Дело № 2а-4366/2019 в окончательной форме 05 августа 2019 года
78RS0014-01-2019-002729-35 28 мая 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Соколовой Е.В.,
с участием административного истца – ФИО1,
представителя административного ответчика МИФНС России № 28 по Санкт-Петербургу – ФИО2, действующей на основании доверенности №03-22/06748@ от 29.08.2018 года, сроком до 01.09.2019 года,
при секретаре Папукчи А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 28 по Санкт-Петербургу о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 28 по Санкт-Петербургу о признании действий незаконными по начислению и предъявлению к уплате налога на имущество физических лиц за налоговый период 2016-2017 г.г. в отношении «машиноместа» - 1/177 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что на основании договора о долевом участии от 15.06.2006 года №15/06/06-Г1, дополнительных соглашений от 15.06.2006 года и от 30.09.2008 года, акта приема-передачи от 18.09.2008 года является собственником 1/177 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, подвала, расположенного по адресу: <адрес>, о чем 08.09.2010 года выдано свидетельство о государственной регистрации права. Административному истцу налоговым уведомлением №76999458 от 30.09.2018 года за машиноместо начислен налог за 206-2017 г.г., при этом не была предоставлена налоговая льгота. В ответ на жалобу в МИФНС № 28, административным ответчиком предоставлен ответ, что оснований для применения льготы не имеется, поскольку нежилое здание является гаражом и самостоятельным объектом недвижимости. ФИО1 было выставлено требование №17874 от 30.01.2019 года о необходимости уплаты налога в указанном в налоговом уведомлении размере без применения налоговой льготы. Считает, что фактически владеет объектом недвижимости – машиноместом, подлежащим освобождению от налогообложения, в связи с чем незаконно лишена административным ответчиком права на налоговую льготу. Просит признать действия налогового органа незаконными.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание явилась, на требованиях настаивала, согласно доводам изложенным в административном исковом заявлении. Просила административный иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика МИФНС №28 России по Санкт-Петербургу – ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований административного истца, согласно доводам представленного возражения. Просила в административном иске отказать.
Выслушав доводы административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также их взаимосвязь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно части 5 статьи 1 указанного Закона государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного 08 сентября 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, ФИО1 на основании договора о долевом участии от 15.06.2006 года №15/06/06-Г1, дополнительных соглашений от 15.06.2006 года и от 30.09.2008 года, акта приема-передачи от 18.09.2008 года является собственником 1/177 доли в праве собственности на нежилое помещение, общей площадью 5908,3 кв.м., этаж подвал, расположенное по адресу: <адрес>
В соответствии с пп. 1.3. договора №15/06/06-Г1 о долевом участии в строительстве части нежилого помещения от 15.06.2006 года указанная доля в праве собственности на нежилое помещение предназначена для хранения автотранспортного средства.
Согласно налоговому уведомлению №76999458 от 30.09.2018 года Межрайонной ИФНС России № 28 по Санкт-Петербургу произведено начисление налога на имущество, принадлежащее ФИО1, в том числе на долю в праве собственности на нежилое помещение машино-место, расположенное по адресу: <адрес>. в размере: за 2016 год – 2 238 рублей 00 копеек, за 2017 год – 2 981 рубль 00 копеек.
Письмом Межрайонной ИФНС № 28 по Санкт-Петербургу от 30 января 2016 года ФИО1 разъяснено, что в целях уточнения сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости, следует обращаться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с соответствующими правоустанавливающими документами.
В силу статьи 400 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.
В соответствии с пп. 10 пункта 1 статьи 407 НК Российской Федерации право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
Согласно подпункту 5 пункта 4 статьи 407 НК Российской Федерации налоговая льгота предоставляется, в частности, в отношении гаража или машино-места.
В соответствии с п. 5 ст. 407 НК РФ налоговая льгота, установленная ст. 407 НК РФ не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в пп.2 п. 2 ст. 406 НК РФ (включая объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей), за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.
В случае, когда кадастровая стоимость гаража как самостоятельного объекта недвижимости составляет более 300 миллионов рублей, и он не расположен в объектах налогообложения, указанных в пп.2.п.2 ст. 406 НК РФ, основания для применения федеральной налоговой льготы отсутствуют.
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяющий понятия «машино-место», под которым понимается предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
В соответствии с частями 6.1, 6.2 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения - на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места.
Границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами). Границы машино-места на этаже (при отсутствии этажности - в здании или сооружении) устанавливаются либо восстанавливаются путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола (далее - специальные метки), до характерных точек границ машино-места (точек деления границ на части), а также расстояний между характерными точками границ машино-места. Площадь машино-места в пределах установленных границ должна соответствовать минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места, установленным органом нормативно-правового регулирования.
В силу части 3 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним были зарегистрированы доли в праве общей собственности на помещения, здания или сооружения, предназначенные для размещения транспортных средств, каждый участник общей долевой собственности вправе осуществить выдел в натуре своей доли посредством определения границ машино-места в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также зарегистрировать право собственности на машино-место. Для выдела в натуре доли в праве общей долевой собственности на помещение и регистрации права собственности на машино-место согласие иных участников долевой собственности не требуется, если участник общей долевой собственности представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, соглашение всех сособственников или решение общего собрания, определяющие порядок пользования недвижимым имуществом, находящимся в общей долевой собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК Российской Федерации, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
По смыслу приведенных выше норм права налоговый орган не вправе исчислять налог на имущество, без получения сведений об объектах недвижимости и зарегистрированных правах на имущество, предоставляемых органами, осуществляющими такую регистрацию.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются сведения о регистрации права общей долевой собственности ФИО1 на нежилое помещение 1/177 доли в праве собственности на нежилое помещение, общей площадью 5908,3 кв.м., этаж подвал, расположенное по адресу: <адрес> в свидетельстве о государственной регистрации права собственности, выданного ФИО1, объектом права указано нежилое помещение; доля ФИО1 в праве собственности на нежилое помещение не выделена и не значится в ЕГРП в качестве самостоятельного объекта недвижимости в качестве машино-места или гаража.
Согласно части 3, 5 статьи 1 Федерального закона 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Аналогичные положения содержал и Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавший до вступления в силу Федерального закона 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Условием возникновения обязанности по уплате налога на имущество является наличие зарегистрированного права собственности, в отсутствие сведений о регистрации права собственности ФИО1 на такой объект права как машино-место, следует прийти к выводу о том, что Межрайонная ИФНС России № 28 по Санкт-Петербургу правомерно произвела начисление налога на имущество, без предоставления налоговых льгот.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, необходимым основанием для признания судом действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконными, является не соответствие таких действий нормативным правовым актам и нарушение прав, свободы и законных интересы административного истца.
Согласно ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Принимая во внимание, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, спорный объект является нежилым помещением, у административного ответчика отсутствовали основания для применения при начислении административному истцу налога на имущество физических лиц за 2016-2017 г.г. льготы, предусмотренной подп. 5 п. 4 ст. 407 НК РФ.
Доводы административного истца о том, что доля нежилого помещения фактически является машино-местом, поскольку в качестве объекта налогообложения самим налоговым органом доля владения 1/177 указывается как машино-место, не свидетельствуют о незаконности действий административного ответчика, поскольку в полномочия МИФНС России № 28 по Санкт-Петербургу не входит самостоятельное определение вида недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, а в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним спорный объект учтен как нежилое помещения, доля в праве собственности на которое принадлежит ФИО1
При этом суд также принимает во внимание, что с 01.01.2017 года в соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ФИО1 не лишена права осуществить выдел в натуре своей доли в нежилом помещении посредством определения границ машино-места в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также зарегистрировать право собственности на машино-место.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия совершены административным ответчиком в полном соответствии с действующим законодательством, права и свободы административного истца не нарушают, препятствия к осуществлению его прав и свобод не создают, какую-либо обязанность на него незаконно не возлагают, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 150, 175, 177, 179, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 28 по Санкт-Петербургу о признании действий незаконными по начислению и предъявлению к уплате налога на имущество физических лиц за налоговый период 2016-2017 г.г. в отношении «машино-место» - 1/177 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Московский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Соколова