ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4386/2021 от 11.03.2022 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

УИД: 26RS0003-01-2021-006807-95

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2022 г. г. Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Волковской М.В.

при секретаре судебного заседания Орловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-527/2022 по административному иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз) (заинтересованное лицо ГКУ «Бештаугорское лесничество») о возложении обязанностей

У С Т А Н О В И Л:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, впоследствии уточненным, к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз), в котором просил:

признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, выразившееся в нарушении п. 7 ч. 1 ст. 83, ч. 1 ст. 67, п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п.п. 5, 31, 116 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, непроведении в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ мероприятий по проведению лесоустройства, таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесного фонда на территории Бештаугорского лесничества <адрес>;

возложить на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанность в срок не позднее двух лет со дня вступления в силу решения суда принять меры по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Бештаугорского лесничества, а также сохранности особо охраняемых природных территорий краевого значения: государственных природных заказников «Бештаугорский», «Кумагорский», памятников природы «Гора Верблюд», «Гора Змейка», «Гора Лысая», лесов, расположенных в водоохранных зонах водных объектов, путем проведения лесоустройства, в том числе таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, на территории Бештаугорского лесничества <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в данном административном деле административным соответчиком привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) (л.д. 118).

В обоснование уточненных заявленных требований в административном исковом заявлении указано на то, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах Бештаугорского лесничества, в результате которой выявлены нарушения названного законодательства. Свое требование прокурор мотивирует тем, что бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ и непринятие Федеральным агентством лесного хозяйства мер по проведению лесоустройства, таксации лесов на территории Бештаугорского лесничества может привести к утрате леса, как публичного достояния народаРоссийской Федерации, снижению эффективности лесопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также, с учетом нахождения в границах лесничества четырех особо охраняемых природных территорий краевого значения, может повлечь ухудшение состояния ООПТ, уничтожение и утрату таких территорий, их биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира, а также природных лечебных ресурсов курортов региона Кавказских Минеральных Вод, а, соответственно, привести к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Административным ответчиком Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> представлен письменный отзыв относительно заявленных требований, согласно которому указано на то, что в соответствии со статьёй 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а также Положением о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>», министерство осуществляет переданные Российской Федерацией субъектам Российской Федерации отдельные полномочия в области лесных отношений. В период с 2008-2021 годы <адрес> средства субвенций из федерального бюджета на мероприятия по лесоустройству, не выделялись. В соответствии со статьей 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно части 3 статьи 83 ЛК РФ, средства на осуществление переданных полномочий по проведению лесоустройства предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета в соответствии с бюджетными проектировками. В соответствии со статьёй 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке, и не предусматривают выделения средств из бюджета субъекта. Информация о необходимости проведения лесоустройства и выделении на указанное мероприятие средств субвенций направлялась в адрес Министерства природных ресурсов и экологии России и Федерального агентства лесного хозяйства письма о дополнительном финансировании от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по проведению лесоустройства исключены из полномочий, которые передаются субъектам Российской Федерации в соответствии со статьёй 83 ЛК РФ. Планирование мероприятий по лесоустройству (в том числе принятие мер по получению финансирования на данные работы), в рамках переданных полномочий субъектам Российской Федерации, после ДД.ММ.ГГГГ будет противоречить федеральному законодательству в связи с отсутствием у министерства данных полномочий. Таким образом, требование о возложении обязанности по проведению министерством мероприятий по лесоустройству неисполнимо, в силу отсутствия полномочий по проведению лесоустройства. В связи с изложенным, просят в удовлетворении требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности в срок не позднее двух месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Бештаугорского лесничества, в том числе лесов в водоохранных зонах водных объектов, путем проведения лесоустройства - отказать в полном объеме (л.д. 98-99).

Заинтересованным лицом ГКУ «Бештаугорское лесничество» представлен письменный отзыв, в соответствии с которым просят отказать в удовлетворении требований и принять решение в соответствии с действующим законодательством, в обоснование которого указано следующее. В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а также Положением о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>», министерство осуществляет переданные Российской Федерацией субъектам Российской Федерации отдельные полномочия в области лесных отношений. ГКУ «Бештаугорское лесничество» является государственным учреждением, подведомственным министерству. В соответствии со статьей 68 ЛК РФ, а также в пункте 3 лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - лесоустроительная инструкция) указано, что лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на карте лесов); таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений (статья 81 ЛК РФ) в части лесоустройства отнесены: проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов. К переданным для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 83 ЛК РФ) отнесено в том числе проведение на землях лесного фонда лесоустройства, а средства на исполнение переданных полномочий (в том числе и на проведение лесоустройства) предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. В соответствии с лесоустроительной инструкцией выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются юридическими и физическими лицами (далее - Исполнитель работ) на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности государственных и муниципальных нужд. А для обеспечения выполнения работ, оказания услуг по лесоустройству проводятся лесоустроительные совещания в состав участников, которого включаются: представители Заказчика работ; представители уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений и при необходимости их подведомственных организаций (в случаях, если орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений не является Заказчиком работ); представителя Исполнителя работ; лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование, если не являются Заказчиком работ. Что касается таксации лесов, то в соответствии с пунктом 34 раздела V лесоустроительной инструкции границы объектов работ по таксации лесов определяются Заказчиком работ. Минимальным объектом работ по таксации лесов являются: а) при выполнении работ по государственным и муниципальным контрактам на основании государственных и муниципальных заказов - лесничество (в отдельных случаях участковое лесничество); б) при выполнении работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским и лесным законодательством Российской Федерации с лицами, использующими леса, - лесной участок. Данный подпункт неукоснительно лесничеством исполняется: при запросе министерства на предоставление проектной документации лесного участка, по которой осуществляется его формирование, лесничеством проводится таксация лесного участка. В проектной документации указываются характеристики по материалам лесоустройства и характеристики по натурному обследованию. При необходимости составляется ведомость поштучного перечета деревьев. При предоставлении учитываются характеристики по натурному обследованию (актуализированные данные лесоустройства). При проведении Исполнителем в границах лесничества работ по лесоустройству, согласно пункту 2.4.5. Устава, Бештаугорское лесничество обеспечивает лесоустроительное предприятие всей необходимой информацией: об использовании лесного фонда, лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам и юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, где лесоустройство осуществляется по инициативе указанных лиц; о мероприятиях, проведенных в лесном фонде за ревизионный период в пределах границ лесничества, мастерского участка, лесного участка, лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам и юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, где лесоустройство осуществляется по инициативе указанных лиц. Участвует в комиссиях по проверке качества и приемке: полевых лесоустроительных работ при проектировании лесничеств; проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирования лесных участков, закреплении на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксации лесов (выявлении, учете, оценке качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Участвует в проверке качества и приемке следующей документации: таксационных описаний (качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); ведомостей проектируемых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов; картографических материалов (схематические карты, тематические планы, планшеты и др.). Использует материалы лесоустройства при разработке и изменении, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов в границах лесничества, мастерского участка, лесного участка, лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам и юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, где лесоустройство осуществляется по инициативе указанных лиц. Обеспечивает выполнение мероприятий, рекомендованных лесоустройством на ревизионный период, своевременно вносит отметки в лесоустроительную документацию о проведенных мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов. Осуществляет подготовку предложений для принятия решения по внесению изменений в лесохозяйственные регламенты в связи с: изменением действующих нормативных правовых актов в области лесных отношений; результатами проведенных специальных обследований на площадях, подвергшихся стихийным бедствиям, вспышкам вредителей и болезней леса и иным природным, техногенным воздействиям, повлекшим за собой существенные изменения в структуре и состоянии лесов; проведением лесоустройства. На территории Бештаугорского лесничества <адрес> в лесах, расположенных на землях лесного фонда, последнее лесоустройство проводилось в 1996-1997 годах, т.е. более 20 лет назад. В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а также Положением о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>», министерство осуществляет переданные Российской Федерацией субъектам Российской Федерации отдельные полномочия в области лесных отношений. Проведение лесоустройства на землях лесного фонда запланировано Лесным планом <адрес> в период с 2021 года по 2024 год. На территории Бештаугорского лесничества лесоустройство запланировано на 2023-2024 годы. В период с 2008-2021 годы и на 2022 год финансирование из средств субвенций из федерального бюджета на мероприятия, связанные с проведением лесоустройства, <адрес> не выделяются. В Рослесхоз министерством регулярно направляются письма, и ежегодно при защите бюджетных проектировок на очередной финансовый год - письменные пояснительные записки о давности проведения лесоустройства и необходимости выделения средств субвенций на мероприятия, в том числе по лесоустройству. В связи с реализацией с ДД.ММ.ГГГГ всех полномочий по проведению лесоустройства на федеральном уровне (с ДД.ММ.ГГГГ п. 7 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса утрачивает силу (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 304-ФЗ), и провести лесоустройство или запланировать его проведение в рамках переданных полномочий субъектам Российской Федерации не представляется возможным в связи с отсутствием у субъектов Российской Федерации данных полномочий (л.д. 93-95).

Впоследствии административным ответчиком Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> были представлены пояснения по делу, в соответствии с которыми поясняют следующее. В соответствии со статьёй 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а также Положением о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п (далее - министерство), министерство осуществляет переданные Российской Федерацией субъектам Российской Федерации отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 ЛК РФ. Так, согласно части 1 статья 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. В период до ДД.ММ.ГГГГ министерство в рамках переданных полномочий было наделено только полномочиями по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов, таксации лесов и проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (пункт 3, 4, 5 части 1 статья 68 ЛК РФ). В соответствии со статьей 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно части 3 статьи 83 ЛК РФ, средства на осуществление переданных полномочий по проведению лесоустройства предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета в соответствии с бюджетными проектировками. В соответствии со статьёй 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке, и не предусматривают выделения средств из бюджета субъекта. Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, численности проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 83 ЛК РФ). Общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Согласно пункту 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Рослесхоз доводит до субъектов Российской Федерации в области лесных отношений субвенции на переданные полномочия в области лесных отношений в том размере, в котором он установлен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В соответствии с частью 2 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении. В соответствии с частью 4 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между всеми субъектами Российской Федерации по единой для соответствующего вида субвенций методике. Таким образом, средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъектам Российской Федерации в соответствии со статьей 83 ЛК РФ на весь комплекс переданных полномочий и ежегодно утверждаются в разрезе субъектов Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В случае недостаточности средств в соответствии с пунктом 7.4 Правил субъекты Российской Федерации имеют право обратиться в Рослесхоз о выделении дополнительного финансирования из нераспределенного резерва средств субвенций. При этом следует учитывать, что средства нераспределенного резерва предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода. При исчерпании средств из нераспределенного резерва средств субвенций, выделение субъектам дополнительного финансирования Рослесхозом представляться возможным, поскольку Рослесхоз осуществляет распределение финансирования между субъектами РФ только в рамках доведенных средств. Более того, при проведении плановых проверок в рамках контроля за исполнением переданных полномочий органам государственной власти субъектов РФ, Рослесхозом проверяется целевое расходование выделенных бюджетных средств строго в рамках доведенных лимитов на определенные первоочередные мероприятия, установленные на очередной год. В период с 2008-2021 годы <адрес> средства субвенций из федерального бюджета на мероприятия по лесоустройству, не выделялись. В связи с чем в рамках полномочий министерством информация о необходимости проведения лесоустройства и выделении на указанное мероприятие средств субвенций неоднократно направлялась в адрес Министерства природных ресурсов и экологии России и Федерального агентства лесного хозяйства: письма о дополнительном финансировании от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от 30.10.2020 . Расходы средств субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий в области лесных отношений и доходы от использования лесов, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливаются бюджетными проектировками. Отсутствие выделения средств субвенций на мероприятия по проведению лесоустройства с 2015 года подтверждается выписками из форм бюджетных проектировок. Согласно пункту 11 раздела II. Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», при проектировании лесничеств осуществляются установление границ и площади лесничеств, проектирование участковых лесничеств в составе лесничеств (далее - участковые лесничества) (в случае принятия решения об их создании), определение квартальной сети. Проектирование лесничеств и проектирование защитных лесов, а также особо защитных участков лесов в соответствии со статьей 81 ЛК РФ осуществлялось органом государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений - Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом) (пункт 1, 2 части 1 статья 68 ЛК РФ). С ДД.ММ.ГГГГ Рослесхоз осуществляет весь цикл мероприятий по лесоустройству, предусмотренный статьей 68 ЛК РФ. На сегодняшний день в границах лесничеств, расположенных на землях лесного фонда <адрес>, проектирование лесничеств и защитных лесов, а также особо защитных участков лесов, Рослесхозом в полном объеме не завершено. В связи с чем, проведение лесоустройства в части закрепления на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов и проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в лесах, в отношении которых не завершены мероприятия по проектированию лесничеств не могло быть осуществлено. Исходя из вышеуказанного до завершения Рослесхозом работ по проектированию лесничеств и проектированию эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов министерством в период до ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии финансирования не представлялось возможным проведение мероприятий по: закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов включающих прорубку границ, квартальных просек, изготовлению квартальных и граничных столбов лесоустроительными знаками; таксации лесов - проведению учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов; проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов - проектирование которых осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. На основании изложенного, Министерство считает, что с их стороны халатности по проведению лесоустройства допущено не было и просят в удовлетворении требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о признании незаконным бездействия в непроведении в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мероприятий по лесоустройству на территории Бештаугорского лесничества <адрес> – отказать (л.д. 120-124).

Представитель административного истца – помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Ендовицкая Ю.Н. в судебном заседании в полном объеме поддержала заявленные требования, просила административный иск удовлетворить.

Представители административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК по доверенности Лысенко С.А. и Дзина А.И. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований по доводам аналогичным письменного отзыва и письменных пояснений.

Административный ответчик Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), заинтересованное лицо ГКУ «Бештаугорское лесничество», будучи извещенными судом надлежащим образом о времени, месте проведения судебного заседания, не явились, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного дела, по существу заявленных административных исковых требований, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие органов государственной власти может быть обжаловано в суд.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Материалами дела установлено, что бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> выявлено прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ при поступлении информации Министерства от указанной даты. Административный иск поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

Судом установлено, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах Бештаугорского лесничества, в результате которой выявлены нарушения названного законодательства.

Проверкой установлено, что бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ и непринятие Федеральным агентством лесного хозяйства мер по проведению лесоустройства, таксации лесов на территории Курского лесничества может привести к утрате леса, как публичного достояния народа Российской Федерации, снижению эффективности лесопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также, с учетом нахождения в границах лесничества четырех особо охраняемых природных территорий краевого значения, может повлечь ухудшение состояния ООПТ, уничтожение и утрату таких территорий, их биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира, а, соответственно, привести к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов особо охраняемых природных территорий является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76).

В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации основными принципами лесного законодательства являются, в том числе устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов.

В силу ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых возложена обязанность по выполнению таких работ.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, органам государственной власти субъектов Российской Федерации были переданы полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, предусмотренные п.п. 3-5 ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксация лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Так, федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №304-ФЗ в Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ) внесены изменения, в том числе статья 81 дополнена пунктом 22, в соответствии с которым полномочия по осуществлению мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены особо охраняемые природные территории федерального значения отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Указанная норма закона вступила в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее - Положение).

Пунктом 5.6 (1) названного Положения установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда.

В соответствии со ст. ст. 67, 68, 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация лесных участков, осуществляется для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

На основании положений ст. 69.2 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется определение видов и объемов соответствующих мероприятий, составляются ведомости планируемых мероприятий по соответствующим лесничествам (лесопаркам), участковым лесничествам, лесным кварталам, лесотаксационным выделам.

Правила проведения лесоустройства, в том числе требования к проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 67, ч. 3 ст. 69.2 ЛК РФ).

В соответствии с п. 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Лесоустроительная инструкция) лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, которые располагаются на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий.

Согласно п. п. 31, 116 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов, сроки для которой составляют от 10 до 20 лет в зависимости от таксационного разряда, на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении количества лесничеств на территории <адрес> и установлении их границ» на территории <адрес> создано 12 лесничеств, в том числе Бештаугорское лесничество.

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Лесохозяйственный регламент Бештаугорского лесничества (далее - Лесохозяйственный регламент, Регламент), срок действия которого установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно введению к Регламенту, Лесохозяйственный регламент разработан на основе положений: материалов лесоустройства 1997 г., проведенного І-й экспедицией государственного специализированного лесоустроительного предприятия «Воронежлеспроект»; данных государственного учета лесов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, государственного лесного реестра по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; правил, нормативов, параметров и других федеральных, региональных и муниципальных документов, регламентирующих использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов; материалов специальных натурных обследований.

Картографической основой для разработки лесохозяйственного регламента послужили: план лесонасаждений Бештаугорского лесничества (лесоустройство 1997 г.); лесоустроительные планшеты Бештаугорского лесничества (лесоустройство 1997 г.); кадастровые паспорта земельных участков.

Таким образом, лесоустройство и таксация лесов на территории Бештаугорского лесничества проведены в 1997 году, то есть более 23 лет назад, в связи с чем срок действия лесоустроительной документации, содержащей, среди прочего, перечень мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, обеспечению пожарной безопасности, таксации лесов, истек (в том числе и на дату утверждения Лесохозяйственного регламента).

Пунктом 1.1.8 Лесохозяйственного регламента установлено, что в границах Бештаугорского лесничества расположены 5 особо охраняемых природных территорий краевого значения: Государственный природный заказник «Бештаугорский»: Бештаугорское участковое лесничество, <адрес> (Железноводское), 7-18, 20-28, 39-40 (Бештаугорское), 1-9 (Пятигорское), 8 (Машукское), площадь ООПТ в границах лесничества 3290,0 га; Государственный природный заказник «Кумагорский»: Бештаугорское участковое лесничество, <адрес>(Б), площадь ООПТ в границах лесничества 35,7 га; Памятник природы «Гора Верблюд»: Бештаугорское участковое лесничество, <адрес>(Ж), площадь ООПТ в границах лесничества 390,0 га; Памятник природы «Гора Змейка»: Минераловодское участковое лесничество, <адрес>(Б), площадь ООПТ в границах лесничества 194,0 га; Памятник природы «Гора Лысая»: Бештаугорское участковое лесничество, <адрес>,6,7(П), площадь ООПТ в границах лесничества 289,0 га.

Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № ЗЗ-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Частью 2 статьи 1 Закона - ФЗ установлено, что отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Особенности использования лесов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий определены Лесным кодексом Российской Федерации (ст.ст. 11. 30. 41. 77 и др.), а также Положениями об указанных особо охраняемых природных территориях.

Так, в соответствии с разделом 3 Положения о государственном природном заказнике краевого значения «Бештаугорский», утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П, а также разделом 3 Положения о государственном природном заказнике краевого значения «Кумагорский», утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, в границах заказников запрещены, среди прочего, проезд и стоянка транспортных средств вне дорог общего пользования; осуществление рекреационной деятельности (в том числе устройство привалов, туристических стоянок, бивуаков, лагерей и разведение костров) и деятельности, связанной с развитием экологического туризма и экологического просвещения, за пределами специально предусмотренных для этого мест; заготовка и сбор не древесных лесных ресурсов (за исключением заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд), заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (за исключением заготовки пищевых лесных ресурсов гражданами и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд); любительская и спортивная охота; деятельность, влекущая за собой снижение экологической ценности территории заказника или причиняющая вред охраняемым объектам животного и растительного мира и среде их обитания.

Таким образом, положениями об особо охраняемых природных территориях установлены дополнительные ограничения использования лесов, в связи с чем данные ограничения должны быть учтены при проведении лесоустройства и таксации лесов в границах Бештаугорского лесничества.

В соответствии с информацией ГКУ «Бештаугорское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об особо охраняемых природных территориях в материалах лесоустройства 1997 года отсутствуют.

Пунктом 2 части 2 статьи 111 ЛК РФ установлено, что леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к защитным лесам.

В соответствии с п.п. 4, 6 виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств. В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Частью 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии со ст. 113 ЛК РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, установленных в соответствии с водным законодательством, запрещаются: использование токсичных химических препаратов; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; создание и эксплуатация лесных плантаций; строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, необходимых для геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.

В запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, запрещаются строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, необходимых для геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа (п. 3 ст. 115 ЛК РФ).

Так, проверкой лесохозяйственного регламента лесничества, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств, установлено, что в связи с отсутствием актуальных материалов лесоустройства, не все леса, расположенные в водоохранных зонах водных объектов на территории лесничества отнесены к категории защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, в связи с чем, не обеспечено соблюдение установленных ст. 113 ЛК РФ запретов и ограничений их использования.

Сохранение лесных насаждений, в том числе в границах особо охраняемых природных территорий, в водоохранных зонах водных объектов, является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 22 ст. 81 Лесного Кодекса Российской Федерации, проведение лесоустройства относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, их неисполнение (несвоевременное) исполнение нарушает интересы Российской Федерации. А устаревшие материалы лесоустройства, содержащие недостоверную (не актуальную) информацию о состоянии лесов и не содержащие сведения об особо охраняемых природных территориях регионального значения, снижают эффективность лесопользования, влекут непроведение, либо несвоевременное проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, тем самым создавая угрозу благоприятной окружающей среде и нарушая право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Однако в нарушение требований статей 19, 67, 68, 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), ст.ст. 1, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п. 10, 31, 116 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ меры по реализации полномочий, предусмотренных п.п. 10.15, 10.16 Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, не принимались, несмотря на истечение срока действия лесоустроительной документации, содержащей, среди прочего, перечень мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, таксацию лесов, лесоустройство на землях лесного фонда Бешта?горского лесничества своевременно не было проведено, что снижает эффективность лесопользования, ввиду отсутствия, либо несвоевременного проведения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также, с учетом нахождения в границах лесничества четырех особо охраняемых природных территорий краевого значения, может повлечь ухудшение состояния, уничтожение и утрату таких территорий, их биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира, а также природных лечебных ресурсов курортов региона Кавказских Минеральных Вод.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.

Судом установлено, что Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (с момента утверждения Лесохозяйственного регламента Бештаугорского лесничества) до ДД.ММ.ГГГГ было достоверно известно о необходимости реализации полномочий, предусмотренных законом с целью по охране, защите, воспроизводству лесов в части проведения лесоустройства, таксации лесов на территории Бештаугорского лесничества, однако до ДД.ММ.ГГГГ мер к проведению лесоустройства на территории Бештаугорского лесничества не принято.

Таким образом, бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ и непринятие Федеральным агентством лесного хозяйства мер по проведению лесоустройства, таксации лесов на территории Бештаугорского лесничества может привести к утрате леса, как публичного достояния народа Российской Федерации, снижению эффективности лесопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также, с учетом нахождения в границах лесничества четырех особо охраняемых природных территорий краевого значения, может повлечь ухудшение состояния ООПТ, уничтожение и утрату таких территорий, их биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира, а также природных лечебных ресурсов курортов региона Кавказских Минеральных Вод, а, соответственно, привести к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, восстановление гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности будет заключаться в принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных на обеспечение сохранности, повышение эффективности лесопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также сохранности особо охраняемых природных территорий краевого значения: государственных природных заказников «Бештаугорский», «Кумагорский», памятников природы «Гора Верблюд», «Гора Змейка», «Гора Лысая», сохранение биологического разнообразия, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения, а также обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан.

Нормами ст. 124 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление может содержать требования об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

С учетом установленных фактических обстоятельств дела, суд находит имевшим место незаконного бездействия со стороны административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, а именно: в непроведении в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ мероприятий по проведению лесоустройства, таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесного фонда на территории Бештаугорского лесничества <адрес> и приходит к выводу об удовлетворении требований межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, выразившееся в нарушении п. 7 ч. 1 ст. 83, ч. 1 ст. 67, п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п.п. 5, 31, 116 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, непроведении в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ мероприятий по проведению лесоустройства, таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесного фонда на территории Бештаугорского лесничества <адрес>.

Возложить на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанность в срок не позднее двух лет со дня вступления в силу решения суда принять меры по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Бештаугорского лесничества, а также сохранности особо охраняемых природных территорий краевого значения: государственных природных заказников «Бештаугорский», «Кумагорский», памятников природы «Гора Верблюд», «Гора Змейка», «Гора Лысая», лесов, расположенных в водоохранных зонах водных объектов, путем проведения лесоустройства, в том числе таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, на территории Бештаугорского лесничества Ставропольского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 25.03.2022.

Судья подпись М.В. Волковская