стороны нотариально удостоверенной сделки; 6) иного лица в установленных настоящим Федеральным законом случаях.
В силу ст. 18 ч. 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
На основании ч. 5 ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" у заявителя не допускается истребование дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц. Тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью. Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются: не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме; не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 29 ч. 1 приведенного закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона; 3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу п. п. 5, 7 п. 1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Статьей 27 указанного закона предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Часть 2 ст. 13 ГПК РФ устанавливает, что вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 58 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим ФЗ.
В соответствии с ч. 7 ст. 41 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном ФЗ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») не допускаются.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (ч. 1 ст. 16 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
На основании ч. 3 ст. 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Пунктами 1 - 3 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ определены следующие виды объектов капитального строительства: отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства) (п. 1); жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 2); многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 3).
Понятие "домовладение" определено в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" как жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).
Согласно п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" помещение - это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Анализируя приведенные нормы права суд первой инстанции верно расценивал часть здания как помещение (совокупность помещений), являющееся конструктивной частью здания (его частью). Часть жилого дома может быть самостоятельным объектом гражданских правоотношений при условии, если эта часть является изолированной и может эксплуатироваться отдельно от других частей жилого дома.
В соответствии с п. 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной.
Частью 8 ст. 41 Закона о регистрации установлено, что одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является соглашение о разделе объекта недвижимости - при разделе объекта недвижимости, находящегося в общей собственности нескольких лиц и судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Согласно п. 6. ст. 131 ГКРФ порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с ГК РФ Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судом установлено, что жилой дом, с кадастровым номером 50:15:0000000:10764, расположенный по адресу: <адрес> расположен на земельных участках, категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 40-42).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, ФИО7, ФИО6, ФИО5 заключено соглашение о реальном разделе жилого дома и прекращении долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, по условиям которого для цели прекращения общей долевой собственности стороны договорились произвести реальный раздел жилого дома пропорционально принадлежащим им долям в праве общей собственности с учетом износа помещений следующим образом: ФИО6 приобретает в собственность помещение (квартиру) №, кадастровый №; ФИО5 приобретает в собственность помещение (квартиру) №, кадастровый №; ФИО7 приобретает в собственность 2/3 в помещении (квартире) №, кадастровый № и ФИО1 приобретает в собственность 1/3 в помещении (квартире) №, кадастровый №. С момента государственной регистрации настоящего соглашения общая долевая собственность сторон на здание (жилой дом), кадастровый № прекращается (л.д. 51-53).
Согласно технического паспорта и справочной информации по объектам недвижимости следует, что указанный жилой дом значится объектом индивидуального жилищного строительства, в общую долевую собственность которого входят следующие помещения: жилое помещение (квартира) №, с кадастровым №; жилое помещение (квартира) №, с кадастровым номером 50:15:0000000:53794 и жилое помещение (квартира) №, с кадастровым № (л.д. 23-39, 43-50).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№, 11286, 11296, 11300 административный ответчик приостановил осуществление государственной регистрации прекращения права долевой собственности, права собственности, указав, что государственная регистрация помещений в индивидуальном жилом доме в качестве самостоятельных объектов гражданских прав противоречит действующему законодательству, а именно ч. 7 ст. 41 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (л.д. 6-9).
Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, суд полагает, что административный иск ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения о приостановлении прекращения права долевой собственности, признании права собственности, подлежит удовлетворению, поскольку объект индивидуального жилищного строительства был разделен, выделенные ФИО1, ФИО7, ФИО6 и ФИО5 по соглашению жилые помещения представляют собой изолированные части жилого дома (с отдельными входами), имеющие характеристики, позволяющие определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Помещения прошли государственный кадастровый учет с присвоением каждому жилому помещению кадастрового номера. Таким образом, в результате раздела индивидуального жилого дома могут быть образованы только самостоятельные объекты индивидуального жилищного строительства, обособленные и изолированные, отвечающие требованиям, предъявляемым к индивидуальным жилым домам, в отношении которых имеется возможность их автономной эксплуатации, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца (п. 1 ч. 3 ст. 227 КА РФ) суд считает необходимым обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области повторно в установленном порядке рассмотреть заявление административного истца ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, 11286, 11296, 11300 о прекращения права долевой собственности, права собственности.
Вместе с тем, суд не находит оснований к удовлетворению требований административного истца об обязании прекратить право долевой собственности, зарегистрировать право собственности на помещение (квартиру), возникающего из соглашения о реальном разделе жилого дома и прекращении долевой собственности, как заявленных преждевременно, поскольку проверка комплектности и содержания представленных в целях осуществления государственной регистрации прекращения права долевой собственности, регистрации права собственности является прерогативой органа-административного ответчика по делу; в рассматриваемом случае данная обязанность уполномоченным органом не была исполнена.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Административный иск ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ о приостановлении регистрации прекращения права долевой собственности, права собственности.
Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области повторно в установленном порядке рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращения права долевой собственности, права собственности.
В остальной части иска ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об обязании прекратить право долевой собственности, зарегистрировать право собственности на помещение (квартиру), возникающего из соглашения о реальном разделе жилого дома и прекращении долевой собственности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Балашихинский городской суд Московской области.
Судья О.А.Быстрякова
Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2018 года
Судья О.А.Быстрякова