Дело № 2а-53/2022
10RS0006-01-2021-001155-26
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 18 января 2022 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Кузьминовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Е.В.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
Е.В.А. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, поданным в его интересах С.А.Н,
Иск мотивирован тем, что 06.10.2021 К.Ю.А., действуя в интересах Е.В.А., обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, район п. Сикопохья, в кадастровом квартале 10:12:0022001, испрашиваемый вид права – аренда, цель использования – ведение садоводства. В своем решении от 19.11.2021 № Министерство отказало в удовлетворении поданного заявления по следующим основаниям: согласно Правилам землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения (далее – ПЗЗ МСП) испрашиваемый земельный участок расположен за пределами границ населенного пункта; в месте расположения земельного участка не определена территориальная зона и не установлен градостроительный регламент; земельный участок расположен в пределах границ зон с особыми условиями использования территории – водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе оз. Лиевяярви. С принятым решением административный истец не согласен. Ссылаясь на пп. 15 п. 2 ст. 39.6, пп. 1 п. 8 ст. 39.15, п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), административный истец указал, что представленная на утверждение схема расположения испрашиваемого земельного участка полностью соответствует требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762. При проведении кадастровых работ по разработке схемы расположения земельного участка, вопреки утверждениям Министерства, кадастровым инженером были соблюдены все требования действующего законодательства. Схема расположения разработана и изготовлена в соответствии с Генеральным планом и ПЗЗ МСП, в которых отсутствует какие-либо ограничения для ведения садоводства в месте расположения испрашиваемого земельного участка. Ссылка Министерства на ПЗЗ МСП, утвержденные решением Совета МСП от 22.06.2017 № 25/109-33, является несостоятельной, поскольку на момент принятия решения действовали другие Генеральный план и ПЗЗ МСП, утвержденные решением Совета Лахденпохского муниципального района от 21.10.2021 № 73/508, согласно которым испрашиваемый земельный участок расположен в пределах границ населенного пункта <адрес>, в функциональной зоне сельскохозяйственного использования и в отношении которой установлены и распространяются градостроительные регламенты. Также не является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка расположение земельного участка в пределах прибрежной защитной полосы, поскольку как было подтверждено многочисленной судебной практикой, сам факт нахождения земельного участка в указанной зоне не является основанием для отказа в предоставлении такого земельного участка в аренду или собственность.
На основании вышеизложенного, административный истец просил признать незаконным решение Министерства от 19.11.2021 № и возложить на административного ответчика обязанность по принятию решения о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению Е.В.А. от 06.10.2021 (вх.№ от 07.10.2021). Взыскать с Министерства судебные расходы по уплате государственного пошлины в размере 300 рублей.
В судебное заседание административный истец Е.В.А. и его представитель, действующий на основании доверенности С.А.Н,, извещенные надлежащим образом, не явились. Ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, административный иск поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направив отзыв на исковое заявление.
В представленном отзыве на иск полагали заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению. В отзыве изложили фактически те же основания, что и в оспариваемом истцом решении от 19.11.2021 №.
Представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, администрации Лахденпохского муниципального района, администрации Мийнальского сельского поселения при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовали. Возражений относительно административного иска и ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В процессе судебного разбирательства установлено, что 06.10.2021 К.Ю.А., действуя в интересах Е.В.А., обратилась в Министерство с заявлением (вх.№ от 07.10.2021) о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, район п. Сикопохья, в кадастровом квартале 10:12:0022001, испрашиваемый вид права – аренда, цель использования – ведение садоводства (л.д. 12, 55).
Из оспариваемого решения от 19.11.2021 исх.№ следует, что Министерство отказало Е.В.А. в удовлетворении вышеуказанного заявления по тем основаниям, что согласно ПЗЗ МСП, утвержденным решением Совета МСП от 22.06.2017 № 25/109-33 в отношении территории, в пределах границ которой расположен испрашиваемый земельный участок, не определена территориальная зона, и как следствие, не установлен градостроительный регламент, что не позволяет определить принадлежность испрашиваемого земельного участка к определенной территориальной зоне и, соответственно, определить правовой режим для указанного земельного участка. В связи с чем, образование и дальнейшее использование испрашиваемого земельного участка с видом разрешенного использования «для ведения садоводства» (предполагающим размещение садового дома, жилого дома) будет противоречить ст. 7 ЗК РФ, что является нарушением п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ. Также, Министерством указано на то, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в пределах границ зон с особыми условиями использования территории – водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе оз. Лиевяярви, что повлечет за собой нарушение ограничений, установленных п.п. 15 и 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) (л.д. 8-11).
Административный истец, не согласившись с принятым решением, обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков относится к компетенции Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым земельным участкам.
Статьей 39.6 ЗК РФ определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
В силу п.п. 15 п. 2 указанной статьи договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно положениям ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) утверждение схемы расположения земельного участка, 2) подача в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, 3) принятие решения о предварительном согласовании и.т.д.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Как было указано выше, административному истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в том числе, потому что в отношении территории, в пределах границ которой расположен испрашиваемый земельный участок, не определена территориальная зона, и как следствие, не установлен градостроительный регламент, что не позволяет определить принадлежность испрашиваемого земельного участка к определенной территориальной зоне и, соответственно, определить правовой режим для указанного земельного участка.
Анализируя сложившуюся ситуацию, основания, по которым Министерство отказало административному истцу в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории (ч. 6 ст. 30 ГрК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Пунктом 2 ст. 85 ЗК РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Вышеприведенные нормы свидетельствуют о том, что процедура предварительного согласования предоставления в аренду земельного участка должна осуществляться в соответствии с документами территориального планирования, каковыми в частности являются Генеральный план и Правила землепользования и застройки соответствующей территории.
Из оспариваемого решения следует, что принимая решение об отказе административному истцу в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, Министерство руководствовалось Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения, утвержденные решением Совета МСП от 22.06.2017 № 25/109-33.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании на момент принятия оспариваемого решения представительным органом местного самоуправления были утверждены новые Генеральный план и Правила землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения, утвержденные решением Совета Лахденпохского муниципального района от 21.10.2021 № 73/508.
Из сообщения администрации Лахденпохского муниципального района на запрос суда следует, что в соответствии с картой функциональных зон Генерального плана и Правил землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения, испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в функциональной зоне сельскохозяйственного использования (СХ). В отношении данного земельного участка действуют градостроительные регламенты, поскольку земельный участок расположен в территориальной зоне сельскохозяйственного использования. Информация об ограничениях и разрешенных видах использования, установленных для данной территории, указаны в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения (л.д. 31).
Таким образом, вопреки утверждениям Министерства, на момент принятия оспариваемого решения имелся нормативно-правовой акт, содержащий в себе функциональные и территориальные зоны, а также установленные градостроительные регламенты для местности, в котором административный истец испрашивает в аренду земельный участок.
Кроме того, как было указано выше, административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории в связи с его расположением в прибрежной защитной полосе оз. Лиевяярви.
Вместе с тем, суд полагает, что вышеназванное основание не может являться препятствием к предоставлению земельного участка в аренду по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельного участка и лица, являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В силу п. 7 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Частью 2 ст. 65 ВК РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Согласно ч. 13 той же статьи ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 16).
На основании положений ч. 17 ст. 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 данной статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Земельный участок признается ограниченным в обороте по основаниям, предусмотренным п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 8 ст. 27 ЗК РФ установлен запрет приватизации земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Вместе с тем действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи в аренду земельных участков только на том основании, что они расположены в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта. Какие-либо ограничения предоставления земельных участков в аренду, в границах которых установлены водоохранные зоны, земельным законодательством не установлено.
Внесенные в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" изменения исключили водоохранные зоны из земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и установили запрет на приватизацию земельных участков только в пределах береговой полосы.
Материалы дела не содержат данных, свидетельствующих о том, что земельный участок находится в пределах береговой полосы. Кроме того, указанное основание не являлось основанием для оспариваемого отказа.
Кроме того, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия в отзыве от 17.01.2022 на исковое заявление указывает, что согласно сведениям публичной кадастровой карты расстояние от озера Лиевяярви до границы земельного участка, испрашиваемого истцом, составляет приблизительно 70 метро, следовательно, указанный земельный участок расположен за пределами границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы озера Лиевяярви.
Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо изъятий из оборота, ограничений в обороте испрашиваемого земельного участка либо запрета на его предоставление в аренду Министерством не представлено. Сведений о расположении указанного земельного участка на землях особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения, в материалах дела не имеется.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Материалы дела свидетельствуют, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен на землях, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения. При этом, доказательств расположения спорного земельного участка в зоне, на территории которой запрещено ведение садоводства, административным ответчиком не представлено. Кроме того, указанное обстоятельство не являлось основанием для принятия оспариваемого отказа.
В силу п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являющиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Министерства об отказе Е.В.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду по изложенным в оспариваемом решении основаниям нельзя признать законным. Следовательно, нарушенное право административного истца подлежит восстановлению путем возложения на административного ответчика в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ обязанности по принятию решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду и утверждению его схемы расположения на кадастровом плане территории при отсутствии иных оснований для отказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме от 19.11.2021 №, об отказе Е.В.А. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 1 500 кв.м., местоположение: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, район п. Сикопохья, кадастровый квартал 10:12:0022001, обозначение :ЗУ1, цель использования – ведение садоводства.
При отсутствии иных оснований для отказа обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия принять решение об утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления Е.В.А. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 1 500 кв.м., местоположение: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, район п. Сикопохья, кадастровый квартал 10:12:0022001, обозначение :ЗУ1, цель использования – ведение садоводства, по заявлению Е.В.А. от 06.10.2021 (вх. № от 07.10.2021).
Сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Е.В.А. судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной истцом при подаче искового заявления, в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.В. Жданкина
Мотивированное решение изготовлено 01.02.2022.