ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4383/2021 от 23.11.2021 Домодедовского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

Домодедовский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего Жуковой С.С.

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-4383/2021 по административному иску ФИО5 к Совету депутатов Ленинского городского округа <адрес>, Председателю Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО2 :

- о признании незаконными действия (бездействия) Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>, его председателя, заместителя и депутата по нарушению порядка рассмотрения письменных обращений, поданных ДД.ММ.ГГГГ на личном приеме депутату ФИО4;

- о признании бездействий Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>, его председателя, заместителя по нарушению порядка рассмотрения обращения заявителя, поданного ДД.ММ.ГГГГ ;

- обязании Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>, его председателя, заместителя и депутата ФИО4 рассмотреть обращения ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, коллективное обращение от ДД.ММ.ГГГГ о плане исполнения предвыборных обещаний, коллективное обращение от ДД.ММ.ГГГГ об оказании материальной и юридической помощи ФИО7 в связи с привлечением ее к административной ответственности и предоставить письменные ответы на поставленные в обращениях вопросы;

-взыскании судебных расходов по оплате госпошлины в сумме 300 рублей, суд

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратился к Совету депутатов Ленинского городского округа <адрес>, Председателю Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО2 с требованиями:

о признании незаконным действия (бездействия) Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>, председателя Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО2, заместителя Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО3 и депутата Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО4 по нарушению порядка рассмотрения письменных обращений поданных ДД.ММ.ГГГГ на личном приеме депутату ФИО4;

о признании бездействий Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>, председателя Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО2, заместителя Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО3 по нарушению порядка рассмотрения обращения заявителя, поданного ДД.ММ.ГГГГ;

об обязании Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>, председателя Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО2, заместителя Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО3 и депутата Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО4 рассмотреть обращения ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, коллективное обращение от ДД.ММ.ГГГГ о плане исполнения предвыборных обещаний, коллективное обращение от ДД.ММ.ГГГГ об оказании материальной и юридической помощи ФИО7 в связи с привлечением ее к административной ответственности и предоставить письменные ответы на поставленные в обращения вопросы;

о взыскании судебных расходов по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ году ФИО5 на личном приеме депутата Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО4 поданы обращения ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, коллективное обращение от ДД.ММ.ГГГГ о плане исполнения предвыборных обещаний, коллективное обращение от ДД.ММ.ГГГГ об оказании материальной и юридической помощи ФИО7 в связи с привлечением ее к административной ответственности. Ответы на указанные обращения депутатом не были даны. ДД.ММ.ГГГГФИО5 в Совет депутатов Ленинского городского округа <адрес>, председателю Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО2, депутату Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО4 подана жалоба на нарушение порядка рассмотрения обращения граждан депутатом ФИО4ДД.ММ.ГГГГ административным истцом получен ответ на указанную жалобу. Административный истец, ссылаясь на положения ч.3 ст. 5 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» №59-ФЗ, указывает, что не предоставление информации по письменным обращениям ФИО8, ФИО7, ФИО9, которые не обжаловали действия (бездействие) административных ответчиков, нарушено его право и созданы препятствия к осуществлению прав ФИО5, предусмотренных ст. 5 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» №59-ФЗ, а именно право на получение письменного ответа по существу вопросов, поставленных в жалобе от 06.07.2021г., в запросах информации от ДД.ММ.ГГГГ, административные ответчики нарушили ст. 10 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» №59-ФЗ, не обеспечили объективное, всесторонне и своевременное рассмотрение обращений от ДД.ММ.ГГГГ поданных депутату Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО4, жалобы от ДД.ММ.ГГГГ Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим административным иском.

Административный истец в судебном заседании требования поддержал по доводам и основаниям изложенным в административном иске, предоставил суду письменные пояснения. Указал, что является председателем координационного совета отделения ДЗД Ленинского городского округа, о чем представил копию письма от ДД.ММ.ГГГГ заверенную им же, граждане обращались с запросами к депутату Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО4, изложенными в письменных обращениях, поскольку гражданам не были направлены ответы в соответствии с №59-ФЗ, ФИО5 обратился с жалобой в совет депутатов Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес> и самому депутату Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО4 на нарушение порядка рассмотрения депутатом Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО4, считает свое право на получение запрашиваемой информации нарушенным, просит его восстановить путем обязания административных ответчиков предоставить письменные ответы.

Представитель административного ответчика Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО10 административный иск не признал, письменные возражения на административное исковое заявление. Пояснил, что административный ответчик считает заявленные требования необоснованными и незаконными. Пояснил, что от ФИО5ДД.ММ.ГГГГ в Совет депутатов Ленинского городского округа <адрес> поступила жалоба на нарушение депутатом Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО4 порядка рассмотрения обращения граждан. ДД.ММ.ГГГГ заявителю дан ответ исх. , одновременно депутату Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО4 направлено письмо о поступившей жалобе и необходимости рассмотрения депутатом обращения граждан. Учитывая, что поставленные в жалобе вопросы о переписке Совета депутатов с Министерством просвещения РФ, не относятся к деятельности Совета депутатов и не затрагивают прав ФИО5, отнесены к деятельности Ленинского городского округа, депутатом от которого является ФИО4 (избирательный округ ) оснований для испрашивания указанной информации не имеется. Административным ответчиком прав ФИО5, регламентированных в соответствии с №59-ФЗ не нарушено, ответ на жалобу дан в предусмотренный законом срок. В подтверждение чего предоставлен ответ на жалобу от ДД.ММ.ГГГГисх. за подписью заместителя председателя Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>.

Административный ответчик председатель совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО2 в судебное заседание не явился, судом извещен.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска и исходит из следующего.

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. ст. 2 и 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими: они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 34).

Деятельность представительного органа является гарантией реализации конституционного права граждан на выражение своего суверенитета - возможности осуществлять власть в Российской Федерации через представительные органы, участвовать в решении вопросов местного значения. Следовательно, деятельность представительного органа является гарантией реализации конституционного права граждан на выражение своего суверенитета - возможности осуществлять власть в Российской Федерации через представительные органы, участвовать в решении вопросов местного значения.

Судом установлено, что представительный орган Совет депутатов Ленинского городского округа <адрес> является юридическим лицом (ОГРН <***>), председателем совета депутатов является ФИО2, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРЮЛ.

Согласно ст. 2. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии со ст. 4. указанного федерального закона обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на личном приеме депутату Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО4 поступило 2 коллективных обращения:

- от ФИО7 об оказании юридической и материальной помощи в связи с привлечением ее к административной ответственности (л.д.23);

- от ФИО9, ФИО5 о плане исполнения предвыборных обещаний (л.д.24);

также запрос о предоставлении информации от ФИО8, ФИО11 и ФИО5 (л.д. 35).

ДД.ММ.ГГГГФИО5 подана жалоба в Совет депутатов Ленинского городского округа <адрес>, председателю Совета депутатов Ленинского городского округа ФИО2, депутату Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес> (л.д.36-37).

В силу ч.4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный настоящим законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

В соответствии с п. 5 ст. 4 под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Как указано в п. 13 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании.

Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти, органа местного самоуправления наделен специальным публично-правовым статусом. Участвую в законотворчестве и осуществлении функций в соответствии с полномочиями, возложенными в системе народовластия на представительные органы государственной власти, местного самоуправления, депутат – представитель от органа местного самоуправления, избранный в результате свободного волеизъявления народа, является представителем всех избирателей муниципального образования и является народным избранником в предстательный муниципальный орган. Муниципальный орган является коллегиальным органом, депутат самостоятельной властью не обладает.

Судом установлено, что в соответствии с п. 4.1 Регламента Совета депутатов Ленинского городского округа утвержденным решением Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ председатель Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес> избирается из числа депутатов и осуществляет организацию деятельности Совета депутатов (л.д. 54-68).

В соответствии ст.ст. 28, 35 Устава Ленинского городского округа <адрес> депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес> избираются гражданами, проживающими на территории городского округа, ответственны перед ними и им подотчетны, принят решением Совета депутатов Ленинского городского округа МО от ДД.ММ.ГГГГ N 17/1) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ N ).

Согласно представленному в материалы дела ответу заместителя председателя Совета депутатов Ленинского городского округа от имени Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. на жалобу ФИО5, жалоба о нарушении порядка рассмотрения обращения граждан депутатом ФИО4 рассмотрена, заявителю сообщено, что в соответствии с Уставом Ленинского городского округа депутата Совета депутатов в своей деятельности ответственен и подотчетен избирателям своего округа (л.д.52).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Доводы административного истца о том, что ФИО5 наделен полномочиями председателем координационного совета отделения ДЗД Ленинского городского округа судом отклоняются, учитывая, что копия информационного письма от ДД.ММ.ГГГГ не является надлежащим документом, подтверждающим полномочия ФИО5 в представлении интересов ООД В защиту детства», а последний обращался с жалобой в качестве физического лица.

Суд учитывает доводы административного ответчика о том, вопросы о реквизитах переписки Совета депутатов с Министерством Просвещения РФ о передаче в муниципальную собственность ФГБОУ СОШ «Горки», бюджетных источниках финансирования, планируемых мероприятиях и сроках реализации строительства общеобразовательной школы с указанием кадастрового номера земельного участка и о бюджетных источниках финансирования такого строительства относятся к деятельности Ленинского городского округа как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления и не относятся к деятельности Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>. А кроме того, поставленные в обращении в адрес депутата Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО4 вопросы о реквизитах переписки Совета депутатов с Министерством Просвещения РФ о передаче в муниципальную собственность ФГБОУ СОШ «Горки», бюджетных источниках финансирования, планируемых мероприятиях и сроках реализации строительства общеобразовательной школы с указанием кадастрового номера земельного участка и о бюджетных источниках финансирования такого строительства, не затрагивают прав ФИО5, учитывая, его проживание по месту постоянной регистрации по адресу: <адрес>, с. Ям, <адрес>, а заявители ФИО8, ФИО11, ФИО12 в установленный законом срок действие (бездействие) по рассмотрению обращений от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловали, доказательств обратного суду не предствлено.

Бездействие имеет место, когда соответствующим органом или должностным лицом не исполнены возложенные на них законом или иным нормативным правовым актом обязанности. В данном случае, административным ответчиком были в установленном законом порядке совершены действия по рассмотрению поставленного в жалобе вопроса и направлению ответа на данную жалобу, доводы о несогласии с представленным ответом не могут быть рассмотрены судом, учитывая, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

С учетом приведенных выше норм федерального законодательства и положений Устава, Регламента, суд не находит требования административного истца обоснованными и отказывает в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО5 к Совету депутатов Ленинского городского округа <адрес>, Председателю Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО2 :

- о признании незаконными действия (бездействия) Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>, председателя Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО2, заместителя Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО3 и депутата Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО4 по нарушению порядка рассмотрения письменных обращений поданных ДД.ММ.ГГГГ на личном приеме депутату ФИО4 ;

- о признании бездействий Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>, председателя Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО2, заместителя Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО3 по нарушению порядка рассмотрения обращения заявителя, поданного ДД.ММ.ГГГГ ;

- обязании Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>,

председателя Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО2, заместителя Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО3 и депутата Совета депутатов Ленинского городского округа <адрес>ФИО4 рассмотреть обращения ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, коллективное обращение от ДД.ММ.ГГГГ о плане исполнения предвыборных обещаний, коллективное обращение от ДД.ММ.ГГГГ об оказании материальной и юридической помощи ФИО7 в связи с привлечением ее к административной ответственности и предоставить письменные ответы на поставленные в обращениях вопросы;

-взыскании судебных расходов по оплате госпошлины в сумме 300 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Домодедовский городской суд.

Председательствующий С.С.Жукова