ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4371/2023 от 15.01.2024 Анапского городского суда (Краснодарский край)

2а-582/2024 (2а-4371/2023)

УИД 23RS0003-01-2023-007459-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 января 2024 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Михина Б.А.

при секретаре Зайцевой О.С.

с участием представителя административного истца Милош А.А., представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа, управления архитектуры и градостроительства муниципального образования город-курорт Анапа-Белоусова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шах-Меликьян Т. А. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решения органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Шах-Меликьян Т. А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решения органа местного самоуправления.

В обоснование требований указано, что Шах-Меликьян Т.А. принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером

Для земельного участка установлен вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка.

В соответствии с Генеральным планом муниципального образования город-курорт Анапа земельный участок относится к функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

Согласно действующих Правил землепользования и застройки земельный участок расположен в территориальной зоне Ж 1.1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами.

Градостроительным регламентом для зоны Ж 1.1. малоэтажная многоквартирная жилая застройка предусмотрена в качестве условно разрешенного вида использования, т.е. вид разрешенного использования соответствует градостроительному регламенту.

Административным истцом подготовлена необходимая исходная документация для получения разрешения на строительство малоэтажного многоквартирного дома.

22.07.2022 г. получен градостроительный план земельного участка (копия прилагается), сведения которого в соответствии с требованиями законодательства использованы при проектировании планируемого к постройке объекта.

По заданию административного истца проведены инженерные изыскания и оформлены все необходимые документы.

На основании указанных исходных документов подготовлена проектная документация на строительство 3-этажного многоквартирного жилого дома со следующими параметрами:

Количество этажей - 4, в том числе 1 этаж подземный;

Площадь общая - 1 159,6 кв.м., кв.м.;

Площадь застройки - 354,5 кв.м.

Количество квартир - 15;

Все требуемые параметры и нормативы проектирования соблюдены, что подтверждается положительным заключением негосударственной экспертизы №23-2-1-3-044749-2023 от 01.08.2023 г.

01.11.2023 г. административный истец обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о выдаче разрешения на строительство.

10.11.2023 г. административным истцом получено письмо Управления №17-13- 7072/23 от 08.11.2023 г., которым отказано в выдаче разрешения на строительство.

Административный истец полагает, что отказ является незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца.

Административный истец, подав административное исковое заявление, просил:

признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство, выраженный письме Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 08.11.2023 г. №17-13-7072/23,

обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа выдать Шах-Меликьян Т.А. разрешение на строительство объекта капитального строительства: «Многоквартирный малоэтажный жилой дом по адресу: <адрес> с параметрами, указанными в проектной документации»

В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административных ответчиков требования не признал, представил возражения на требования в письменной форме, полагал, что требования удовлетворению не подлежат по основаниям, изложенным в ответе управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа.

Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шах-Меликьян Т.А. принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером

Для данного земельного участка установлен вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка.

В соответствии с Генеральным планом муниципального образования город- курорт Анапа земельный участок относится к функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

Согласно действующих Правил землепользования и застройки земельный участок расположен в территориальной зоне Ж 1.1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами.

Градостроительным регламентом для зоны Ж 1.1. малоэтажная многоквартирная жилая застройка предусмотрена в качестве условно разрешенного вида использования, то есть вид разрешенного использования соответствует градостроительному регламенту.

Как следует из представленных суду доказательств, административным истцом подготовлена необходимая исходная документация для получения разрешения на строительство малоэтажного многоквартирного дома.

Так, 22.07.2022 г. получен градостроительный план земельного участка, сведения которого в соответствии с требованиями законодательства использованы при проектировании планируемого к постройке объекта.

По заданию административного истца проведены инженерные изыскания и оформлены следующие документы:

топосъемка земельного участка;инженерно-геологические изыскания;инженерно-геодезические изыскания;инженерно-экологические изыскания, технический отчет по определению планово-высотного положения объекта;акт по очистке территории от взрывоопасных предметов, сведения Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Анапа; справка организации г. Анапа Всероссийского общества инвалидов.

На основании указанных исходных документов подготовлена проектная документация на строительство 3-этажного многоквартирного жилого дома со следующими параметрами:

количество этажей - 4, в том числе 1 этаж подземный;

площадь общая - 1 159,6 кв.м., кв.м.;

площадь застройки - 354,5 кв.м.

количество квартир - 15;

Все требуемые параметры и нормативы проектирования соблюдены, что подтверждается положительным заключением негосударственной экспертизы №23-2-1-3-044749-2023 от 01.08.2023 г.

01.11.2023 г. административный истец обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о выдаче разрешения на строительство с приложениями, что подтверждается распиской от 01.11.2023 и приложил документы, согласно утвержденного перечня.

10.11.2023 г. административным истцом получено письмо Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа №17-13- 7072/23 от 08.11.2023 г., которым отказано в выдаче разрешения на строительство.

В качестве обоснования для отказа в выдаче разрешения указано следующее:

в составе документов, представленных для получения разрешения на строительство, отсутствует проект планировки территории, включающей земельный участок с кадастровым номером , содержащий сведения об отсутствии дефицита социальных объектов,

в представленной проектной документации отсутствует информация о принятии постановления об утверждении проекта планировки территории, обосновывающая обеспеченность территории объектами социальной инфраструктуры, в том числе дошкольными учреждениями, школами, объектами почтовой связи,

в представленной проектной документации отсутствует информация о размещении площадки для выгула собак, а также о принятии постановления об утверждении проекта планировки территории, обосновывающего возможность отнесения площадки для выгула собак вне жилой застройки в радиусе 500 м.,

парковочные места расположены на расстоянии 600 м. от объекта, чем нарушены местные нормативы градостроительного проектирования, которыми предусмотрено, что парковочные места должны располагаться на расстоянии не более 50 м. от объекта. Кроме того, указано, что в соответствии с действующей редакций Правил землепользования и застройки все парковочные места должны располагаться в границах застраиваемого земельного участка.

Суд приходит к выводу, что указанный выше отказ противоречит нормам права.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства),планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда;планируется осуществление комплексного развития территории;планируется строительство объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с п. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Однако, ни один из перечисленных случае не имеет отношения к строительству единичного малоэтажного многоквартирного дома на принадлежащем застройщику земельном участке, в связи с чем подготовка документации по планировке территории не является обязательной, а действующее законодательство не предусматривает обязанности застройщиков, планирующих осуществить строительство объектов на принадлежащих им земельных участках, подготовить проект планировки территории или выступить с ходатайством о подготовке проекта планировки территории.

Частью 1 статьи 45 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

Частью 1.1. статьи 45 Градостроительного Кодекса РФ определено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно:

лицами, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории;

правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи);

субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи);

садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.

Таким образом, часть 1.1. статьи 45 Градостроительного Кодекса РФ не применим к случаям строительства одного малоэтажного многоквартирного дома. Часть 12.12. статьи 45 Градостроительного Кодекса РФ распространяется на случаи строительства линейных объектов и также не относится к рассматриваемому случаю.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного Кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления муниципального округа, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, муниципального округа, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

Требования действующего законодательства к подготовке документации по планировке территории продублированы в статье 18 Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа.

В оспариваемом отказе в выдаче разрешения на строительство сделана ссылка на пункт 4 статьи 18 Правил землепользования и застройки муниципального образования город- курорт Анапа, в соответствии с которой освоение территории в целях многоквартирного жилищного строительства для земельных участков с видами разрешенного использования 2.1.1 «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка», 2.5 «Среднеэтажная жилая застройка», 2.6 «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» возможно при условии отсутствия дефицита социальных объектов, установленного проектом планировки для данной территории, за исключением размещения федерального служебного жилья.

Термин «освоение территории» не является тождественным термину «строительство», так же, как и термин «территория» не тождественен термину «земельный участок».

Исходя из положений статьи 65 Градостроительного Кодекса РФ, освоение территории, это деятельность, осуществляемая в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры.

Виды элементов планировочной структуры утвержден Приказом Минстроя России от 25.04.2017 г. №738/пр и включает в себя:

1. Район;

2. Микрорайон;

3. Квартал;

4. Территория общего пользования, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения;

5. Территория садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан;

6. Территория транспортно-пересадочного узла;

7. Территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения;

8. Улично-дорожная сеть.

Таким образом, отдельный земельный участок не является элементом планировочной структуры и строительство на отдельном земельном участке не является освоением территории, в связи с чем на такое строительство не распространяются требования пункт 4 статьи 18 Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа.

Согласно требований части 7 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ, для получения разрешения на строительство предоставляется заявление, к которому прилагаются документы, предусмотренная указанной статьей. В отказе в выдаче разрешения на строительство продублированы часть 7 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ, однако отсутствует ссылка на часть 10 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ, в соответствии с которой «не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов».

Учитывая указанные положения закона, требование о предоставлении для получения разрешения на строительство утвержденного проекта планировки территории, не основано на нормах права.

Содержащиеся в отказе в выдаче разрешения на строительство утверждение о том, что основанием для отказа вы выдаче разрешения является отсутствие установленной проектом планировки территории обеспеченности территории, в границах которой планируется размещение объекта строительства, объектами социальной инфраструктуры, в том числе дошкольными учреждениями, школами, учреждениями связи, противоречит закону.

Как было отмечено выше, требование о предоставлении для получения разрешения на строительство утвержденного проекта планировки территории, является незаконным.

Кроме того, в районе размещения планируемого к строительству объекта, имеются:

школа №5 на расстоянии 340 м.

детский сад «Ручеек» на расстоянии 490 м.

почтовое отделение №353454 на расстоянии 220 м.

Таким образом, указанное утверждение незаконно, необоснованно.

Отказ в выдаче разрешения в связи с отсутствием на расстоянии 500 м. площадки для выгула собак является незаконным ввиду следующего.

На территории муниципального образования город-курорт Анапа отсутствуют площадки для вынула собак, что подтверждается письмом управления жилищно-коммунального хозяйства от 20.09.2023. Более того, в указанном письме указано, что площадок для выгула собак на территории и муниципальном образовании город-курорт Анапа «не предусмотрено».

При этом обязанность по организации площадок для выгула собак на территориях общего пользования в соответствии с законодательством возлагается на органы местного самоуправления.

Площадки для выгула домашних животных являются элементами благоустройства.

Согласно требований пункта 25 статьи 9 Устава муниципального образования город-курорт Анапа обязанность по организации благоустройства территории муниципального образования город-курорт Анапа возлагается на администрацию муниципального образования.

В соответствии с пунктом 2.12.18 Приказ Минрегиона России от 27.12.2011 г. №613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» площадки для выгула собак рекомендуется размещать на территориях общего пользования микрорайона и жилого района, свободных от зеленых насаждений, в технических зонах линий метрополитена и общегородских магистралей 1-го класса, под линиями электропередач с напряжением не более ПО кВт, за пределами санитарной зоны источников водоснабжения первого и второго поясов. Размещение площадки на территориях природного комплекса рекомендуется согласовывать с органами природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно письма Управления жилищно-коммунального хозяйства от 20.09.2023 г. №21-09-8049/23 на территории муниципального образования город-курорт Анапа площадки для выгула собак отсутствуют.

Невыполнение в течение многих лет администрацией муниципального образования город-курорт Анапа обязанности по организации площадок для выгула собак не может служить препятствием для реализации прав застройщиков на освоение принадлежащих им земельных участков.

Отказывая в выдаче разрешения по причине, за реализацию которой ответственность несет сам уполномоченный орган, административные ответчики злоупотребляет правом, что является основанием для признания отказа по указанному основанию незаконным.

Необоснованным является оспариваемый отказ в виду отсутствия парковочных мест.

Для разработки проектной документации использовались данные градостроительного плана земельного участка от 22.07.2022 г., сформированные в соответствии с Правилами землепользования и застройки в редакции Решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 08.07.2021 г. №165.

Согласно редакции Правил землепользования и застройки в редакции Решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 08.07.2021 г. №165 требование о том, что при строительстве малоэтажного многоквартирного дома все парковочные места располагались в пределах застраиваемого земельного участка отсутствовало.

Также нужно учесть, что в соответствии с подпунктом 2.1.1 таблицы Расчетные показатели в области транспортной инфраструктуры» раздела МНТП в редакции Решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 27.10.2022 г. №398 установлено, что стоянки для постоянного хранения легковых автомобилей объектов «многоквартирные дома» должны располагаться на расстоянии не более 800 м. пешеходной доступности.

В примечаниях к указанной таблице установлено, что после установления приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края показателей обеспеченности личными легковыми автомобилями расчетные показатели подлежат корректировке.

Однако проектная документация разрабатывалась на основании нормативов градостроительного проектирования, действовавших на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, т.е. на 28.07.2022 г.

На указанную дату действовали МНГП в редакции Решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 24.10.2019 г. №522, в соответствии с которыми сооружения для хранения легковых автомобилей населения следует размещать в радиусе доступности 250 - 300 м от мест жительства автовладельцев, но не более чем в 800 м; на территориях коттеджной застройки - не более чем в 200 м. Допускается увеличивать дальность подходов к сооружениям хранения легковых автомобилей для жителей кварталов с сохраняемой застройкой до 1500 м.

Схемой планировочной организации земельного участка в составе проектной документации произведен расчет парковочный мест для стоянок жильцов многоквартирного дома из расчета 1 машино-место на 1 квартиру, всего 15 машиномест.

Стоянка на 9 машино-мест предусмотрена на территории прилегающей к земельному участку согласно ранее разработанному проекту благоустройства территории и 6 машино-мест на участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером , согласно заключенного договора аренды парковочных мест с ООО «Отель Менеджмент». Расстояние от указанных парковочных мест до строящего объекта 600 м., т.е. меньше требуемого.

Кроме того, проектом также предусмотрено устройство стоянок для легкового транспорта МГН в количестве 2 машино-мест.

Таким образом и в указанном случае, требования проекта соответствуют установленным требованиям.

Согласно требований пункта 7 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство к указанному заявлению прилагаются следующие документы и сведения:

правоустанавливающие документы на земельный участок;

градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;

результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся з утвержденной проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка;

в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства;

г) проект организации строительства объекта капитального строительства;

положительное заключение экспертизы проектной документации и инженерных изысканий;

Административным истцом предоставлены все документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство, оформленные в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с требованиями пункта 14 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен в судебном порядке.

В тоже время суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении обязанности на административных ответчиков выдать разрешение на строительство, поскольку указанное противоречило бы принципу разделения судебной и исполнительной власти.

На основании изложенного, руководствуясь, ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Шах-Меликьян Т. А. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить в части.

Признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство, выраженный письме Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 08.11.2023 г. №17-13-7072/23.

Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа повторно рассмотреть заявление Шах-Меликьян Т. А. о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: «Многоквартирный малоэтажный жилой дом по адресу: <адрес> с параметрами, указанными в проектной документации»

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца через Анапский городской суд со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 15 января 2024 года.

Председательствующий: