Дело № 2А-4375/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2021 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Мироновой Т.В.
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете, обязании осуществить действия по государственному кадастровому учету,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, уточнив свои требования, обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по Московской области о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ№ в государственном кадастровом учете незаконным и его отмене; обязании осуществить действия по государственному кадастровому учету в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером № заявлению № № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО2 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером №, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, площадью 438,4 кв.м. После покупки жилого дома истец решил провести реконструкцию этого объекта и увеличить общую площадь, для чего подготовил всю необходимую документацию и передал ее в администрацию Одинцовского муниципального района для получения разрешения на строительство в соответствии с требованиями ст. 51 ГрК РФ. ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил разрешение на строительство №. После окончания строительных работ площадь жилого дома увеличилась и составила 1 725,4 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ, после окончания реконструкции, истец подал в администрацию Одинцовского городского округа АДРЕС уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС №, а ДД.ММ.ГГГГ подал в МКУ «МФЦ Одинцовского городского округа АДРЕС» заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество №1. Вместе с указанным заявлением был подан технический план здания. ДД.ММ.ГГГГ истец получил от территориального отдела № Управление Росреестра по АДРЕС уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета №1. Причиной приостановки государственного кадастрового учета послужили следующие основания: представленный технический план оформлен в нарушении пункта 34 и пункта 51 Требований. Осуществление действий по государственному кадастровому учету было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ. Во исполнение указанного уведомления о приостановке административный истец исправил недочеты технического плана в соответствии с установленными требованиями и вместе с заявлением о представлении дополнительных документов ДД.ММ.ГГГГ подал его МКУ «МФЦ АДРЕС». ДД.ММ.ГГГГ истец получил уведомление об отказе государственного кадастрового учета № Полагая отказ незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Истец в судебное заседание не явился, направил представителя, который требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Управления Росреестра по АДРЕС в судебное заседание явился, просил в иске отказать по доводам письменных возражений.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО2 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером №, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, площадью 438,4 кв.м.
С целью реконструкции объекта и увеличении общей площади дома истец обратился в Администрацию Одинцовского муниципального района для получения разрешения на строительство.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил разрешение на строительство №.
После окончания строительных работ площадь жилого дома увеличилась и составила 1 725,4 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ от Администрации Одинцовского городского округа МО было получено уведомление № о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Управление Росреестра по АДРЕС№ о государственном кадастровом учете здания с кадастровым номером №, площадью 4384 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, рабочий посёлок Заречье, АДРЕС, с приложением технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением характеристики объекта недвижимости: года завершения строительства здания, количества этажей, в том числе подземных этажей, площади, описания местоположения здания, вида разрешенного использования здания; с целью уточнения местоположения объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером №.
Решением административного ответчика, оформленным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ за №, государственный кадастровый учет объекта недвижимости был приостановлен до ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", поскольку, помимо прочих недостатков, представленный технический план оформлен в нарушении пункта 34 и пункта 51 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 953. Чертеж оформляется в масштабе, обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек контура здания. Чертеж составляется таким образом, чтобы в поле его изображения отображался весь контур здания, сооружения, объекта незавершенного строительства. Контур здания на схеме геодезических построений в техническом плане различается с графической частью технического плана;
представленный технический план оформлен в нарушении пункта 34 Требований, чертеж оформляется в масштабе, обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек контура здания. Чертеж составляется таким образом, чтобы в поле его изображения отображался весь контур здания. Чертеж составляется таким образом, чтобы в поле его изображения отображался весь контур здания, сооружения, объекта незавершенного строительства.
В случае если здание, сооружение, объект незавершенного строительства имеет наземные, надземные и (или) подземные конструктивные элементы, контур такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке определяется как совокупность контуров, образованных проекцией внешних границ наземных, надземных и (или) подземных ограждающих конструкций (в том числе колонн, арок (проездов), галерей, консолей, балконов и т.п.) такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли;
Проекции наземных, надземных, подземных конструктивных элементов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, а также местоположение точек контуров таких конструктивных элементов определяется кадастровым инженером и отображаются на Чертеже, схеме специальными условными знаками (Приложение к Требованиям).
От административного истца ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление № о приобщении дополнительных документов к делу № с приложением технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения представленных документов Управлением Росреестра по АДРЕС было принято решение о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета, оформленное уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ за №2, в связи со следующим: представленный технический план оформлен в нарушении пункта 34 и пункта 51 Требований. Чертеж оформляется в масштабе, обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек контура здания. Чертеж составляется таким образом, чтобы в поле его изображения отображался весь контур здания, сооружения, объекта незавершенного строительства. Контур здания на схеме геодезических построений в техническом плане различается с графической частью технического плана.
Кроме того, регистрирующий орган сослался на не поступление из органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство, документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта.
Решением административного ответчика, оформленным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№, в осуществлении государственного кадастрового учета отказано на основании статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» со ссылкой на то, что до истечения срока приостановления причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, не устранены.
Статьей 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 указанного Федерального закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе технический план.
Формы технического плана и требований к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п. 34 Требования к подготовке технического плана в технический план включаются координаты характерных точек контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, который представляет замкнутую линию, образуемую проекцией внешних границ ограждающих конструкций такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли. Местоположение характерных точек контура определяется кадастровым инженером.
В случае если здание, сооружение, объект незавершенного строительства имеет наземные, надземные и (или) подземные конструктивные элементы, контур такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке определяется как совокупность контуров, образованных проекцией внешних границ наземных, надземных и (или) подземных ограждающих конструкций (в том числе колонн, арок (проездов), галерей, консолей, балконов и т.п.) такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли.
В случае если здание, сооружение, объект незавершенного строительства полностью расположено ниже уровня поверхности земли и не имеет конструктивных элементов, обеспечивающих примыкание к поверхности земли, контур такого объекта недвижимости образуется проекцией внешних границ ограждающих конструкций такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне поверхности земли.
Проекции наземных, надземных, подземных конструктивных элементов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, а также местоположение точек контуров таких конструктивных элементов определяются кадастровым инженером и отображаются на Чертеже, Схеме специальными условными знаками (Приложение к Требованиям).
Пунктом 51 Требований установлено, что графическая часть технического плана помещения оформляется на основе поэтажных планов, являющихся частью проектной документации, проекта перепланировки, графической части технического паспорта здания (или сооружения), сведения о которых указаны в разделе "Исходные данные".
В письме Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N 3214-АБ/20 "Об определении контуров объектов недвижимости", разъяснено, что Требованиями N 953 не определяется понятие "конструктивные элементы", вместе с тем, в целях реализации положений Требований N 953, по мнению Росреестра, под понятием "конструктивные элементы" здания, сооружения, объекта незавершенного строительства могут пониматься элементы ограждающих строительных конструкций такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства. Согласно п. 24 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий, сооружений" строительная конструкция представляет собой часть здания или сооружения, выполняющую определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции, при этом ч. 1 ст. 25 Закона N 384-ФЗ установлено, что в проектной документации здания и сооружения должны быть предусмотрены конструктивные решения, обеспечивающие водоотвод с наружных поверхностей ограждающих строительных конструкций, включая кровлю, и от подземных строительных конструкций здания и сооружения; водонепроницаемость кровли, наружных стен, перекрытий, а также стен подземных этажей и полов по грунту; недопущение образования конденсата на внутренней поверхности ограждающих строительных конструкций, за исключением светопрозрачных частей окон и витражей.
В этой связи при определении контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в контуре такого объекта недвижимости должны учитываться проекции всех его конструктивных элементов, предусмотренных проектной документацией, если ее подготовка осуществлялась в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, вне зависимости от того, какую функцию они выполняют.
Таким образом, если фундамент, крыльца, пандусы, приямки, наружные спуски в подвал, рампы, отмостки, лестницы, в том числе эвакуационные, колонны, арки (проезды), галереи, консоли, балконы и т.п. являются конструктивными элементами (элементами строительных конструкций) здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в отношении которого проводятся кадастровые работы, и отображены в проектной документации (если ее подготовка осуществлялась), то проекции таких конструктивных элементов включаются в контур такого объекта недвижимости.
При рассмотрении настоящего дела было установлено, что представленные истцом для осуществления кадастрового учета изменений объекта документы не соответствовали по форме требованиям законодательства и содержали противоречивые сведения.
Из представленных представителем административного истца документов, в том числе технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного в связи с реконструкцией здания, следует, что спорное здание имеет лестницы (крыльцо), которые были отображены кадастровым инженером на чертеже контура объекта недвижимости.
Между тем, в схему объекта по координатам был включен только наземный контур, однако контур должен включать по отдельности подземный, наземный и надземный, что не позволяло признать содержащееся в техническом плане описание здания надлежащим.
В представленном техническом плане от ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером на чертеже указаны контур наземного, подземного и надземного конструктивных элементов здания, однако лестницы (крыльцо) не включены в контур здания.
Таким образом, контур здания, указанный в техническом плане, не соответствовал установленным требованиям.
При указанных обстоятельствах, оснований для признания незаконным оспариваемого решения у суда отсутствуют.
Само по себе отсутствие конкретизации выявленных недостатков в предъявленных документах, на что ссылался представитель истца, не может служить основанием для признания правильного по существу оспариваемого ненормативного акта незаконным.
Более того, одним из оснований принятия решения о приостановлении действий по государственной регистрации права, является, в том числе согласно п. 9 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости следующее: не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
В свою очередь, согласно ст. 27 Закона о недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Уведомление о приостановлении кадастрового государственного учета от 10.11.2020г., а также от ДД.ММ.ГГГГ о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета не было обжаловано, судом незаконным не признано. Обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации права собственности на нежилое помещение устранены не были.
Следовательно, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется, отказ осуществлен правомерно в соответствии с нормами действующего законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 14, 175-177 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований ФИО2 к Управлению Росреестра по АДРЕС о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ № № в государственном кадастровом учете, обязании осуществить действия по государственному кадастровому учету в отношении объекта недвижимости – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
Судья Миронова Т.В.