ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-436/2016 от 11.04.2016 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2016 года.

Дело № 2а-436/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар 06 апреля 2016 года

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,

при секретаре Ляпиной А.А.,

с участием представителя административного истца Вороновой А.М.,

представителя административного ответчика Шапова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» к Совету городского округа «Город Нарьян-Мар» о признании решения незаконным в части,

установил:

Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» обратилась в суд с административным иском к Совету городского округа «Город Нарьян-Мар» о признании решения незаконным в части.

Требования мотивирует тем, что 14 декабря 2015 года администрация МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» внесла в Совет городского округа «Город Нарьян-Мар» проект решения «Об утверждении Перечня имущества муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар». Вместе с тем, решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 18.12.2015 №174-р «Об утверждении Перечня имущества муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» передаваемого в государственную собственность Ненецкого автономного округа» в состав имущества, подлежащего передаче Ненецкому автономному округу было включено здание лыжной тренировочной базы, лыжероллерная трасса, гараж, которые находились в оперативном управлении МБОУ ДОД ДЮСШ «Старт». Полагает действия административного ответчика по включению указанного имущества в Перечень имущества муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» подлежащего передаче Ненецкому автономному округу указанного имущества незаконным, поскольку указанное решение было принято с нарушением полномочий. Также указывает на нарушение административным ответчиком процедуры.

Просит признать незаконным решение Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 18.12.2015 №174-р «Об утверждении Перечня имущества муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» передаваемого в государственную собственность Ненецкого автономного округа» в части пунктов 19.4, 19.5, 19.6 Приложения.

В судебном заседании представитель административного истца Воронова А.М. требования поддержала, полагая, что административный ответчик не имел права вносить в перечень имущество самостоятельно, поскольку распоряжение имуществом осуществляется исключительно администрацией МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Представитель административного ответчика Шапов Н.А. с требованиями не согласился, полагая оспариваемое решение законным. Ссылается на наличие права Совета городского округа «Нарьян-Мар» утверждать перечень имущества подлежащего передаче в государственную собственность. Указал, что в проект решения были внесены поправки, право на внесение которых предусмотрено регламентом.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8 ст.226 КАС РФ).

В силу ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (применяемом в части не противоречащей действующему законодательству) установлено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии со ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 5 Закона НАО от 19.09.2014 № 95-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» органы государственной власти Ненецкого автономного округа осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В силу ст. 8 Закон НАО от 19.09.2014 № 95-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа передают исполнительным органам государственной власти Ненецкого автономного округа муниципальные учреждения (муниципальные унитарные предприятия) как имущественные комплексы и другое имущество, находящееся в муниципальной собственности и необходимое исполнительным органам государственной власти Ненецкого автономного округа для осуществления полномочий, указанных в статьях 2 - 6 настоящего закона, в соответствии с федеральным законодательством.

Судом установлено, что во исполнение норм указанного закона 14 декабря 2015 года глава МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» внесла проект решения Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» «Об утверждении Перечня имущества муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» передаваемого в государственную собственность Ненецкого автономного округа целевым назначением по договору пожертвования».

Согласно прилагаемому перечню имущества, предлагалось передать в государственную собственность Ненецкого автономного округа имущество МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа «Старт».

18 декабря 2015 года Советом городского округа «Город Нарьян-Мар» приятно решение №174-р «Об утверждении Перечня имущества муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» передаваемого в государственную собственность Ненецкого автономного округа».

Пунктами 19.4, 19.5, 19.6 Приложения в состав имущества МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа «Старт» включено следующее имущество, отсутствовавшее в проекте решения, представленном главой МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» здание лыжной тренировочной базы, лыжероллерная трасса, гараж, площадью 63.6 кв.м.

На момент принятия оспариваемого решения указанное имущество находилось в оперативном управлении МБОУ ДОД ДЮСШ «Старт», поскольку передаточный акт между администрацией МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» и МБОУ ДОД «ДЮСШ «Старт», который был пописан 24 декабря 2015 года, в соответствии с которым имущество выбыло из оперативного управления последнего. На основании п.1.2 постановления администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 18.12.2015 №1471, в соответствии с которым право оперативного управления МБОУ ДОД «ДЮСШ «Старт» на имущество, перечисленное в приложении прекращается со дня подписания соответствующих актов приема передачи.

Городской Совет осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и ненецкого автономного округа, Уставом муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», нормативно-правовыми актами муниципального образования, решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 27.12.2011 №334-р «Об утверждении регламента Совета городского округа «Город Нарьян-Мар».

Пунктом 11 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статьей 10 Устава муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» предусмотрены вопросы, находящиеся в исключительной компетенции Совета городского округа «Город Нарьян-Мар». Также указанными нормами предусмотрено, что иные полномочия городского Совета определяются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними Уставом и законами Ненецкого автономного округа, настоящим Уставом.

Решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 03.05.2007 № 151-р утверждено Положение «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

В соответствии с п.4.1 указанного Положения в соответствии с законодательством и Уставом муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» управление и распоряжение муниципальной собственностью осуществляется на основе сочетания полномочий представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

От имени муниципального образования полномочия по распоряжению и управлению муниципальной собственностью осуществляет администрация города Нарьян-Мара в порядке, установленном Уставом муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», решениями Совета городского округа «Город Нарьян-Мар», настоящим Положением и постановлениями главы города Нарьян-Мара.

Совет городского округа «Город Нарьян-Мар» принимает решения об утверждении перечней муниципального имущества, передаваемого в государственную собственность Российской Федерации и государственную собственность Ненецкого автономного округа Архангельской области (п.4.2.6).

Администрация города Нарьян-Мара в порядке, установленном законодательством, Уставом муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», нормативными актами Совета городского округа «Город Нарьян-Мар», настоящим Положением, постановлениями главы города Нарьян-Мара: управляет и распоряжается муниципальной собственностью; оформляет документы о передаче муниципального имущества в государственную собственность Российской Федерации и государственную собственность Ненецкого автономного округа.

Согласно ст.46 Регламента Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» проекты муниципальных правовых актов могут вноситься в городской Совет его председателем, депутатами городского Совета, главой города (в его отсутствие - лицом, исполняющим обязанности главы города Нарьян-Мара), председателем Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, губернатором Ненецкого автономного округа, органами территориального общественного самоуправления, прокурором Ненецкого автономного округа, а также инициативными группами граждан в установленном порядке.

В силу ст.47 Регламента Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» право правотворческой инициативы осуществляется, в том числе, в форме внесения в городской Совет проектов правовых актов и поправок к ним.

На основании ст.13 Регламента Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» постоянные комиссии городского Совета создаются для предварительного изучения, рассмотрения и анализа вопросов в пределах одного или нескольких смежных направлений деятельности городского Совета, подготовки проектов решений по указанным вопросам. Постоянная комиссия по вопросам своего ведения: рассматривает проекты решений городского Совета и готовит заключения по ним; разрабатывает проекты решений городского Совета.

Пунктами 8, 9 ст.15 Регламента Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» предусмотрено, что по вопросам, отнесенным к ее компетенции, постоянная комиссия принимает решения в форме рекомендаций или поручений. Решения комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии и оформляются протоколом заседания постоянной комиссии.

Рекомендации постоянной комиссии подлежат обязательному рассмотрению администрацией города Нарьян-Мара, руководителями муниципальных организаций, разработчиками внесенных на рассмотрение постоянной комиссии проектов решений городского Совета.

17 декабря 2015 года состоялось заседание постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления.

Из протокола №19 от 17.12.2015 следует, что в ходе заседания постоянной комиссии при обсуждении проекта решения Совета Городского округа «Город Нарьян-Мар» «Об утверждении Перечня имущества муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» передаваемого в государственную собственность Ненецкого автономного округа целевым назначением по договору пожертвования», представленного административным истцом, депутатом Петуниной О.М. было предложено внести в проект поправки, в том числе дополнив п.19 объектами (здание лыжной тренировочной базы, лыжероллерная трасса, однако в ходе голосования поправка принята не была. Вопрос об утверждении предлагаемого проекта с учетом внесенных поправок был вынесен с учетом поправок на рассмотрение комитета.

В соответствии со ст.33 Регламента по результатам рассмотрения проектов решений, включенных в повестку заседания, комитет принимает решение: о включении рассмотренного проекта решения в повестку очередной (внеочередной) сессии городского Совета; о продолжении работы над проектом решения с учетом замечаний, предложений депутатов и создании для этого комиссии, рабочей группы (при необходимости); об отклонении проекта решения.

Как следует из протокола заседания постоянного комитета от 18.12.2015 №15 при рассмотрении проекта решения Совета Городского округа «Город Нарьян-Мар» «Об утверждении Перечня имущества муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» передаваемого в государственную собственность Ненецкого автономного округа целевым назначением по договору пожертвования» с учетом внесенных на постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления поправок депутатом Петуниной О.М. предложено внести в п.19 проекта решения следующие объекты: здание лыжной тренировочной базы; лыжероллерную трассу, гараж (нежилое здание).

В соответствии со ст.54 Регламента по процедурным вопросам решение принимается большинством голосов от числа присутствующих депутатов. При этом к процедурным относится вопрос о принятии предложенных поправок к рассматриваемому проекту решения.

Большинством голосов поправка, внесенная Петуниной О.М. о внесении в п.19 проекта решения следующих объектов: здание лыжной тренировочной базы; лыжероллерную трассу, гараж (нежилое здание) была принята. Нарушения процедуры принятия решения судом не установлено, поскольку оно принято большинством голосов при наличии кворума.

Также комитетом решено вынести вопрос на рассмотрение очередной сессии с учетом внесенных поправок.

В соответствии с п.2 ст.8 Устава муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Городской Совет состоит из пятнадцати депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами Российской Федерации, обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.

На основании п.6 ст.54 Регламента решения городского Совета принимаются на сессии открытым или тайным голосованием. Правовой акт городского Совета считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленной численности депутатов, за исключением случаев, установленных законодательством, Уставом города Нарьян-Мара и настоящим Регламентом.

18 декабря 2015 года на двадцатой (внеочередной) сессии за принятие решения «Об утверждении Перечня имущества муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» передаваемого в государственную собственность Ненецкого автономного округа» проголосовало 8 депутатов, в связи с чем решение считается принятым.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, о законности решения Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 18.12.2015 №174-р «Об утверждении Перечня имущества муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» передаваемого в государственную собственность Ненецкого автономного округа» в оспариваемой части, поскольку решение было принято правомочным органом, с соблюдением процедуры внесения поправок и принятия решения.

Доводы административного истца об отсутствии у Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» полномочий суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм права. В частности
Совету городского округа «Город Нарьян-Мар» предоставлено право принимать решения об утверждении перечней муниципального имущества, передаваемого в государственную собственность Российской Федерации и государственную собственность Ненецкого автономного округа Архангельской области на основании п.4.2.6 Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», регламентом Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» депутатам Совета предоставлено право вносить поправки в любой проект решения Совета, и соответственно Совету городского округа «Город Нарьян-Мар» предоставлено право принять проект решения с учетом внесенных поправок.

Ссылка представителя административного истца на то, что внесение изменений в перечень передаваемого имущества не является поправкой опровергается представленными протоколами заседания комитета и внеочередной сессии Совета городского округа «Город Нарьян-Мар».

При этом, вопреки доводам представителя административного истца праву Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» на внесение проекта решения о передаче муниципального имущества в государственную собственность не корреспондирует безусловная обязанность представительного органа муниципального образования по принятию такого проекта решения в неизменной форме. Иное толкование норм права означало бы возможность злоупотребления права исполнительным органом при определении имущества подлежащего передаче в государственную собственность, в том числе, когда обязанность передачи такого имущества предусмотрена законом.

В свою очередь, такая обязанность предусмотрена ст. 8 Закон НАО от 19.09.2014 № 95-ОЗ, в соответствии с которой органы местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа передают исполнительным органам государственной власти Ненецкого автономного округа муниципальные учреждения (муниципальные унитарные предприятия) как имущественные комплексы и другое имущество, находящееся в муниципальной собственности и необходимое исполнительным органам государственной власти Ненецкого автономного округа для осуществления передаваемых полномочий.

Таким образом, передавая в собственность субъекту Российской Федерации учреждения муниципальное образование обязано передать все имущество, необходимое для обеспечения его деятельности и закрепленное за ним на праве оперативного управления.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания решения Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 18.12.2015 №174-р «Об утверждении Перечня имущества муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» передаваемого в государственную собственность Ненецкого автономного округа» в оспариваемой части незаконным, в связи с чем в удовлетворении административного иска должно быть отказано в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении требований Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» к Совету городского округа «Город Нарьян-Мар» о признании решения от 18.12.2015 №174-р «Об утверждении Перечня имущества муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» передаваемого в государственную собственность Ненецкого автономного округа» в части пунктов 19.4, 19.5, 19.6 Приложения незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись В.В.Распопин

Копия верна, судья В.В.Распопин