Дело №2а-4379/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 октября 2019 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хусаинова Р.Г.,
при секретаре судебного заседания Габбасовой Н.А.,
с участием помощника судьи Дмитриевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к отделу по работе с обращениями граждан Аппарат Правительства РФ об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к отделу по работе с обращениями граждан Аппарат Правительства РФ об оспаривании действий.
В обоснование административного иска указано, что --.--.---- г.. административный истец направил на имя Председателя Правительства РФ жалобу с просьбой отменить приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовательного стандарта основного общего образования», поскольку нарушает конституционные права учащихся, ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
Данным обращением административный истец пожаловался на действия ФИО2, нарушающие действующее законодательство РФ, и направил жалобу в адрес органа, в компетенции которого отменить приказ Минобрнауки РФ №1897. При, однако этом административный истец неоднократно обращался в ФИО3 с просьбой не нарушать права учащихся, однако безрезультатно.
Вопреки требованию ч.6 ст.8 ФЗ от 02.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», который запрещает пересылать жалобы на рассмотрение в те органы, действия которых обжалуются, обращение истца было направлено на рассмотрение в ФИО3.
Вместе с тем, ФИО3 представило только отписку, в связи с чем административный истец повторил просьбу в адрес Председателя Правительства в обращении от --.--.---- г..
Однако получил уведомление из ФИО6, что обращение истца направлено в ФИО3, согласно ответу из ФИО2, они не ответственны за законность своих нормативных актов.
--.--.---- г.г. истец вновь обратился с просьбой к Председателю Правительства РФ об отмене приказа Минобрнауки РФ № 1897, как противоречащий ч.1 ст.12 Закона «Об образовании в РФ».
И вновь получил уведомление об отправлении его просьбы в ФИО3.
Административный истец считает, в уведомлении отдела по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства РФ немотивированны, ссылки на закон не конкретизированы, то есть не указано какая именно часть статьи закона служит основанием их действий, и непонятно в ответ на какое обращение прислано данное уведомление. ФИО3 пока не ответило на последнее обращение.
На основании изложенного административный истец просит защитить его право на получение ответа по существу поставленного вопроса о необходимости отмены приказа Минобрнауки № 1897, признав незаконными действия отдела по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства РФ, который направил жалобу истца в Минпросвещение.
Определением от 26 августа 2019г. в качестве заинтересованного лица привлечено Минпросвещение России.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал, просит удовлетворить.
Административный ответчик в лице представителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представив до рассмотрения дела отзыв на исковое заявление, указав, что обращения административного истца были рассмотрены в соответствии с полномочиями Аппарата Правительства в порядке, установленном законодательством РФ.
Заинтересованное лицо в лице представителя ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указанным федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Статьей 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального конституционного закона Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Статьей 47 Федерального конституционного закона определено, что для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством Российской Федерации, образуется Аппарат Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 утвержден Регламент Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Регламента Правительства Российской Федерации "в Правительстве подлежат рассмотрению проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства, - проекты других актов, а также проекты заключений, поправок и официальных отзывов на проекты федеральных законов.
По поручению (указанию) Президента Российской Федерации, а также по предложениям членов Правительства, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, в Правительстве могут рассматриваться другие документы по вопросам, не требующим принятия соответствующих актов.
Рассмотрением в Правительстве проектов актов и других документов для целей настоящего Регламента является их рассмотрение на заседаниях Правительства, координационных и совещательных органов под председательством Председателя Правительства, одного из заместителей Председателя Правительства или Заместителя Председателя Правительства - Руководителя Аппарата Правительства, а также рассмотрение Председателем Правительства или его заместителями на совещаниях или единолично".
Пункт 7 Регламента гласит, что "указанные в пункте 6 настоящего Регламента проекты актов и другие документы могут вноситься на рассмотрение в Правительство членами Правительства, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, или лицами, исполняющими их обязанности.
Проекты актов по вопросам, отнесенным к ведению Правительственной комиссии по проведению административной реформы и Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, могут вноситься на рассмотрение в Правительство указанными Комиссиями".
Пункт 8 Регламента Правительства Российской Федерации предусматривает, что "в Правительстве также рассматриваются поручения и указания Президента Российской Федерации, проекты актов и другие документы, направленные в установленном порядке в Правительство Администрацией Президента Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 10 Регламента Правительства Российской Федерации "обращения в Правительство, не предусмотренные пунктом 6 Регламента или внесенные руководителями органов, не указанными в пунктах 7 и 8 настоящего Регламента, направляются Аппаратом Правительства в органы государственной власти и органы местного самоуправления для рассмотрения и принятия решений в соответствии с их полномочиями".
Согласно пункту 11 Регламента Правительства Российской Федерации обращения в Правительство Российской Федерации, содержащие предложения о принятии решений Правительства Российской Федерации, направляются в федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в соответствии со сферами ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Указанные органы проводят проработку обращений, принимают в пределах своей компетенции соответствующие решения, при необходимости вносят в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проекты актов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, и о результатах рассмотрения информируют заявителей.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменные обращения, содержащие вопросы, не входящие в компетенцию федерального органа исполнительной власти, направляются им в течение 7 дней с даты их регистрации в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением заявителя, направившего обращение, о переадресации обращения.
Порядок работы с обращениями граждан, поступившими в адрес Правительства Российской Федерации, установлен разделом IX Регламента Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 127 Регламента Правительства Российской Федерации работу с индивидуальными и коллективными письменными обращениями граждан, поступившими в Правительство, организует Аппарат Правительства. Обращение в зависимости от содержания докладывается Председателю Правительства, одному из заместителей Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) или Заместителю Председателя Правительства - Руководителю Аппарата Правительства либо в течение 7 дней со дня регистрации направляется Аппаратом Правительства для рассмотрения и ответа органам исполнительной власти, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 утверждено также Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 4 Положения об Аппарате Правительства Российской Федерации Аппарат Правительства Российской Федерации рассматривает обращения граждан и организаций, адресованные в Правительство, направляет эти обращения в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления для рассмотрения и принятия мер, организует прием граждан членами Правительства, а также проводит информационно-аналитическую работу с указанными обращениями.
Сотрудники Аппарата Правительства при осуществлении функций, возложенных на соответствующие подразделения, руководствуются Регламентом Правительства, Положением об Аппарате Правительства Российской Федерации, Инструкцией по делопроизводству в Аппарате Правительства и утвержденными в установленном порядке должностными регламентами.
Согласно утвержденным должностным регламентам сотрудники отдела по работе с обращениями граждан Департамента культуры Правительства Российской Федерации обязаны рассматривать обращения и запросы граждан, принимать решения о направлении писем для рассмотрения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов.
Из материалов дела следует, что --.--.---- г.г., --.--.---- г.г. и --.--.---- г.г. ФИО1 были направлены обращения в Правительство Российской Федерации с просьбой отменить приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
В своих обращениях ФИО1 просил отменить приказ Минобрнауки, высказывая мнение о том, что данный приказ нарушает права учащихся, не позволяет реализовать права учащихся на свободный выбор мнений и убеждений.
В электронной базе данных Аппарата Правительства РФ обращения зарегистрированы под вх. №№ П-№-- от --.--.---- г.., П-№-- от --.--.---- г., П-№-- от --.--.---- г..
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Министерству просвещения Российской Федерации переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.
Поскольку, вопросы затронутые в обращении истца, относятся к компетенции Минпросвещения России, в функциональные обязанности Аппарата Правительства, исходя из норм Регламента Правительства РФ и Положения об Аппарате Правительства РФ, не входит рассмотрение по существу вопросов, отнесенных в соответствии с законодательством к ведению иных органов государственной власти, в связи с чем ответчиком по итогам рассмотрения обращений ФИО1 были переадресованы Аппаратом Правительства в Минпросвещение России, о чем заявитель был уведомлен.
Также суд считает необходимым отметить, что в соответствием с Определением от 24 ноября 2016 г. № 2528-0 Конституционный суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Принимая данный судебный акт, Конституционный суд Российской Федерации апеллировал к определению Верховного Суда Российской Федерации, который отказал в принятии административного искового заявления о признании недействующим приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Как указал Суд, данный акт не нарушает прав заявителя, поскольку он не является как лицом, получающим или получившим на основании данного стандарта основную образовательную программу, так и лицом, реализующим данную программу.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и проанализировав доводы административного истца, административного ответчика применительно к требованиям Федерального закона от 02 мая 2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», учитывая, что административным ответчиком обращения административного истца были рассмотрены в соответствии с полномочиями Аппарата Правительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к отделу по работе с обращениями граждан Аппарат Правительства РФ об оспаривании действий, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья: Хусаинов Р.Г.