ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4370/2022 от 12.08.2022 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело 2а-4370/2022

УИД 75RS0001-02-2022-005875-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2022 года

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Марковой О.А.

при секретаре Сафроновой М.А.,

при участии представителя административного истца – ЗСИ, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите административное дело по административному иску индивидуального предпринимателя СНМ к Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, и.о.министра КСА о признании незаконным действий и (или) бездействия, допущенных при рассмотрении обращения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ИП СНМ обратился в суд с вышеуказанным иском, просит признать незаконными бездействие Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, выразившееся в не исполнении требований Федерального закона №59-ФЗ «Об обращениях граждан».

В обоснование заявленных требований, указывает на то, что ИП СНМ обратился в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края с сообщением о нарушении ФЗ «О транспортной безопасности» на участке дороги федерального, значения Р-297 «Амур», которая находится в оперативном управлении у ФКУ Упрдор «Забайкалье», подведомственного Федеральному дорожному агентству, указывая, что поскольку ФКУ утверждает, что этот участок дороги не проходит через населенный пункт сельского поселения «Смоленское», то примыкания к расположенным вдоль этого участка дороги объектам дорожного сервиса, которые поименованы в обращении, расположены с нарушением минимального расстояния., установленного пунктом 4.5.3 ГОСТ Р 58653-20.19 ( 600 метров), а также без устройства переходно-скоростных полос, как то предусмотрено СП. 34.13330.2021, в случае прохождения участков дорог федерального значения вне населенных пунктов.

И.о министра КСА Ответом от 29.06.2022. исх. отказал в его рассмотрении, ссылаясь на отсутствие полномочий, при этом не указал полномочный государственный орган, который вправе провести контрольное мероприятие, в области транспортной безопасности, поскольку правом на проведение контрольного мероприятия в отношении самого себя ФКУ Упрдор «Забайкалье» не обладает. Ответ был дан по истечении 19 дней.

Вместе с тем, согласно ч.З ст. 7 ФЗ №59, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Истец полагает, что не исполнение Министерством требований ФЗ №59, выразившееся в не перенаправлении его обращения в соответствующий компетентный орган, является незаконным и нобоснованным,.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ соответчиком к участию в деле привлечено должностное лицо – и.о. министра КСА

В судебное заседание Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края представителя не направило, КСА в судебное заседание не явился, отзывы не направили, о дате и времени судебного заседания извещены. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель ИП СНМЗСИ, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доводы, изложенные в иске, поддержал.

Суд, выслушав участника, исследовав его материалы, приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, только в том случае, если будет установлено, что оспариваемые решение, действие (бездействие) противоречат нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца. Если совокупности этих условий не будет установлено, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, 10 июня 2022 г. ИП СНМ обратился в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края с сообщением о нарушении ФЗ «О транспортной безопасности» на участке дороги федерального, значения Р-297 «Амур», которая находится в оперативном управлении у ФКУ Упрдор «Забайкалье», подведомственного Федеральному дорожному агентству, указывая, что поскольку ФКУ утверждает, что этот участок дороги не проходит через населенный пункт сельского поселения «Смоленское», то примыкания к расположенным вдоль этого участка дороги объектам дорожного сервиса, которые поименованы в обращении, расположены с нарушением минимального расстояния., установленного пунктом 4.5.3 ГОСТ Р 58653-20.19 ( 600 метров), а также без устройства переходно-скоростных полос, как то предусмотрено СП. 34.13330.2021, в случае прохождения участков дорог федерального значения вне населенных пунктов. Обращение содержало просьбу провести комплексную проверку деятельности ФКУ Упрдор «Забайкалье».

В ответ на указанное заявление Министерство направило ответ (от ДД.ММ.ГГГГ), подписанный и.о. министра КСА, в котором разъясняется, что в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Министерство осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных, дорог регионального и межмуниципального значения.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в. сфере дорожного хозяйства.

Автомобильные дороги федерального значения на территории Забайкальского края находятся в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Забайкалье». Принимая во внимание тот факт, что обустройство примыкания на автомобильной дороге федерального значения Р-297 «Амур» находится в компетенции ФКУ Упрдор «Забайкалье», Министерство не уполномочено проводить проверки дорожной деятельности в отношении ФКУ Упрдор «Забайкалье».

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Далее - Закон).

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 1).

Статья 5 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ устанавливает права гражданина при рассмотрении обращения, согласно пункта 3 которой гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со ст. 10 N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Обращение СНМ содержало информацию о нарушении действующего законодательства и просьбу провести проверку в отношении ФКУ Упрдор «Забайкалье».

В ответе на обращение ответчик указывает на то, что в данном случае он не является уполномоченным органом, так как не обеспечивает дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог федерального значения.

Однако в силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Таким образом, Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края не соблюден порядок рассмотрения обращения СНМ Ответ по существу поставленных в обращении вопросов не предоставлен в нарушение положений статьи 5, 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

Административному ответчику надлежало совершить одно из предусмотренных законом действий - либо направить ответ по существу обращения, в том числе с разъяснением компетенции, либо переадресовать обращение в компетентный орган.

В связи с чем, суд полагает, что исковые требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконными действия Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, и.о.министра КСА, допущенные при рассмотрении обращения ИП СНМ от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на административных ответчиков обязанность по устранению допущенных нарушений прав административного истца, а именно: повторно рассмотреть обращение административного истца и дать ответ по существу поставленных в нем вопросов, либо перенаправить обращение ИП СНМ в соответствующий компетентный на рассмотрение обращения ИП СНМ орган.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Центральный районный суд г. Читы.

Судья О.А.Маркова