ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-436/2021 от 11.02.2021 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

УИД 66RS0-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 11 февраля 2021 года

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ершовой Т.Е.,

при секретаре судебного заседания Шушаковой В.В.,

с участием административного истца Николаевой Т.В.,

представителя ответчика Кускова П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-436/2021 по административному исковому заявлению Николаевой Т. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> об освобождении от уплаты земельного налога,

установил:

ДД.ММ.ГГГГНиколаева Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к МИФНС России по <адрес>, в котором просит освободить ее от уплаты земельного налога за 2019 год, начисленного за земельный участок с кадастровым номером 66:56:0106005:18, расположенный по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований истец указала, что в ноябре 2018г. на основании постановления Администрации города -ПА от 20.12.2018г. о предоставлении однократно бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства ее многодетной семье был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 66:56:0106005:18, расположенный по адресу: <адрес>. После схода снега было обнаружено, что предоставленный участок является свалкой ТКО многолетней давности и недавно складированных отходов, также на участке находятся два глубоких оврага, в который многие годы жители складировали ТКО

Для защиты своих прав истец обратилась в Нижнетагильскую межрайонную природоохранную прокуратуру и в Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области. Прокурором в адрес Администрации города Нижний Тагил был принесен протест об устранении нарушений. На основании принесенного протеста Постановление -ПА от 20.12.2018г. о предоставлении в собственность земельного участка отменено. ДД.ММ.ГГГГ на основании поданного в Росреестр заявления об отказе от права собственности на земельный участок было прекращено право собственности. В октябре 2020 истцу по почте пришло налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следовала обязанность оплатить налог на землю за указанный земельный участок в размере 1660 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с начисленным налогом, истец обратилась в МИФНС по Свердловской области с заявлением, в котором просила отменить начисленный земельный налог в связи с тем, что предоставленным земельным участком она не пользовалась, постановление, на основании которого данный земельный участок был ей предоставлен, было отменено.

Письмом налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ отказано в снятии начислений по земельному налогу, поскольку начисления произведены на основании данных предоставленных государственным регистрационным органом.

В судебное заседание истец Николаева Т.В. заявленные исковые требования поддержала по доводам и основания, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что указанный в государственном едином реестре период владения земельным участком является формально установленным, поскольку постановление, которое явилось основанием для регистрации за ней право собственности, впоследствии было отменено. Участок был предоставлен ей как многодетной матери. В настоящее время один из детей достиг совершеннолетия. С момента государственной регистрации земельным участком ее семья не пользовалась. Администрацией нарушены ее права предоставлением участка не соответствующего санитарным нормам. До настоящего времени земельный участок ей не предоставлен. В данной ситуации ее права нарушены, а на нее дополнительно возлагается обязанность оплатить налог за земельный участок, которым она не пользовалась, который не возможно было использовать в связи с его загрязнением ТКО.

Представитель ответчика МИФНС России по Свердловской области Кусков П.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном возражении. Суду пояснил, что налоговым органом правомерно исчислен земельный налог за 2019 год, поскольку в ЕГРН внесены сведения о праве собственности истца на спорный земельный участок. Основания для освобождения истца от уплаты земельного налога отсутствуют.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Проверяя в соответствии п.п. «в» п. 3 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации наличие оснований для совершения административным ответчиком оспариваемого действия (бездействия), а также соответствие содержания оспариваемого действия нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения в соответствии с п. 4 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги. Аналогичная обязанность закреплена в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1). В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (пункт 2).

Земельный налог в соответствии со статьями 15, 387 Налогового кодекса Российской Федерации является местным налогом, который устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, а также вправе устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Плательщиками названного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налоговым периодом признается календарный год. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено другими положениями указанного Кодекса.

Статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации установлен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные налоговые льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Земельный налог на территории Нижнетагильского городского округа, расположенного на территории Свердловской области, установлен решением Нижнетагильской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении на территории муниципального образования город Нижний Тагил земельного налога".

Нижнетагильская городская Дума в п. 2 установила, что налоговые ставки земельного налога дифференцированы в зависимости от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков согласно Приложению.

Пунктом 5 названного Решения установлены льготы по уплате земельного налога. В частности, от его уплаты освобождаются граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

Как следует из материалов дела, Николаевой Т.В. на основании пп.6 п.2 постановления Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ. был предоставлен однократно в собственность земельный участок, площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером , с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

На основании указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ. была произведена государственная регистрация права собственности Николаевой Т.В. на указанный земельный участок.

В ходе проверки, проведенной Нижнетагильским межрайонным природоохранным прокурором по заявлению Николаевой Т.В., были отобраны пробы почвы ДД.ММ.ГГГГ., проведены лабораторные испытания, по результатам которых было составлено экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому проба «Почва» не соответствует требованиям п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» по показателям: индекс БГКП, индекс энтерококк.

25.11.2019г. прокурором в адрес Главы города был принесен протес на противоречащий закону правовой акт с требованием отменить пп.6 п.2 Постановления Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ. -ПА.

Постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ. -ПА в связи с протестом прокурора пп.6 п.2 Постановления Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ. -ПА «О предоставлении однократно бесплатно в собственность граждан земельных участков из категории земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства» был отменен.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области произведена государственная регистрация прекращения права собственности.

Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Николаевой Т. В. к Администрации города Нижний Тагил удовлетворены частично.

На Администрацию города Нижний Тагил возложена обязанность предоставить однократно бесплатно в собственность Николаевой Т. В. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п.6 ст. 39.5, ст. 39.19 Земельного кодекса РФ, Закона Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «предоставление земельных участков бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства», утвержденным постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ. -ПА.

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что на основании сведений представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области налоговым органом начислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год на земельный участок по <адрес> исходя из периода владения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1660 руб.

В адрес истца Николаевой Т.В. направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГНиколаева Т.В. обратился в МИНФС по Свердловской области с заявлением, в котором просила отменить начисленный земельный налог в связи с тем, что предоставленным земельным участком она не пользовалась, постановление на основании которого данный земельный участок был ей предоставлен было отменено.

Письмом налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ МИНФС отказано в снятии начислений по земельному налогу, поскольку начисления произведены на основании данных предоставленных государственным регистрационным органом.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что налоговым органом осуществлены действия в рамках его дискреционных полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Вместе с тем любые мероприятия, направленные на борьбу с уклонением от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы.

В ходе рассмотрения дела судом установлено что постановление, являвшееся основанием государственной регистрации права собственности, на основании которого был предоставлен земельный участок семье Николаевой Т.В., было отменено в связи имеющимися нарушениями при его предоставлении, а именно то, что предоставленный земельный участок не соответствовал требованиям по качеству почвы.

Законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу, а само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности.

В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, налоги устанавливаются законодателем в соответствии с сущностью каждого из них и не в виде простого перечня, а как элементы системы, параметры и условия функционирования которой применительно к каждому налогоплательщику во многом предопределяются объективными закономерностями их экономической деятельности; при этом Налоговый кодекс Российской Федерации исходит из того, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, как это следует в том числе из пункта 3 его статьи 3 "Основные начала законодательства о налогах и сборах" (Постановление от 11 июля 2017 года N 20-П; определения от 1 октября 2009 года N 1269-О-О, от 1 декабря 2009 года N 1484-О-О и др.).

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что с учетом фактических обстоятельств, установленных в ходе судебного заседания, поскольку Николаева Т.В. в спорный период не являлось фактическим пользователем земельного участка, постановление, на основании которого произведена регистрация права собственности, впоследствии отменено органом местного самоуправления, отсутствия у налогового органа возможности совершить иные действия, суд с учетом баланса прав налогоплательщика и налогового органа, приходит к выводу о возможности защиты прав административного истца путем освобождения ее от уплаты земельного налога на спорный земельный участок.

В данном случае Николаевой Т.В. не нарушался принцип добросовестности налогоплательщиков в связи с чем баланс государственных и частных интересов не нарушен.

Экономическая обоснованность и умеренность налогового бремени как основные начала налогообложения (пункт 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации) как один из важнейших элементов конституционно-правового режима регулирования налоговых отношений и публичного правопорядка в целом.

Важнейшей ролью суда в налоговых спорах как института, предваряющего разбирательство дела по существу, является средства защиты, направленные на соблюдение баланса интересов прав налогоплательщика и государства в лице налогового органа.

Земельный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов и в федеральный бюджет не поступает. Вопросы освобождения отдельных категорий граждан от уплаты земельного налога отнесены Налоговым кодексом к компетенции представительных органов муниципальных образований.

Суд отмечает, что земельный налог является местным налогом, ставки налога, основания освобождения устанавливаются непосредственно органом муниципального образования, а поскольку земельный участок из собственности муниципального образования никогда и не выбывал, орган местного самоуправления не наделен обязанностью уплачивать земельный налог, при указанных обстоятельствах снятие с истца обязанности по уплате земельного налога чьих-либо прав не нарушит, не приведет к существенному сокращению доходной части местного бюджета вместе с тем приведет к соблюдению баланса интересов сторон.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

Административное исковое заявление Николаевой Т. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловской области об освобождении от уплаты земельного налога удовлетворить.

Освободить Николаеву Т. В. от уплаты земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год начисленного за земельный участок, площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области.

Решение в окончательной форме принято 11 февраля 2021 года.

<...>

<...>

Судья Ершова Т.Е.