УИД: 59RS0004-01-2019-004737-60
Дело № 2а-4377/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2019 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Бессоновой К.А.,
с участием представителя административного истца Масленниковой И.А.,
представителя административного ответчика Жоголь Н.Ф., Суворова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пермского края к Правительству Пермского края о признании бездействий незаконным, возложении обязанности,
установил:
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с административным иском к Правительству Пермского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении полномочий по утверждению регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2019 год; возложении обязанности утвердить региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2019 год, разработанный в соответствии с требованиями частей 1, 6 статьи 159 Жилищного кодекса РФ, Закона Пермского края от 07.05.2007 N 34-ПК "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.22-23).
В обоснование заявленных требований указал, что в силу ч.ч.1,6 ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рассчитываются исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, размер которого устанавливается субъектом Российской Федерации. В соответствии с Законом Пермского каря от 07.05.2007 №34-ПК стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг утверждается ежегодно в срок до 1 января года, в котором данный стандарт подлежит применению. Однако региональный стандарт на 2019 год Правительством Пермского края до настоящего времени не утвержден. В связи с этим прокуратурой Пермского края было внесено представление и.о. министра жилищно-коммунального хозяйства, из ответа на представление следует, что проект не прошел согласование в министерстве финансов Пермского края, срок принятия постановления не определен. Неисполнение обязанности по утверждению регионального стандарта влечет нарушение гарантированных жилищным законодательством прав граждан.
Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам административного иска.
Представители административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, поддержали доводы письменных возражений (л.д.28-37).
Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, суд приходит к следующему.
Согласно положению ч. 4 ст. 218 КАС РФ В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей (ч.6 ст.159 ЖК РФ).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (ч.7 ст.159 ЖК РФ).
Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Пунктом 20 Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено, что размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).
Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п.21).
При изменении региональных стандартов, в том числе в связи с принятием решений, указанных в подпункте "а" пункта 22(1) настоящих Правил (в случае, указанном в пункте 31 настоящих Правил, - местных стандартов), размеров действующих в субъекте Российской Федерации прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп, а также условий и порядка предоставления субсидий перерасчет размеров субсидий производится уполномоченным органом с даты вступления в силу соответствующих изменений без истребования у получателей субсидий каких-либо документов.
Если размер субсидии, исчисленный исходя из новых региональных стандартов или размеров прожиточных минимумов, меньше размера ранее предоставленной (выплаченной) субсидии, возврат излишне выплаченных средств за период с даты вступления в силу соответствующих изменений до даты перерасчета размера субсидии не производится. В случае если вновь рассчитанный размер субсидии превышает прежний размер, то средства, недоплаченные за период с даты вступления в силу соответствующих изменений до даты перерасчета размера субсидии, подлежат перечислению получателю субсидии в порядке, установленном пунктом 50 настоящих Правил (п.28).
Статьей 5 Закона Пермского края от 07.05.2007 № 34-ПК "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" установлено, что региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливаются в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Расчет размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг осуществляется в соответствии с Методикой расчета региональных стандартов стоимости коммунальных услуг, утверждаемой постановлением Правительства Пермского края.
Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг ежегодно утверждаются постановлением Правительства Пермского края.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается обязанность по установлению размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, в этих целях Правительство Пермского края обязано ежегодно утверждать данный региональный стандарт.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Правительство Пермского края от 04.07.2018 № 357-п утверждены региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2018 год.
Поскольку на 2019 год региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг не утверждены, ДД.ММ.ГГГГ г. прокуратурой Пермского края внесено представление в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, являющееся разработчиком региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг (л.д.4-5).
ДД.ММ.ГГГГ на представление был направлен ответ, из которого следует, что расчет региональных стандартов невозможен до предоставления муниципальными образованиями Пермского края актуализированной информации о тарифах на содержание жилых помещений. Министерством были направлены запросы о предоставлении данной информации в срок до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ велась работ по внесению в свод информации, устранению замечаний, с 20 февраля готовятся сравнительные анализы (л.д.6-8).
ДД.ММ.ГГГГ Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края также направлено письмо о том, что проект постановления Правительства Пермского края об утверждении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2019 год подготовлен, проходит согласование в Министерстве социального развития и Министерстве финансов Пермского края (л.д.9).
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку административным ответчиком не исполнена возложенная законом обязанность по утверждению регионального стандарта на 2019 год.
Доводы Правительства Пермского края о том, что региональные стандарты, утвержденные постановлением Правительство Пермского края от 04.07.2018 № 357-п продолжают действовать, судом отклоняются, поскольку п.1 данного постановления прямо установлено, что утверждены региональные стандарты на периоды с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года и с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года.
Ссылка на п.28 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг необоснована, так как данный пункт регулирует порядок перерасчета размеров субсидий, при изменении региональных стандартов, что не свидетельствует о продлении срока действия региональных стандартов, которые подлежали применению только в 2018 году.
Доводы об отсутствии бездействия, в связи с ведением работы по утверждению региональных стандартов также полежат отклонению, так как срок действия региональных стандартов, утвержденных постановлением Правительство Пермского края от 04.07.2018 № 357-п истек ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, региональные стандарты на 2019 год должны были быть утверждены до ДД.ММ.ГГГГ. Изменение в 2019 году тарифов, преобразование территорий Пермского края не свидетельствует об отсутствии у административного ответчика обязанности утвердить стандарт до ДД.ММ.ГГГГ, в силу п.28 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, при наступлении указанных обстоятельств в региональные стандарты могли быть внесены изменения.
При таких обстоятельствах требования заместителя рокурора о признании бездействия незаконным, возложении обязанности утвердить региональный стандарт, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Административный истец просит возложить обязанность по утверждению регионального стандарта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд полагает, что данный срок является разумным, каких-либо возражений относительно указанного срока, административным ответчиком не заявлено, в связи с чем, с учетом требований ст.187 КАС РФ, суд полагает возможным установить данный срок для исполнения решения суда о возложении обязанности утвердить региональный стандарт.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие Правительства Пермского края, выразившееся в неисполнении полномочий по утверждению регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2019 год.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность утвердить региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2019 год, разработанный в соответствии с требованиями частей 1, 6 статьи 159 Жилищного кодекса РФ, Закона Пермского края от 07.05.2007 N 34-ПК "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий - подпись (Л.Ю. Дульцева)
<данные изъяты>
Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-4377/2019 Ленинского районного суда г.Перми.