22RS0003-01-2020-000685-18
Дело № 2а-438/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 октября 2020 года г.Бийск
Бийский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Фоменко Г.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смоляр Т.В.,
с участием помощника прокурора Бийского района Терешкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Бийского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Калининского сельсовета Бийского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Бийского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Калининского сельсовета Бийского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности, ссылаясь на то, что в рамках исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.02.2011 № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий», указания прокурора края от 14.04.2011 № 319/7 «О порядке исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.02.2011 № 30» прокурором Бийского района проведена проверка, направленная на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проверки установлено, что муниципальному образованию Калининский сельсовет Бийского района Алтайского края на праве собственности принадлежит направляющая шпора берегоукрепления р. Бия, назначение гидротехническое, площадь застройки 6422,6 кв.м, объем 17315 куб.м, протяженность 297 м, расположенная по адресу: <адрес>. Право муниципальной собственности зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ, основанием для регистрации послужило решение Бийского районного суда Алтайского края от 06.05.2016 (дело № 2-440/2016).
Согласно утвержденному Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края, Сибирским управлением Ростехнадзора, ГУ МЧС России по Алтайскому краю перечню на территории, подведомственной администрации Калининского сельсовета, расположено гидротехническое сооружение - направляющая шпора р. Бия в с. Стан-Бехтемир, собственником которой является администрация Калининского сельсовета.
Вместе с тем, по информации Сибирского управления Ростехнадзора собственником, то есть администрацией Калининского сельсовета, сведения о принадлежащем администрации сооружении для включения в Регистр в органы Ростехнадзора не направлены.
Кроме того, собственником указанного ГТС не обеспечена полнота принятых мер по выполнению обязанностей, предусмотренных Федеральным законом №117-ФЗ, Законом №255-ФЗ, в том числе по проведению обследований гидротехнических сооружений, составлению актов преддекларационных обследований, расчету размера вероятного вреда, оформлению деклараций безопасности сооружения, направлению необходимых сведений в органы Ростехнадзора, страхованию гражданской ответственности, проведению ремонта, выполнению иных обязательных мероприятий.
Непринятие администрацией сельсовета мер к проведению вышеуказанных мероприятий в отношении принадлежащего муниципалитету ГТС ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан - жителей сельского поселения.
С учетом выявленных нарушений, прокурором района главе Калининского сельсовета в марте 2020 года внесено представление с требованием об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вместе с тем, по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, Администрацией сельсовета мер, направленных на устранение нарушений, до настоящего времени не принято.
Таким образом, поскольку гидротехническое сооружение расположено в границах муниципального образования Калининский сельсовет, бездействие Администрации Калининского сельсовета свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.
Затягивание сроков принятия мер, направленных на обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, может явиться предпосылкой к возникновению чрезвычайной ситуации, способной повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, материальные потери, возникновение ущерба окружающей природной среде и, как следствие, бюджетные затраты Российской Федерации на возмещение ущерба.
Наличие потенциально опасного гидротехнического сооружения ставит под угрозу жизнь и здоровье как жителей близлежащей территории, так и людей, временно находящихся там, нарушает их права на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Просит: 1. Признать незаконным бездействие Администрации Калининского сельсовета Бийского района Алтайского края <адрес><адрес>, ОГРН: <***>, ИНН <***>) по непринятию мер, направленных на устранение нарушений Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений», по отношению к гидротехническому сооружению - направляющая шпора берегоукрепления р. Бия, назначение гидротехническое, площадь застройки 6422,6 кв.м, объем 17315 куб.м, протяженность 297 м, расположенная по адресу: <адрес>.
2. Обязать Администрацию Калининского сельсовета Бийского района Алтайского края <адрес>, <адрес>, ОГРН: <***>, ИНН <***>) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по отношению к гидротехническому сооружению - направляющая шпора берегоукрепления <адрес>, назначение гидротехническое, площадь застройки 6422,6 кв.м, объем 17315 куб.м, протяженность 297 м, расположенная по адресу: <адрес>а:
- разработать и согласовать с министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края Расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения;
- провести обследование с составлением акта преддекларационного обследования гидротехнического сооружения, который составить участниками обследования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;
- разработать Правила эксплуатации гидротехнических сооружений, которые согласовать с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения;
- оформить технический паспорт гидротехнического сооружения.
Помощник прокурора Бийского района Терешкина Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика Администрации Калининского сельсовета к судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие, представлено заявление о признании иска.
Представители заинтересованных лиц Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, ГУ МЧС России по Алтайскому краю, Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, с учетом приведенных обстоятельств, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Решением Бийского районного Совета депутатов от 17.12.2019 № 184 указанное полномочие передано по соглашению органам местного самоуправления сельских поселений Бийского района.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон №117-ФЗ) под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений Федеральным законом № 117-ФЗ возложено на их собственников, которые обязаны, в том числе, обеспечивать проведение обследований сооружений; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации, обеспечению его безопасности, работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям и др.
Учет гидротехнических сооружений и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений (далее - Регистр) осуществляется Ростехнадзором, которым присваивается класс опасности сооружениям:
I класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности;
II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности;
III класс - гидротехническое сооружение средней опасности;
IV класс - гидротехническое сооружение низкой опасности (не подлежит декларированию и не включаются в Регистр).
Эксплуатация ГТС I, II или III класса опасности может осуществляться только при наличии разрешения на эксплуатацию, выданного Ростехнадзором.
Собственники сооружений обеспечивают направление в органы Ростехнадзора сведений для внесения их в Регистр по форме, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.1998 № 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений».
В указанных целях собственник или эксплуатирующая организация обязаны:
- в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 117-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» провести обследование ГТС с участием специалистов Ростехнадзора с составлением акта преддекларационного обследования гидротехнического сооружения по утвержденной форме;
- выполнить расчет вероятного вреда, определяемого в денежном выражении согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения», по утвержденной методике; - при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса опасности, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, И, III или IV класса опасности собственник обязан составить и представить в органы Ростехнадзора декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Срок действия декларации 5 лет.
Декларация должна получить положительное заключение экспертизы в экспертных центрах, определенных Ростехнадзором.
Гидротехнические сооружения, которые находятся в эксплуатации на дату вступления в силу Федерального закона № 117-ФЗ (28.07.1997), вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон №255-ФЗ), вступившего в силу 03.10.2016, сведения о гидротехническом сооружении, невнесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) не обновленные в Российском регистре гидротехнических сооружений до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат обязательному внесению и (или) обновлению с присвоением гидротехническому сооружению соответствующего класса опасности до 1 января 2019 года.
Кроме того, Законом № 255-ФЗ предусмотрено, что при отсутствии декларации безопасности гидротехнического сооружения на день вступления закона в силу декларация безопасности составляется и представляется на утверждение в органы Ростехнадзора в течение пяти лет со дня вступления в силу Закона № 255-ФЗ, то есть до 03.10.2021.
Прокурором Бийского района в рамках исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.02.2011 № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий», указания прокурора края от 14.04.2011 № 319/7 «О порядке исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.02.2011 № 30» прокурором Бийского района проведена проверка, направленная на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проверки установлено, что муниципальному образованию Калининский сельсовет Бийского района Алтайского края на праве собственности принадлежит направляющая шпора берегоукрепления р. Бия, назначение гидротехническое, площадь застройки 6422,6 кв.м, объем 17315 куб.м, протяженность 297 м, расположенная по адресу: <адрес>. Право муниципальной собственности зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ., основанием для регистрации послужило решение Бийского районного суда Алтайского края от 06.05.2016.
Согласно утвержденному Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края, Сибирским управлением Ростехнадзора, ГУ МЧС России по Алтайскому краю перечню на территории, подведомственной администрации Калининского сельсовета, расположено гидротехническое сооружение - направляющая шпора р. Бия в с. Стан-Бехтемир, собственником которой является администрация Калининского сельсовета.
Вместе с тем, по информации Сибирского управления Ростехнадзора собственником, то есть администрацией Калининского сельсовета, сведения о принадлежащем администрации сооружении для включения в Регистр в органы Ростехнадзора не направлены.
Кроме того, собственником указанного ГТС не обеспечена полнота принятых мер по выполнению обязанностей, предусмотренных Федеральным законом №117-ФЗ, Законом №255-ФЗ, в том числе по проведению обследований гидротехнических сооружений, составлению актов преддекларационных обследований, расчету размера вероятного вреда, оформлению деклараций безопасности сооружения, направлению необходимых сведений в органы Ростехнадзора, страхованию гражданской ответственности, проведению ремонта, выполнению иных обязательных мероприятий, в частности, администрацией Калининского сельсовета:
1) Не разработан и не согласован с Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края Расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
2) Не проведено обследование с составлением акта преддекларационного обследования гидротехнического сооружения, составленный с участниками обследования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
3) Не разработаны Правила эксплуатации гидротехнических сооружений, согласованные с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
4) Не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения.
5) Отсутствует технический паспорт гидротехнического сооружения.
Прокурором района главе Калининского сельсовета в марте 2020 года внесено представление с требованием об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Непринятие администрацией сельсовета мер к проведению вышеуказанных мероприятий в отношении принадлежащего муниципалитету ГТС ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан - жителей сельского поселения.
Таким образом, поскольку гидротехническое сооружение расположено в границах муниципального образования Калининский сельсовет, бездействие Администрации Калининского сельсовета свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.
Затягивание сроков принятия мер, направленных на обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, может явиться предпосылкой к возникновению чрезвычайной ситуации, способной повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, материальные потери, возникновение ущерба окружающей природной среде и, как следствие, бюджетные затраты Российской Федерации на возмещение ущерба.
Наличие потенциально опасного гидротехнического сооружения ставит под угрозу жизнь и здоровье как жителей близлежащей территории, так и людей, временно находящихся там, нарушает их права на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного, признания иска административным ответчиком суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия Администрации Калининского сельсовета Бийского района Алтайского края по непринятию мер, направленных на устранение нарушений Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений», по отношению к гидротехническому сооружению - направляющая шпора берегоукрепления р. Бия, назначение гидротехническое, площадь застройки 6422,6 кв.м, объем 17315 куб.м, протяженность 297 м, расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно п.9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
С учетом положений п.9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает необходимым возложить на Администрацию Калининского сельсовета Бийского района Алтайского края обязанность устранить нарушение прав неопределенного круга лиц в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по отношению к гидротехническому сооружению - направляющая шпора берегоукрепления р. Бия, назначение гидротехническое, площадь застройки 6422,6 кв.м, объем 17315 куб.м, протяженность 297 м, расположенная по адресу: <адрес>, а именно:
- разработать и согласовать с министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края Расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения;
- провести обследование с составлением акта преддекларационного обследования гидротехнического сооружения, который составить участниками обследования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;
- разработать Правила эксплуатации гидротехнических сооружений, которые согласовать с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения;
- оформить технический паспорт гидротехнического сооружения.
С учетом положений ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Администрации Калининского сельсовета Бийского района в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Прокурора Бийского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Калининского сельсовета Бийского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Калининского сельсовета Бийского района Алтайского края по непринятию мер, направленных на устранение нарушений Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений», по отношению к гидротехническому сооружению - направляющая шпора берегоукрепления р. Бия, назначение гидротехническое, площадь застройки 6422,6 кв.м, объем 17315 куб.м, протяженность 297 м, расположенная по адресу: <адрес>.
Обязать Администрации Калининского сельсовета Бийского района Алтайского края провести следующие мероприятия по отношению к гидротехническому сооружению - направляющая шпора берегоукрепления р. Бия, назначение гидротехническое, площадь застройки 6422,6 кв.м, объем 17315 куб.м, протяженность 297 м, расположенная по адресу: <адрес>а:
- разработать и согласовать с Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края Расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения;
- провести обследование с составлением акта преддекларационного обследования гидротехнического сооружения, который составить с участниками обследования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;
- разработать Правила эксплуатации гидротехнических сооружений, которые согласовать с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения;
- оформить технический паспорт гидротехнического сооружения.
Установить срок для исполнения решения 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации Калининского сельсовета Бийского района Алтайского края в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле вправе ознакомиться в помещении суда 03 ноября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бийский районный суд.
Судья Г.В.Фоменко