ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-436/2021 от 28.07.2021 Олонецкого районного суда (Республика Карелия)

УИД 10RS0010-01-2021-000422-73

Дело № 2а-436/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 июля 2021 года г. Олонец

Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательст-вующего судьи Курсова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Етчуевой О.В., с использованием системы видеоконференц-связи, с участием административного истца ФИО1, начальника отделения судебных приставов по Олонецкому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия ФИО2, представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к отделению судебных приставов по Олонецкому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, младшему инспектору-исполнителю отделения судебных приставов по Олонецкому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия ФИО3 о признании незаконными действий по излишнему удержанию денежных средств, возложении обязанности произвести перерасчет,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к отделению судебных приставов по Олонецкому району (далее – ОСП по Олонецкому району) о признании незаконными действий по излишнему удержанию денежных средств, взыскании излишне удержанных денежных средств.

В обоснование требований указал, что отделением судебных приставов по Олонецкому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (далее – ОСП по Олонецкому району) на его заявление от хх.хх.хх г. дан ответ, в том числе по исполнительному производству -ИП от хх.хх.хх г., о взыскании долга в пользу АО «Тинькофф Банк» в сумме 39 628,05 руб. К ответу приложены скриншоты, согласно которым всего с него удержано 47 837,89 руб., то есть с него излишне удержаны 8 209,84 руб. Кроме того, на листах и 4 сумма удержаний составила 58 348,70 руб., то есть всего разница между взысканной в пользу банка суммой и удержанной суммой составила 18 720,65 руб. В этой связи просил признать действия ОСП по Олонецкому району по излишнему удержанию денежных средств по исполнительному производству -ИП незаконными, взыскать в свою пользу излишне удержанные денежные средства, перечислить их на его счет в исправительном учреждении.

Определением судьи от хх.хх.хх г. к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (далее – УФССП России по РК), младший инспектор-исполнитель ОСП по Олонецкому району ФИО3

В ходе рассмотрения дела ФИО1 уточнил, что с него незаконно удержаны денежные средства также в январе-феврале 2021 г.

Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г., принято требование ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 руб.

Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. исковые требования ФИО1 к ОСП по Олонецкому району, УФССП России по РК, младшему инспектору-исполнителю ОСП по Олонецкому району ФИО3 о взыскании излишне удержанных денежных средств, компенсации морального вреда выделены в отдельное производство для их рассмотрения по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. административное исковое заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения по мотиву пропуска срока обращения в суд. Указанное решение отменено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от хх.хх.хх г., дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции и поступило в Олонецкий районный суд Республики Карпелия хх.хх.хх г..

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал и пояснил, что обжалует действия ОСП по .... только в рамках исполнительного производства -ИП от хх.хх.хх г., полагая, что с него по данному исполнительному производству неправомерно излишне удержаны денежные средства, при этом излишне удержанные денежные средства из его дохода в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия возвращены судебным приставом-исполнителем на его банковский счет, которым он не может воспользоваться, находясь в местах лишения свободы.

В судебном заседании начальник ОСП по Олонецкому району ФИО2, также действующая в интересах УФССП по РК на основании доверенности, полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, пояснила, что копии постановлений об окончании исполнительных производств и об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника должны направляться заинтересованным лицам не позднее следующего дня, следующего за днем их вынесения, причин позднего направления таких постановлений в рамках сводного исполнительного производства -СД объяснить не может, сослалась на большой объем работы сотрудников.

Административные ответчики младший инспектор-исполнитель ОСП по Олонецкому району ФИО3, УФССП России по РК, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовали.

Заинтересованные лица МИФНС России № 5 по Республике Карелия, АО «Тинькофф Банк», АО «Банк Русский Стандарт» своих представителей в суд не направили, возражений по существу заявленных требований не представили.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обозрев материалы сводного исполнительного производства -СД (-ИП, -ИП, -ИП), оригиналы ответов ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия об исполнении исполнительных производств -ИП, -ИП, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

На основании ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

В связи с тем, что в отношении ФИО1 находилось на исполнении ОСП по Олонецкому району сводное исполнительное производство -СД, в целях установления наличия/отсутствия излишнего удержания денежных средств ФИО1 и наличия/отсутствия действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, повлекших за собой такое излишнее удержание, если оно имело место быть, суду необходимо проверить само сводное исполнительное производство в полном объеме, так как внутри сводного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в силу положений Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) производятся перераспределения денежных средств должника по всем исполнительным производствам, входящим в сводное исполнительное производство. Кроме того, это необходимо для разрешения требования административного истца о возложении на ОСП по Олонецкому району обязанности произвести перерасчет по исполнительному производству -СП.

В судебном заседании установлено, что судебным приказом мирового судьи судебного участка Олонецкого района Республики Карелия от хх.хх.хх г. взыскана с ФИО1 в пользу АО «Тинькофф Банк» задолженность по договору о выпуске и использовании кредитной банковской карты от хх.хх.хх г. за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в сумме 38 943,89 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 684,16 руб., всего взыскано 39 628,05 руб.

На основании данного судебного приказа постановлением от хх.хх.хх г. в отношении должника ФИО1 возбуждено исполнительное производство -ИП.

Постановлениями от хх.хх.хх г. обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся на счетах ФИО1 в ПАО «Сбербанк России» и на лицевом счете ФИО1 в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия.

Платежными поручениями от хх.хх.хх г. (1 405,05 руб.), от хх.хх.хх г. (1 266,10 руб.), от хх.хх.хх г. (1 184,79 руб.), от хх.хх.хх г. (8,48 руб.), от хх.хх.хх г. (56,35 руб.), от хх.хх.хх г. (37,40 руб.), от хх.хх.хх г. (30,65 руб.), от хх.хх.хх г. (34,55 руб.), от хх.хх.хх г. (31,61 руб.), от хх.хх.хх г. (31,49 руб.), от хх.хх.хх г. (27,52 руб.), от хх.хх.хх г. (28,83 руб.), от хх.хх.хх г. (1 027,86 руб.), от хх.хх.хх г. (1 419,37 руб.), от хх.хх.хх г. (667,56 руб.), от хх.хх.хх г. (983,56 руб.), от хх.хх.хх г. (1 762 руб.), от хх.хх.хх г. (1 124,71 руб.), от хх.хх.хх г. (51,05 руб.), от хх.хх.хх г. (121,58 руб.) всего по состоянию на хх.хх.хх г. по исполнительному производству -ИП удержаны с ФИО1 денежные средства на общую сумму 11 400,51 руб., в том числе: 2 986,71 руб. – с расчетного счета ФИО1 в ПАО «Сбербанк России» , 8 413,80 руб. – из дохода Паршие- ва Д.Г. в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия. Данные обстоятельства подтверждаются как самими платежными поручениями, так и представленными ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия в табличной форме сведениями о произведенных удержаниях из дохода ФИО1

Мировым судьей судебного участка Олонецкого района Республики Карелия хх.хх.хх г. выдан исполнительный лист серии ВС по делу а-2804/2019 о взыскании с ФИО1 в доход бюджета Олонецкого национального муниципального района государственной пошлины в размере 200 руб. На основании указанного исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Олонецкому району от хх.хх.хх г. в отношении должника ФИО1 возбуждено исполнительное производство -ИП.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от хх.хх.хх г. исполни-тельные производства -ИП и -ИП объединены в сводное исполнительное производство -СД.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от хх.хх.хх г. обращено взыскание на пенсию и иные доходы должника ФИО4 в пределах 200 руб.

Платежным поручением от хх.хх.хх г. на депозит ОСП по Олонецкому району из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия поступили удержанные из дохода ФИО1 денежные средства в размере 3 158,40 руб., которые постановлением судебного пристава-исполнителя от хх.хх.хх г. распределены по сводному исполнительному производству следующим образом: 2 958,40 руб. – в счет погашения долга по исполнительному производству -ИП; 200 руб. – в счет погашения задолженности по исполнительному производству -ИП.

В связи с полным погашением задолженности (200 руб.) по исполнительному производству -ИП оно постановлением от хх.хх.хх г. окончено, вынесено постановление об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника.

Таким образом, по состоянию на хх.хх.хх г. общая задолженность по сводному исполнительному производству -СД составляла 25 269,14 руб. (39 628,05 руб. + 200 руб.) – 11 400,51 руб. – 3 158,40 руб.).

Платежными поручениями от хх.хх.хх г. (3 228,60 руб.), от хх.хх.хх г. (200 руб.), от хх.хх.хх г. (3 290,55 руб.) на депозит ОСП по Олонецкому району поступили из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия удержанные из дохода ФИО1 денежные средства в сумме 6 719,15 руб., которые постановлениями от хх.хх.хх г. и от хх.хх.хх г. распределены на исполнительное производство -ИП, то есть по состоянию на хх.хх.хх г. общая задолженность как по данному исполнительному производству, так и по сводному исполнительному производству составляла 18 549,99 руб. (25 269,14 руб. – 6 719,15 руб.).

хх.хх.хх г. мировым судьей судебного участка Олонецкого района Республики Карелия вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу АО «Банк Русский Стандарт» задолженности по кредитному договору по состоянию на хх.хх.хх г. в сумме 15 852,99 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 317,06 руб., всего: 16 170,05 руб.

На основании указанного судебного приказа постановлением от хх.хх.хх г. в отношении должника ФИО1 возбуждено исполнительное производство -ИП.

Платежным поручением от хх.хх.хх г. на депозит ОСП по Олонецкому району поступили из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия удержанные из дохода ФИО1 денежные средства в размере 3 407,24 руб., которые постановлением от хх.хх.хх г. распределены на исполнительное производство -ИП, то есть по состоянию на хх.хх.хх г. общая задолженность по указанному исполнительному производству составляла 15 142,75 руб. (18 549,99 руб. – 3 407,24 руб.), по сводному исполнительному производству – 31 312,80 руб. (15 142,75 руб. + 16 170,05 руб.).

Постановлением от хх.хх.хх г. обращено взыскание на заработную плату и иные доходы должника по исполнительному производству -ИП.

Платежным поручением от хх.хх.хх г. на депозит ОСП по Олонецкому району поступили из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия удержанные из дохода ФИО1 денежные средства в размере 3 348,90 руб., которые постановлением от хх.хх.хх г. распределены на исполнительное производство -ИП, то есть по состоянию на хх.хх.хх г. общая задолженность по указанному исполнительному производству составляла 11 793,85 руб. (15 142,75 руб. – 3 348,90 руб.), по сводному исполнительному производству – 27 963,90 руб. (11 793,85 руб. + 16 170,05 руб.).

Платежными поручениями от хх.хх.хх г., от хх.хх.хх г. на депозит ОСП по Олонецкому району поступили денежные средства в размере 330,98 руб. и 25,17 руб. соответственно, удержанные с расчетного счета ФИО1 в ПАО «Сбербанк России» , которые постановлениями от хх.хх.хх г. распределены на исполнительное производство -ИП. Таким образом, по состоянию на хх.хх.хх г. общая задолженность по указанному исполнительному производству составляла 11 437,70 руб. (11 793,85 руб. – 330,98 руб. – 25,17 руб.), по сводному исполнительному производству – 27 607,75 руб. (11 437,70 руб. + 16 170,05 руб.).

Платежным поручением от хх.хх.хх г. на депозит ОСП по Олонецкому району поступили денежные средства в размере 2 209,66 руб., удержанные ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия из дохода ФИО1 Постановлением от хх.хх.хх г. указанные денежные средства распределены на исполнительное производство -ИП. Таким образом, по состоянию на хх.хх.хх г. общая задолженность по исполнительному производству -ИП составляла 11 437,70 руб., по исполнительному производству -ИП – 13 960,39 руб. (16 170,05 руб. – 2 209,66 руб.), по сводному исполнительному производству – 25 398,09 руб. (11 437,70 руб. + 13 960,39 руб.).

Платежным поручением от хх.хх.хх г. на депозит ОСП по Олонецкому району поступили денежные средства в размере 2 019,77 руб., удержанные ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия из дохода ФИО1 Постановлением от хх.хх.хх г. денежные средства распределены на исполнительное производство -ИП, то есть окончательно по состоянию на хх.хх.хх г. общая задолженность по исполнительному производству -ИП составляла 9 417,93 руб. (11 437,70 руб. – 2 019,77 руб.), по исполнительному производству -ИП – 13 960,39 руб., по сводному исполнительному производству – 23 378,32 руб. (9 417,93 руб. + 13 960,39 руб.).

Платежным поручением от хх.хх.хх г. на депозит ОСП по Олонецкому району поступили денежные средства в размере 1 338,05 руб., удержанные с расчетного счета ФИО1 в ПАО «Сбербанк России» . Постановлением от хх.хх.хх г. указанные денежные средства распределены на исполнительное производство -ИП. Таким образом, по состоянию на хх.хх.хх г. общая задолженность по исполнительному производству -ИП составляла 8 079,88 руб. (9 417,93 руб. –1 338,05 руб.), по исполнительному производству -ИП – 13 960,39 руб., по свод-ному исполнительному производству – 22 040,27 руб. (8 079,88 руб. + 13 960,39 руб.).

Постановлением судебного пристава-исполнителя от хх.хх.хх г. обращено взыскания на денежные средства должника, находящиеся в ПАО «Сбербанк России», по исполнительному производству -ИП.

Платежными поручениями от хх.хх.хх г., от хх.хх.хх г. на депозит ОСП по Олонецкому району поступили денежные средства в размере 2 282,82 руб. и 2 086,65 руб. соответственно, удержанные ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия из дохода ФИО1 Постановлениями от хх.хх.хх г. денежные средства в размере 2 282,82 руб. распределены на исполнительное производство -ИП, денежные средства в размере 2 086,65 руб. – на исполнительное производство -ИП. Таким образом, по состоянию на хх.хх.хх г. общая задолженность по исполнительному производству -ИП составляла 5 993,23 руб. (8 079,88 руб. – 2 086,65 руб.), по исполнительному производству -ИП – 11 677,57 руб. (13 960,39 руб. – 2 282,82 руб.), по сводному исполнительному производству – 17 670,80 руб. (5 993,23 руб. + 11 677,57 руб.).

Платежным поручением от хх.хх.хх г. на депозит ОСП по Олонецкому району поступили денежные средства в размере 8 707,06 руб., удержанные с расчетного счета ФИО1 в ПАО «Сбербанк России» . Постановлением от хх.хх.хх г. денежные средства в размере 5 993,23 руб. распределены на исполнительное производство -ИП, то есть задолженность по данному исполнительному производству погашена в полном объеме, денежные средства в размере 2 713,83 руб. распределены на исполнительное производство -ИП. Таким образом, по состоянию на хх.хх.хх г. задолженность по исполнительному производству -ИП была полностью погашена, по исполнительному производству -ИП составляла 8 963,74 руб. (11 677,57 руб. – 2 713,83 руб.), по сводному исполнительному производству – 8 963,74 руб.

Платежными поручениями от хх.хх.хх г., от хх.хх.хх г. на депозит ОСП по Олонецкому району поступили денежные средства в размере 2 052,89 руб. и 2 245,90 руб. соответственно, удержанные ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия из дохода ФИО1, которые постановлениями от хх.хх.хх г. распределены на исполнительное производство -ИП. Таким образом, по состоянию на хх.хх.хх г. общая задолженность по исполнительному производству -ИП составляла 4 664,95 руб. (8 963,74 руб. – 2 052,89 руб. – 2 245,90 руб.), по сводному исполнительному производству – 4 664,95 руб.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от хх.хх.хх г. взыскан с ФИО1 исполнительский сбор по исполнительному производству -ИП в размере 2 773,96 руб.

Платежными поручениями от хх.хх.хх г., от хх.хх.хх г. на депозит ОСП по .... поступили денежные средства в размере 2 173,62 руб. и 1 986,85 руб. соответственно, удержанные ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия из дохода ФИО1

Постановлением от хх.хх.хх г. с ФИО1 взыскан исполнительский сбор по исполнительному производству -ИП в размере 1 131,90 руб., постановлением от хх.хх.хх г. обращено взыскание на доходы должника в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия.

Постановлениями от хх.хх.хх г. денежные средства, поступившие по платежным поручениям от хх.хх.хх г., распределены на исполнительное производство -ИП, в том числе в счет погашения исполнительского сбора. Таким образом, по состоянию на хх.хх.хх г. общая задолженность по исполнительному производству -ИП составляла 2 773,96 руб., по исполнительному производству -ИП – 1 636,38 руб. (4 664,95 руб. + 1 131,90 руб. – 2 173,62 руб. – 1 986,85 руб.), по сводному исполнительному производству – 4 410,34 руб. (2 773,96 руб. + 1 636,38 руб.).

Платежным поручением от хх.хх.хх г. на депозит ОСП по Олонецкому району поступили денежные средства в размере 1 316,24 руб., удержанные с расчетного счета ФИО1 в ПАО «Сбербанк России» . Постановлением от хх.хх.хх г. денежные средства распределены на исполнительное производство -ИП: 504,48 руб. – основной долг, 811,76 руб. – исполнительский сбор. Таким образом, по состоянию на хх.хх.хх г. общая задолженность по исполнительному производству -ИП составляла 2 773,96 руб., по исполнительному производству -ИП – 320,14 руб. (1 636,38 руб. – 504,48 руб. – 811,76 руб.), по сводному исполнительному производству – 3 094,10 руб. (2 773,96 руб. + 320,14 руб.).

Платежным поручением от хх.хх.хх г. на депозит ОСП по Олонецкому району поступили денежные средства в размере 563,96 руб., удержанные ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия из дохода ФИО1 Постановлением от хх.хх.хх г. денежные средства в размере 400,52 руб. распределены на погашение исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП, денежные средства в размере 163,44 руб. – на погашение исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП. Таким образом, по состоянию на хх.хх.хх г. общая задолженность по исполнительному производству -ИП составляла 2 373,44 руб. (2 773,96 руб. – 400,52 руб.), по исполнительному производству -ИП – 156,70 руб. (320,14 руб. – 163,44 руб.), по сводному исполнительному производству – 2 530,14 руб. (2 373,44 руб. + 156,70 руб.).

Платежным поручением от хх.хх.хх г. на депозит ОСП по Олонецкому району поступили денежные средства в размере 616,98 руб., удержанные ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия из дохода ФИО1 Постановлением от хх.хх.хх г. денежные средства в размере 460,28 руб. распределены на погашение исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП, денежные средства в размере 156,70 руб. – на погашение исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП. Таким образом, окончательно по состоянию на хх.хх.хх г. общая задолженность по исполнительному производству -ИП составляла 1 913,16 руб. (2 373,44 руб. – 460,28 руб.), по исполнительному производству задолженность была полностью погашена, по сводному исполнительному производству – 1 913,16 руб.

Платежным поручением от хх.хх.хх г. на депозит ОСП по Олонецкому району поступили денежные средства в размере 2 615,19 руб., удержанные ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия из дохода ФИО1 Постановлением от хх.хх.хх г. денежные средства в размере 1 913,16 руб. распределены на погашение исполнительского сбора по исполни-тельному производству -ИП, денежные средства в размере 702,03 руб. постановлено возвратить должнику как излишне удержанные. Таким образом, по состоянию на хх.хх.хх г. сводное исполнительное производство фактически было исполнено в полном объеме, в том числе по взысканным исполнительским сборам.

Также хх.хх.хх г. по платежному поручению на депозит ОСП по Олонецкому району поступили денежные средства в размере 2 861,02 руб., удержанные ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия из дохода ФИО1 Постановлением от хх.хх.хх г. постановлено возвратить должнику указанную денежную сумму в связи с фактическим исполнением исполнительных документов.

Деятельность судебных приставов-исполнителей осуществляется на основании Федерального закона № 229-ФЗ, согласно ст. 2 которого задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 229-ФЗ законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 2.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение (ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ).

В силу ч. 6 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются: взыскателю и должнику; в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ; в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества; в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

На основании ч. 7 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным п. 3 или 4 ч. 1 ст. 46 настоящего Федерального закона либо п. 4, 6 или 7 ч. 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.

В соответствии с п. 1, 2 ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

Согласно ч. 1 ст. 70 Федерального закона № 229-ФЗ наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, обнаруженные у должника, в том числе хранящиеся в сейфах кассы должника-организации, находящиеся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях должника-организации либо хранящиеся в банках и иных кредитных организациях, изымаются, за исключением денежных средств, на которые в соответствии со ст. 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание. Об изъятии денежных средств составляется соответствующий акт. Изъятые денежные средства не позднее операционного дня, следующего за днем изъятия, сдаются в банк для перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов. Должник обязан предоставить документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые в соответствии со ст. 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание.

Перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов. Если денежные средства имеются на нескольких счетах должника, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства (ч. 2, 3 ст. 70 Федерального закона № 229-ФЗ).

Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных ст. 99 и 101 настоящего Федерального закона, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя (ч. 5 ст. 70 Федерального закона № 229-ФЗ).

Частью 7 ст. 70 Федерального закона № 229-ФЗ установлено, что в случае получения банком или иной кредитной организацией постановления судебного пристава-исполнителя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов. В случае получения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа непосредственно от взыскателя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на счет, указанный взыскателем.

Банк или иная кредитная организация заканчивает исполнение исполнительного документа: после перечисления денежных средств в полном объеме; по заявлению взыскателя; по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения (ч. 10 ст. 70 Федерального закона № 229-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Федерального закона № 229-ФЗ денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной ч. 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов. В случае отсутствия сведений о банковских реквизитах взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.

Как видно из материалов дела, по исполнительным производствам -ИП, -ИП и -ИП судебным приставом-исполнителем были вынесены постановления о возбуждении исполнительных производств, об их объединении в сводное исполнительное производство -СД, об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, об обращении взыскания на доходы должника. Денежные средства поступали на депозит ОСП по Олонецкому району из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия с дохода должника ФИО1 и расчетных счетов ФИО1, открытых в ПАО «Сбербанк России».

Действующим законодательством срок вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства не предусмотрен.

Вместе с тем следует отметить следующее.

Несмотря на поступление хх.хх.хх г. по исполнительному производству -ИП денежных средств в размере, достаточном для покрытия задолженности в полном объеме, а также исполнительского сбора, и последующее вынесение постановления о распределении денежных средств хх.хх.хх г., постановление младшего инспектора-исполнителя ФИО3 об окончании указанного исполнительного производства, а также постановления об отмене постановления об обращении взыскания на доходы должника и об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника вынесены только хх.хх.хх г..

Аналогичным образом, несмотря на поступление хх.хх.хх г. по исполнительному производству -ИП денежных средств в размере, достаточном для покрытия задолженности в полном объеме, а также исполни-тельского сбора, и последующее вынесение постановления о распределении денежных средств хх.хх.хх г., постановление младшего инспектора-исполнителя ФИО3 об окончании указанного исполнительного производства, а также постановления об отмене постановления об обращении взыскания на доходы должника и об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника вынесены только хх.хх.хх г..

В этой связи суд приходит к выводу, что сотрудником ОСП по Олонецкому району допущено длительное бездействие по решению вопроса об окончании исполнительных производств.

Кроме того, в нарушение требований ч. 6 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ, копии указанных постановлений в адрес ПАО «Сбербанк России» и ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия на следующий день после их вынесения не направлены, доказательств обратного административными ответчиками суду не представлено, хотя этот вопрос был неоднократно поставлен судом.

Указанные выше нарушения повлекли за собой необоснованное удержание ПАО «Сбербанк России» по вине ОСП по Олонецкому району в рамках исполнительного производства -ИП с расчетного счета ФИО1 и последующее перечисление на депозит ОСП по Олонецкому району денежных средств платежными поручениями от хх.хх.хх г. (3 563,05 руб.), от хх.хх.хх г. (3 563,05 руб.) в сумме 7 126,10 руб., а также необоснованное удержание ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия с дохода ФИО1 и последующее перечисление на депозит ОСП по Олонецкому району денежных средств платежным поручением от хх.хх.хх г. (3 455,25 руб.), денежных средств в январе 2021 г. (2 710,79 руб.) и феврале 2021 г. (1 069,26 руб.) в счет исполнительного производства -ИП, платежным поручением от хх.хх.хх г. (2 773,96 руб.) в счет погашения исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП, платежным поручением от хх.хх.хх г. (1 131,90 руб.) в счет погашения исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП.

Таким образом, в связи с виновными действиями должностных лиц ОСП по Олонецкому району в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. с ФИО1 излишне удержаны денежные средства в сумме 18 267,26 руб. (3 563,05 руб. + 3 563,05 руб. + 3 455,25 руб. + 2 710,79 руб. + 1 069,26 руб. + 2 773,96 руб. + 1 131,90 руб.). В указанную сумму суд не включает излишне удержанные денежные средства в размере 702,03 руб. и в размере 2 861,02 руб., возвращенные должнику, так как указанные денежные суммы поступили на депозит ОСП по Олонецкому району из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия хх.хх.хх г., когда исполнительное производство еще не было исполнено в полном объеме, поэтому необоснованного удержания указанных денежных средств на указанную дату не было допущено.

Согласно ч. 11 ст. 70 Федерального закона № 229-ФЗ при поступлении на депозитный счет подразделения судебных приставов денежных средств должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, определяемого в соответствии с ч. 2 ст. 69 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель возвращает должнику излишне полученную сумму.

Из постановления о распределении денежных средств от хх.хх.хх г. (на сумму 702,03 руб.), постановления о распределении денежных средств от хх.хх.хх г. (2 861,02 руб.), постановления о распределении денежных средств от хх.хх.хх г. (3 563,05 руб.), распоряжений о перечислении денежных средств от хх.хх.хх г. (3 563,05 руб.), от хх.хх.хх г. (3 455,25 руб.), от хх.хх.хх г. (2 710,79 руб.), от хх.хх.хх г. (1 069,26 руб.), от хх.хх.хх г. (2 773,96 руб.), от хх.хх.хх г. (1 131,90 руб.) следует, что излишне удержанные ПАО «Сбербанк России» и ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия с расчетных счетов в банке и из дохода ФИО1 и поступившие на депозит ОСП по Олонецкому району денежные средства в сумме 21 830,31 руб. возвращены ему на расчетный счет в ПАО «Сбербанк России».

Всего из излишне удержаны денежные средства из дохода ФИО1 в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия в сумме 14 704,21 руб. удержаны из дохода ФИО1 – 14 704,21 руб. (702,03 руб. + 2 861,02 руб. + 3 455,25 руб. + 2 710,79 руб. + 1 069,26 руб. + 2 773,96 руб. + 1 131,90 руб.).

В ходе рассмотрения дела административные ответчики не смогли пояснить возвращения излишне удержанных денежных средств из дохода ФИО1 в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия исключительно на его расчетный счет в ПАО «Сбербанк России» и в связи с чем они не могли быть возвращены обратно на счет в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия для возможности их использовать ФИО1

Действующим законодательством запрета на перечисление должностными лицами федеральной службы судебных приставов денежных средств на счета исправительных учреждений для зачисления таких денежных средств на лицевые счета осужденных либо на прямое перечисление денежных средств на лицевые счета осужденных не установлено, что подтверждает и ответ УФССП по РК от хх.хх.хх г. на запрос суда, а также реквизиты для перечисления денежных средств для осужденного ФИО1, предоставленные ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия по запросу суда. Между тем, как пояснили административные ответчики, зная, что должник отбывает наказание в исправительном учреждении, попыток получить сведения о реквизитах, на которые возможно возвратить денежные средства осужденному, не предпринимали.

Суд отмечает, что первой исполнительное производство -ИП возбуждено еще хх.хх.хх г., а постановление об обращении взыскания на доход ФИО1 в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия вынесено от хх.хх.хх г., то есть, вопреки доводам административного ответчика, что у судебного пристава-исполнителя есть только 5 дней для возврата излишне удержанных денежных средств, с хх.хх.хх г. до конца 2020 г. у должностных лиц ОСП по Олонецому району имелось достаточно времени для получения реквизитов для перечисления денежных средств ФИО1 в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия.

Следует отметить, что ФИО1, находясь в местах лишения свободы, ограничен в возможности распоряжаться денежными средствами на банковских счетах, может использовать только открытый на его имя лицевой счет, поэтому имел право на возврат излишне удержанных из его дохода денежных средство обратно на лицевой счет в исправительном учреждении или на иной счет исправительного учреждения для последующего их зачисления на его лицевой счет. Более того, вопреки доводу административного ответчика, действующим законодательством не предусмот-рено право судебного пристава-исполнителя возвращать денежные средства должникам на любые их счета, о которых известно службе судебных приставов.

Также суд обращает внимание на то, что в распоряжениях о перечислении денежных средств должнику необоснованно указаны ссылки на Инструкцию о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структуры подразделений территориальных отделов Федеральной службы судебных приставов, утвержденную приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 11 и Министерства финансов Российской Федерации № 15н от 25.01.2008, поскольку решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2019 № АКПИ19-664 указанная Инструкция признана недействующей со дня ее принятия, а приказ Федеральной службы судебных приставов № 100 от 26.03.2021, утвердивший Положение об организации бюджетного учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение подразделений органов принудительного исполнения Российской Федерации, и доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых органами принудительного исполнения Российской Федерации, на который административные ответчики ссылались при рассмотрении дела, принят после рассматриваемых в настоящем деле событий, поэтому его положения не применялись при исполнении данного сводного исполнительного производства.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В рассматриваемом случае судом признаны незаконными действия должностных лиц ОСП по Олонецкому району.

Вместе с тем, с учетом того, что в настоящее время исполнительные производства окончены их фактическим исполнением, оснований для удовлетворения требования ФИО1 о возложении на административного ответчика обязанности произвести перерасчет по исполнительному производству -ИП не имеется, вопрос о возвращении излишне удержанных денежных средств и взыскании компенсации морального вреда будет разрешен судом в рамках гражданского дела , производство по которому приостановлено судом до вступления в законную силу настоящего решения суда.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействие) должностных лиц отделения судебных приставов по Олонецкому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, выразившиеся в не направлении своевременно в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия постановления от хх.хх.хх г. об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника по исполнительному производству -ИП, постановления от хх.хх.хх г. об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника по исполнительному производству -ИП, возвращению излишне удержанных ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия денежных средств должника по исполнительным производствам -ИП и -ИП на расчетный счет должника, открытый в банке.

В удовлетворении требования ФИО1 о производстве перерасчета по исполнительному производству -ИП отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) И.А. Курсов

Копия верна. Судья И.А. Курсов

Мотивированное решение суда изготовлено 30.07.2021.