ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4376/18 от 23.10.2018 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-4376/2018РЕШЕНИЕименем Российской Федерации

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:

председательствующего судьи Иргита Н.Б., при секретаре Монгуш Ч.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Кызыла, Хуралу представителей г. Кызыла о признании недействительным в части публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Кызыла М.А. Цыганок в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточнений обратилась с административным иском к мэрии г. Кызыла, Хуралу представителей г. Кызыла о признании недействительным в части публичных слушаний. В обоснование административного иска указано, что прокуратурой г. Кызыла проведена проверка по обращению <данные изъяты>ФИО3 на действия должностных лиц органов местного самоуправления, состоящих в комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, о нарушении процедуры проведения публичных слушаний, а именно по факту не допуска граждан, участников публичных слушаний в лице представителей <данные изъяты>, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва по вопросу изменения вида и границ части территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером , имеющего адресные ориентиры <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

В нарушение норм градостроительного законодательства должностными лицами органов местного самоуправления городского округа г. Кызыл, состоящих в комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, ДД.ММ.ГГГГ проведены публичные слушания с нарушением установленной законом процедуры, без участия граждан, юридических лиц и уведомленных о проведении ДД.ММ.ГГГГ слушаний заинтересованных лиц.

Просит признать недействительными проведенные ДД.ММ.ГГГГ публичные слушания, назначенные постановлением Главы – Председателя Хурала представителей г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении публичных слушаний по проекту решения Хурала представителей г. Кызыла «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в части отказа в изменении вида и границ части территориальных зон ИТ-4 (зона улично-дорожной сети), Р-3 (зона озеленения), Ж-3 (зона застройки индивидуальными домами) на территориальную зону П-4 (зона производственно-коммунальных объектов V класса опасности) земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по заявлению <данные изъяты>

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва и <данные изъяты>

Не согласившись с административным иском, представитель административного ответчика мэрии г. Кызыла ФИО4 подала письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что проведение публичных слушаний относится к компетенции Хурала представителей г. Кызыла, мэрия г. Кызыла не является организатором оспариваемых публичных слушаний, в связи с чем не может являться ответчиком по данному делу.

Помощник прокурора г. Кызыла Ажи С.А. в судебном заседании поддержала заявление в полном объеме, дав пояснения, соответствующие доводам административного иска.

Представитель административного ответчика Хурала представителей г. Кызыла ФИО11 действующий на основании доверенности, иск не признала, просил отказать.

Представитель административного ответчика мэрии г. Кызыла ФИО4, действующая по доверенности, иск не признала, просила отказать.

Представитель заинтересованного лица <данные изъяты>ФИО5, действующий по ордеру, исковые требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

ДД.ММ.ГГГГФИО12 обратилось в прокуратуру г. Кызыла, оспаривая проведение публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ. Указав, что Главой города нарушены принципы и порядок проведения публичных слушаний. Просили провести проверку в отношении должностных лиц Хурала представителей г. Кызыла.

В ходе прокурорской проверки опрошены представитель по доверенности <данные изъяты>ФИО6, главный специалист отдела архитектуры и градостроительства ДАГИЗО мэрии г. Кызыла Свидетель №1, сотрудник Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва Свидетель №2

В силу статьи 32 Правил землепользования и застройки городского округа г. Кызыл, утвержденных решением Хурала представителей г. Кызыла от 27.11.2012 № 432 (далее Правила), внесение изменений в Правила осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Одним из оснований для рассмотрения мэром города Кызыла вопроса о внесении изменений в Правила является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. Предложения о внесении изменений в Правила в Комиссию направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в Правила осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в Правила или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение мэру города Кызыла. Мэр города Кызыла с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении Комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в Правила или об отклонении предложения о внесении изменения в Правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям. Подготовка проекта о внесении изменений в Правила осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в генеральном плане города Кызыла, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Глава города Кызыла при получении от мэрии города Кызыла проекта о внесении изменений в Правила принимает решение о проведении публичных слушаний по проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Публичные слушания по проекту о внесении изменений в Правила проводятся Комиссией в соответствии со статьей 27 настоящих Правил.

Согласно статье 27 Правил землепользования и застройки городского округа г. Кызыл организация и проведение публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки осуществляется в порядке, определяемом Уставом города Кызыла, нормативным правовым актом Хурала представителей города Кызыла с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Публичные слушания проводятся в целях осуществления взаимодействия органов местного самоуправления города Кызыла с населением, выявления общественного мнения по проекту муниципального правового акта, вынесенного на публичные слушания, а также информирования населения о предполагаемых решениях органов местного самоуправления.

Публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности проводятся в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии со статьей 28 Правил регламентирован порядок проведения публичных слушания по проекту Правил и проекту о внесении изменений в Правила. Слушания по проекту Правил проводятся Комиссией в порядке, определяемом Уставом города Кызыла и (или) нормативными правовыми актами Хурала в соответствии со статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пунктами 11, 12 статьи 31 ГрК РФ предусмотрено, что глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ и с частями 13 и 14 ГрК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 5.1 ГрК РФ, участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

Согласно п. 16 ст. 5.1 ГрК РФ, организаторам общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивается равный доступ к проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, всех участников общественных обсуждений или публичных слушаний.

Пунктами 18 и 19 статьи 5.1 ГрК РФ определено, что организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения, и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц).

Главой 4 Положения об организации и проведении публичных слушаний в городском округе, утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от 08.09.2009 № 147 регламентирован порядок проведения публичных слушаний.

В соответствии с п. 4.6 Положения после получения информации о содержании проекта, вынесенного на публичные слушания, и ответов на вопросы, которые задаются в устной или письменной форме, любой из участников публичных слушаний вправе высказаться по существу обсуждаемого проекта и его суждение заносится в протокол публичных слушаний. Участники публичных слушаний вправе представить свои предложения и замечания в письменном виде, касающиеся проекта, вынесенного на публичные слушания.

Из материалов дела усматривается, что постановлением Главы города – Председателя Хурала представителей г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении публичных слушаний по прилагаемому проекту решения Хурала представителей г. Кызыла «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в Городском зале заседаний.

Согласно протоколу публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, по <данные изъяты> пункту решили отказать в изменении вида и границ части территориальных зон ИТ-4 (зона улично-дорожной сети), Р-3 (зона озеленение), Ж-3 (зона застройки индивидуальными домами) на территориальную зону П-4 (зона производственно-коммунальных объектов V класса опасности) земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по заявлению <данные изъяты> в связи с нарушением регламента предоставления государственной услуги Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва по выдаче лицензии на использование недр на территории города Кызыла без согласования с органом местного самоуправления.

Пунктом <данные изъяты> заключения по результатам слушания от ДД.ММ.ГГГГ в рассмотрении вопроса по изменению вида и границ территориальных зон по заявлению <данные изъяты> отказано.

ДД.ММ.ГГГГ Хуралом представителей г. Кызыла принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по делу заявление <данные изъяты> к мэрии г. Кызыла о признании недействительным пункта <данные изъяты> Постановления мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в изменении вида и границ территориальных зон земельных участков в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» и обязании мэрии г. Кызыла устранить допущенные нарушения, удовлетворено. Указанный пункт постановления мэрии г. Кызыла признан недействительным и отменен. На мэрию г. Кызыла возложена обязанность устранить нарушения.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании показала, что ДД.ММ.ГГГГ было назначено публичное слушание по изменению категории земель.

Были представители Минприроды Республики Тыва и сам министр. В <данные изъяты> началось слушание, было около <данные изъяты> человек, их не приглашали, они ожидали в коридоре. Они спрашивали, рассмотрен ли их вопрос. Девушка сказала, что рассмотрен, ответ получат через <данные изъяты> дней. Когда получили протокол слушания, было указано, что им отказано.

Свидетель Свидетель №2 в судебном заседании показал, что о публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ были уведомлены специалистом Мэрии г. Кызыла. В день слушаний явились в указанное время, но их так и не вызвали.

В судебном заседании свидетель Свидетель №1 пояснила, что она являлась секретарем комиссии. Ей председатель комиссии не давал указаний приглашать участников слушаний по заявлению <данные изъяты>

Таким образом, с учетом представленных доказательств, пояснений свидетелей, судом установлено, что организаторами при проведении публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ нарушены нормы градостроительного законодательства, публичные слушания проведены без участия уведомленных и явившихся граждан, юридических лиц и заинтересованных лиц.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление о признании недействительным в части публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно и подлежит удовлетворению.

Между тем, суд приходит к выводу, что административный иск в части требований к мэрии г. Кызыла не подлежит удовлетворению, поскольку мэрия г. Кызыла является ненадлежащим ответчиком по административному делу, так как инициатором проведения публичных слушаний являлся Хурал представителей г. Кызыла, они назначены постановлением Главы – Председателя Хурала представителей г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Кызыла, Хуралу представителей г. Кызыла о признании недействительным в части публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить частично.

Признать недействительными проведенные ДД.ММ.ГГГГ публичные слушания, назначенные постановлением Главы – Председателя хурала представителей г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в изменении вида и границ части территориальных зон ИТ-4 (зона улично-дорожной сети), Р-3 (зона озеленение), Ж-3 (зона застройки индивидуальными домами) на территориальную зону П-4 (зона производственно-коммунальных объектов V класса опасности) земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по заявлению <данные изъяты>

В удовлетворении исковых требований к мэрии г. Кызыла отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.

Судья Иргит Н.Б.

Копия верна: Иргит Н.Б.